Идеологический конфликт в романе И.С Тургенева «Отцы и дети»

Тема взаимопонимания родителей и детей — вечная. Особенно удачно ее раскрыл русский классик Иван Тургенев. Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» — это различие взглядов на политическую, культурную и социальную ситуацию в России во второй половине XIX века. Именно 1860 год стал переломным в истории империи. Постоянные восстания недовольных крестьян заставили власть отменить крепостное право. Это разделило людей на два лагеря.

В первом были представители старого мира, дворяне и богачи. Вторая часть — сторонники новой, свободной эпохи, где ценили и уважали человека. Евгений Базаров, герой романа «Отцы и дети», принадлежал к тем, кто хотел революции. Он нигилист, а значит не признает авторитетов и смеется над общепринятыми ценностями. Его идеи разделяют Аркадий и любимая Анна. Но вместе с тем он становится врагом для близкого друга и для своих родителей.

Историческая основа романа

Столкновение интересов либералов и революционеров-демократов накануне событий

1861 года нашло выражение в произведении Тургенева. Спор поколений в романе «Отцы и дети» выражается противопоставлением взглядов Базарова и Кирсановых. По мнению Евгения, от реформы не будет толку.

Кирсановы олицетворяют собой уходящую дворянскую культуру. Базаров – сторонник революционно-демократических преобразований.

Спор поколений в романе «Отцы и дети» — о положении народа, об отношении к искусству, истории, литературе. В книге много говорится о противоречии двух поколений по самым различным вопросам, касающимся в том числе системы поведения человека, нравственных принципов. Не зря рецензенты называют этот роман произведением идейных споров.

16 стр., 7629 слов

«Почему умер Базаров в конце романа? Евгений базаров перед лицом ...

... последователей. Смерть Базарова Главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” - Евгений Васильевич Базаров - погибает в финале произведения. Базаров - ... Базаров - нигилист. Поэтому происходит разрыв по идеологическим соображениям., Неразделенная любовь., Пошлость и ничтожество., Люди разного поколения, разного развития., Народ – его понимание. Тургенев считает своего героя обреченным. У Базарова ...

Столкновение взглядов

Наибольшее развитие конфликт приобретает из-за упрямства и недоразумения двух представителей разных поколений и эпох. Это встреча убеждений революционера-демократа в образе Базарова и либерала-дворянина Павла Петровича Кирсанова. Первый пытается работать на благо общества. Второй больше заботится о собственной выгоде. Тем не менее оба они энергичны и уверенно отстаивают свои убеждения. В общем, их темы для споров разнообразны.

Они касаются религии, философии и даже поэзии. Характеристика романа «Отцы и дети» — это краткое описание событий, которые на самом деле происходили в России в 1860-х годах. Беседы и споры Базарова и Кирсанова — это разговоры людей тех переломных для общества лет.

Спор поколений в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева

«Отцы и дети» — одно из величайших произведений русской литературы. Каждое поколение находит что-то интересное для себя в этом романе, по-разному воспринимает сложную авторскую позицию. Эта книга вобрала в себя исторически важные события, связанные со сменой поколений и возникновением новых идей. «Отцы и дети» писались в момент подготовки и осуществления крестьянской реформы тысяча восемьсот шестьдесят первого года. В те переломные времена каждый человек должен был определиться с позицией, которой он будет придерживаться. Примкнуть к уже уходящему классу дворян или держаться только возникающего класса революционеров. Именно тогда Тургенев и писал свой великий роман.

На протяжении всего произведения наше внимание сосредоточено на взаимоотношениях дворянина Павла Петровича Кирсанова и сына бедного лекаря Евгения Базарова. Тургенев дает четкую характеристику главных героев, и перед нами сразу же встает резкое различие во внешности, манере поведения и взглядах на главные проблемы жизни.

Романтичный Павел Петрович Кирсанов никак не совместим с демократом Базаровым, равнодушным к любовным отношениям. Между ними сразу возникает антипатия, переходящая в разгоряченные споры. Именно в их препирательствах раскрываются разные взгляды на общественный строй, религию и народ.

