Катерина Измайлова в повести Леди Макбет Мценского уезда
Леди Макбет, несомненно, сильная личность, которой лучше было бы направить свою силу на что-то более хорошее.
Лесков описывает Екатерину «Макбет» красивой женщиной — статной с темными глазами, длинными ресницами, темными волосами. У неё всё, как говорится, на месте – красивая фигура, гладкая кожа. Она молодая и здоровая женщина. Вот только детей нет, а муж – очень занятой человек, постоянно занят своими делами, часто уезжает. Катерине просто некуда применить свои силы, энергию направить. Она скучает… В ней есть и чувства нерастраченные, которые совсем не нужны её серьёзному мужу.
И вот она находит себе любовника… Она просто хватается за этого симпатичного парня как за смысл жизни. А он её всё-таки использует. В принципе, без особой любви к ней он крутит с ней роман. (А после уже в ссылке он заводит интрижку с другой…) Чувства захватывает Катерину – она может скрывать их, но на всё готова ради своего любовника. Она не очень-то разборчива в людях. Если бы она могла полюбить достойного человека, который бы не подвёл её под суд, под преступление ради своей выгоды.
Она просто ослеплена своей страстью. Катерина думает, что её любовник сделает для неё тоже всё, если что… А он точно на это не готов. И вот, считай ради него, она травит и своего свёкра, и мужа, и чуть ли не ребенка – наследника мужа. К счастью, народ спасает ребенка. Она позволяет себя использовать, забывает о душе. А ведь она испытывает и угрызения совести – не зря ведь ей является призрак свёкра, почти душит её. Она понимает, что совершила страшное… Но ей нужна только отдача от своего любовника, который не может ей дать это. И преступления она начала совершать, чтобы не прекращать эту связь. И ещё чтобы её дорогой жил в роскоши.
Конечно, дело происходит в русской деревне с простыми людьми, но от этого страсти тут не меньше. Как у Макбета герои страдают, ошибаются, мучаются своими страстями. Образ Катерины вызывает даже ужас. Её и очень жаль, хотелось бы её остановить, пока она не натворила всех этих бед. Думаю, что её образ – пример грешницы, ослепленной своими желаниями. Она могла бы пойти по миру со своим любовником, но понимала, наверное, что тогда он оставит её.
История создания
В произведении Н. С. Лескова можно усмотреть несколько мотивов, которые и вдохновили автора на написание текста. Во-первых, это уже упомянутая трагедия «Макбет» У. Шекспира, а, во вторых, популярный сюжет лубочных картин «О купеческой жене и приказчике».
Природа нравственного в человеке сочинение по леди макбет
... человека, Бог которого на небе Б.Шоу. Организация урока. 1.Вступительное слово учителя. Очерк “Леди Макбет Мценского уезда” впервые опубликован в журнале “Эпоха” в 1865 году под названием “Леди Макбет ... глубина нравственного падения Катерины и Сергея. ... – от любовника. Вспомним Катерину из “Грозы ... в нем не любовь, а расчет. Это подтверждает Ради чего? (ради денег, власти), Какова Катерина Измайлова в ...
Взявшись за перо, Николай Лесков планировал создать серию произведений, представляющих «галерею характера русских женщин». Екатерина Измайлова – русская Леди Макбет – должна была стать первой в этой веренице. Однако произведение так и осталось единственным, самостоятельным творением, представив читателям «отечественную версию» вечного образа.
На написание первоначального текста у автора ушло около года, произведение создавалось в 1864-1865 гг. Позднее Лесков вносил в своё произведение многочисленные правки. Финальная версия произведения появилась в 1867 и была представлена на суд читателей на страницах журнала «Эпоха».
LiveInternetLiveInternet
Русская литература, Виктор Ерёмин, Катерина Львовна Измайлова
Николай Семёнович Лесков — человек великой страсти, великих противоречий, великой Совести и великого патриотизма. Недаром А.М. Горький, прочитавший в 1909—1911 гг. на острове Капри цикл лекций под общим названием «История русской литературы», констатировал тогда, что Лесков писал «не о мужике, не о нигилисте, не о помещике, а всегда о русском человеке, о человеке данной страны. Каждый его герой — звено в цепи людей, в цепи поколений, и в каждом рассказе Лескова вы чувствуете, что его основная дума — дума не о судьбе лица, а о судьбе России»*.
_________________________ * ИМЛИ РАН. Архив А.М. Горького. Т.1. История русской литературы. М.: Гослитиздат, 1939.
Именно в этих словах и вскрыта суть современного непонимания творчества Лескова. Николай Семёнович — писатель судьбы Отечества, а сегодня в произведениях его нередко ищут квинтэссенцию русского характера, более того — образ русского народа. И это глубоко ошибочно. Лесков — ярчайший представитель разночинной литературы, следовательно, в книгах его (в продолжение аристократической литературы XIX в.) дано преимущественно аристократическое представление о русском народе, хотя и богато украшенное великим знанием внутреннего мира простого человека. К сожалению, знание не есть истина, и русский народ в творениях Лескова остаётся, с одной стороны, романтической мечтой, а с другой стороны, мрачным представлением писателя о нём. Отметим, что этой болезнью страдают творения всех ересиархов Великой русской литературы.
