Сюжет и композиция романа «Отцы и дети»
В основе сюжета романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» — конфликт поколений, перенесенный из плоскости семейных отношений в плоскость социально-философских споров. Композиция романа помогает определить позиции героев, с одной стороны, и позицию автора по отношению к героям, с другой стороны.
Сюжет в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Противопоставление — это основной композиционный прием произведения.
Контраст задан:
- заглавием — «Отцы и дети»,
- образами главных героев — Базарова и Павла Петровича, Базарова и других героев романа.
Он проявляется также в повторении «маршрута» Базарова (Базаров дважды посещает поместья Кирсановых и Одинцовой, дважды возвращается под родительский кров).
Конфликт между «отцами» (либералами) и «детьми» (революционерами-демократами) проступает в завязке романа — описании внешности Базарова и Павла Петровича:
- красная, обветренная рука Базарова — белая аристократическая рука Павла Петровича,
- балахон Базарова — аристократические туалеты старшего Кирсанова, смешные в деревне.
«…высокого роста в длинном балахоне с кистями, лицо его, длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета…оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», «Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стойкость и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцати годов».
Композиция романа «Отцы и дети»
Композиционное решение помогает Тургеневу высказать свое отношение к главному герои и его теории. Важными пунктами композиции являются главы нескольких кульминаций романа.
Х глава — кульминация идеологических споров героев
Позиции Базарова, неприемлемы для Кирсановых, особенно для Кирсанова старшего: отрицание всего, что близко позициям либералов- отцов: принципов, красоты природы, поэзии, музыки, нравственных основ в народе, социальных основ русского общества.
Цель — все разрушить, «место очистить».
ХХIV глава — кульминация личностных отношений
А именно — между Базаровым и Кирсановым. Дуэль. Необычное разрешение конфликта.
«…дуэль с Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно комически».
История жизни владимира дубровского в романе “дубровский” пушкина: ...
... в детстве занимается отец. Позже герой отправляется в Петербург, где учится в Кадетском корпусе, а после выпуска зачисляется в гвардию в чине корнета. Служит в пехотном полку, расквартированном в Петербурге. Дубровский ... Образ и характеристика Владимира Дубровского в повести Дубровский Пушкина сочинение Дубровский – главный герой романа – сын бедного помещика Андрея Дубровского. Человек он очень ...
Базаров перестает видеть в Павле Петровиче противника, а видит только страдающего раненого старого человека. Павел Петрович о поведении Базарова:
«Вы поступили благородно».
Цель композиционного построения — развенчание теории героя
Один из пунктов — испытание любовью. Эволюция взглядов и чувств героя: поездка в город, впечатление от Одинцовой
… этакое богатое тело! — хоть сейчас в анатомический театр»,
в усадьбе Одинцовой («Базаров сознавал романтика в самом себе»), теория любви (Базаров — Аркадию:
- «Нравится тебе женщина… старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля клином не сошлась»
ХШ глава — кульминация отношений
В этом объяснении с Одинцовой Базаров сохраняет чувство собственного достоинства:
«Человек я бедный, но милостыни до сих пор не принимал».
Перед смертью герой говорит Одинцовой:
«Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».
Роль глав ХII- ХШ
Это не только завязка любовной интриги, но и знакомство с «последователями» Базарова — Ситниковым и Кукшиной. Для Тургенева здесь важна гротескность их образов. Например, портрет Ситникова :
- «Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица;
- небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом».
Эмансипированная Кукшина вызывает неприязнь у Базарова. Она самонадеянно говорит:»… слава Богу у меня нет детей», бездетная Кукшина — символ бесперспективности идей нигилизма. Других последователей в романе у главного персонажа нет.
Главы ХХ, ХХI,ХХVII- отношения Базарова с родителями
Первый приезд — герой, декларируя чувства как инстинкт, тяготится любовью родителей (прерывает ученые разговоры отца, снисходителен к матери), второй приезд, смерть героя — изменение отношения к родителям
«Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».
Смерть героя
Кончина Базарова — это крах идей нигилизма
«И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру: куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь задача для гиганта — как бы умереть прилично. Хотя никому до этого дела нет. …Все равно вилять хвостом не стану», с другой стороны, в нем просыпается настоящая человеческая натура
(не показать своих страданий, утешить родителей, не помешать им искать утешения в религии).
«Умереть так, как умер Базаров, значит совершить великий подвиг» (Д.И.Писарев).
Композиционная роль эпилога
Это авторский взгляд на будущее России:
а) Упоминание о Ситникове и Кукшиной закономерная концовка абсурдности идей нигилизма (нигилизм обречен),
б) Жизнь Николая Петровича и Аркадия — идиллия семейного счастья, далекая от общественных споров (вариант дворянского пути в судьбах России),
«Почему умер Базаров в конце романа? Евгений базаров перед лицом ...
... последователей. Смерть Базарова Главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” - Евгений Васильевич Базаров - погибает в финале произведения. Базаров - ... писали сочинения в школах по quot;образуquot;. Идеям-де не время было воплотиться в жизнь, почва ... выстроен весь сюжет. Можно сказать, что смысл романа — в последних сценах. Таким образом, смерть Базарова была предопределена заранее ...
