В свое время Петр I издал указ, согласно которому дворянские дети не могли жениться, пока не получат образования. Недорослями слали называть помещичьих сыновей, которые еще не успели в должной степени освоить науки, чтобы обзавестись семьей, хоть возраст и позволял им это сделать. Сегодня значение этого слова стало немного другим. Так называют юношей и девушек, которые выросли невежами. Такое значение слово приобрело во многом благодаря Денису Ивановичу Фонвизину, из-под пера которого в 1781 году вышла комедия «Недоросль». Сейчас ее изучают почти во всех школах. Поэтому я считаю не лишним напомнить читателям сайта «Пятерка по литературе» краткое содержание этой пьесы, дать характеристику ее персонажам и привести варианты сочинения по интересующему нас произведению.
Персонажи комедии Фонвизина «Недоросль»: краткая характеристика героев
Для того чтобы вам был понятен сюжет комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина, считаю целесообразным в первую очередь познакомить вас с действующими лицами пьесы, одновременно дав им краткую характеристику.
- Госпожа Простакова (в девичестве Скотинина) – властная и жестокая помещица, в имении которой происходит действие пьесы. Она истязает крестьян и иногда поколачивает мужа, держит всех в страхе. Души не чает в своем сыночке Митрофанушке. Ему она наняла учителей, чтобы он поучился хотя бы для виду и получил право жениться. Другого смысла в образовании она не видит.
- Господин Простаков (Терентий) – муж Простаковой, помещик, подкаблучник. Обожает и боится свою жену. Любит своего сына Митрофана и даже гордится им. Робкий, тихий, не имеющий образования и власти в собственном доме. Играет второстепенную роль.
- Митрофан (Митрофанушка) – сын Простаковых, юноша подросткового возраста. О нем многое говорит его фраза: «Не хочу учиться, хочу жениться». Родители наняли ему учителей, но науки ему не даются. К тому же он ленится учиться и считает это занятие бессмысленным. За 3 года он абсолютно ничему не выучился. Над учителями он издевается, родителей не любит и не уважает, но перед матерью лебезит, понимая, что в доме все решает она. Этот юноша ленив и избалован. В финале он также раскрывается как лицемерный и неблагодарный человек.
- София – сирота, дальняя родственница господина Простакова, живущая в его доме.
2 стр., 585 слов
Дом в пьесе Вишневый сад, Чехов
... Париже вместе со своим любовником. Конфликт в пьесе показан идейный, хотя на первый взгляд кажется, что борьба идет за вишневый сад. Автор показал образ жизни простых крестьян и ... и Раневская не готовы принять материальное благополучие взамен за свой родной вишневый сад, ставший для них домом. В то же время, когда имение уже продано, казалось бы, ...
Девушка образованная, в одной из сцен предстает перед зрителем с книгой в руке. Скромная, добрая, с почтением относится к старшим. Любит Милона.
- Скотинин – брат Простаковой, грубый, невежественный и лживый человек. Читать и думать ему лень. Ради наживы готов на любую подлость. Хотел бы жениться на Софье из-за ее приданого.
- Стародум – дядя Софьи. Возвращается из Сибири. Туда он уезжал, чтобы зарабатывать честным трудом. Честный, добрый и мудрый человек, имеющий высокие моральные принципы.
- Правдин – чиновник, остановившийся в имении Простаковых. Настоящая его цель – проверить, как здесь обращаются со слугами, приструнить хозяев и навести в имении порядок. Является представителем образованного дворянства. В пьесе олицетворяет правду и закон.
- Милон – возлюбленный Софьи, который тоже ее любит. Офицер. Имеет высокие моральные принципы. Порядочный и честный.
- Цыфиркин – учитель арифметики. Бывший военный, не терпит лени и разгильдяйства. К задаче обучения Митрофана счету подходит ответственно, но результата нет.
Будучи честным человеком, он отказывается от вознаграждения за свой труд, так как за 3 года ничему не смог научить Митрофанушку.
- Кутейкин – учитель грамматики. Малообразованный дьячок из городской церкви. Расчетливый, жадный и хитрый. Своего воспитанника справедливо считает глупым. Несмотря на то, что ничему не научил Митрофана, хочет получить за свою работу хорошее вознаграждение.
- Вральман – бывший конюх Стародума, прикинувшийся немцем, и нанятый Простаковой обучать ее сынам светской жизни и манерам.
- Еремеевна – няня Митрофана. Заботится о юноше с рождения, у Простаковых работает уже 40 лет, но терпит от них немало обид и унижений.
- Тришка – слуга Простаковых, в начале пьесы госпожа ругает его за плохо сшитый кафтан.