250 рублей

Связаться с нами:

Заказать уникальную работу за 250 руб.

Базаров считает, что общество прогнило и нужны основательные меры: «Исправьте общество». Именно в этом заключается польза, которую видит Евгений. Павел Петрович соглашается, что общество не совсем в порядке. Тогда, когда Кирсанов узнает, что его племянник и Евгений Базаров нигилисты, отрицающие всё и не уважающие чужие интересы, он возглашает:

«Нам дорога цивилизация. Нам дороги её плоды»…

Именно в этих словах и заключается конфликт между «отцами» и «детьми».

16 стр., 7954 слов

Анализ эпизода смерти базарова в романе отцы и дети тургенева (2)

... Базаров понимает это, поэтому и спокойно уходит… Смерть Евгения дала понять то, что губят человека ложные ценности, ошибочные представления о мире! Сочинение Анализ эпизода смерти Базарова Евгений Базаров – главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», ...

Базаров и Кирсанов абсолютно по-разному относятся к дворянству. Павел Петрович считает аристократию главной силой, движущей народ и способствующей благополучному развитию общества. В глазах же Евгения аристократы не способны действовать и приносить пользу людям. Базаров, как нигилист, привык «действовать, ломать», вместо того чтобы сидеть сложа руки, как аристократы. Но, несмотря на наличие такого сильного качества, у нигилистов есть и слабые стороны. Одним из минусов является бедная душа, вынужденная скрывать чувства.

В споре же о русском народе правда, безусловно, на стороне Базарова, который умеет ладить с мужиками. Он трезво видит, как «грубейшее суеверие душит страну». Евгений связывает свою деятельность с «народным духом», считая себя тем, кто выражает интерес народа. Кирсанов и Базаров спорят о том, в ком из них мужик «признает соотечественника».

В спорах сталкиваются и эстетические взгляды главных героев. Их мнения неодинаковы: Павел Петрович высоко ценит искусство, Базаров же считает, что Пушкин «никуда не годится», играть на виолончели для мужчины «смешно», а порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта.

Отношение к окружающей природе у них тоже разнится. В ответ на вопрос Аркадия, выступающего против Евгения, звучит ответ нигилиста Базарова: «И природа – пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Несмотря на то, что Базаров отрицает любовь и смеется над романтичными порывами Павла Петровича, в душе Евгения присутствует способность любить и чувствовать. Влюбленность в Анну Сергеевну раскрыла настоящего Евгения Базарова. Его сердце страдает из-за отвернутых чувств. В случае Павла Петровича любовь, ради которой он оставил всё, включая его карьеру, привела его к душевной гибели.

Таким образом, в романе «Отцы и дети» Тургенев отобразил борьбу двух разных поколений, борьбу века уходящего и нового, только зарождающегося. Но, несмотря на эту смену эпох, должна оставаться нить, связующая одно поколение людей с другим, только так возможно прогрессивное развитие общества.

Расхождения в семье Кирсановых

Важно также рассмотреть отношения Аркадия и Николая Петровича. Эти двое, отец и сын, также представители разных поколений. Аркадий — лучший друг Евгения Базарова и по совместительству его послушный ученик. Он стремится познать нигилизм и максимально окунуться в теорию демократии.

Его отец — заядлый либерал, который стесняется своей связи с простым народом. В частности, ему стыдно за любовь к молодой женщине по имени Фанечка. Первый конфликт поколений в романе «Отцы и дети» возникает у отца с Аркадием. Но любовь, которую они лелеют в себе друг к другу, сильнее недоразумения относительно взглядов на общество.

Родство, что сильнее убеждения

Так, со временем Аркадий отказывается от своей теории и прекращает попытки приобщиться к созданию нового мира. Не отстает и Николай Петрович. Он в конце романа женится на простолюдинке Фанечке. А Аркадий выбирает себе в жены скромную и тихую Екатерину. Их конфликт разрешается.