Лескова нередко называют самым русским, самым национальным писателем из всех писателей нашей земли. Идёт это от той части отечественной интеллигенции, которую принято называть патриотической, исповедующей преимущественно Уваровскую формулу «Самодержавие, православие, народность», а следовательно, признающей и даже провозглашающей страдательную подчинённость народа в отношении безответственных перед ним самодержавия (вообще всякой власти) и православия (церковной иерархии).
Николай Семёнович сам неоднократно подчеркивал, что лучше всего ему удавались положительные характеры. Однако в положительных у писателя (особенно с годами) преобладают такие свойства человека, как покорность, готовность всепрощающе пострадать от власть имущего злодея, смирение пред уготованной судьбой. То есть в продолжение аристократической литературы Лесков приветствовал феминизированный лик русского человека. Ведь испокон века православная интеллигенция России провозглашала, что в отличие от богоизбранного народа — евреев, русский народ является народом богоносным, находящимся под Покровом Божьей Матери, а Россия есть юдоль* её, следовательно, Божеский лик русского народа — смиренно страдающая и уповающая только на Бога женщина. _________________ * Юдоль — место страданий.
Николай Лесков «ПИГМЕЙ»
... жив и довольно известен; а как его имя берегла от оглашения скромность "пигмея", то и я не великан, чтобы его выдать. Прочел, - говорит С., - я ... что их напраслина жмет... - Ну, а мне-то, скажите, - что же я, пигмей, могу ему сделать? - мое дело одно, что надо его отпороть, заклеймить, да ...
Скажем прямо, такое понимание русского народа — чисто аристократическая и интеллигентская выдумка, не имеющая никакого отношения к реалиям. Интеллектуалам хотелось и хочется видеть народ таковым, чтобы исподволь в полной мере ощущать себя хозяевами, сверхчеловеками и спасителями, ну а предлогом к тому стал, как всегда, Бог и вера в него. Сама русская история, и уж тем более важнейшая часть её — русская литература (вопреки многим её великим творцам) и её герои, тысячекратно опровергли навязываемый нам образ покорных, молящих и безмолствующих русских. Не стали исключением и герои Лескова, в творениях которого даже старчество есть форма активного борения против земного злодейства за торжество добра Божеского.
Николай Семёнович Лесков
Николай Семёнович Лесков родился 4 февраля 1831 г. в селе Горохове Орловской губернии. Мать его, Мария Петровна Лескова (урожденная Алферьева) (1813—1886), была из орловских обедневших дворян. Отец, Семён Дмитриевич Лесков (1789—1848), выходец из священнической среды, служил дворянским заседателем Орловской уголовной палаты (следователем по уголовным делам).
Николай стал старшим из семи детей Лесковых.
В 1839 г. отец со скандалом ушёл в отставку, и семья перебралась на жительство в недавно купленное имение — хутор Панин Кромского уезда. В 1841 г. Николай поступил в орловскую гимназию, но учился неровно и в 1846 г. не выдержал переводных экзаменов. Однако ко времени отчисления из гимназии он уже подрабатывал писцом в Орловской казённой палате и активно вращался в кругу орловской интеллигенции.
Именно тогда Лескову довелось познакомиться с ссыльным малорусским писателем, этнографом и фольклористом Афанасием Васильевичем Маркевичем (1824—1867), под влиянием которого юный Лесков и избрал свой жизненный путь — юноша твёрдо решил стать писателем-этнографом.
После внезапной кончины отца в 1849 г. Николай был переведён по службе в Киев чиновником казённой палаты. Там он жил в семье дяди по материнской линии, профессора-терапевта Киевского университета Сергея Петровича Алферьева (1816—1884).
В Киеве в 1853 г. Николай Семёнович женился на дочери состоятельного киевского домовладельца и коммерсанта Ольге Васильевне Смирновой (ок. 1831—1909).
Художественный мир Лескова (мое читательское восприятие)
... Леди Макбет Мценского уезда», 1865 г.; «Воительница», 1866 г.; пьеса «Расточитель», 1867 г.). В то же время одна из ранних статей Лескова ... трудных жизненных обстоятельствах… Так сложилось, что Николаю Семёновичу Лескову суждено было стать одинокой звездой на небосводе ... в буржуазных дельцов, ловких авантюристов, мошенников, живущих по звериным законам борьбы за существование. Таковы в лесковском ...
А вскоре началась Крымская война (1854—1856), перевернувшая все основы жизни российского общества.
В мае 1857 г. Лесков вышел в отставку и устроился в частную , которую возглавлял муж его тётушки Александры Петровны (1811—1880), обрусевший англичанин Александр Яковлевич (Джеймсович) Шкотт (ок. 1800—1860).
Николай Семёнович занимался переселением крестьян на плодородные земли, организацией предприятий в провинции, сельским хозяйством. Сам писатель впоследствии называл три года службы в фирме дяди счастливейшим временем своей жизни. Тогда Лесков объездил чуть ли не всю европейскую часть России, многое увидел и понял, собранного жизненного материала хватило ему на долгие годы плодотворного литературного труда.
