Замысел своей комедии Н. В. Гоголь определил так: «В «Ревизоре» я решил собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».
И автору удалось это сделать как нельзя лучше, хотя современники писателя оценивали комедию по-разному. Одни воспринимали пьесу как затейливый и непритязательный фарс, другие — как поклеп на существующие в России порядки. Но были и такие, которые
понимали, что комедия «Ревизор» и есть ужасающая российская действительность.
Реакционная пресса подняла невероятный шум, обвиняя Гоголя в клевете на Россию. Автору угрожали кандалами и Сибирью. «Но это и неудивительно, — писал современник Гоголя, известный артист Щепкин, — если половина недовольных — дающая, а половина — берущая взятки».
«Ревизор» стал комедией, где автору удалось с такой убедительностью вскрыть ужасающие общественные пороки: взяточничество, казнокрадство, лихоимство, распространенные среди правительственных чиновников, что его «Ревизор» приобрел силу
исторического документа.
В комедии изображен далекий заштатный уездный городок, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Но он — государство в миниатюре. Здесь есть и юстиция, и просвещение, и полиция, и почта, и даже здравоохранение. Управляет всем этим, как маленький царек, городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский.
Тихо, спокойно, неторопливо шла жизнь в этом маленьком городке. «Отцы города», чиновники всех рангов, прежде всего радели о своем благополучии: брали взятки, разворовывали казну. И никто из них не думал всерьез заниматься делами, возложенными на них государством и их должностными обязанностями. А внизу, под пятой чиновников и полицейских, текла жизнь простого народа — «купечества да гражданства».
И вдруг, как снег на голову, свалилась новость: в город едет ревизор. Страх охватывает всю чиновничью братию — от городничего до почтмейстера. Жуткий, леденящий душу страх. Для чиновников-бюрократов прибытие ревизора — больше, чем служебная или административная забота. Тут, говоря словами городничего, «дело идет о жизни человека». Ведь почти для каждого из них на карту поставлены и служебная карьера, и «благополучие жены, детей маленьких», о которых в минуту страха вспоминает городничий. И именно страх, а не совесть, движет поступками и действиями чиновников. Ведь беспорядков в городе более чем достаточно. Узнав, что ревизор в городе находится уже две недели, городничий ужасается: «Батюшки, сватушки! Выносите, святые угодники! В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота! Позор! поношенье!» Чиновники города спешно производят кое-какие внешние улучшения. Забота встревоженных властей направлена лишь на соблюдение внешних приличий, внешней благопристойности. Всю же остальную их деятельность можно охарактеризовать как совершенно бесполезную, даже вредную.
Постановочный план спектакля по пьес Н.В. Гоголя «Ревизор»
... происходящему в спектакле, смеяться, грустить, думать… 1. Работа над автором ГОГОЛЬ Николай Васильевич (20.03/1.04.1809-21.02/ 4.03.1852), великий ... Государь Николай Павлович, разрешивший пьесу к постановке и печатанию. За экземпляр “Ревизора”, поднесенный Императору, Гоголь получил ... материальных средствах, пробует свои силы в качестве чиновника, актера, художника, зарабатывает на хлеб уроками, В ...
Готовясь к встрече ревизора, каждый из чиновников старается навести в своем ведомстве видимый порядок, так как боится потерять свое «доходное место».
О внутренней сущности дел правители города и не думают беспокоиться: «порядок», при котором процветает грабеж, насилие, никакой ревизии подвергнут не будет. И городничий, и чиновники твердо знают, что нужно делать в связи с прибытием ревизора. Нужно давать взятки, задабривать, пускать пыль в глаза. Эти средства и раньше оправдывали себя при наезде других высокопоставленных лиц; помогут они и на этот раз. В том, что недалекий Хлестаков сумел обмануть и лодко провести и самого городничего, и других его чиновников, не последнюю роль сыграл всеобщий страх, на котором держится действие в комедии. Именно страх не дает открыть глаза городничему и чиновникам, когда Хлестаков в самоупоении обрушивает на них такой поток вранья, в который трудно поверить даже человеку непосвященному. А они поверили. И понесли «подношения» ревизору.
Когда Хлестаков — мнимый ревизор, вняв советам своего слуги Осипа, наконец уезжает, почтмейстер, распечатав его письмо, в ужасе обнаруживает, что это был вовсе не ревизор. На сцене появляется жандарм и уведомляет всех о том, что приехавший по именному повелению чиновник из Петербурга требует к себе городничего. Далее следует немая сцена. Все будто окаменели. И городничего, и чиновников вновь охватывает ужас.
Возвещая о приезде чудодейственного ревизора, Гоголь обращался к реальным людям, своим современникам. От их всеобщих усилий ожидал он победы над злом и неправдой.
1
Характеристика городничего и Хлестакова из Ревизора
... делая их глубоко несчастными. Образы Хлестакова и чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» , Хлестаков является главным героем комедии « Ревизор ». Гоголь даёт ему такую характеристику в описании героев: Это молодой ... — с помощью взяток заставить его закрыть глаза на все нарушения в городе. Хлестаков, в свою очередь, поначалу боится городничего, потому что считает, что тот отправит его ...
оценок, среднее:
5,00
из 5)