Характеристика романа «Отцы и дети» — анализ тогдашнего общества. Тургенев показывает, что мысли Базарова не прижились, конфликт, который возник в этой семье, замялся, так и не дойдя до логического решения. Но в конце книги, во время двойной свадьбы отца и сына, автор делает незначительный акцент и говорит, что ни один ни другой не выглядит счастливым.

3 стр., 1054 слов

Духовный конфликт поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

... своего романа "Отцы и дети". Сам Тургенев писал, что Базаров для него — действительно "герой нашего времени". В основу романа лег общественно-политический конфликт между либералами и революционерами ... только разных поколений русской интеллигенции, но поколений, представляющих собой два разных общественных класса. Социально-классовый принцип в изображении Павла Петровича и Базарова Тургенев проводит ...

Иван Сергеевич Тургенев не скрывает своего отношения к старшему поколению и прививает любовь к этому своему читателю. Его нежные чувства благодарности и уважения можно увидеть в описании родителей Базарова. Милые, очаровательные супруги с первых строк симпатичны нам теплотой и дружелюбием, которым от них веет.

Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» не смог бы быть настолько ярким, если бы автор так четко не раскрыл перед читателем образы стариков. Так, он знакомит нас с Ариной Власьевной и Василием Ивановичем. Матушка — милая старушка, равно верит в Бога и народные суеверия. Она — это воплощение гостеприимства, мира и добра. Отец, почтенный человек, который справедливо заслужил уважение знакомых. Он искренний, сердечный и даже пытается приобщиться к новым идеям поколения.

Единственный сын — самая большая радость в их жизни. Зная о его непростом характере, родители как можно больше стараются ему потакать. Ходят вокруг него на цыпочках и проявляют лишь часть чувства к любимому ребенку. Евгений Базаров, главный герой романа «Отцы и дети», раскрывается для нас с другой стороны в родном доме.

Конфликт поколений и его разрешение в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Главный конфликт романа И. С. Тургенева — противоречия между «отцами» и «детьми». Название романа часто понимается весьма упрощенно: противоречие между поколениями, конфликт между аристократами и разночинцами. Но содержание романа выходит гораздо шире за рамки обозначенных выше проблем. Философские и психологические проблемы также важны для автора.

Конфликт поколений дается Тургеневым как противостояние Николая Петровича Кирсанова и Аркадия, Павла Петровича Кирсанова и Базарова.

Спор между Аркадием и его отцом проходит более мирно. Николай Петрович — семейный человек, его невозможно представить вне семейного круга. Он — отец, который стремится исполнить свой отцовский долг как можно лучше. Именно на нем, по мнению Тургенева, должна лежать ответственность за связь поколений. Во имя отцовской любви Николай Петрович готов многим поступиться. Николая Петровича отличает чуткость, терпение, мудрость. Именно эти качества предотвращают разрыв между отцом и сыном.

Павел Петрович, напротив, высокомерен и горд. Базаров тоже не уступает Кирсанову — он также сильная личность. Оба героя способны подчинять себе других, но сами при этом не попадают под чужое влияние. В чем-то схожи и их биографии: у каждого в жизни была неразделенная, несчастливая любовь. Оба они одиноки, у них нет наследников. Оба героя не умеют слышать других.

Базаров критически относятся к старшему поколению и многое отрицает в нем не потому, что оно старо по возрасту, а потому, что оно старо по духу, по своим жизненным принципам и мировоззрению.

Герои ведут полемику, которая начинается легкими перепалками, затем перерастает в спор, а затем противостояние героев приводит их к барьеру. Очень часто участниками спора движет не стремление к истине, а взаимная нетерпимость, раздражение. Поэтому они не могут справедливо оценить своего оппонента, понять его точку зрения.