К сожалению, дела фирмы шли неважно, и в апреле 1860 г. её пришлось закрыть. Лесков вернулся в Киев и поступил на службу — в канцелярию генерал-губернатора. Одновременно он занялся журналистикой. 18 июня 1860 г. в журнале «Указатель экономический» анонимно была опубликована его первая статья — о спекуляции книготорговцами Евангелием. Однако началом своей литературной деятельности сам Лесков считал публикацию в феврале 1861 г. на страницах «Отечественных записок» «Очерков винокуренной промышленности (Пензенская губерния)».
Это был переломный год в судьбе начинающего писателя. От Лескова ушла жена, он перебрался на жительство в Петербург, был признан талантливым публицистом…
А в 1862 г. Николаю Семёновичу впервые пришлось почувствовать свою инородность в петербургском обществе. Весной по столице прокатилась волна пожаров. Молва приписывала поджоги студентам-нигилистам. Возмущённый этими слухами, Лесков опубликовал в «Северной пчеле» статью, где призывал петербургского градоначальника разобраться в этом вопросе и, если студенты виноваты, наказать их, а если нет — пресечь клеветническую болтовню. У писателя нашлись недоброжелатели, которые стали распространять по Петербургу сплетню, будто Лесков призывает к расправе над прогрессивно мыслящей молодежью. Саму статью мало кто читал, а вот осуждение ни в чём не повинного журналиста оказалось всеобщим. Против Николая Семёновича негодовал даже Александр II. Только-только было отменено крепостное право (1861 г.), активно внедрялись демократические реформы, и общество находилось в состоянии восторга от собственного либерализма. Борцы за свободы жаждали жертвы-ретрограда. И таковым был избран столь удачно подвернувшийся под руку журналист-провинциал.
Бедный Лесков был потрясён и клеветой, и таким чудовищно всеобщим неприятием никем не прочитанной статьи. Никто не желал слышать его разъяснений — виновен и всё! В конце концов, Николай Семёновича был вынужден уехать на время за границу — в качестве корреспондента «Северной пчелы» он побывал в Австрии (Богемии), Польше, Франции…
А когда вернулся, вопреки многим ожиданиям не только не покаялся — каяться-то не в чем было, но имел наглость ринуться в бой против петербургского общества с его либеральной демагогией. В 1863 г. писатель опубликовал свои первые повести — «Житие одной бабы» и «Овцебык», у Лескова вышел сборник «Три рассказа М. Стебницкого*», за которым в 1864 г. последовал антинигилистический роман «Некуда». ______________________ * М. Стебницкий — псевдоним первых лет литературной работы Н.С. Лескова.
Поэтика характера Катерины в повести Ф.М. Достоевского ‘Хозяйка’
... системе персонажей. Выявить речевую и портретную характеристику Катерины. Найти художественное отражение образа Катерины в более поздних работах Достоевского и ряда других писателей. Методологические основы исследования. В исследовании базовыми ...
Сказать, что роман этот стал общественной бомбой, значит, ничего не сказать. Впервые в русской литературе (великие пророческие произведения на эту тему были написаны гораздо позже), пусть слегка, пусть лишь в некоторых чертах, только в третьей части романа, однако было осуждено (!) революционное движение. Истерика демократической прессы, фактически осуществлявшей тогда диктатуру на литературной ниве России, не имела границ. Апогеем скандала стала статья кумира революционной молодежи тех лет Дмитрия Ивановича Писарева (1848—1869) «Прогулка по садам российской словесности», сочинённая им в камере Петропавловской крепости, что придавало писаниям психически больного критика особую ауру страдальца. Именно в этой статье имелись знаменитые слова, позорным пятном навечно вошедшие в историю русской и мировой литературы: «Меня очень интересуют следующие два вопроса: 1) Найдётся ли теперь в России — кроме “Русского вестника” — хоть один журнал, который осмелился бы напечатать на своих страницах что-нибудь выходящее из-под пера г. Стебницкого и подписанное его фамилиею? 2) Найдется ли в России хоть один честный писатель, который будет настолько неосторожен и равнодушен к своей репутации, что согласится работать в журнале, украшающем себя повестями и романами г. Стебницкого? — Вопросы эти очень интересны для психологической оценки нашего литературного мира»*. Фактически Писарев возопил: — Ату! — на Лескова, и демократическая толпа ринулась травить его. ___________________ * Д. И. Писарев. Литературная критика в 3-х томах. Т. 2. Статьи 1864-1865 гг. Л., «Худож. литература», 1981.
Однако, к нашему общему счастью, нашлись и журналы, и писатели, для которых вздорный Писарев был не указ. И первым среди них стал журнал недавнего каторжника Фёдора Михайловича Достоевского. Статья Писарева появилась в «Русском вестнике» в марте 1865 г., и в том же месяце увидел свет последний номер журнала братьев Достоевских «Эпоха», на страницах которого был опубликован шедевр Николая Семёновича Лескова — очерк «Леди Макбет нашего уезда»*. _________________ * Только в издании 1867 г. «Повести, очерки и рассказы М. Стебницкого», т. I, — очерк впервые получил своё нынешнее название: «Леди Макбет Мценского уезда».
