Прежде чем обратиться к тексту сочинения на тему «Обличение несправедливой власти в комедии Фонвизина «Недоросль», давайте вспомним, какие задачи ставил перед собой автор при написании данного произведения.
В своей комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин поднял две общественные проблемы. Первая — несправедливая власть дворянства, вторая — воспитание истинного гражданина и патриота.
Остановимся подробней на первой проблеме. Время, в которое жил Фонвизин, для страны было очень сложным и неоднозначным. В 1762 году императрица Екатерина издала «Указ о вольности дворянства». В соответствии с Указом крестьяне стали полной собственностью помещиков, которые, как только могли, эксплуатировали и угнетали крепостных. Права помещиков-крепостников ничем не ограничивались в отношении крестьян.
Ярким примером злонравной помещицы в комедии «Недоросль» стала госпожа Простакова. Ее брат Скотинин и сын Митрофан также принадлежат к классу тиранов-крепостников.
Простакова, именуемая автором «госпожой», является главою всей семьи. Она невежественна, беспощадна и жестока. Она держит в страхе и беспрекословном повиновении своих родных и домочадцев. Об отношениях с крепостными и говорить не приходится: тут она дает волю своей разнузданной натуре, что ни слово — то брань. Перед ней пикнуть не смеет и ее любимое чадо — Митрофанушка, избалованный и ленивый барчук. Даже ее брат, Скотинин, позволяет играть собой, как мячом: то она вызывает его к себе в деревню, чтобы женить на Софье, то резко меняет свое решение, и ему ничего не остается делать, как несолоно хлебавши возвращаться домой.
Целыми днями Простакова только и делает, что кричит и избивает крепостных. Все черты характера этой госпожи меркнут в свете ее отношения к крепостным. Можно ли сомневаться в том, что прообразом Прост аковой Фонвизин видел Салтычиху, жестокую и своенравную помещицу.
Скотинин, как и его сестра, — ужасный помещик. Это даже не человек, а скот. Недаром Д.И. Фонвизин использует в своем бессмертном произведении говорящие фамилии, и фамилия этого персонажа, как нельзя лучше, говорит сама за себя. Скотинин готов содрать со своих крепостных крестьян все, что только можно и даже чуть больше. Как он сам сказал своей сестре: «Сколько меня соседи не обижали, сколько убытку не делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток… сдеру с своих же крестьян». Из этой фразы ясно видно его деспотичное отношение к крестьянам.. Нетрудно представить, в каких условиях живут крепостные Скотинина и госпожи Простаковой.
Комедия «Недоросль» — проблематика произведения Фонвизина
... Фонвизин Д.И. «Недоросль». Краткий анализ 270 руб. Контрольная работа Фонвизин Д.И. «Недоросль». Краткий анализ 250 руб. Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Комедию «Недоросль» ... крепостными. не ценит жизни тех, кто слабее её, и не считается с их мнением. крестьян ... возлюбленный Софьи. Честный офицер. Скотинин – необразованный помещик, ...
Митрофан, главный герой комедии, под стать матери. Он необычайно глуп, невежественен. Он — бездельник, паразит, самодур в обращении с крестьянами и слугами. Он откровенно груб со своими учителями, его поведение граничит с хамством. Желая, казалось бы, получить образование, Митрофан не хочет потрудиться запомнить хоть что-нибудь из урока. Для семьи Простаковых образование, как таковое, ничего не значит. Для них лишь важно, чтобы в обществе не говорили об их невежестве. Зачем им география? На та извозчик есть, чтоб знать куда везти. Митрофан, как и его мать, открыто демонстрирует свое презрение к учителям: «Ну! Давай доску, гарнизонная крыса!” — обращается недоросль к Цифиркину, учителю арифметики.
К своим родным Митрофан относится, несомненно не так, как к крепостным, но и не так, как должно благовоспитанному юноше. В самом конце мы видим его отношение к своей матери: отвяжись, матушка, как навязалась…». Ни уважения, ни почитания родителей не слышно в этих словах. Да и откуда им взяться, ведь в этой семье такие понятия не живут. Все здесь держится на страхе да на скандале.
В будущем Митрофан будет обычным русским помещиком- крепостником, грубым и своевластным, тупым и бездеятельным.
Заключительная реплика Стародума, которой завершается комедия «Недоросль”: «Вот злонравия достойные плоды!» — придает всей пьесе особое политическое звучание. Неограниченная власть помещиков над своими крестьянами при отсутствии должного нравственного примера со стороны высшей власти превращается во вседозволенность и личную распущенность крепостников. Это вело к забвению дворянством своих обязанностей и принципов сословной чести.
В образе Митрофанушки мы видим типичного представителя правящего класса России того времени. Из таких вот тупоголовых Митрофанушек и состояли государственные организации и учреждения, где правили взяточничество, подкуп и халатное отношение к должностным обязанностям.
Власть, находящаяся в руках таких людей, обязательно будет несправедливой и негуманной по отношению к народу.
Произведение Фонвизина до сих пор остается актуальным.
Каково значение последнего явления в комедии Фонвизина «Недоросль»?
... деле связывалась им с финалом комедии. Г. В чем смысл финала комедии “недоросль”? О том, что предпримет ... Простакова. Кадр из фильма «Недоросль» Всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ... его женою. Митрофан Митрофан – сын помещик Простаковой. Собственно, он в комедии и является недорослью. Так ... внимание на то, что «идея власти» выражена в финале абстрактно в противовес полнокровной конкретности — ...