Роль диалогов в романе тургенева отцы и дети

Сочинение на тему Роль диалогов-споров в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”» – по русскому языку и литературе

Роль диалогов в романе тургенева отцы и дети 1

Диалоги-споры занимают важное место в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”. Они являются одним из главных способов характеристики героев романа. Высказывая свои мысли, свое отношение к разным вещам и понятиям, человек открывает себя, свою сущность, порой даже невольно.

Диалогов-споров в романа достаточно много, но мы обратимся к самым важным, раскрывающим личность главного героя – Базарова. С Базаровым мы встречаемся с первых же глав романа. Он приезжает со своим другом Аркадием Кирсановым в имение его родителей. И сразу становится заметно, как он непохож на остальных героев романа.

Недаром Павел Петрович Кирсанов, дядя Аркадия, сразу почувствовал к нему неприязнь, которая позднее переросла в ненависть. Образ Базарова – один из самых интересных, противоречивых образов в русской классической литературе. Уже описание героя говорит о демократичности его манер, свободе поведения. Пожалуй, главное в портрете Базарова – это его руки, руки труженика.

Перед нами человек труда; служение науке, людям для него – цель жизни. Базаров ничего не принимает на веру. Главный источник знаний для него – его опыт. Его не устраивают плоды чужих размышлений, он должен познать все самостоятельно. Базаров-нигилист. Он отрицает всё: природу, искусство, любовь, даже науку, которой собирается посвятить жизнь.

Но появляется Базаров, который вдруг обнажает всю пустоту и бессмысленность той жизни, которую ведет Павел Петрович -жизни только одними воспоминаниями о прошлой любви, жизни без настоящего дела.

Павел Петрович совершенно не принимает позиции Базарова и , уверенный в своей победе, ищет только повода, слова, за которое можно было бы зацепиться, чтобы вступить с ним в словесную “схватку”. Павел Петрович весь горит нетерпением, и его желания наконец сбываются: как-то за вечерним чаем Базаров нелестно отозвался об одном из соседних помещиков: “Дрянь, аристократишко”.

Возмущению Павла Петровича не было пределов. Для него, как для истинного дворянина, аристократия – это свято… Он возражает Базарову, пытается вывести его из себя, но сохраняет правила приличия, а стиль его речи подчеркнуто высокопарен.

8 стр., 3813 слов

Каково отношение базарова к природе. Базаров: отношение к природе. ...

... И невольно не поддержал такое отношение Базарова к природе. Сочинение можно уже заканчивать. Роман о поляризации взглядов русского ... II весьма внимательно читал роман «Отцы и дети». Отношение Базарова к природе, к жизни, к обществу вызвало интерес августейшей ... персонажей, — это отношение к Смотреть галерею природе и искусству. Павел Петрович благословляет все прекрасное. Базаров способен видеть в ...

Базаров же остается хладнокровным, он равнодушно отвечает своему оппоненту, “лениво отхлёбывая чай” и как бы не видя желания Павла Петровича вступить в схватку, тем самым все больше выводя его из себя. Разговор продолжается, и речь заходит о принципах.

Базаров “с невыразимым спокойствием” заявляет, что “отрицает всё”, и торжествует, видя, как бледнеет от ужаса и негодования Кирсанов. В спорах с Павлом Петровичем Базаров старается избегать вопросов политики, но постепенно высказывает свои мысли. Когда ими был затронут вопрос о русском народе, о его традициях, Павел Петрович с упоением говорит о терпении, покорности народа.

Базаров гордится тем, что сам он – выходец из народа. “Мой дед землю пахал”, – “с надменной гордостью” говорит он и в то же время презрительно отзывается о народе: “Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы напиться дурману в кабаке”.

В вопросе об искусстве мнения старого дворянина и революционера-разночинца оказываются также противоположными, и это естественно, ведь Павел Петрович и Базаров – люди разных поколений, разных сословий и главное – разных мировоззрений. Кто же побеждает в этой схватке? Тургенев не дает прямого ответа на этот вопрос.