13 стр., 6308 слов

Как николай петрович относится к базарову. Базаров глазами николая петровича

... открытый конфликт с Базаровым по этому поводу не вступает. Имение Кирсановых из к/Ф «Отцы и дети», место съёмок усадьба Фряново, 1983 Николай Петрович — дворянин и помещик. У него большие угодья и приличное ... Москва сгорела». Базаров ушёл «лягушек резать». Николай Петрович вспомнил, как он в молодости во многом не соглашался с матушкой, считая, что они- люди разных поколений. «Вот теперь ...

Базаров отстаивает теорию «нигилизма»: «…мы действуем в силу того, что признаем полезным …В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем». Базаров подвергает отрицанию все: искусство («Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша ломаного не стоит»), природу как предмет для восхищения («природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»), любовь, и даже… Павел Петрович пытается уточнить, насколько далеко господин нигилист зашел в своих отрицаниях. И Базаров приводит в ужас своим ответом обоих старших Кирсановых:

  • Мы отрицаем.
  • Все?
  • Все.
  • Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…
  • Все, — с невыразимым спокойствием повторил Базаров.

Читатель лишь может догадываться, что стоит за этим категоричным «все», это и религия, и вера, и даже смерть.

Несмотря на категоричность суждений героя (Базарова), нельзя не заметить интереса и симпатии со стороны Тургенева к своему герою. Он, конечно же, не разделяет позиций Базарова, но по-человечески некоторые заблуждения Базарова вызывают скорее сочувствие Тургенева, нежели осуждение.

Со своей стороны Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них. Павел Петрович уверен, что без «принсипов» могут жить лишь безнравственные люди. Сам он под принципами понимает, во-первых, конституцию, прогресс, во-вторых, аристократизм на английский манер, в-третьих, Павел Петрович открыто ненавидит материалистические идеи, разделяя точку зрения эстетов и идеалистов.

В своем романе автор пытается разрешить вечный конфликт двух поколений. С одной стороны, это конфликт возникает из-за непонимания мировоззрения одного поколения другим. С другой стороны, героям не хватает просто человеческой мудрости, терпения и доброты, а также внимания и открытости. Сам Тургенев утверждает, что жизнь сильнее любой теории, никакая теория не может определять течение жизни. И наконец, автор пытается найти выход из возникшего противостоянии: идеал писателя — жизнь, идущая беспрерывно от прошлого в будущее через настоящее. Самая главная ценность в жизни — любовь отцов к детям. Молодое поколение наследует лучшее от старшего, а старшее более терпимо относится к наследникам. Только в таком случае возможен диалог поколений.

Роль всей жизни Базарова

Неприступное сердце не так уж и неприступно. С первых строк романа читатель наблюдает, как пренебрежительно относится Евгений к старшему поколению. Въедливый, напыщенный, самовлюбленный, он отказывается от любых чужих мыслей. Его высокомерие и холод отталкивают. Он бесчеловечен и равнодушен к старости.

13 стр., 6340 слов

Писарев Д. И Базаров («Отцы и дети», роман И. С. Тургенева)

... Базаров – сын бедного уездного лекаря; Тургенев ничего не говорит об его студенческой жизни, но надо полагать, что то была жизнь бедная, трудовая, тяжелая; отец Базарова ... подумаю. <…> Действие романа происходит летом 1859 года. Молодой ... Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, ... взрослого человека, надетый на десятилетнего ребенка. <…> Дядя Аркадия, Павел ...

Но стоило ему оказаться в доме родителей, как большая часть его презрения исчезает. Главная тема романа «Отцы и дети», разница поколений, ярко выражается именно в отношениях Евгения и его родителей. Изменение среды меняет образ мыслей Базарова. Он становится мягче, терпимее, нежнее. Несмотря на то что он редко наведывается на родину, он горячо любит близких, хотя и старательно это скрывает за маской рассеянности. Основная его проблема в том, что он так и не научился выражать чувства, особенно если это касается светлых, положительных эмоций. Именно с такой стеной неумения и непонимания столкнулись родители.

Конфликт взглядов

В своем произведение Тургенев раскрыл простую и болезненную истину — разницу поколений. Старомодные родители Базарова только ухудшают, хотя и не специально, отношения с сыном. Все образы романа «Отцы и дети» — очень сильные личности, и для них сломать собственные взгляды в пользу чужих является вещью недопустимой.

