Центральной проблемой художественной литературы является проблема внутреннего мира человека. Это исходная точка, от которой тянутся все без исключения линии и моменты отражения реальной действительности. Своеобразие культур разных эпох, своеобразие творчества любого писателя определяется особенностями понимания сущности человека. Для Льва Николаевича Толстого понимание сущности человека определялось признанием обязательного выбора между добром и злом. Особенностью творчества Толстого является его стремление изображать внутренний мир человека в его развитии — как постоянный, непрерывно сменяющийся психический поток.
В романе «Воскресение», описывая Нехлюдова, писал: «Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая… Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь одним и самим собою».
Каждое из произведений Толстого представляет собой «историю души» одного или нескольких главных лип за некоторый промежуток времени. «Война и мир» — огромная история духовных изменений и роста целого ряда лиц. Н. Г.
определил это свойство психологического рисунка Толстого, назвав его «диалектикой души»: «Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других… Тол — стого занимает самый психический процесс, его законы, — «диалектика души». Выражением «диалектики души» часто служит у Толстого внутренний монолог персонажа — поток мыслей и чувств, беззвучная речь. Духовная красота любимых героев Толстого проявляется в этой непрерывной внутренней борьбе мыслей и чувств, в беспрерывных исканиях смысла жизни, в грезах о деятельности, которая принесла бы пользу всему народу.
Их жизненный путь — это путь постоянных исканий, непременно ведущий к правде и добру. В романе «Война и мир» прослеживается четкое разделение героев на положительных и отрицательных. Основными чертами последних являются бедность внутреннего мира, отсутствие нравственных принципов, узость интересов и стремлений.
В то время как положительные герои — это полноценные личности с богатейшим духовным миром, они находятся в постоянном поиске чего-то нового, стремятся к совершенствованию. Истинную красоту души человеческой автор раскрывает на примере двух главных героинь — Наташи Ростовой и княжны Марьи, которые, по мнению Толстого, являются идеалами женщин. Их судьбы и характеры различны, как и их душевные искания и переживания. Думаю, ни у кого из читателей не вызывает сомнения, что Наташа Ростова, эта «…
Каким мне представляется толстой как человек. «Каким вы представляете ...
... человеке. Главная особенность человека, по мнению Толстого, - непрерывное самосовершенствование. Основополагающая задача для человека - «самоидентификация». При формировании собственного «я» осуществляется противоборство духа (внутреннего «я») и тела (внешнего «я»). Толстой ... он запрещал себе элементарные ... Каким был Толстой Лев Николаевич Как отмечали его современники, писатель был сложным человеком. ...
черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка…» — самая любимая героиня писателя. Она жизнерадостна и непосредственна, ее переполняет жизнелюбие. Любовь — сущность характера Наташи.
Вообще, в семье Ростовых и старшие, и младшие, и даже слуги объединены глубокой взаимной любовью. Наташу любят все: и близкие, и малознакомые люди; потому душевное соприкосновение с ней доставляет окружающим радость, оно вдохновляет, возвращает любовь к жизни. Так было с Николаем, когда он, проигравшись Долохову, возвращается домой раздраженный и слышит пение сестры.
В этот момент он понимает, что «все это: и несчастье, и деньги, и , и злоба, и честь — все вздор, а вот она настоящее…». По мысли Толстого, все человечество должно быть связано именно такими желанными духовными устремлениями навстречу друг другу. Автор считал, что справедливость может быть обеспечена только единством нравственных людей. Внутри подобного единства не может возникнуть и мысли о насилии.
Другая героиня романа — Марья Болконская — предстает перед читателем совершенно не похожей на Наташу. Н. Н. Гусев, биограф Льва Николаевича, писал, что «из всех лиц ближе всех душе автора, несомненно, княжна Марья Болконская с ее глубокими и лучистыми глазами и такой же душой».
Для Марьи характерны замкнутость и душевное одиночество. В ее душе идет постоянная борьба между желанием любить всех христианской любовью и мечтой о простом земном чувстве. Конечно, смирение и самопожертвование, которые отличают эту героиню, не представляются в романе как высшая жизненная цель, но Толстой отдает дань уважения такому духовному порыву.
В романе автор стремится подчеркнуть не внешнюю, а внутреннюю красоту своих героев. Он наделяет их чувством патриотизма, всеобъемлющей любовью ко всем окружающим, убежденностью, что смысл жизни — в любви. Л.
Н. Толстой никогда не отрицал важности среды для формирования полноценной, духовно богатой личности. Но также автор не освобождает человека и от нравственной ответственности.
Как бы трудно ни было человеку, он обязан делать выбор в пользу добра, он не имеет права забывать о тех, кто слабее него, кто нуждается в помощи. Как бы подтверждая правильность выбранного его героинями пути, писатель ведет их к счастливому финалу. Готовое сочинение чистоты и красоты человеческой души остается актуальной и в наше время, когда пошатнулись многие нравственные устои общества, когда духовное, чисто человеческое уходит на задний план, а вперед выступают такие чувства, как алчность, беспринципность, цинизм и т.
п. Но пока творение великого писателя живо, остается надежда, что оно поможет хотя бы небольшому количеству людей правильно выбрать свой жизненный путь. Л. Н.