Но вот кульминация диалога – Базаров рассуждает о своем месте в жизни: “…Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня нет и не будет…” Базаров с болью осознает человеческую ничтожность перед лицом вечности и пространства и злится, так как не может ничего изменить. Его состояние, ощущение себя “ничем” в сравнении с огромным миром настигает, казалось бы, в высшей степени уверенного в себе человека. Заканчивается разговор ссорой друзей из-за оскорбления Базаровым Павла Петровича. Молодые люди чуть было не подрались, но вовремя пришел отец Базарова, и бурная сцена прекратилась. “Диалог под стогом” мне кажется очень важным. В нем Базаров задумывается о своем месте в жизни и многое понимает, и далее он не сопротивляется, не пытается остановить свою смерть, ощущая, что все равно ему нечего делать в этом мире, который он, как ни желает, не может кардинально изменить. Мне кажется, что центральный диалог романа – разговор Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, объяснение в любви. По своим принципам Базаров отрицает любовь и, казалось бы, неспособен на глубокое чувство, но его подлинная способность любить заставляет думать о нем иначе.

Базаров страстно любит Анну Сергеевну, но для неё он лишь “таинственный предмет”, который она хочет “разгадать”. Именно с этой целью она начинает разговор, пытается вызвать на откровенность, и ей это удается. Базаров признается: “Знайте же, что я люблю вас глупо, безумно… Вот чего вы добились…” Ему тяжело произносить эти слова, ему враждебно само это чувство, ведь оно противоречит его принципам. Но даже во имя любви к Одинцовой Базаров не может пожертвовать своими убеждениями. С сердцем, полным трагической и искренней любви, он вынужден уехать от Одинцовой. Базаров вступает в конфликт со всеми окружающими людьми. Он встречает человека более высокого общественного слоя, и дало доходит до дуэли, он влюбляется, и любовь ломает его душу и жизнь. Даже Аркадий, который, казалось бы, благоговел перед своим учителем, в конце восстает против него. И все значительные сцены, когда Базаров постепенно остается один и осознает свою, как ему кажется, ничтожность, написаны Тургеневым в виде диалогов. В этом вся их важность и ценность, потому что нигде лучше человек не выскажет свои мысли и не раскроет душу, чем в искреннем диалоге. А. Гудинова, 10 класс, гимназия №228 Санкт-Петербурга<\p>

12 стр., 5711 слов

Любовь отцов и любовь детей (по роману тургенева «отцы и дети»)

... Базаров и дядя Аркадия, Павел Петрович, чья судьба изменилась в худшую сторону после грустной любви. Сочинения на тему Тема любви в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» по литературе Роман «Отцы и дети» ... Базарову. Любовь к княгине Р. определяет всю жизнь Павла Петровича. Она стала женщиной его жизни, и он действительно «всю свою жизнь поставил на карту женской любви», как потом сказал Базаров. И ...

Сочинение на тему Роль диалогов-споров в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”», Тургенев И.С.

Стр. 1

Сочинение на тему Роль диалогов-споров в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”», Тургенев И.С.

Стр. 2

Сочинение на тему Роль диалогов-споров в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”», Тургенев И.С.

Стр. 3

http://my-soch.ru/sochinenie/Cochinenie-laquorol-dialogovsporov-v-romane-isturgeneva-quototcy-i-detiquotraquo

Отцы и дети: возможен ли диалог

Отцы и дети возможен ли диалог 1

Я посмотрел фильм Натальи Кудряшёвой «Пионеры-герои», и он заставил задуматься: а как мы воспитываем своих детей? С бытовой точки зрения, у героев фильма вроде бы всё нормально. Но счастья-то нет. И в конце все они уходят из реальной жизни тем или иным образом: один в монашество, другая в никуда, а третья гибнет, повторив подвиг пионеров-героев.

