Читать огоньки короленко полное содержание. «Огоньки», анализ рассказа Короленко

В числе трудов В. Короленко существует небольшое творение «Огоньки». Напоминающее стихи в прозе Ивана Сергеевича Тургенева по жанру и серьезности мыслей, это сочинение сразу стало знаменитым в кругу коллег Короленко. Находились и те, кому оно стало повседневным лозунгом.

Начало маленькой истории — это описание прошлого главного действующего персонажа, о поездке им по таёжной речке. Все мелочи истории изображают личность, неплохо знающую эти уголки: «угрюмая сибирская река», «темные горы», Огонек, мерцающий вдали. Гребец, «апатично» (не обращая внимания, равнодушно, медлительно) увлекшийся греблей. На самом деле, обитатели Сибири всегда выделялись сдержанностью. Характерны и слова перевозчика: он произносит не «далеко», а «далече», так как знает этот путь очень давно. Высказывание же собственного попутчика герой считает безрадостным, потому что понимает, как коварен, может быть огонек во мраке красно-желтой ночи.

Следующее описание — глубокомысленное раздумье писателя об особенностях темных свечений. Обыкновенная оценка героем темного огонька заменяется всеобщим мнением: сейчас он думает об особенностях любых темных свечений «приближаться, побеждая тьму, и сверкать».

Данный очерк имеет громадное число знаков, он метафоричен. Дорога по речке похожа на судьбу: она подобным же образом сложна, подобным же образом заполнена порогами, перекатами и прочими препятствиями. Классическая борьба добра и зла. Но дальний огонек оказывается в произведении знаком надежды на замечательное завтра.. . Больше всего огонек необходим в те времена, когда души охватывает бездна, точнее говоря, они чувствуют нечто страшное и безнадежное на жизненном пути.

Возникающее во мраке приближение огонька обладает скрытым смыслом. Сколько раз личность была убеждена в правильном решении поставленной задачи, но данная приближение решения иллюзорно, и ее ждет еще долгая дорога. Но в то же время писатель предлагает «налегать на весла» — продолжить дорогу с двойным рвением, не распускать нюни, не сдаваться перед сложностями действительности.

Заканчивают небольшое сочинение появляющиеся снова и снова фразы: «… все-таки… все-таки впереди — огни!». Сейчас уже лично автор оказывается как бы «огоньком». Он не оставляет на тяжелом перевале читателя, старающегося грести, нет, он сохраняет ему веру на то, что путешествие, даже самое сложное, будет пройдено, а задача решена.

Богатством аллегорий в этом маленьком творении под названием «Огоньки» В. Короленко помогает читателям разгадать спрятанный замысел написанных строк: большому количеству людей на жизненном пути виднеется далекий, временами недостижимый блеск грядущего, который на самом деле существует, и необходимо приблизить его всеми возможностями, прилагая максимум усилий. Жизненный путь дает надежды, он предоставляет все, что каждый заслужил, только не нужно расстраиваться, нет смысла оставаться без надежды, а нужно начинать усиленно грести (в широком смысле слова), и ни в коем случае не останавливаться.

1 стр., 463 слов

Значение веры и надежды в пусти к достижению цели. учащихся по ...

... показать этим читателем? Мне кажется, что огоньки ассоциируются с целью человека. Эти огоньки символизируют надежду и веру, с которыми мы идем по жизни ... произведение В. Г. Короленко «Огоньки» начинается с того, что маленькие и далекие огоньки на другом береге острова светят, и тем самым манят ... на нашем тупи. Для того чтобы начать свой жизненный путь, надо поставить цель. Двигаясь к цели, ты строишь ...

В.Г.Короленко. «Огоньки». , Урок литературы в 8-м классе по произведению В.Г. Короленко «Огоньки»

Цели урока

:

  • вовлечь учащихся в размышления о “назначении жизни”;
  • научить видеть позицию автора в художественном тесте.

Но все-таки…все-таки впереди огни!

I. Слово учителя.

Владимир Галактионович Короленко…

Его знают, его любят, его читают. Л.Н. Толстой говорил о нем как об истинно прекрасном человеке, для А.П. Чехова он был благородным, а для М. Горького был просто учителем.

II. Прослушивание диалога.

Автор:

случайно М. Горький услышал разговор 2х студентов перед экзаменом в коридоре МУ словесного факультета.

1ый:

Ты читал Короленко?

2ой:

Да, меня он восхищает своей верой.

1ый:

Время, когда он жил, было трудное: унижения, преследования, а надо было выживать, а Короленко всегда был великим оптимистом.

2ой:

Слушай, ты прав. Прочитал его рассказ “Парадокс”. Он затронул мою душу.