Молодой человек не делится с родителями, представителями другого поколения, своей философией. Они набожны, а он — атеист, они люди первой половины века, он — второй. И родители, зная о замкнутости сына, не пытаются влезть в его мир новых принципов. Так, и первые и второй радуются той малой доли близости, которая есть.

Возможно, если бы жизненный путь Евгения был длиннее, он сам стал отцом, то с годами понял бы то, что не открывалось ему — юному мечтателю. И тогда конфликт поколений в романе «Отцы и дети» смог бы найти логичное решение. Но автор решил исправить ситуацию в судьбах своих читателей через горе персонажей.

Мир, который не дорос до взглядов Базарова

События в романе происходят с мая 1859-го до зимы 1860-го. Это знаменательные годы для истории России. Именно тогда зарождались новые идеалы. И первым, кто начал их распространять, был Евгений Базаров. Но мир оказался не готов к его убеждениям, поэтому единственное, что осталось одинокому герою, это оставить свои попытки изменить страну. Но судьба выбрала для него другой путь.

Смерть положила конец страданиям на земле, где никто его не понимал. Вместе со смертью Базарова решились и все конфликты, которые создал автор в произведении. История романа «Отцы и дети» — это рассказ безродного человека. Он был забыт друзьями, сторонниками и любимой. И только престарелые родители продолжали оплакивать свою единственную радость.

9 стр., 4123 слов

Актуальные проблемы отцов и детей (по роману Отцы и дети Тургенева И.С.)

... Базарова? Роман "Отцы и дети" направлен против дворянства. Это не единственное произведение Тургенева, написанное в таком духе (вспомнить хотя бы "Записки охотника"), но оно особенно выделяется тем, ... будущего. Поэтому Базаров и принадлежит в какой-то мере поколению своих далеких потомков. Базаров приобрел известность среди читателей благодаря своим необычным взглядам на жизнь, идеям нигилизма. ...

Проблема «отцов и детей» возникает во всех сферах человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе. Этот вопрос удастся решить, если старшее поколение будет терпимее относиться к младшему, где-то, возможно, соглашаясь с ним, а «дети» при этом будут проявлять большее уважение.

Лекция 3. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: эпоха, герои, конфликт. (2 часа).

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 18Следующая ⇒

Цель лекции:, Задачи лекции:

1. Рассмотреть особенности изображенного в романе художественного времени.

2. Изучить систему образов произведения.

3. Показать, какие пути предлагает автор для разрешения конфликта, изображенного в романе.

Роман Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 г., но изображенное (художественное) время относится к 1859 г. В это время Россия жила ожиданием реформ, а интеллигентные люди (дворяне, разночинцы) напряженно размышляли о путях, которыми суждено пойти стране, переживавшей тяжелейший кризис. В обществе сложилось несколько группировок, которые предлагали различные пути развития государства, непозволительно отставшего от передовой буржуазной Европы. Одни считали, что Россия, будучи страной с уникальной историей, должна развиваться по своим, особым законам, другие полагали, что этот путь слишком долгий, и непредсказуемый, поэтому нужно следовать примеру развитых западных держав, достигших успеха в экономике и политике. Эти мыслители назывались «западниками». Были радикально настроенные общественные деятели, предлагавшие революционные способы решения проблем. Переломные эпохи рождают идеи, суть которых заключается в тотальном отрицании всего старого, пришедшего в упадок. Носители этих идей получили наименование «нигилистов».

Очевидно, что эпоха конца 1850-х – начала 1860-х гг. была очень насыщена значимыми событиями, которые не могли не отразиться в искусстве, в частности – в рассматриваемом романе Тургенева.

«Отцы и дети» имеют сложную систему образов: в напряженные отношения вступают дворяне Кирсановы и разночинец Базаров, противоречия намечаются между бывшими друзьями – Евгением Базаровым и Аркадием, сам Базаров бросает вызов устоявшимся гуманистическим принципам, женские образы оттеняют главные черты персонажей-мужчин.