Всё про ЕГЭ. Рассылка

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

А ведь все они, герои фильма, воспитывались на русских народных сказках, на классической русской литературе, на романтике советской мифологии. Но оказались не готовы к реалиям жизни, когда детство закончилось.

Функции сказки менялись

Сказки формировались в эпоху, когда тайна глухого леса находилась рядом, зайчики грызли капусту на ближайшем огороде, а собаки поднимали лай при приближении волка или медведя. Сказки передавались из поколения в поколение.

Они вызывали эмоции, близкие к реальной жизни. Сказка изменялась в пересказах. Сказочник был соавтором предыдущих поколений. Фантазия сказочника выстраивалась на ассоциациях реальности тех времён. В наше время сказка оторвана от реальности. Она стала книжной.

Мы читаем сказки в пересказах писателей. А все ее герои уже не ассоциируются с внешним миром. За окном не лес густой. Там, как правило, для большинства детей, стоят высокие дома, бегут авто, а поведение животных, гуляющих на поводке, предсказуемы.

Книжная русская сказка не ближе и не дальше книг с мифами Древней Греции.

Воздействие сказки совсем не то, что было в те давние времена

Отношения к сюжету и к действиям героев книг корректировались в ходе семейного обсуждения. Книжное повествование накладывалось на реалии жизненных ситуаций. К тому же дороговизна книги позволяла родителям ограничивать круг чтения. Приобреталось в основном то, что соответствовало вкусам отцов. Книги побуждали к диалогу на разнообразные темы.

13 стр., 6308 слов

Как николай петрович относится к базарову. Базаров глазами николая петровича

... Николай Петрович Кирсанов — центральный герой произведения Тургенева «Отцы и дети». Он является отцом молодого Аркадия, приехавшего в гости к отцу с прогрессивно настроенным нигилистом Базаровым. Мужчина — человек простой и кроткий. Он вдовец, который хоть и ...

Достаточно вспомнить роман Тургенева «Отцы и дети».

Устную сказку стало заменять печатное слово, а при этом сохранялась связь двух поколений

Ликбез породил грамотность. Ведь до него грамотных было около 25%. Дети читали, полюбили книги, но далеко не все родители были к этому способны. Традиция семейного чтения уходила в прошлое.

Фильмы о любви и о бытовой жизни почти не снимали, поэтому так популярны были «Весёлые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Девушка с характером», хотя даже они несли идеологическую нагрузку.

Но подчеркну ту мысль, которую я упорно провожу: шло обсуждение в семье. Но…

Тематику для разговора задавала не семья, а государство, которое выпускало фильм в прокат. А еще государство формировало темы обсуждения книг, встраивая их в программы школьных занятий.

Государство, а не родители, во многом стало определять процесс подготовки поколений к новой жизни. Государство ослабило связь поколений

А что теперь обсуждают в семьях? Что объединяет отцов и детей кроме быта? Дети способны сами скачать из интернета то, что им интересно. Но в какой семье просмотренная ребёнком информация обсуждается? Здесь я улавливаю аналогию с ситуацией времён ликбеза. Дети обычно лучше знакомы с интернетом и его возможностями, чем их родители.

Уроки литературы заменены формальными знаниями без связи с эмоциями ребёнка, а тем более с реальностью.

А много ли родителей, которые умеют разговаривать со своими любимыми детьми?<\p>

  • И что же ждёт следующее поколение? Ситуация даже хуже той, которая сформировала людей, берущих примеры из мифов о пионерах-героях.

Конечно, в этой тенденции нет фатализма. Но вижу угрозу в том, что происходит разрыв поколений, как разрушение отлаженного процесса воспитания.

Продолжение следует

Тема связи поколений не может быть завершена. Она была и будет. Её обсуждение в эпоху интернета становится одной из основных тем. Поэтому я буду продолжать освещать её здесь, в своем блоге.

https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/78506-ottsy-i-deti-vozmozhen-li-dialog

Спор поколений в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева

Спор поколений в романе отцы и дети и с тургенева 1

«Отцы и дети» — одно из величайших произведений русской литературы. Каждое поколение находит что-то интересное для себя в этом романе, по-разному воспринимает сложную авторскую позицию. Эта книга вобрала в себя исторически важные события, связанные со сменой поколений и возникновением новых идей.