в) Судьба Павла Петровича — итог жизни, загубленной страстной любовью (без семьи, без любви, вдали от Родины),
г) Судьба Одинцовой — еще один вариант будущего, героиня выходит замуж за человека, являющегося одним из будущих общественных деятелей России.
д) Описание могилы Базарова — декларация вечности природы, вечности жизни, временности всяких социальных теорий, претендующих на вечность
«Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят они нам, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»
Сюжет и композиция романа «Отцы и дети» помогают писателю представить свой взгляд на новые явления российской жизни, на ее будущее.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь
История создания
В «Отцах и детях» анализ произведения следует с определения смысла названия «Отцы и дети». Из названия разу становится ясно, о чем будет повествование, речь пойдет о семейных отношениях, но не просто об отношениях, а об извечном конфликте между поколениями. О разности их взглядов и понятиях о жизни.
История создания “Отцов и детей” довольно увлекательна. Первые задумки романа возникли у писателя в 1860 году, когда он был в Англии. Волею случая, Иван Сергеевич вынужден был целую ночь провести на железнодорожном вокзале, где он и познакомился с молодым врачом. Писатель и новый знакомый проговорили всю ночь, именно его идеи Иван Сергеевич вложил в речи своего будущего главного героя романа – Базарова.
В том же году, писатель вернулся в Париж, где и начал написание первых глав произведения. Летом 1861 года, уже в России, работа над произведением была завершена. Это был роман, написанный в самые минимальные сроки, от замысла до года написания прошло всего около двух лет, а в 1862 году роман уже вышел в печать.
Свои идеологические разногласия с критиком Добролюбовым, писатель отразил в отношениях героев романа, в их спорах между собой.
Сочинение на тему: Композиционные особенности романа Тургенева «Отцы и дети» — Сочинение
Композиционные особенности романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Композиция – это построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения. Это важнейший структурный принцип организации произведения как художественного целого. Попробуем рассмотреть композиционные особенности романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
В центре системы персонажей романа один главный герой – Базаров. В основе композиции «Отцов и детей» лежит принцип симметричности и параллелизма.
События первой условной части романа (социальный конфликт) симметричны по отношению к событиям любовной коллизии.
Так, в первой части романа мы имеем дуэль взглядов Базарова и Павла Петровича (закончившуюся дуэлью в буквальном смысле), во втором части – дуэль характеров Базарова и Одинцовой. Из первой дуэли Базаров выходит победителем, из второй – побежденным.
Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов» по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети
... ённого в романе конфликта, достаточно рассмотреть противоречия и расхождения во взглядах между «отцом» — Павлом Петровичем Кирсановым и представителем «детей», молодым разночинцем Евгением Базаровым. Аристократ «на английский манер» Павел Петрович Кирсанов воспитывался ...
Симметричными оказываются жизненные истории двух Героев-антагонистов. Так, трагическая, роковая любовь Павла Петровича к княгине Р. повторяется в истории несчастливой любви Базарова к Одинцовой. Симметричность прослеживается и в последствиях этого чувства для обоих персонажей.
После истории с Нелли Павел Петрович становится духовным мертвецом (человеком, безразличным к жизни), Базаров же, расставшись с Анной Сергеевной, умирает буквально. Здесь возникает тема сфинкса, что неоднократно отмечали исследователи. Ни Кирсанов, ни Базаров так и не смогли разгадать загадку любимой женщины.
Напомним, что согласно греческому мифу, сфинкс пожирал всех, кто не мог отгадать его загадку.
Совершенно симметричны первые впечатления этих героев друг от друга. Так, Базаров явно не понравился Павлу Петровичу. При первой встрече он не подал ему руки. В разговоре с братом он весьма презрительно отзывается об их госте: «сей», «волосатый». Точно так же Евгений Васильевич в разговоре с Аркадием сразу же обращает внимание на щегольство и чудачества Кирсанова.
И у первого, и у второго героя находятся свои почитатели в имении Кирсановых: Павлу Петровичу подражает Прокофьич, «поклонниками» Базарова же становятся Петр и Дуняша.
Проживая в Марьино, и тот и другой герой испытывают влечение к Фенечке.
Наконец, в финале романа оба героя остаются в полном одиночестве: Базаров порывает свои прежние связи и уединенно живет в родительском доме (где и умирает), Павел
Петрович уезжает заграницу, где живет в одиночестве и, вероятно, будет жить до смерти.
Параллелизм заметен и в развитии любовной темы романа. У братьев Кирсановых умирают любимые женщины, и оба они пытаются найти своеобразную замену в лице Фенечки. Трагический «поединок» Базарова и Одинцовой изображен на фоне светлой, безмятежной любви Аркадия к Кате.
Подлинность взглядов Базарова оттеняется болтовней «прогрессиста» Ситникова, красота же и натуральность поведения Одинцовой изображена на фоне отталкивающей внешности и кривлянья Кукшиной.