Как видно, все главные герои комедии «Недоросль» легко делятся на положительных и отрицательных. Многие из действующих лиц пьесы имеют говорящие имена и фамилии, по которым можно судить о преобладающих чертах этих персонажей. Кстати, имя Митрофан с греческого переводится как «явленный матерью». В контексте рассматриваемого нами произведения это имя можно расшифровать как «похожий на свою мать».
Краткое содержание комедии «Недоросль» Фонвизина по действиям
Учитывая тот факт, что многим из моих читателей предстоит писать сочинение по комедии Фонвизина «Недоросль» и, возможно, искать в произведении цитаты, краткое содержание этой пьесы я изложу по действиям. Так вам, полагаю, будет удобнее.
Образ и характеристика Правдина в комедии Недоросль Фонвизина
... Правдина Простаковы несут наказание: у них забирают землю под контроль государства, лишают права на имение, а недоросля ... сколько простым хорошим исполнителем. Сочинение на тему Правдин В большинстве случаев в ... о том, что она обкрадывает Софью. Ревизор Правдин выступает против самодурства и ... Правдина и его деятельность имеют важное значение в идеологическом замысле комедии. Для Фонвизина Правдин ...
Что происходит в первом действии комедии «Недоросль»
Действие происходит в доме Простаковых.
Хозяйка дома ругает Тришку за то, что он якобы сшил плохой кафтан для Митрофана. Тришка пробует оправдываться тем, что он не портной, но эти доводы не помогают. Робкое заступничество Простакова тоже оказывается бесполезным. Лишь когда Скотинин говорит, что кафтан сшит хорошо, Тришку прогоняют.
Простакова выражает беспокойство по поводу самочувствия сына. Тот жалуется, что плохо спал. Рассказывает сон, в котором мать била отца, и говорит ей, что ему было ее жалко, так как она устала от этого действия. Мать обнимает Митрофанушку, говоря, что он является единственным ее утешением, и отпускает его на голубятню.
Оставшиеся в комнате Простаковы и Скотинин обсуждают перспективу женитьбы Скотинина на Софье, единственный близкий родственник которой давно уже уехал в Сибирь и не дает о себе знать. Суть натуры Скотинина обнажает его вопрос о том, много ли в именье невесты свиней.
Появляется Софья с письмом в руке. Девушка говорит, что это письмо от ее дяди Стародума. Присутствующие не хотят ей верить. Для доказательства своей правоты Софья предлагает им самим прочитать письмо, но оказывается, что никто из них не умеет читать.
Входит Правдин, его-то и просят прочитать письмо, что он и делает. Выясняется, что Стародум дарит Софье большую сумму денег (10 тысяч рублей).
Простакова сразу смекает, что девушка теперь стала богатой невестой, и хочет выдать ее за Митрофана. Она тут же начинает льстить девушке и уводит ее для беседы в другую комнату.
Слуга сообщает о том, что в их деревню на постой прибыли военные.
Что происходит во втором действии комедии «Недоросль»
Действие продолжается там же, где и предыдущее. Этого требуют каноны – литературного направления, являющегося в середине и во второй половине 18 века в России доминирующим.
На сцене появляются Правдин и Милон, которые оказываются давними знакомыми. Правдин сообщает, что командирован в поместье, чтобы поставить на место «презлую фурию». Милон же сообщает, что держит путь в Москву, где должна находиться его невеста, осиротевшая и принятая в дом дальними родственниками.
В комнату входит Софья. Влюбленные узнают друг друга, радуются нечаянной встрече. Софья говорит любимому, что Простакова хочет выдать ее за своего глупого сына.
Скотинин опасается, что может остаться без жены и без денег. Милон и Правдин рассказывают ему, что сестра намерена поженить на Софье Митрофана. Скотинин злится.
Появляется Митрофанушка с Еремеевной, которая безрезультатно пытается уговорить его учиться. Скотинин ссорится с племянником, так как они оба хотят жениться на Софье. Правдин и Еремеевна не позволяют состояться драке. Скотинин удаляется.
Скотинин в комедии «Недоросль» (Характеристика и образ)
... он жил по нормам «Домостроя». Помимо Милона, Скотинин ещё противопоставляется Правдину. Их отличие заключается в подходе к ... наказывает таких людей за их невежество. Сочинение 2 «Недоросль» Фонвизина Дениса Ивановича – яркий пример ... вынести мораль, читая книгу. Скотинин – родственник самых главных отрицательных персонажей, Простаковой и Митрофана. Однако, в ... общество. ` Скотинин в комедии «Недоросль»
Входят господа Простаковы. Извиняются, что не вышли сразу встретить Милона. Простакова отправляет сначала Софию, а вслед за ней и своего сына посмотреть, как подготовлена комната для Стародуба.