«Отцы и дети» писались в момент подготовки и осуществления крестьянской реформы тысяча восемьсот шестьдесят первого года. В те переломные времена каждый человек должен был определиться с позицией, которой он будет придерживаться. Примкнуть к уже уходящему классу дворян или держаться только возникающего класса революционеров.

Именно тогда Тургенев и писал свой великий роман.

На протяжении всего произведения наше внимание сосредоточено на взаимоотношениях дворянина Павла Петровича Кирсанова и сына бедного лекаря Евгения Базарова. Тургенев дает четкую характеристику главных героев, и перед нами сразу же встает резкое различие во внешности, манере поведения и взглядах на главные проблемы жизни.

13 стр., 6340 слов

Писарев Д. И Базаров («Отцы и дети», роман И. С. Тургенева)

... взрослого человека, надетый на десятилетнего ребенка. <…> Дядя Аркадия, Павел Петрович, может быть назван Печориным маленьких ... отцу вместе со своим приятелем, Евгением Васильевичем Базаровым, который, очевидно, имеет сильное влияние на образ мысли своего товарища. Этот Базаров, ... скажу». <…> Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, ...

Романтичный Павел Петрович Кирсанов никак не совместим с демократом Базаровым, равнодушным к любовным отношениям. Между ними сразу возникает антипатия, переходящая в разгоряченные споры. Именно в их препирательствах раскрываются разные взгляды на общественный строй, религию и народ.

Базаров считает, что общество прогнило и нужны основательные меры: «Исправьте общество». Именно в этом заключается польза, которую видит Евгений. Павел Петрович соглашается, что общество не совсем в порядке. Тогда, когда Кирсанов узнает, что его племянник и Евгений Базаров нигилисты, отрицающие всё и не уважающие чужие интересы, он возглашает:

«Нам дорога цивилизация. Нам дороги её плоды»…

Именно в этих словах и заключается конфликт между «отцами» и «детьми».

Базаров, как нигилист, привык «действовать, ломать», вместо того чтобы сидеть сложа руки, как аристократы. Но, несмотря на наличие такого сильного качества, у нигилистов есть и слабые стороны. Одним из минусов является бедная душа, вынужденная скрывать чувства.

В споре же о русском народе правда, безусловно, на стороне Базарова, который умеет ладить с мужиками. Он трезво видит, как «грубейшее суеверие душит страну». Евгений связывает свою деятельность с «народным духом», считая себя тем, кто выражает интерес народа. Кирсанов и Базаров спорят о том, в ком из них мужик «признает соотечественника».

В спорах сталкиваются и эстетические взгляды главных героев. Их мнения неодинаковы: Павел Петрович высоко ценит искусство, Базаров же считает, что Пушкин «никуда не годится», играть на виолончели для мужчины «смешно», а порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта.

Отношение к окружающей природе у них тоже разнится. В ответ на вопрос Аркадия, выступающего против Евгения, звучит ответ нигилиста Базарова: «И природа – пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Несмотря на то, что Базаров отрицает любовь и смеется над романтичными порывами Павла Петровича, в душе Евгения присутствует способность любить и чувствовать. Влюбленность в Анну Сергеевну раскрыла настоящего Евгения Базарова. Его сердце страдает из-за отвернутых чувств. В случае Павла Петровича любовь, ради которой он оставил всё, включая его карьеру, привела его к душевной гибели.