Конфликт завязывается в мирной усадьбе образованных дворян Кирсановых, пытающихся наладить быт крестьян на западный

лад. Николай Петрович и Павел Петрович – высоко культурные люди: в их доме звучит музыка, они читают русскую классику и западные современные журналы. Братья Кирсановы хранят память о своих рано умерших возлюбленных, придерживаются гуманных правил в общении с людьми, стараются идти в ногу с прогрессом.

Спокойствие в благородном семействе нарушается с приездом молодых медиков из Петербурга – Аркадия и Евгения Базарова. Разночинец Базаров сразу же противопоставляет себя дворянскому образу жизни Кирсановых: его одежда неопрятна, он невежлив с хозяевами, критикует их любовь к искусству, манеру любоваться природой, попытки преобразовательной деятельности. Особое раздражение Базаров испытывает, слушая рассказы о любви Павла Петровича к покойной княгине Р. Мощный ум Базарова-материалиста (и даже вульгарного материалиста) отрицает любые проявления «романтизма», эстетства и идеализма. Это также является отражением веянием эпохи, которая породила большое количество научных открытий в области химии, медицины, физики, биологии, что являлось следствием бурного развития промышленности.

37 стр., 18213 слов

Преходящее и вечное в художественном мире Тургенева

... его романов не только попадают в "настоящий момент" общественной жизни России, но и по-своему его опережают, предвосхищают. Тургенев особенно ... прекрасен, духовно окрылен. Но чем выше он взлетает на крыльях любви, тем ближе трагическая развязка и - падение... Это ... вечно пребывающую на земле красоту. В его романах злободневные события, герои своего времени поставлены перед лицом вечности. Базаров в " ...

Противостояние «отцов» (дворян) и «детей» (разночинцев), развернувшееся в провинциальной усадьбе отражает весь накал предреформенных страстей, которые, в свою очередь, указывали на необходимость скорейших перемен во всех сферах жизни России.

Неприязнь «аристократа» Павла Петровича и нигилиста Базарова приводит к достаточно опасной, хотя и пародийно изображенной дуэли, а сам Базаров умирает вследствие совершенной им же профессиональной (герой – медик) ошибки.

Итак, главный герой умирает, и автор, аналитик и художник, должен объяснить читателю семантику такого финала, указать на пути гармонизации русской жизни в переломный период.

духовность

— Это путь пагубный, что и подтвердилось в ситуации влюбленности нигилиста Базарова (не верящего поначалу в духовные привязанности) в Анну Сергеевну Одинцову. Сознательно выстроенная героем негармоничная жизненная система рухнула – и ее автор гибнет – таков авторский вывод.

Будучи прогрессивным человеком, Тургенев, безусловно, понимал, что «преобразования необходимы», но при этом, общаясь с современными молодыми людьми, писатель видел слабые стороны их позиции (вульгарно-материалистические тенденции, жажду разрушения, тотального отрицания), что мешало им стать гармоничными личностями и нередко приводило к трагедии.

Лекция 4. Романы «Дым» и «Новь» как художественные свидетельства эпохи. (2 часа)., Цель лекции:, Задачи лекции:

1. Изучить проблемы русской оппозиционной эмиграции, отображенные в романе «Дым».

2. Дать представление об отношении Тургенева к народничеству (на материале романа «Новь»).

Содержание лекции.

В 1867 г. Тургенев публикует свой очередной роман «Дым», на фоне баден-баденской эмигрантской и курортной жизни разворачивается типичная для крупной эпической формы сложная коллизия частной жизни героя «(любовный треугольник», попытки в русле новых веяний разрешить хозяйственные проблемы в поместье и пр.).

