Повесть А.И. Куприна «Поединок» стала своеобразным взрывом, шоком для читателей. Это произведение рассказало всю правду о российской армии конца 19 – начала 20 века. И правда эта была ужасающей.
Сам Куприн, как известно, служил в армии и знал «изнутри» все ее законы и порядки. Он, впервые в русской литературе, откровенно и подробно показал, как военщина уродует людей, сознательно уничтожая в них личность. Писатель утверждал, что армии не выгодно иметь в своих рядах думающих, критически настроенных людей. Сама армейская специфика требовала в свои ряды машины, способные только подчиняться и убивать. А когда все это накладывалось на российскую действительность, то армия превращалась для человека в невыносимую пытку, финал которой был заранее известен – смерть, духовная или физическая.
В центре повествования находится судьба молодого офицера Георгия Ромашова. Писатель рисует его как натуру тонкую, глубокую, думающую и чувствующую. Ромашов – романтик. Он пришел в армию служить Родине, защищать отечество. Но, погружаясь в тягостные армейские будни, герой начинает видеть истинное лицо русской армии. И такая правда отталкивает Ромашова.
Герой вступает в своеобразный поединок с окружающей его жизнью, армейской машиной.
Он пытается подходить ко всему с точки зрения человеческой нравственности, морали. Ромашов пытается относиться к людям с любовью и пониманием. Поэтому его сердце разрывается, а рассудок не может понять того, что герой видит вокруг.
Пораженный случаем с Хлебниковым, который был доведен до отчаяния издевательствами офицеров, Ромашов начинает сострадать ему. Но, кроме этого, он осознает, что забитые «серые Хлебниковы с их однообразно-покорными и обессиленными лицами – на самом деле живые люди, а не механические величины, называемые ротой, батальоном, полком…» То есть герой начинает видеть в каждом солдате личность. А с таким подходом и взглядом невозможно существовать в армии, где личность намеренно игнорируется и уничтожается.
Здесь, в армии, Ромашов влюбляется. Его «богиней» становится Шурочка Николаева, жена поручик Николаева. Эту женщину также со всей смелостью можно назвать жертвой армейского уклада. Талантливая, способная, с острым умом и красивой внешностью, она могла бы составить счастье какого-нибудь выдающегося человека. Тем более что Александра Петровна очень амбициозна. Она стремится в Петербург, туда, где, по ее мнению, и происходит настоящая жизнь.
Именно поэтому Шурочка так желает, чтобы ее муж сдал наконец экзамены и поступил в академию генерального штаба.
Честь и бесчестье в повести Поединок, Куприн. ««Поединок» произведение ...
... личности, пробуждение ее активности. Название повести символично, повесть стала поединком самого Куприна с царской армией, самодержавными порядками, губящими людей. Это поединок ... плечо!», 9 гл., с. 336.) главный герой «Поединка» Ромашов приходит к отрицанию того, что в разумно ... высокомерие, извращённые представления о «чести мундира» и чести вообще, хамство – следствие изоляции, оторванности ...
Это открыло бы ему путь для дальнейшего карьерного роста. Героиня прикладывает все усилия, чтобы поручик Николаев усвоил программу, но тому она дается с превеликим трудом. К сожалению, муж Шурочки – недалекий и не очень способный человек.
Ромашов обожает Александру Петровну. Все в ней ему кажется прекрасным. Но постепенно мы начинаем понимать, что романтичный герой во многом придумал себе образ возлюбленной, наделил ее идеальными чертами. На самом же деле Шурочка оказалась довольно взбалмошной и эгоистичной натурой. Увлекшись «милым Ромочкой» от скуки и пустоты, она практически становится виновницей его смерти. Между поручиком Николаевым и Ромашовым происходит дуэль из-за Шурочки. И Ромашов погибает.
Эта смерть очень закономерна в логике развития повести. Вспомним, что в результате своих размышлений Ромашов приходит к мысли, что армия не нужна совсем. Но не знает, что лично он может сделать для улучшения ситуации. Можно сказать, что Ромашов оказывается на нравственном и идейном распутье. Он осознает порочность и неправильность системы и образа окружающей его жизни, но не видит выхода, не имеет представления о том, как это исправить.
Вообще, в финале повести раскрываются и сводятся воедино все поединки, которые герой вел на протяжении своей жизни.