Таким образом, в романе «Отцы и дети» Тургенев отобразил борьбу двух разных поколений, борьбу века уходящего и нового, только зарождающегося. Но, несмотря на эту смену эпох, должна оставаться нить, связующая одно поколение людей с другим, только так возможно прогрессивное развитие общества.

http://sochinyalka.ru/2017/01/spor-pokolenij-v-romane-otcy-i-deti-turgeneva.html

Роль диалогов в романе “Отцы и дети”

Роль диалогов в романе отцы и дети  1

15 стр., 7061 слов

Спор базарова и павла петровича в романе отцы и дети тургенева

... Базарова, и Павла Петровича Кирсанова за непримиримость поколений. Писатель считает странным то, что «дети» отказываются от опыта «отцов», а «отцы» не прислушиваются к своим «детям». Евгений Базаров и Павел Петрович (сочинение ...

Сочинения › Тургенев И.С. › Отцы и дети

Готовые Домашние Задания

“Отцы и дети” Тургенева — это социально-психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Произведение построено на противопоставлении главного героя — разночинца Базарова и остальных персонажей. В столкновениях между Базаровым и другими персонажами раскрываются основные черты характера героя, его взгляды.

Главным антагонистом Базарова является Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними завязывается сразу после того, как Базаров приезжает в дом Кирсановых. Уже портретная характеристика свидетельствует о том, что это совершенно разные люди.

При описании внешности Базарова и Павла Петровича автор использует детализированный портрет, рассчитанный, главным образом, на зрительское впечатление. Внешний облик Базарова, его манера держаться обнаруживают в нем подлинного демократа.

Перед нами — человек “высокого роста в длинном балахоне с кистями”, лицо его “длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”.

Характеризуя манеры Павла Петровича, автор раскрывает его взгляды. Так, во время встречи с Аркадием, Павел Петрович, “совершив предварительное европейское “snake hands”… три раза по-русски поцеловался с ним”. В данном случае автор подчеркивает англиканство Павла Петровича и вместе с тем его приверженность дворянским взглядам.

Для характеристики своих героев Тургенев использует различные виды портрета. Так, для раскрытия образов Кукшиной и Ситникова автор прибегает к приему сатирического портрета.

“Тревожное и тупое выражение, —’ пишет Тургенев о Ситникове, — сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом”.

Одна из самых важных коллизий романа развивается в X главе. Автор назвал диалог, содержащийся в этой главе, “схваткой” между Павлом Петровичем и Базаровым. Во время диалога Базаров держится уверенно, хладнокровно, Павел Петрович же ведет себя как человек вспыльчивый, не умеющий сдерживать свои эмоции.

Несмотря на то что главное место в произведении занимают общественные коллизии, в нем присутствует и любовная интрига, но, сжатая политическими спорами, она укладывается в пяти главах. Стесненность любовной интриги коллизиями отразилась и на размещении отдельных ее частей, способствовала сближению завязки с кульминацией, а кульминации с развязкой.

Кульминация любовной интриги показана в XIII главе. Здесь происходит объяснение Базарова с Одинцовой, после которого автор разъединяет их до конца романа. Однако, несмотря на компактность любовной интриги, она сыграет важную роль для характеристики героя. Уже в том, что Тургенев заставил своего героя потерпеть фиаско в любви, есть намерение писателя развенчать Базарова.

Герой начинает высказывать пессимистические мысли, теряет самоуверенность, меняются даже его привычки и манеры: “…лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась”.