Очерками в XIX в. называли и сугубо художественные произведения. «Леди Макбет…» стала первым очерком из задуманного цикла. Сам Лесков писал известному русскому философу и литературному критику, а заодно ведущему сотруднику «Эпохи» Николаю Николаевичу Страхову (1828—1896): «…прошу Вас о внимании к этой небольшой работке. “Леди Макбет нашего уезда” составляет первый из серии очерков исключительно одних типических женских характеров нашей (окской и частию волжской) местности. Всех таких очерков я предполагаю написать двенадцать…»*. ____________________ * В.А. Гебель. Н.С. Лесков. В творческой лаборатории. М.: Советский писатель, 1945.
Прототипа у главной героини Катерины Львовны Измайловой нет, хотя таковую не перестают искать. «Леди Макбет…» чисто художественное, сочинённое автором «из головы» произведение, и слухи о том, что в детстве Лескова произошла подобная трагедия, беспочвенны.
Писатель работал над очерком в Киеве, в тяжёлом душевном состоянии, вызванном широкой общественной обструкцией, что неизбежно сказалось и на самом произведении. В позднейшей беседе с известным писателем Всеволодом Владимировичем Крестовским (1839—1895) Николай Семёнович вспоминал: «А я вот, когда писал свою “Леди Макбет”, то под влиянием взвинченных нервов и одиночества чуть не доходил до бреда. Мне становилось временами невыносимо жутко, волос поднимался дыбом, я застывал при малейшем шорохе, который производил сам движением ноги или поворотом шеи. Это были тяжёлые минуты, которых мне не забыть никогда. С тех пор избегаю описания таких ужасов»*. _________________________ * Как работал Лесков над «Леди Макбет Мценского уезда». Сб. статей к постановке оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Ленинградским государственным академическим Малым театром. Л.: 1934.
Катерина Измайлова – страстная натура или большая душа?
... Леди Макбет Мценского уезда» — Катерина Львовна Измайлова. В данном образе писатель представил, как женщина пытается бороться против поработившего ее мира собственности. Любовь превращает героиню в страстную, пылкую натуру, ... Сочинение на тему зеркало души ее деяния леди макбет мценского уезда Заглавие повести Н. С. Лескова – “Леди Макбет Мценского уезда ... ощутить или преодолеть в собственной душе ...
Очерк оказался в миллионы раз более антинигилистическим и антиреволюционным, чем любое прочее произведение Лескова. Только никто этого не заметил и не понял — ведь Николай Семёнович самим Писаревым (!) был объявлен реакционером вне закона. «Леди Макбет нашего уезда» предпочли не заметить!
И напрасно, хотя надо признать, что Катерина Измайлова по сей день не осознана нашим литературоведением. А ведь именно она является той центральной связующей нитью, которая протянулась от «Капитанской дочки» и некрасовских крестьянок к великому пятикнижию Достоевского, к «Анне Карениной» и «Тихому Дону»; именно она, вобрав в себя все своеволье и безудержную разнузданность пушкинского Емельки Пугачева и мощь той, что «коня на скаку остановит, В горящую избу войдет» из поэмы «Мороз, Красный Нос», стала неотрывной, если не главной составной частью чуть ли не каждого героя последних романов Фёдора Михайловича (в первую очередь Настасьи Филипповны, Парфёна Рогожина, Дмитрия и Ивана Карамазовых) или шолоховских Григория Мелехова и Аксиньи.
Почему? Да потому, что именно в образе Катерины Измайловой впервые в истории (в наиболее совершенной в художественном отношении форме) в мир было явлено индивидуальное, личностное воплощение той самой общенародной, сугубо национальной философской мысли А.С. Пушкина: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»*. После Катерины Измайловой тема личностного беспощадного, очень эгоистичного, а зачастую и бессмысленного русского бунта стала едва ли не основной в нашей национальной литературе и вытеснила тему лишнего человека. И именно этот личностный бунт на страницах Великой русской литературы невольно создал представление о русском народе как о народе, живущем на постоянном надрыве, о народе неразрывно спаянных неудержной удали и бесшабашности, душевного раздолья и наивной, но ничем не оправданной жестокости и т.д. В наши дни бездарные интеллигенты от кинематографа по иному русский народ и показать-то не умеют, кроме как конфектно-разухабостыми безрассудными жертвами собственных безграничных страстей. Это уже устойчивый трафарет, тавро принадлежности ко всему русскому. _____________________ * А.С. Пушкин. Собр. соч. в 10-ти томах. Т.5. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960.
Однако в русской литературе личностный бунт всегда имеет великую подоплеку: в каких бы формах не выражался, первоначально он всегда направлен против несправедливости, и ему всегда предшествуют долготерпеливое ожидание Справедливости.