1ый:

Каждый человек имеет право на счастье. Вот человек феномен-калека обделен природой. А какая в нем вера. Здорово.

2ой:

Да, кстати, еще меня поразили его “Огоньки”. Маленькое произведение. Хотя бы эти слова: “Но все-таки… все-таки впереди – огни!”. Что имел автор этим словом?

1ый:

Я читал, но все-таки еще раз нужно перечитать, чтобы понять позицию автора, его отношение к жизни.

2ой:

Недаром Илья Репин благодарил Короленко за его прекрасную жизнь.

1ый:

Да, в огнях есть надежда.

Автор:

Эта встреча надолго оставила след в душе М. Горького, который понял, что Короленко остается идеалом добра, правды.

III. Слово учителя.

Мы прослушали диалог двух студентов о Короленко. В нем были затронуты некоторые вопросы, требующие ответа.

  • О каком произведении шла речь, с которым познакомимся на уроке?
  • Назовите проблемные вопросы, на которые мы должны найти ответ?

(В результате анализа текста мы должны ответить на вопросы:

  • поразмышлять о назначении “жизни”;
  • научиться видеть позицию автора в художественном тексте.)

IV. Анализ текста.

1. Чтение текста выразительно (на фоне музыки).

Представьте темный осенний вечер, река, плывет лодка, а в ней двое.

Их размышления прерывают огни, огни…

Вопросы:

Понравилось ли вам это произведение?

(Мне понравилось это произведение тем, что оно красивое, мелодичное, интересное, маленькое по объему, здесь столько величия, простора.)

2 стр., 750 слов

Значение слова в жизни человека 5, 6 класс

... а не груда официальных (опять же пустых) слов. И слово может иметь негативное значение – может так врезаться в память. Не ... сожалению, контролировать очень сложно. В данном сочинении мне хочется ещё порассуждать о слове и деле, то есть об обещаниях. ... фольклоре немало выражений, говорящих о цене слова. Когда напрасных слов становится слишком много, жизнь человека меняется: его перестают воспринимать в ...

А как называются такие произведения?

(Мини-рассказ, это стихотворение в прозе, т.к. небольшое по объему, бессюжетная композиция).

Это лирическое произведение в прозаической форме, т.к. представляет раздумье писателя о жизни, о красоте, о будущем?

Назвать тип речи?

(Это повествование, есть элементы рассуждения).

Вывод:

В этом рассказе явно присутствует бытовой факт, случай из давнего прошлого перерастает в философское суждение о будущем.

Стиль речи?

(Автор, от которого ведется повествование).

Найдем и прочитаем.

(… случилось мне плыть…, мне вспоминается – предложения носят безличный характер).

А как показан автор? Перед нами или нет?

Вывод:

В тексте действующее лицо автор, показан, не подчеркнуто, а как-то за кадром, как бы ослабляя его активность.

Назовите образы, ключевые слова.

(река, вечер, гребец, огонек).

Каково состояние реки?

(мрачное)

Какая картина показана в тексте?

(Общая картина нерадостна и читателю, как и автору тоже неуютно).

Из каких частей состоит текст?

(Из двух: 1. Мелькнул огонек – недосягаемый свет будущего; 2. Этот свет можно приблизить своим трудом)

Найдите предложения, в которых говорится, что автор оказался в пути не по своей воле.

(Случилось мне поплыть).

Вдруг появляются огоньки. Как они воспринимаются и нами, и автором?

(И мы, и автор обрадовано, воспринимаем появление огонька. Они возникают как надежда на тепло, на свет, на окончание пути по мрачной реке.)

Прочитаем…

(Вдруг на повороте реки…)

А уместно ли слово “вдруг”?

(Я считаю, что да, т.к. оно уместно для начала этого предложения. Указано точно, где мелькнул огонек –

впереди, под темными горами, и указывается, что мелькнул ярко, сильно, совсем близко).

Найдем в этом антоним – контраст.

(тьма – свет)

А каково назначение этого контраста?

(Я считаю, что этого нетрудно понять, с каким желанием и надеждой скорее закончить плавание, ожидая, автор этого огонька, вдруг благодарственно вздохнул:

Ну, слава богу!”,

  • напряжение спало и с нас.

Но тут остудил гребец:

Далече!”(

читаем).

Гребец повернулся… Далече.

  • А вот слово “далече” в какой форме дано автором?

(в разговорной, народной).

Вот почему так ответил гребец?

(Я так полагаю, что не впервые он совершает нелегкий, небезопасный путь и реплику своего спутника воспринял нерадостно, т.к. знал, что огонек в темени осенней ночи очень обманчив. Поэтому он медлит.)