Здесь Тургенев подводит окончательный итог жизни Базарова, показывая, как его личность растворяется на фоне вечной природы: “Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрывалось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы, они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…” Таким образом, пейзаж в романе является важным средством отражения авторской позиции. С помощью пейзажа Тургенев выражает и свое отношение к утверждению Базарова, что природа не храм, а мастерская, противопоставляя ему поэтичную картину летнего вечера. Надо отметить, что в романе “Отцы и дети” гораздо меньше описаний природы и лирических отступлений, чем в других произведениях Тургенева. Это объясняется самим жанром социально-психологического романа, в котором главную роль играют политические споры, раскрывающиеся посредством диалога. Именно с помощью диалога автор сумел отразить идейную борьбу, осветить актуальные проблемы своего времени с разных точек зрения. Диалог является и важным средством характеристики главного героя. В диалогах с Павлом Петровичем, Аркадием, Одинцовой раскрываются взгляды героя, его характер. Автор использует и речевую характеристику. В разговоре Базаров всегда краток, но его реплики наполнены глубоким смыслом, они свидетельствуют о начитанности и остроумии героя. Базаров часто употребляет пословицы и поговорки, например: “На своем молоке обжегся, на чужую воду дует”, “Русский мужик Бога слопает”. Речь Базарова, так же как и его портрет, свидетельствует о демократизме героя. Не менее важна речевая характеристика и для раскрытия образа Павла Петровича Кирсанова. В речи Павла Петровича много специфических слов и выражений, характерных для сословно-помещичьего лексикона XIX века. Автор сам объясняет особенности его речи: “В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли одни — эфто, другие — эхто: мы, мои, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволяется пренебрегать школьными правилами…” Речевая характеристика Павла Петровича говорит о том, что это человек “старого века”.

13 стр., 6415 слов

Дуэль базарова и павла петровича кирсанова анализ эпизода

... 5.Ру Сочинение на тему: Сущность конфликта Базарова с Павлом Петровичем (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Конфликт в романе построен на спорах между представителем старой, дворянской культуры Павлом Петровичем Кирсановым и представителем нового, демократического течения Евгением Базаровым. Павел Петрович ...

Таким образом, все художественные средства романа подчинены его жанровому своеобразию, направлены на раскрытие его идейного содержания.

Сочинения по теме:

  • Противостояние Кирсанова и Базарова сочинение
  • Противоречия в жизни Базарова сочинение
  • Женщины, подчеркивающие образ Базарова. сочинение
  • Женщины в романах Тургенева и Гончарова – разные характеры, но общие желания. сочинение

КОНФЛИКТ: “ОТЦЫ И ДЕТИ”

Конфликт отцы и дети  1

КЛАССИКА

И. С. ТУРГЕНЕВ

КОНФЛИКТ: “ОТЦЫ И ДЕТИ”

Человечество находится в постоянном движении, развиваясь, поколения за поколениями накапливают опыт, знания и стремятся передать все накопленное идущим следом, так как все это не только позволит выжить в условиях реальности, но и добиться успеха, счастья.

Новое время рождает новое поколение, которое уже по-иному смотрит на мир, ставит перед собою другие цели. Многое из опыта предков действительно становится неприемлемым в новой реальности, но огромная часть должна служить опорой для дальнейшего развития.

2 стр., 943 слов

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов» по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети

... и расхождения во взглядах между «отцом» — Павлом Петровичем Кирсановым и представителем «детей», молодым разночинцем Евгением Базаровым. Аристократ «на английский манер» Павел Петрович Кирсанов ... Базаров перед смертью. К концу романа внутренне меняется и Павел Кирсанов. Можно предположить, что определённую роль в этом сыграла его дуэль с Базаровым: выздоравливая после ранения, Павел Петрович ...

Что же оставить, а что взять с собой в жизненный путь новому поколению? В этом-то и заключается вечная проблема двух поколений: старшего, стремящегося передать все знания, весь опыт, и нового, сметающего все на своем пути.

Естественно, подобная проблема не могла не волновать писателей и поэтов разных эпох.

В романе “Отцы и дети” И. С. Тургенева сталкиваются характеры представителей 40-х и 60-х годов XIX века. К лагерю 40-х годов – “отцов” – он относит Павла Петровича Кирсанова, а к лагерю 60-х годов – “детей” – принадлежит Евгений Базаров. Оба они совершенно противоположные по характеру люди. Каждый из них воспитывался в своей эпохе и поэтому имеет свои взгляды на жизнь.

При первой же встрече будущие враги почувствовали друг к другу неприязнь: Павел Петрович Кирсанов был поражен нарядом Базарова с длинными кистями, а также его высокомерием; Базаров же даже не стал здороваться с этим аристократом.