Катерина Измайлова была взята замуж из бедных с одной целью — чтобы родила ребёночка и принесла в дом Измайловых наследника. Весь уклад её жизни, как и было принято в русских купеческих семьях, был построен и организован для взращивания продолжателя рода. Но Катерина в течение пяти (!) лет оставалась неродицей. Многолетняя бесплодность и стала первопричиной её бунта: с одной стороны, женщина безвинно оказалась тяжелейшей помехой для мужа, поскольку отсутствие наследника для купца — катастрофа всей жизни, и в этом Катерину беспрестанно винили; с другой стороны, для бездетной молодой купчихи одиночество в золотой клетке — скука смертная, от которой впору взбеситься. Катерина и взбунтовалась, и бунт её стихийно вылился в безумную страсть к ничтожному смазливому приказчику Сергею. Самое страшное, что и сама Катерина Львовна никогда не смогла бы объяснить, против чего бунтует, в ней просто взбесилась тёмная плотская страсть, спровоцированная незлобным фертом*, а дальше события развивались помимо чьей-либо воли, в полном соответствии с предпосланным очерку эпиграфом-поговоркой «Первую песенку зардевшись спеть». _____________________ * Ферт (устар.) — молодцеватый, щеголеватый и развязный, самодовольный человек.
Грешники и праведники в изображении Н.С. Лескова
... Большинство их сводится к тому, чтобы представить Катерину или Сергея жертвами душных условий купеческого быта, поменять местами ... войдет". А жила она в доме мужа такой жизнью, которую Лесков именует "скука русская", от нее "весело даже ... праведников. Все праведники умерли. Никого нет на целом свете, кроме колодников и конвойных. Мир грешных полон страшных видений и призраков. Человек, по Лескову, ...
Преступления совершались купчихой по нарастающеей: поначалу Катерина согрешила; затем тайно отравила крысиным ядом старика-тестя, узнавшего о её супружеской неверности; затем принудила любовника участвовать в убийстве мужа, чтобы не мешал им вести вольную жизнь; а уже затем вдвоём, ради капитала, удушили они маленького племянника мужа, на чём и были застигнуты и разоблачены людьми…
И тут Лесков подвёл нас ещё к одной, данной только русскому миру теме (видимо, как общефилософская национальная) — теме муки и насильственной смерти невинного младенца. В реальной истории гибель двух мальчиков, жуткая и ничем не оправданная, стала мистической первопричиной двух величайших русских смут — таинственная гибель 15 мая 1591 г. царевича Димитрия Иоанновича стала толчком к Смуте 1605—1612 гг.; всенародное повешение в 1614 г. у Серпуховских ворот московского Кремля трёхлетнего Ивашки Ворёнка, сына Марии Мнишек и Лжедмитрия II, стало нераскаянным проклятьем царствующего дома Романовых, мистическим возмездием за которое явилось истребление и изгнание семейства в 1917—1918 гг.
В русской литературе первым поднял эту тему А.С. Пушкин в «Борисе Годунове»:
…И мальчики кровавые в глазах… И рад бежать, да некуда… ужасно! Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
Убитый мальчик в драме Пушкина — это Высший Судия, Совесть и неизбежность высшего Возмездия.
Лесков поставил этот вопрос иначе. Для Катерины Измайловой убийство ребенка стало низшей точкой падения, за которой началось земное возмездие, причём куда более страшное, чем людской суд. Женщина понесла от любовника, вроде бы опровергнув предыдущие обвинения в том, что неродица. Но на самом деле она лишь подтвердила свою бесплодность в ещё более чудовищном виде: «…в острожной больнице, когда ей там подали её ребенка, она только сказала “Ну его совсем!” и, отворотясь к стене, без всякого стона, без всякой жалобы повалилась грудью на жесткую койку»*. Ей довелось уже на земле убедиться в бессмысленности и чудовищности ею содеянного, недаром последними земными словами Катерины вместо молитвы стало постыдное причитание по глумившемуся над ней бывшему любовнику: «как мы с тобой погуливали, осенние долги ночи просиживали, лютой смертью с бела света людей спроваживали». И совсем ужасными, жуткими описал Лесков последние земные мгновения этой нераскаянной, безбожной убийцы-чудовища: «…но в это же время из другой волны почти по пояс поднялась над водою Катерина Львовна, бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкопёрую плотицу, и обе более уже не показались». ___________________ * Н.С. Лесков. Собр. соч. в 11-ти томах. Т.1. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956. Далее текст цитируется по этому изданию.
Сергей Есенин. Жизнь и судьба
... понятным, что писать о жизни Сергея Есенина чрезвычайно трудно, тем более — в рамках обычного школьного сочинения, ведь для этого пришлось ... как и для других западных ученых, Есенин существует вне связи с судьбой России, вне советской истории. Есть еще ... образом с ним соприкасалось. Есенин является в нашей литературе фигурой своего рода культовой. Всенародная любовь привела даже к появлению ...
Однако в полной мере страшна Катерина Львовна не своими деяниями, но тем, что стала зеркалом души российской интеллигенции наших дней — великим зеркалом для чёрных душ размытой нравственности.