Параллелизм очевиден и в судьбах отца и сына Кирсановых: Николай Петрович и Аркадий вступают в брак и заводят семьи, детей.
В основе сюжета «Отцов и детей» лежат два конфликта – общественный и любовный. Соответственно мы можем выделить две сюжетные линии. Описание предысторий братьев Кирсановых, первое знакомство с Базаровым, краткий рассказ о нем Аркадия – это экспозиции героев-дворян и героя-разночинца в первой сюжетной линии.
Знакомство Базарова с Павлом Петровичем – завязка социального конфликта. Стоит отметить, что к идейному противостоянию героев примешивается личная неприязнь, конфликт на формальном уровне. Встречи героев-антагонистов за обеденным столом (происходящие трижды), их споры, неприятие взглядов другу друга, чувство взаимного презрения – развитие действия.
Сцена дуэли является кульминацией идейного противостояния героя-демократа и героев-дворян и одновременно кульминацией и развязкой (поражение Павла Петровича) личностного конфликта героев. Развязкой социального конфликта становится полный разрыв Базарова с семейством Кирсановых, прощание его с Аркадием.
Рассказ о судьбе семейства Кирсановых в финале выполняет роль эпилога к первой сюжетной линии романа.
Почему разошлись пути двух друзей аркадия кирсанова и евгения ...
... прав в конфликте поколений в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева? Базаров и родители Базаров и псевдонигилизм Почему и как произошел разрыв между Базаровым и его другом Аркадием В 1862 году Тургенев пишет роман «Отцы и дети». В ... Мне сдается, что ты уже расстался со мною. Ты такой свеженький да чистенький…» Базаров и сам-то не верит в то, что говорит. Аркадий пытается ему противоречить, но ...
Рассмотрим любовную коллизию романа. Знакомство Базарова с Одинцовой – завязка любовного конфликта. Жизнь Евгения в Никольском, его встречи и разговоры с Анной Сергеевной – развитие действия. Кульминация – объяснение героев. Развязка – расставание героев. Эпилогом здесь становится упоминание о дальнейшей судьбе Одинцовой и описание сельского кладбища и могилы Базарова.
Стоит отметить, что параллельно с любовным конфликтом в романе возникает внутренний конфликт (конфликт Базарова с самим собой, со своими собственными убеждениями).
Развязкой этого конфликта становится смерть Базарова. Именно наличие этого внутреннего конфликта, разрешившегося смертью героя, позволяло исследователям сопоставлять роман И.С. Тургенева с античной трагедией.
Таким образом, композиция романа отличается простотой, четкостью и соразмерностью, что также обусловило художественное достоинство произведения и неизменный читательский интерес.
Здесь искали:
- особенности композиции романа отцы и дети
- композиция романа отцы и дети
- сочинение на тему отцы и дети
Краткий анализ , Год написания
- 1860 – 1861 гг.
История создания
- Писатель продолжительное время трудился в журнале «Современник». У него часто возникали разногласия с Добролюбовым, которые и легли в основу романа.
Тема
- Главная тема «Отцов и детей» – идейные разногласия, проблемы поколений, зарождение нового типа людей, любовь, окружающий мир природы.
Композиция
- Композиция романа построена на противопоставлениях, на принципах контраста.
Жанр
- Роман.
Направление
- Достоверное и исторически точное изображение действительности, что и наблюдается в романе «Отцы и дети», относится к направлению критического реализма.
Тема
Проблематика романа
- глобальна. автор затрагивает извечные проблемы отцов и детей.
Смысл
«Отцов и детей» – это не только семейные отношения, отцы и дети – это приверженцы новых и старых взглядов, которые со своей точки зрения судят о происходящих событиях, от конфликтов этих мировоззрений зависит ход всей жизни.
Зарождается новый тип человека, мыслящего прогрессивно, с твердыми и решительными убеждениями, призывающего к разрушению старого. Базаров – это типичный представитель нового поколения, отрицающей старый мир, антагонистом которого является Павел Кирсанов. Кирсанов – ярый приверженец старых взглядов, потомственный дворянин. Ему близки и понятны патриархальные устои, в них он видит смысл жизни, и старается соответствовать своим убеждениям.
Основная мысль книги
- поставить читателя перед серьезным выбором, понять, что является важным и главным для дальнейшего развития жизни, ленивое созерцание происходящего, или борьба за новое, прогрессивное будущее.
После бурной реакции критика Каткова на первоначальную рукопись, писатель внес некоторые изменения текста, а некоторые фрагменты эпизода, где идет спор Базарова с Кирсановым, вовсе переделал, сделав значительные сокращения.
Объяснение Аркадия и Кати (анализ эпизода из 25-й главы романа ...
... Р. Павел Петрович, введен Тургеневым как предупреждение Базарову, этому заносчивому юноше. Любовь в жизни героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» становится роковой. Жанр и проблематика Чтобы определить ... мечтательной натуры, любящей искусство и всё прекрасное. Поначалу Аркадий попадает под влияние Базарова и пребывает в полном восторге от своего друга, старается во всем на него походить, ...