Это и поединок Ромашова с собой, со своей слабостью, мечтательностью, нерешительностью. Это и его поединок с обществом, уничтожающим в человеке личность и мешающим пробуждению самосознания личности. В итоге все это воплощается в буквальный поединок Ромашова с его «соперником» — поручиком Николаевым.
Ромашов гибнет на дуэли. И этот печальный финал его жизни очень символичен. Герой проиграл поединок с жизнью, вернее, с ее абсурдным порядком. В такой жизни нет места чистым и светлым душам, говорит Куприн. Важно, что гибнет Ромашов именно в тот момент, когда душа его полна любви к Шурочке Николаевой. Тем самым Куприн еще раз подчеркивает, что существующий строй, уклад губит все самое лучшее, живое, искреннее. В армии и жизни, описанной писателем, нет места людям. Там выживает лишь серость, рабы, пушечное мясо.
Даже сила любви неспособна что-либо изменить в сложившейся системе. Или его и не было здесь, настоящего чувства? Куприн показывает, что в армии нет места христианской любви – к ближнему, вообще к человеку. Все здесь построено лишь на насилии и уничтожении. Нет здесь места и любви человека к самому себе, потому что система уничтожает это с корнем.
Нет в армии места и любви мужчине к женщине. Шурочка не любит своего мужа, но живет с ним, надеясь на его продвижение по службе. Ей нравится юный Ромашов, но она не видит в нем своего «героя». И, несмотря на это, играется с ним и становится поводом для его гибели.
Таким образом, Куприн дает нам понять, что в русской армии начала 20 века нет места любви, а значит, нет места и жизни. Русская армия обречена на гибель, вымирание.
Шурочка в повести Поединок Куприна характеристика, образ
... жертвует этими качествами. Любовь в повести А. И. Куприна «Поединок» 1. Портрет и характер Георгия Ромашова. 2. Тоска по настоящей жизни в душе молодого офицера. 3. Любовь к Шурочке как ... отношение к любви. 5. Неизбежность поединка. — Спи, моя прекрасная, спи, любовь моя. Я — возле, я стерегу тебя! А. И. Куприн Главный герой повести А. И. Куприна «Поединок» Георгий Алексеевич Ромашов — натура ...
А.И.Куприн писал повесть Поединок будучи уже популярным автором. Сам бывший военный, писатель не понаслышке знал офицеров. Работа над повестью заняла около трех лет. Причина столь долгого срока кроется, видимо, в необъятности выбранной темы.
Название Поединок имеет двойное значение. Поединок молодого офицера Ромашова с невыносимой гнетущей действительностью армейской жизни логично заканчивается дуэлью — поединком, в которой один соперник погибает, а второй давно уже погиб, сам того не заметив.
Герои повести живут в каком-то жутком непонятном мире. Мире, где люди не принадлежат сами себе, где здравый смысл приносится в жертву положениям воинских уставов, где отношения между людьми подменяются субординацией. Где незначительная ошибка может привести к непоправимым последствиям. Где люди, как зомби, ходят по одному и тому же маршруту, не в силах очнуться от дьявольского гипноза. Все сослуживцы Ромашова, офицеры — это лишь тени бывших людей, из которых армия вытравила все человеческие чувства.
И вот в этом призрачном виртуальном мире, не зная правил игры, Ромашов пытается противостоять гнетущей действительности. И поначалу ему это даже, кажется, удается. Он заводит с сослуживцами человеческие отношения, он добр к своему денщику Гайнану. У него даже случается настоящий роман с женой своего друга Шурочкой. Однако, постепенно в повествовании появляются тревожные нотки, которые мало-помалу становятся все более явными. И наконец, читатель с ужасом начинает понимать, что выхода из этого ада нет и быть не может. Что жернова, истирающие и перемалывающие все живое, приближаются неотвратимо, и что героя чаша сия не минует.
Атмосфера постепенно накаляется, тучи над героем сгущаются. Ромашов то и дело попадает в ситуации, из которых выходит все более опущенным и подавленным. Разнос, устроенный ему командиром, разговор с бывшим любовником своей возлюбленной — все эти события постепенно придавливают, угнетают героя, лишая его воли к победе. И апофеоз — дикая ссора с мужем Шурочки, которая и приводит к вызову на дуэль.
Писатель даже не включил в повесть сцену дуэли, в этом нет необходимости. Итог человеческой жизни героя повести подведен языком сухого армейского рапорта.