Современники Тургенева, относящиеся к революционно настроенному лагерю, безусловно, с большим интересом читали страницы романа, где рассказывалось о жизни русских эмигрантов. Образы общественных деятелей, изображенные в сатирических тонах, конечно же, не могли удовлетворить сторонников радикальных перемен в России. Губарев (без труда угадывается Н. Огарев – друг Герцена, революционер и поэт), его «говорливое» окружение, темы их «разрушительных» для русского правительства бесед показаны автором с некоторым сожалением: порядочные люди, оторванные от родины, потеряли связь с злободневными проблемами, и их деятельность не имеет ничего общего с действительной героикой.

Еще менее симпатичны русские генералы – аристократы, ненавидящие и презирающие свой народ – крестьян, солдат, бедных горожан.

Главный герой Литвинов, остановился в курортном, модном и престижном Бадан-Бадене на короткое время: он ждет приезда своей невесты и собирается отправиться в Россию, где намерен развернуть преобразовательную деятельность.

2 стр., 795 слов

Жизнь Печорина в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

... других людей. В начале романа Максим Максимыч характеризует Печорина как «странного человека». Другие герои также отмечали странности в его поведении. Возможно, именно этой необычностью и подкупает Печорин женский пол. Герой ... общества, его «герой». Жизнь Печорина была очень сложной. Он и сам не жил, и другим не давал. Лермонтов первый заговорил о психологическом состоянии человека, о том, что ...

Неожиданно для себя в Баден-Бадене он встречает свою юношескую любовь – Ирину. Теперь она жена состоятельного человека (представителя «правящего генералитета»), но жизнь этой женщины сложилась несчастливо, и старое чувство Литвинова и Ирины вспыхивает с новой силой.

Однако эта страсть не приносит героям радости – недаром сквозным образом романа является дым.

освобождению

положительного персонажа (Литвинова) от гипноза дыма – символа неопределенности, запутанности, зыбкости общественных и личных интересов. Литвинов уезжает на родину один, без Ирины, которая не готова отказаться от привычной праздной жизни и отправиться с любимым человеком в Россию, где ждет преобразователей долготерпеливый крестьянин, родная «почва», небогатый и неухоженный «край».

В 1870-е гг. Тургенев продолжает пристально вглядываться в русскую действительность, и результатом наблюдений становится роман «Новь», который был опубликован в 1876 г. в журнале «Вестник Европы».

Тургенев, как известно, сочувственно относился к народническому движению, но избирательно и даже критически – к некоторым его представителям и их методам.

Дмитрий Нежданов – главный герой романа – отправляется в провинцию, где с группой радикально настроенных «товарищей» намеревается вести пропагандистскую деятельность среди крестьян. Однако с первых же минут общения с народом обнаруживается искусственность и невписанность теорий народничества в русскую действительность. Лозунги честного и смелого Нежданова («За свободу! Вперед!») непонятны крестьянам, занятым серьезными хозяйственными делами, поведение народника-агитатора кажется мужикам странным и подозрительным («Какой строгий!»), и дело заканчивается тем, что «благодарный» народ напоил горе-революционера (в его «пейзанском» наряде), напоминающего скорее карнавального ряженого. Пьяного агитатора едва спас рабочий Павел.

С сочувствием и одновременно со скепсисом автор относится к соратникам главного героя – Маркелову, Машуриной. Их фанатизм и самоотверженность показаны как излишние и не приводящие к жизнеутвердающей деятельности качества.

Однако народничество оставило слишком глубокий след в русской истории, чтобы его рисовать только в грустно-комических тонах, к тому же оно было столь неоднородным, что среди представителей этого общественного движения Тургенев мог найти близких по духу личностей и изобразить их.

Такими героями стали Марианна и Соломин – «постепеновец», который полагает, что Россия должна идти по пути преобразований долго, мирно и терпеливо. Резкие и жестокие действия могут привести лишь к трагическим последствиям. Неслучайно роману предпослан эпиграф: «Поднимать следует новь не поверхностно скользящей сохой, но глубоко забирающим плугом». Новь в данном случае не только целинная, подлежащая освоению земля, а вся российская действительность, безусловно, ждущая своих разумных преобразователей.

⇐ Предыдущая7Следующая ⇒