Вскоре и без этого напряженная обстановка еще более накалилась, и между ними завязывается спор. В нем раскрываются характеры, идейные позиции этих людей.

Базаров сначала имеет твердые идейные позиции. Он не хочет спорить с Павлом Петровичем, но постепенно втягивается в спор.

“Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить”, – растерянно говорит Кирсанов, совершенно оглушенный краткими и четкими ответами Базарова.

“Это уж не наше дело… Сперва нужно место расчистить”. Он еще и сам не знает, кто после него “будет строить”, да и “будет ли строить”.

Базаров в отличие от Павла Петровича – нигилист. В своем споре с Кирсановым он как бы дает определение нигилизму: “Мы… решились ни за что не приниматься… И это называется нигилизмом”. Тургенев же определил значение этого слова так: “И если он называется нигилистом, то надо читать: “революционером”.

Павел Петрович и Базаров совершенно разные по взглядам люди: один – идеалист, другой – материалист и демократ. Их столкновение в романе вполне логично завершается дуэлью.

Различие идейных позиций этих людей настолько велико, что они становятся непримиримыми врагами. Базаров, про которого Тургенев говорит: “Он честен и правдив и демократ до конца ногтей”, и Павел Петрович Кирсанов никогда не смогут друг друга понять, потому что они – люди различных поколений, у них противоположные взгляды на жизнь.

Проблема “отцов” и “детей” не ограничивается только литературой. Конфликт поколений реален и в сегодняшнем обществе.

(No Ratings Yet)

https://goldsoch.info/konflikt-otcy-i-deti/

​«Отцы и дети: возможен ли диалог?»

Конфликт отцы и дети  2

http://oktcbs.ucoz.ru/news/otcy_i_deti_vozmozhen_li_dialog/2014-12-12-173

Отцы и дети. идейные споры отцов и детей

Отцы и дети идейные споры отцов и детей 1

http://Russkay-Literatura.ru/analiz-tvorchestva/34-turgenev-is-biografiya/100-idejnye-spory-otczov-i-detej.html

2 стр., 875 слов

«… Павел Петрович может быть назван Печориным маленьких ...

... ни один герой романа, если не брать в расчет Базарова. Автор в завершение романа говорит о том, что Павел Петрович сам ... На своем веку Павел Петрович повидал немало. Он кутил, прожигал жизнь, сводил с ума женщин, благо он был человеком привлекательным во ... Павла Петровича вне той роли, какая отведена ему в романе, то это персонаж благородный, привлекательный и даже трогательный. Помогло сочинение? ...

Роль диалогов-споров в романе И. С. Тургенева

Роль диалогов споров в романе и с тургенева 1

Диалоги-споры занимают важное место в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Они являются одним из главных способов характеристики героев романа. Высказывая свои мысли, свое отношение к разным вещам и понятиям, человек открывает себя, свою сущность, порой даже невольно.

Диалогов-споров в романа достаточно много, но мы обратимся к самым важным, раскрывающим личность главного героя – Базарова. С Базаровым мы встречаемся с первых же глав романа. Он приезжает со своим другом Аркадием Кирсановым в имение его родителей. И сразу становится заметно, как он непохож на остальных героев романа.

Недаром Павел Петрович Кирсанов, дядя Аркадия, сразу почувствовал к нему неприязнь, которая позднее переросла в ненависть. Образ Базарова – один из самых интересных, противоречивых образов в русской классической литературе. Уже описание героя говорит о демократичности его манер, свободе поведения. Пожалуй, главное в портрете Базарова – это его руки, руки труженика.

Перед нами человек труда; служение науке, людям для него – цель жизни. Базаров ничего не принимает на веру. Главный источник знаний для него – его опыт. Его не устраивают плоды чужих размышлений, он должен познать все самостоятельно. Базаров-нигилист. Он отрицает всё: природу, искусство, любовь, даже науку, которой собирается посвятить жизнь.