Создавая «Леди Макбет Мценского уезда», Лесков показал тупиковый путь личностного бунта ради удовлетворения собственных страстей и нигилизма как такового в целом, в отличие от всеобщего бунта за Справедливость. Если народный бунт — это земной суд над зарвавшимися власть имущими, то личностный бунт — это тупик бесплодия, всеумертвляющая петля самовлюбленного эгоизма, не имеющего оправдания ни в чужих злодеяниях, ни в собственной беде. Именно эта страшная всепоглощающая разница позднее была наиболее полно вскрыта Ф.М. Достоевским в великом монологе Ивана Карамазова о замученном ребёнке и матери, обнимающейся с мучителем, растерзавшим её сына псами.
Стараниями современной творческой интеллигенции Катерина Измайлова ныне представлена как носительница «невинной» и «неоценённой» женской любви, как жертва-страдательница, но не по причине совершённых ею ужасных злодеяний и детоубийства, а по причине того, что возлюбленный, которому она посвятила всю свою жизнь, предал её безграничную страсть. Комментарии излишни: проповедники этого бреда умудрились пасть духовно ещё ниже самой Катерины.
В 1930 г. Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906—1975) написал по мотивам очерка гениальную оперу «Катерина Измайлова» — нарастающую какофонию безрассудного русского бунта, так и не понятую отечественной интеллигенцией. По сей день оперу трактуют как рассказ о противостоянии свободной, страстно любящей личности — Катерины — диктату обыденно мыслящей толпы! Лесков и Шостакович, должно быть, в гробах переворачиваются от такого высокого полёта мысли современных интеллектуалов.
Первая экранизация повести под названием «Катерина-душегубка» была сделана в 1916 г. Режиссёр А.А. Аркатов. ______________________ * Александр Аркадьевич Аркатов (Могилевский) (1888—1961) — режиссёр-классик мирового немого кинематографа. В 1922 г. эмигрировал из Советской России в США и завершил свою кинематографическую карьеру. Славу Аркатову принесли фильмы о судьбах евреев в дореволюционной России.
Последняя экранизация «Леди Макбет Мценского уезда» была сделана в 1989 г. режиссёром Р.Г. Балаяном. В роли Катерины Измайловой выступила актриса Н.Э. Андрейченко. ______________________ * Роман Гургенович Балаян (р. 1941) — известный отечественный кинорежиссёр; создатель 14 фильмов, в их числе «Полёты во сне и наяву», «Храни меня, мой талисман», «Филёр» и др. ** Наталья Эдуардовна Андрейченко (р. 1956) — отечественная актриса театра и кино. Исполнила главные роли во многих классических произведениях нашего кинематографа, но более всего известна ролью Мэри Поппинс в телефильме «Мэри Поппинс, до свиданья!».
Текст: proza.ru
Жанр
«Леди Макбет Мценского уезда» можно назвать повестью. И по объему, и по сюжетной составляющей текст соответствует этому определению. Однако сам автор окрестил своё произведение «очерк», такое определение захватывающего и остросюжетного текста, на первый взгляд, кажется странным. Очерк – жанр документальный. Скорее всего, Николай Семенович намекал на его реалистичность, на показательность сюжета для русской жизни. Хотя захватывающая история о жестоких преступлениях — это вымысел автора. Писатель рисует перед нами картины купеческой жизни, реальной действительности провинциальной России, создает живые характеры русского общества. Однако документальность текста, позволяющая назвать его очерком, заключается всё же не в бытописании, а в подлинном отражении «общечеловеческой драмы».
Образ Катерины Измайловой в очерке Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
... расправились и над Зиновием, то спрятали его тело в подвал. Теперь Катерина становилась прямой наследницей всего капитала Измайловых. ... жизнью. Ведь только Сергей научил ее любить, радоваться, чувствовать и желать. Это желание было хищное и непреодолимое. Оно призывало бороться и ... где Катерина Львовна, наконец, узнала цену своей любви. От рожденного младенца она сразу отказалась, а Сергей, перестал ...
В сюжете и в образе главной героини можно увидеть переклички с пьесой А. И. Островского «Гроза», она была написано примерно в то же годы. Это говорит об актуальности и злободневности контекста общественной жизни, на фоне которого разворачивается сюжет произведения. Сама жизнь русской провинции и специфика общественных отношений, восприятие роли человека и роли женщины в обществе той эпохи породили те «страшные картинки», которые нарисовал Лесков в своём очерке.