Назовите глаголы. Показывающие неторопливость лодочника.

(повернулся, посмотрел через плечо на огонь и опять апатично налег на весла).

Назовите иностранное слово. Подберем к нему русские синонимы.

(лениво, медленно).

Кто такой гребец?(

Это человек опытный, знающий, спокойный, потому что выполняет привычное дело).

(читаем)

(Я не поверил… Но гребец…)

Какими эпитетами, метафорами автор обозначает признак тьмы?

(черная, темная, мутная, густая, неопределенная, затененная).

7 стр., 3130 слов

Как соотносятся автор и евгений онегин. Сравнение пушкина и онегина. ...

... рожден для жизни мирной, Для деревенской тишины… Этим сравнением Пушкин все-таки пытается “отделить” себя от Онегина. На протяжении всего романа автор сравнивает взгляды свои и Онегина. Да, в произведении автор и его ...

А если уберем “неопределенная тьма”?

(Оно необходимо, т.к. теряется смысл.)

Прочитаем, как автор говорит о свойствах огней?

(Свойство этих ночных огней… А между тем далеко!…. Свойство этих огней говорит о приближении, о надежде).

Да какие же огоньки?

(Автор отличает своеобразие огней: они яркие, обещающие, влекут, манят, движение к светлому).

  • Найдем и прочитаем картину ночного долгого пути по темной реке. С точки зрениялексики, что же передают глаголы в следующем абзаце?

(И долго мы еще плыли… Они передают движение богатое, разнообразное. Меняются ночные картины).

Охарактеризуем с точки зрения лексики текст.

В произведении автор использует стилистические приемы:

далеко – близко, свет – тьма

выплывали – уплывали

3) Короленко с помощью метафор вызывает представления о движущейся по реке лодке. (Ущелья и скалы выплывали, надвигались, уплывали…).

Найдем сравнения?

(близко – далеко [антоним])

Чтение последнего абзаца.

Охарактеризуем с точки зрения синтаксиса это произведение.

Текст богат синтаксическим построением. В нем встречаем:

  • Синонимические синтаксические конструкции, осложненные причастным оборотом, деепричастным оборотом и однородными деепричастиями, однородными членами предложения;
  • Много повторов;

Паузы:

  • а. …(многоточие) – наводят и нас, и автора на размышления;
  • б. – (тире) – вытекает вывод и следствие.

4) Вводные слова.

Какова основная мысль, идея данной прозы?

(В каких бы “угрюмых берегах” ни текла жизнь, но все-таки впереди огни. Жизнь надо принимать такой, какая она есть, и не склонять голову перед трудностями. Надо верить, что … “все-таки впереди огни”! Нужно налегать на весла, не бросая их).

Объяснить смысл названия “Огоньки”.(

Я так думаю, что это имя существительное во множественном числе употреблено в переносном значении. Свет, огонь – в народе, в обществе связывались с верой в будущее.)

Какие произведения, И.С.Тургенева напоминают “Огоньки”? Чем?

(Да, у Тургенева есть маленькие по объему стихотворения в прозе. У них есть общее в идее добра, веры в будущее. Надо жить, верить…)

V. Чтение мини-сочинений на тему “Человек создан для счастья”.

VI. Вывод.

Я считаю, мы нашли ответы на вопросы. Необходимо верить, творить, в этом и счастье человека. Огни – а это уже тепло, свет. Короленко – добрый, мудрый, всегда верил в светлое будущее!

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Текст В. Г. Короленко:(1) Мы ехали берегом Лены на юг, а зима догоняла нас с севера.