Но появляется Базаров, который вдруг обнажает всю пустоту и бессмысленность той жизни, которую ведет Павел Петрович – жизни только одними воспоминаниями о прошлой любви, жизни без настоящего дела. Павел Петрович совершенно не принимает позиции Базарова и, уверенный в своей победе, ищет только повода, слова, за которое можно было бы зацепиться, чтобы вступить с ним в словесную “схватку”.

Павел Петрович весь горит нетерпением, и его желания наконец сбываются: как-то за вечерним чаем Базаров нелестно отозвался об одном из соседних помещиков: “Дрянь, аристократишко”. Возмущению Павла Петровича не было пределов.

Для него, как для истинного дворянина, аристократия – это свято… Он возражает Базарову, пытается вывести его из себя, но сохраняет правила приличия, а стиль его речи подчеркнуто высокопарен. Базаров же остается хладнокровным, он равнодушно отвечает своему оппоненту, “лениво отхлёбывая чай” и как бы не видя желания Павла Петровича вступить в схватку, тем самым все больше выводя его из себя.

Когда ими был затронут вопрос о русском народе, о его традициях, Павел Петрович с упоением говорит о терпении, покорности народа. Базаров гордится тем, что сам он – выходец из народа. “Мой дед землю пахал”, – “с надменной гордостью” говорит он и в то же время презрительно отзывается о народе: “Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы напиться дурману в кабаке”.

В вопросе об искусстве мнения старого дворянина и революционера-разночинца оказываются также противоположными, и это естественно, ведь Павел Петрович и Базаров – люди разных поколений, разных сословий и главное – разных мировоззрений. Кто же побеждает в этой схватке? Тургенев не дает прямого ответа на этот вопрос.

Но вот кульминация диалога – Базаров рассуждает о своем месте в жизни: “…Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня нет и не будет…” Базаров с болью

осознает человеческую ничтожность перед лицом вечности и пространства и злится, так как не может ничего изменить. Его состояние, ощущение себя “ничем” в сравнении с огромным миром настигает, казалось бы, в высшей степени уверенного в себе человека. Заканчивается разговор ссорой друзей из-за оскорбления Базаровым Павла Петровича. Молодые люди чуть было не подрались, но вовремя пришел отец Базарова, и бурная сцена прекратилась. “Диалог под стогом” мне кажется очень важным. В нем Базаров задумывается о своем месте в жизни и многое понимает, и далее он не сопротивляется, не пытается остановить свою смерть, ощущая, что все равно ему нечего делать в этом мире, который он, как ни желает, не может кардинально изменить. Мне кажется, что центральный диалог романа – разговор Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, объяснение в любви. По своим принципам Базаров отрицает любовь и, казалось бы, неспособен на глубокое чувство, но его подлинная способность любить заставляет думать о нем иначе. Базаров страстно любит Анну Сергеевну, но для неё он лишь “таинственный предмет”, который она хочет “разгадать”. Именно с этой целью она начинает разговор, пытается вызвать на откровенность, и ей это удается. Базаров признается: “Знайте же, что я люблю вас глупо, безумно… Вот чего вы добились…” Ему тяжело произносить эти слова, ему враждебно само это чувство, ведь оно противоречит его принципам. Но даже во имя любви к Одинцовой Базаров не может пожертвовать своими убеждениями. С сердцем, полным трагической и искренней любви, он вынужден уехать от Одинцовой. Базаров вступает в конфликт со всеми окружающими людьми. Он встречает человека более высокого общественного слоя, и дало доходит до дуэли, он влюбляется, и любовь ломает его душу и жизнь. Даже Аркадий, который, казалось бы, благоговел перед своим учителем, в конце восстает против него. И все значительные сцены, когда Базаров постепенно остается один и осознает свою, как ему кажется, ничтожность, написаны Тургеневым в виде диалогов. В этом вся их важность и ценность, потому что нигде лучше человек не выскажет свои мысли и не раскроет душу, чем в искреннем диалоге. А. Гудинова, 10 класс, гимназия №228 Санкт-Петербурга, 2012