Появляются учителя Кутейкий и Цыфиркин. Правдин расспрашивает их, как они учились грамоте и как оказались в доме Простаковых.
Что происходит в третьем действии комедии «Недоросль»
Правдин первым встречает Стародуба и рассказывает ему, как господа Простаковы намерены поступить с Софьей. Стародум советует не горячиться и рассказывает собеседнику, как пришел к пониманию, что все люди бывают разными.
Появляется Софья. Стародум объясняет ей, почему он был вынужден уехать: иначе заработать денег, «не променивая их на совесть», он не видел возможности.
Милон разнимает дерущихся Простакову и Скотинина. Заметив Стародума, хозяйка дома посылает Еремеевну за мужем и сыном. Семья Простаковых с преувеличенной радостью встречают Стародума. Митрофан повторяет за матерью, что Стародум ему все равно что второй отец, что того весьма удивляет.
Стародум объявляет, что нашел Софье жениха и намерен увезти ее в Москву. Несмотря на то, что Софья еще не знает, что дядя намерен выдать ее за Милона, соглашается поступить согласно его воле. Переубедить его пытаются Правдина и Скотинин. Причем Правдина рассказывает, что будто бы ее сын усердно учится, хоть в роду у них образование и не было в почете. Так как гость мог устать с дороги, все расходятся.
Оставшиеся в комнате Кутейкин и Цыфиркин жалуются друг другу, что Митрофан не хочет учиться, так что они даже готовы его поколотить за лень. Оба учителя считают, что Вральман плохо влияет на их подопечного.
Входят Простакова с Митрофаном, и та уговаривает сына немного поучиться. Цыфиркин задает ученику 2 задачи, но еще раньше, чем он успевает заняться подсчетами, госпожа Простакова советует сыну, нашедши деньги, ни с кем не делиться, и подытоживает: «Не учись этой дурацкой науке». Кутейкин диктует Митрофану фразу, что тот не человек, а «поношение человека». Ученик даже не соображает, что он пишет. Появляется Вральман и советует Митрофанушке ничему не учиться, а водиться с такими же безграмотными людьми, как он сам. Он хвалится, что видел свет, сидя на козлах, но вовремя спохватывается, и никто не догадывается, что он был кучером.
Простакова уводит Митрофанушку, а учителя собираются бить Вральмана. Гувернер убегает.
Что происходит в четвертом действии комедии Фонвизина «Недоросль»
Действие начинается с беседы Стародума и Софьи о добродетели. Дядя учит племянницу, что почет и богатство должны получать те, кто печется о других, а не о собственном благополучии. Также он говорит девушке, что муж и жена должны любить друг друга и во всем поддерживать, а их происхождение значения не имеет.
Стародуму приносят письмо. После прочтения его он понимает, что Милон как раз и есть тот молодой человек, за которого он планировал отдать замуж племянницу. Он беседует с женихом, чтобы убедиться, что он является достойным человеком. Поняв, что Милон честен и благороден, имеет представление о долге, дядя благословляет влюбленных.
Cочинение «Тема воспитания в комедии «Недоросль. Почему в комедия ...
... патриархального (Простакова, Скотинин, Митрофан) и передового, просветительского (Стародум, Правдин, Милон, Софья). Вопрос о ложном и истинном воспитании заключается уже в самом названии. Не зря в современном русском языке слово «недоросль» означает ...
Приходят Скотинин, затем Простакова с Митрофаном. Мать нахваливает успехи сына в учебе, и Правдин решает его проэкзаменовать. Он задает недорослю довольно простые вопросы, но тот дает на них нелепые ответы. Госпожа Простакова пытается оправдать невежество сына.
Скотинин и Простакова пытаются выведать у Стародуба, что он думает о дальнейшем устройстве судьбы своей племянницы. Тот сообщает, что у Софьи уже есть жених, и завтра они уезжают.
И Скотинин, и Простакова с сыном, не сговариваясь, собираются перехватить девушку, не позволив ей уехать с женихом.
Что происходит в пятом действии комедии «Недоросль»
Открывает действие беседа Стародума и Правдина. Оба считают, что только честные, образованные и воспитанные люди могут сделать государство процветающим.
Разговор прерывается из-за шума. Скоро выясняется, что по приказу Простаковой Еремеевна силой пыталась увезти Софью, но Милон успел ее остановить. Правдин указывает на незаконность совершенных по отношению к Софье действий и на право Стародуба и его племянницы требовать наказать Простакову за это злодеяние. Но Простакова просит прощения, и Софья ее прощает. Однако сразу же после этого Простакова хочет наказать слуг, которые не смогли выполнить ее поручения.