Содержание
- 1 Действующие лица
- 2 Содержание либретто оперы 2.1 Действие первое
- 2.2 Действие второе
- 2.3 Действие третье
- 2.4 Действие четвертое
- 3 Фабульно-сюжетные отличия либретто оперы от повести
- 4 История постановок и последующая судьба оперы
4.1 Первая редакция
- 4.2 Осуждение и запрет
- 4.3 Вторая редакция
- 4.4 Вторичный запрет
- 4.5 Возобновление постановок в СССР
- 4.6 Реконструкция первой редакции
- 5 Примечания
- 6 Источники и литература
- 7 Ссылки
-
Суть
В центре повествования – история купеческой жены Катерины Измайловой. В первых строках автор книги говорит, что в русской глуши порой встречаются удивительные сильные характеры, намекая на то, что героиня и есть носительница характера, который оказался «упрятан» в рутине купеческой повседневности. Как и многие женщины той эпохи, Екатерина Львовна вышла замуж не по любви и прозябает в скуке под мужниным крылом, живя в доме своего свекра. События, происходящие в книге, и поступки главной героини можно воспринимать как «внутренний бунт», её сущность и её сильный характер стремятся найти выход, что приводит к трагичным последствиям. Однажды, когда мужа и свекра не было дома, женщина решается на любовную интрижку с приказчиком Сергеем, который служит у них в доме. Вернувшись, свёкр уличает Катерину в неверности мужу, и женщина находит способ избавиться от него, отправив старика на тот свет. В своих чувствах и в желании сделать любимого Сережу «купцом» женщина не останавливается ни перед чем и готова устранить всех, кто мешает их счастью. Следом за отцом жизни лишается и муж Екатерины Зиновий Борисович. Сергей становится соучастником преступления. Героиней движут не только любовные чувства, преступным путем и ценой жизни других людей она стремится доказать своё право жить так, как она хочет. После смерти супруга она — владелица капитала, и цель, казалось бы, достигнута. Однако претендентом на часть денег оказывается племянник по имени Федя, совсем ещё ребенок. Воспользовавшись болезнью мальчика, Катерина и Сергей убивают и его. Но это преступление уже не сходит им с рук. Начинается следствие. Сергей вынужден признаться не только в причастности к смерти мальчика, но и в убийстве мужа Катерины. Когда их преступные дела раскрываются, характер отношений между героями начинает меняться.
Преступников отправляют на каторгу. Сергей внутренне винит во всем Катерину, он уже не питает пылких чувств к девушке и заводит роман с одной из каторжанок. Екатерина Львовна же по-прежнему одержима чувством, которое, в конце концов, губит её. Ревность одолевает девушку. В тот момент, когда арестантов переправляют на пароме, она нападает на свою соперницу. Обе падают в воду и погибают.
Главные герои и их характеристика
Екатерина Измайлова
– неоднозначный персонаж. В книге немало фрагментов, изображающих девушку эгоистичной и корыстной преступницей, готовой на всё ради своих целей. Но, с другой стороны, социальный и психологический аспект произведения показывают, что героиню можно понять, мотивы её чудовищных поступков ясны. Она одержима любовью. Для неё, как и для её тезки из пьесы Островского эта любовь – способ вырваться из замкнутого мира, в котором она оказалась ввиду своего положения и жизненных обстоятельств. Она рождена не для того, чтобы быть «упрятанной в горнице», и её внутренний порыв, страсть и сила характера находят выход лишь в преступлении. Смерть других людей оказывается для Екатерины способом достижения цели. В каком-то смысле, в поступках и образе главной героини просматривается знаменитая дилемма Достоевского.
Сергей
– внешне простой, естественный человек, пользуется успехом у женщин и способен обернуть это обстоятельство себе на пользу. В ходе повествования он раскрывается как алчный, корыстный и эгоистичный персонаж. Он умело играет чувствами хозяйки, скрываясь под маской простачка, не способного ничего изменить, и тем самым прячется за сильным характером героини. На поверку герой оказывается ловеласом, который думает только о себе.
Купцы Измайловы – Борис Тимофеевич и Зиновий Борисович
– свекр и муж Екатерины Львовны – типичные представители своего сословия. Они живут в мире предрассудков и стереотипов, интересуясь лишь материальной выгодой и преумножением своего состояния. Проявляют жестокость и непонимание по отношению к окружающим.
Сонетка
– каторжница, возлюбленная Сергеем, хитрая кокетка, охочая до веселья и развлечений, легкомысленна, не имеет твердых моральных устоев и не проявляет способности к искренним чувствам. Она живет во имя собственных желаний, и этим похожа на Сергея.
Действующие лица[ | ]
- Борис Тимофеевич Измайлов, купец (бас)
- Зиновий Борисович Измайлов, его сын (тенор)
- Екатерина Львовна Измайлова, жена Зиновия Борисовича (сопрано)
- Сергей, работник (тенор)
- Аксинья, кухарка (сопрано)
- Задрипанный мужичонка (тенор)
- Священник (бас)
- Квартальный (баритон)
- Сонетка, каторжница (меццо-сопрано)
- Старый каторжник (бас)
- Унтер (бас)
- Каторжница (сопрано)
- 1-й, 2-й, 3-й приказчики (тенора)
- Работник с мельницы (бас)
- Приказчик (бас)
- Кучер (тенор)
- Дворник (бас)
- Часовой (бас)
- Пьяный гость (тенор)
Темы
Тема любви
представляется одной из самых важных. Автор ставит вопрос о том, на что человек способен ради любви. Это возвышенное чувство обладает губительной силой, оно толкает героиню на страшные преступления, но в то же время символизирует свободу. Любовь опасна и многолика.