(2)Однако река упорно боролась с морозом: ближе к берегам она превращалась в застывшую безобразную грязно-белую массу, а в середине лёд всё ещё ворочался тяжёлыми, беспорядочными валами, скрывая от глаз застывающее русло, как одичалая толпа скрывает место казни. (3)И вот однажды с небольшого берегового мыса мы увидели среди тихо передвигавшихся ледяных глыб какой-то чёрный предмет, ясно выделяв- шийся на бело-жёлтом фоне. (4)− Ворона, – сказал один из ямщиков. (5)− Медведь, – возражал другой ямщик. (6)− Откуда же взяться медведю на середине реки? – спросил я у него. A27 (7)− С того берега. (8)В третьем годе медведица вон с того острова переправилась с тремя медвежатами. (9)Нонче тоже зверь с того берега на наш идёт. (10)Видно, зима будет лютая… (11)Наш караван остановился у мыса, ожидая приближения заинтересо- вавшего всех предмета. (12)− А ведь это, братцы, козули, – сказал наконец один из ямщиков. (13)Действительно, это оказались две горные козы. (14)Теперь уже ясно были видны их тёмные изящные фигурки среди настоящего ледяного кошмара. (15)Одна из коз была побольше, другая поменьше. (16)Мы предположили, что это были мать и дочь. (17)Причём старшая явно руководила переправой. (18)Вокруг них безжалостные льдины бились, сталкивались, вертелись и крошились; в промежутках что-то кипело и брызгало пеной, а нежные животные, насторожившись, стояли на ледяном куске, подобрав в одно место свои тоненькие ножки… (19)Наверное, им было страшно, ведь их жизнь могла оборваться в любую секунду. (20)Но, видимо, оставаться на том берегу им было ещё страшнее, раз они, так чудовищно рискуя, затеяли эту опаснейшую переправу. (21)Огромная льдина, плывшая впереди той, где стояли козы, стала как будто замедлять ход и начала разворачиваться, останавливая движение задних. (22)От этого вокруг животных поднялся вновь целый ад разрушения и плеска. (23)На мгновение два жалких тёмных пятнышка совсем было исчезли в этом хаосе, но затем мы их заметили на другой льдине. (24)Опять собрав свои тоненькие дрожащие ножки, козы стояли, готовые к очередному прыжку. (25)Это повторилось несколько раз, и каждый новый прыжок с рассчитанной неуклонностью приближал их к нашему берегу. (26)Когда льдина, на которой находились козы, подошла к роковому месту столкновения с берегом, у нас мороз по коже пробежал от страха за их судьбу: в таком аду из скопившихся ледяных масс выжить было сложно. (27)Сухой треск, хаос обломков, вдруг поднявшихся кверху и поползших на обледенелые края мыса, – и два чёрных тела легко, как брошенный камень, метнулись на берег. (28)Мы, стоя на мысу, невольно заслоняли козам вольготный проход. (29)Однако умное животное, решив бороться за жизнь до конца, ничуть не побоялось нас, врагов в будничной жизни, и не задумалось ни на минуту. (30)Я заметил взгляд её круглых глаз, глядевших с каким-то странным доверием, и затем она понеслась сама и направила младшую прямо к нам. (31)От такой смелости и решительности даже наша большая хищная собака Полкан, вместо того чтобы кинуться на добычу, сконфуженно посторони- лась. (32)И старшая коза, бережно загораживая собою младшую, пробежала мимо пса, бесстрашно коснувшись боком его шерсти… (33)− Эти бедные животные на наших глазах преодолели столько опас- ностей… (34)Вот оно – желание жить, – задумчиво произнес Сокольский, наш случайный попутчик, когда мы вновь отправились в путь. (35)− А заметили ли вы, с каким самоотвержением старшая помогала.

1 стр., 418 слов

«Здоровый образ жизни младшего школьника»

... в заключение хотелось бы отметить, что Киселёва Ирина Владимировна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 67;

младшей и как закрыла младшую от собаки? (36)Вот оно – желание спасти… (37)Всякий ли человек сделает это при таких обстоятельствах? (38)− Всякая мать, я думаю… – сказал я, улыбнувшись.

Популярные сегодня пересказы

  • Канитель — краткое содержание рассказа Чехова

    Произведение несет в себе юмористический подтекст. Все действие происходит в церкви между двумя героями: старушкой и дьячком. Маленькая сгорбившаяся пожилая женщина приходит в церковь для того, чтобы заказать у священника службу

    18 стр., 8784 слов

    Курсовая «Форма и содержание в хореографическом произведении»

    ... -, Краткий обзор литературы:, Практическая значимость: Глава 1. ФОРМА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ. Форма — это способ раскрытия содержания. Есть ... тема, идея, образ произведения; - музыкальная грамотность; - умение осмыслять увиденное, услышанное, прочувственное в хореографии и создать хореографический ... торжественность. Придворный этикет наложил свой отпечаток на фигуры и позы танца. В менуэте ...

  • Под сетью — краткое содержание романа Мердока

    Жанровая направленность произведения представляется в виде сочетания философского и юмористического романа. Главным героем произведения является Джейк Донахью, представленный в образе молодого мужчины,

  • Льгов — краткое содержание рассказа Тургенева

    История из цикла Записки охотника рассказывает краткий эпизод охоты поблизости от деревни Льгов, куда главному герою предлагает отправиться его слуга Ермолай. В отличие от существенной части других историй

  • Безумная Евдокия — краткое содержание драмы Алексина

    Повествование ведется от первого лица. Главный герой – мужчина, который рассказывает про свою семью. Первый абзац книги он пишет, уже пережив те события, о которых он повествует. Потом он начинает рассказ.