Правдин останавливает Простакову и оглашает документ, согласно которому имение Простаковых переходит под его опеку. Простакова вспоминает, что должна учителям. Их приглашают для расчета.
Приходят учителя. Выясняется, что Вральман – бывший конюх Стародума. Он соглашается пойти на службу к бывшему хозяину. Цыфиркин признается, что ничему не смог научить Митрофана, поэтому не хочет брать много денег. Однако Правдин награждает учителя арифметики за честность. Кутейкин, напротив, не стесняется просить денег за безрезультативную деятельность, однако ему приходится остаться ни с чем.
Стародум вместе с Милоном и Софьей готовится к отъезду. Простакова обнимает сына со словами; «Один ты у меня остался!». Тот грубо отталкивает мать: «Отвяжись ты!». «Вот злонравия достойные плоды!» – подытоживает Стародум.
Сочинение по комедии Фонвизина «Недоросль»
«Проблема воспитания и образования в комедии Фонвизина «Недоросль» – именно так обычно звучит тема сочинения по интересующему нас произведению. Предлагаю вашему вниманию один из вариантов этой творческой работы.
«Основная проблема, которую поднимает Денис Иванович Фонвизин в комедии «Недоросль», связана с ролью воспитания и образования в жизни общества и конкретного человека.
Героев пьесы можно поделить на два лагеря. Одни персонажи не понимают важность образования и воспитания, другие, напротив, считают, что процветающим государство могут сделать только честные и просвещенные люди. Первая группа представлена господами Простаковыми, их сыном Митрофанушкой, а также братом госпожи Простаковой Скотининым. Во вторую группу входят находящаяся на попечении Простаковых девушка Софья, ее дядя Стародум, жених Милон и пребывающий в доме Простаковых по государственным делам чиновник Правдин.
Д.И. Фонвизин «Недоросль». Сатирическая направленность комедии.Урок в 8 классе
... Все герои комедии Фонвизина «Недоросль» условно делятся на положительных и отрицательных. К отрицательным относится семейство Простаковых. Людей нравственных, положительных представляют Правдин, Стародум, Софья и ... тот момент теме конфликта между патриархальным и просветительским взглядами на образование. Простакова и Скотинин придерживаются консервативной позиции Среди прочих действующих лиц ...
В центре внимания оказывается Митрофанушка – подросток, которого уже три года обучают арифметике, грамоте и манерам, но так ничему и не смогли научить. Он недоросль. Так раньше называли дворян, которые уже готовы жениться, но не получили необходимого для этого образования. Сегодня так называют невежд, недоучей. К Митрофанушке применимы оба эти значения. Смех вызывают его ответы на вопросы Правдина, решившего проверить его знания. Но за этим смехом стоит серьезная проблема.
Митрофан не только глуп, но и ленив, а также лицемерен и эгоистичен. Его имя с греческого переводится как «подобный матери». Он во всем повторяет поведение и отношение к жизни госпожи Простаковой. Она не видит в учении смысла и уговаривает сына поучиться хотя бы для вида. Сам Митрофанушка заявляет, что не хочет учиться, а хочет жениться. Они не стыдятся своей безграмотности, а оправдывают ее. Оба лицемерят и подлизываются к тем, кто имеет власть и деньги. Но в итоге сын превосходит свою мать. Если она любит его всей душой, то он в финале, когда она теряет все, что имела, отталкивает ее. Причина заключается в плохом воспитании, в том, что мать подавала сыну плохой пример и не видела смысла давать ему хорошее образование. Она не воспитывала его, а баловала. Поэтому в финале пьесы Стародум и говорит: «Вот злонравия достойные плоды!».
Победа оказывается на стороне героев, которые выступают за необходимость образования и воспитания. Софья остается с Милоном. Правдин берет имение Простаковых под свою опеку и раздает всем то, что они заслужили. Отрицательные герои, не понимающие необходимость просвещения, пекущиеся только о своей выгоде, а не об общественном благе, терпят фиаско.
Я считаю, что Фонвизин прав. Образование нужно человеку не только для того, чтобы не быть смешным. Умение отличить хорошее от плохого – необходимое условие выстраивания хороших взаимоотношений с людьми, личного счастья. Также важно, чтобы государством управляли честные и грамотные люди, только тогда в стране будет порядок и экономическое благополучие».
Разумеется, вы можете раскрыть обозначенную выше тему и по-другому. Краткий пересказ комедии «Недоросль» с цитатами из нее и характеристика персонажей пьесы, приведенные в данном материале, помогут вам написать сочинение самостоятельно и получить за него отличную отметку.