Толстой с его огромным литературным наследием относится к числу явлений вечно развивающихся: каждое время, каждая эпоха по-своему воспринимает писателя. Наше время особенно чутко отзывается на нравственные проповеди Толстого, на его призыв к нравственному усовершенствованию. Потому что сейчас наше общество остро ощущает, что никакие социальные перемены сами по себе не приводят автоматически к тому, чтобы духовный мир людей стал качественно иным. Нельзя создать «нового человека» ни за год, ни за десятилетия, пока не добьемся, чтобы люди нравственно перестроили каждый сам себя.
Сочинение портреты героев толстого
... следует учитывать, что портретное описание не было для Толстого самоцелью. Портрет создает у читателей яркое зрительное представление о внешности героев. Но его особенность заключается в том, чтобы ... героя складывается постепенно, по этапам его жизненного пути, и если проследить ее на протяжении всего романа, то перед нами выстроится такая биография человека, в которой средствами портрета ...
Л. Н. Толстой еще в конце прошлого века призывал человека к нравственному самоусовершенствованию как к необходимому условию прогресса всего человечества. В романе «Война и мир» эти мысли Толстого воплощены в нравственных исканиях его любимых героев, в их духовной красоте, в красоте человеческих отношений.
Взаимоотношения лучших толстовских героев пронизаны нравственной одухотворенностью. Особенно ярко это проявляется в семейной жизни. В центре романа три семьи: Болконские, Ростовы, Курагины. С большой авторской симпатией описана семья Ростовых.
Атмосфера добра, благожелательности, душевной щедрости, любви, заботы друг о друге создана в доме Ростовых взаимными усилиями старого графа Ильи Андреевича, графини и их детей. Душой этой семьи, несомненно, является Наташа. Без глубоких семейных привязанностей лучших героев Толстого просто невозможно представить. Но дело не только в этом.
Наташа и Николай, Пьер и княжна Марья, Кутузов и Платон Каратаев душевно расположены ко всем людям без исключения и ожидают от каждого ответной доброжелательности. Петя Ростов, попав в партизанский отряд, проявляет восторженную симпатию не только к хорошо и давно знакомому ему Денисову, но и ко всему его окружению, заботясь даже о пленном французском мальчике. Умение понять другого человека, умение прощать, доверчивость и благожелательность Л. Н.
Толстой считал лучшими качествами русского человека. Эти качества свойственны многим героям «Войны и мира». Так, обращаясь к солдатам в день Красненского сражения, Кутузов говорит, показывая на пленных французов: «Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно.
Тоже и они люди». И в лицах русских солдат он читал сочувствие своим словам. Способность «любовно жить» в единении со всеми показана в образе Платона Каратаева.
Много переживший в плену Пьер отогрелся душой возле этого простого русского человека, в котором ему чувствовалось что-то «приятное, успокоительное и круглое». Такое выражение ласки и простоты было в лице этого человека, что растроганный Пьер чуть не заплакал. Живой контакт человека с теми, кто оказался рядом, — норма поведения любимых героев великого писателя.
Чаще всего связи между персонажами романа осуществляются при помощи взгляда, интонации, жеста, улыбки. Наташа Ростова мучается оттого, что не может в письмах к князю Андрею передать и тысячной доли того, что она чувствует и что она привыкла выражать голосом, улыбкой и взглядом. Герои Толстого иногда влияют на окружающих непроизвольно, сами не замечая своего воздействия. Встреча князя Андрея с Наташей изменила всю его жизнь, духовно возродила его.
Он любил в Наташе «душевную открытость, естественность». Потребность открыть себя другим — одна из главных черт людей, близких к Толстому. Общение героев «Войны и мира» характеризуется прежде всего светлыми, радостными чувствами, ему часто сопутствует добрый, веселый смех.
Жизнерадостный смех звучит в романе не только в эпизодах мирной жизни, но и в эпизодах, посвященных военным действиям. Этот добрый смех способствует соединению людей. Так, Пьер одною своею доброю улыбкой и кстати сказанной шуткой мирит тех, кто ссорился.
Сочинение что больше всего ценит в человеке толстой
... таких как Друбецкой. В этом обществе нет ничего правдивого, ес- тественного, простого /того, что так ценит в человеке Толстой/. Их речь, жесты, ... Пьеру пережить его; далеко не случайно, что Наташа Ростова останется для Андрея всего лишь невестой, а для Пьера будет женой. В разговоре с Пьером ... чувства замкнутости и одиночество. Это и происходит с героями романов Достоевского. "На улице жа- ра стояла ...
Душевно близкие Толстому герои способны к искреннему раскаянию, к признанию своих ошибок. Поразительно описаны страдания княжны Марьи после смерти ее отца, когда она даже не смеет молиться Богу, вспоминая о своих грешных мыслях по поводу капризов отца. Глубоко раскаяние Наташи после увлечения Анатолем за то зло, которое она причинила князю Андрею.
Духовное величие Пьера раскрывается после дуэли с Долоховым, когда он содрогается от мысли, что чуть не убил человека. Привлекательность человеческих отношений, изображенных в романе «Война и мир», не может не трогать сердце современного читателя. В наш «жестокий» век нам есть чему поучиться у героев этого произведения. Доброта и совестливость, душевная расположенность людей друг к другу, нравственное единение людей — эти идеалы писателя, обращенные к каждому человеку, заставляют задуматься о своей жизни и взаимоотношениях с другими людьми.