Семейные ценности
часто возводятся в абсолют, порой представления о семье утопают в стереотипах, а это не хорошо. Лесков нам показывает обратную сторону семейных отношений. Здесь семья существует лишь «формально», никаких чувств и тесных уз между её членами нет. И таких семей — великое множество. Екатерина не любит мужа, а в глазах общественности она становится объектом для обсуждения и негодования лишь потому, что не может родить ребенка.
Месть
– темное чувство, свойственное страстной натуре. Екатерина также пылко мстит, как и любит. Первое убийство свекра она совершает после того, как он наказывает её любимого, наказание становится поводом, разжигает жажду мести, дает импульс для злодеяний.
Сочинение Катерина Леди Макбет
При прочтении произведения Лескова, Катерина вызывает противоречивые чувства.
Судьба ее непроста. Она не была красавицей, но все равно бросалась в глаза. Маленькая, худенькая брюнетка с карими глазами. В начале произведения автор рисует свою героиню со спокойным характером. Ее можно ставить в пример, как эталон поведения.
Однако жизнь преподнесла молодой девушке немало испытаний. Она вышла замуж за не совсем молодого человека, которого не любила. Девушка переехала к нему, где постепенно начала увядать. Супруг практически не уделял внимание Катерине. Девушка потеряла вкус к жизни.
И тут на ее пути встает молодой человек Сергей. Девушка потеряла голову. Любовь и страсть захлестнули в ее жизнь. Однако все тайное когда-либо становится явным. Их отношения начали всплывать. Девушка отчаивается и решается на страшный поступок – убийство.
Затем черная полоса продолжается. Одна неприятность сменяет другую. В конце героиня не выдерживает и кончает с жизнью самоубийством.
Автор в произошедших ситуациях рисует Катерину по-разному. Вначале она хрупкая, нежная девушка. Выйдя замуж, становится скучным, серым чулком. Приобретя любовь, она расцвела словно роза. В экстремальных ситуациях вырисовывается ее истинная натура, лишенная всяких нравственных принципов. Она жуткая, жадная эгоистка.
Однако, поразмыслив о судьбе Катерины, можно посмотреть на ее поведение с другой стороны.
Во-первых, юная девушка не знала настоящей любви. Она была загнана в угол и не принята обществом.
Во-вторых, любая женщина хочет любить и быть любимой. Каждая мечтает хотя бы раз в жизни испытать трепет в душе, почувствовать заботу и любовь.
И вот оно – счастье. Сергей своим присутствием наполнил душу Катерины теплотой. Всем поступкам девушки можно найти оправдание. Это не безнравственность. Это страх, страх потерять самое сокровенное – любовь.
Это не эгоизм. Это сила. Лишь сильный человек способен отдавать отчет своим поступкам, и понимать ради чего ты это делаешь. А Катерина не стыдилась о совершенном деянии. Она – сильная женщина, которою не сломили.
Леди Макбет предали. И этого стерпеть она не смогла. Жить без любимого – значит не жить совсем.
Слепая любовь – вина всем ее поступкам. Девушка попала не в те руки. Что муж, не давший ей ласку, что Сергей, пользовавшийся ей.
Любовь Леди Макбет – это истинное и подлинное чувство, способное свернуть горы. И им нужно было дорожить.
Другие сочинения: ← Образ и характеристика Старушки в рассказе Старый гений Лескова↑ ЛесковИван Флягин в повести Очарованный странник →
Проблемы
Скука и рутина.
Почему жизнь человека становится серой, скучной и никчёмной — Лесков пытается найти ответы на эти вопросы. С одной стороны, к скуке и тоске располагают реалии и порядки общественной жизни, с другой стороны, скудность духовного мира и низменные устремления человека. При всей пылкости своей натуры Екатерина Львовна далека от искусства, она не любит читать. К измене героиню подталкивает желание разнообразить свою жизнь, но в конечном итоге это выливается в целую драму.
Одиночество
съедает человека изнутри. Оно становится одним из мотивов поступка героини. Ни мужу, ни сверку до неё, по большому счету, нет дела. Поэтому в лице Сергея она находит себе отраду, быстро и легко обманывается.
Нравственная проблематика.
Сюжет произведения идет в разрез с нравственными устоями общества. Любовное чувство и желание доказать собственную значимость – порывы лишь внешне благородные. На страницах книги Лескова они оборачиваются преступным характером деяний и полным пренебрежением к моральным ценностям. Это говорит о безнравственности героев. Сила характера Катерины сочетается с искаженным представлением о морали, она готова на всё ради своих целей, её возлюбленный – корыстен, притворен, максимально далек от нравственного идеала и от понимания человеческих ценностей.
Главная мысль
На примере пороков купеческого сословия, для которого были свойственны необразованность, бездуховность и верность предрассудкам, Николай Семенович показывает, как закостенелость и консерватизм общественных устоев способны «искалечить душу» человека. Все персонажи книги существуют в «извращенной» системе ценностей. Бунт героини – это бунт женщины , стремящейся жить так, как ей хочется. Пороки героини – это пороки общества, следствие духовной бедности и невежества. В конечном итоге протест оказывается бессмысленным потому, что строится он на безнравственности и бесчеловечности.
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/katerina-izmaylova-zver-ili-chelovek/