Любовь Лизы и Эраста по повести Бедная Лиза Карамзина

Любовь Лизы и Эраста по повести Бедная Лиза

Произведение Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» считают одной из самых чувственных повестей классической литературы. Главное место в новелле отводится чувствам и эмоциям персонажей. Основой произведения является любовная история колхозницы Лизы и знатного дворянина Эраста.

Настоящая любовь пронизывает весь сюжет «Бедной Лизы», однако присутствуют и иные, описываемые более сжато. Например, тема общественной дифференциации раскрывается тоже, и прекрасно видно, что общественные понятия и принципы не дают возможности пылающим сердцам из противоположных слоев построить счастливые отношения. Также в повести раскрывается тема невинности и положительных качеств индивидуума, которые прослеживаются в его действиях и взаимоотношениях с другими жителями: недобросовестность (как в случае с обманом Лизы) и меркантильные расчёты Эраста (к примеру, выгодная свадьба) являются абсолютно противоположными качествами по сравнению с чистотой и непорочностью Лизиного образа. Однако тема влюбленности как спектра эмоций воодушевляет писателя в большей мере, что дает возможность воссоздать произведение сентиментального стиля.

Любовь главных героев разгорается с первого момента. Эраст встречает девушку, продающую цветы, и моментально очаровывается прекрасной незнакомкой. Мысли девушки тоже заполнены интересным мужчиной. Через время мужчина обнаруживает дом Лизы, в котором она проживает с матерью. Он предлагает ее матери скупать все цветы, которые собирает молодая девушка.

Эраста заинтересовала искренняя и непорочная девушка. Он прозвал её «дочерью природы» и «пастушкой». В угоду чувств к ней дворянин готов бросить свою аристократическую жизнь. У девушки взаимные чувства к Эрасту. Влюблённые не клянутся в верности. Лиза принимает решение во имя любви держать их связь втайне от безумно любимой матери. Они встречаются тайно и не могут существовать в одиночку даже один день. Однако вскоре к Лизе сватается сын богатого крестьянина. Эраст категорически против их свадьбы и клянется девушке, несмотря на социальное неравенство, что они никогда не разлучатся. Но вдруг любовные чувства начали постепенно затихать. У дворянина пропадает интерес к крестьянке. В скором он объявляет ей, что уходит в военный поход. Лиза скучает за своим возлюбленным. И вдруг неожиданно в один из дней она видит его в городе. Лиза безумно обрадовалась их встрече, но Эраст сообщает, что, несмотря на свои чувства, ему нужно жениться на другой девушке.

7 стр., 3323 слов

Что значит любовь? Любовь и счастье. Любовь — лучшее чувство

... можно убедиться, что чувство любви приносит в жизнь человека не только счастье, но и трагедию. Испытав настоящую любовь, влюбленные не смогут существовать друг без друга, поэтому часто ... любовь детей к родителям или привязанность домашних животных к своим покровителям. Половая – она отдает и получает одинаково, например, любовь супругов. Такое чувство может достигнуть вида совершенной взаимности ...

Лиза тяжело переживает этот удар. Она заканчивает свою жизнь, бросаясь в озеро, возле которого они с любимым часто проводили время. Так трагически обрывается жизнь Лизы и её любовная история.

Николай Михайлович Карамзин стал тем писателем, который впервые так чувственно описал эмоции и переживания персонажей. Повесть «Бедная Лиза» всесторонне раскрывает внутренний мир человека, его чувства и стремления.

Взаимоотношения Лизы и Эраста

Познакомившись с матерью Лизы, Эраст отправился домой, а сердце бедной Лизы уже было занято любовью к нему. Эраст тоже думал о Лизе, считая, что именно в ней он нашел то, что так долго искал.

На следующее утро Лиза встретила Эраста, и они признались друг другу в любви. Эраст молвил девушке, что всегда будет любить ее. Лиза хотела, чтобы ее мать, от которой у девушки никогда не было секретов и тайн, знала все об их отношениях, но Эраст разубедил ее.

Теперь герои каждый вечер виделись и проводили друг с другом чудесное время. Однако все переменилось после того, как в один день «надлежало погибнуть непорочности» Лизы. Девушка больше не была для Эраста «ангелом непорочности», который ранее восхищал его душу. Лиза же чувствовала к Эрасту все больше и больше любви.

Влюбленные перестали видеться каждый день. На шестой день разлуки Эраст встретился с Лизой, чтобы сказать ей о том, что уходит на войну. Эраст, сказав девушке, что всегда будет любить ее, пообещал вернуться в скором времени. Бедная Лиза осталась одна. Два месяца герои находили далеко друг от друга.

Однажды Лиза увидела Эраста на улице. Девушка бросилась к своему возлюбленному, но узнала от него, что он собирается жениться на другой женщине.

Поняв, что Эраст предал ее, Лиза бросилась в реку, и никто не смог спасти ее. Эраст же до конца своих дней почитал себя убийцей и был по-настоящему несчастлив.

Жанр и направление

«Бедная Лиза» — это первая русская психологическая повесть, которая содержит в себе нравственное разногласие людей разных сословий. Чувства Лизы ясны и понятны читателю: для простой мещанки счастье — это любовь, поэтому она слепо и наивно любит. Чувства Эраста, напротив, более запутаны, ведь он сам никак не может их понять. Сперва молодой человек хочет попросту влюбиться так же, как в романах, которые он читал, но вскоре становится понятно, что он не способен жить любовью. Городская жизнь, полная роскоши и страстей, оказала огромное влияние на героя, и он открывает для себя плотское влечение, полностью уничтожающее духовную любовь.

Карамзин является новатором, его по праву можно назвать основоположником русского сентиментализма. Читатели восприняли произведение восхищенно, так как социум уже долгое время желал чего-то подобного. Публику вымотали нравоучения классицистического направления, основой которого служит поклонение разуму и долгу. Сентиментализм же демонстрирует душевные переживания, чувства и эмоции героев.

Сравнительная характеристика

Чтобы понять причины трагичной любви между героями, необходимо раскрыть образы центральных персонажей. Сравнительная характеристика Лизы и Эраста позволяет увидеть их сходные и различные черты характера.

11 стр., 5494 слов

Характеристика бедной лизы с цитатами. по повести Н.Карамзина ...

... В повести «Бедная Лиза» Карамзин затрагивает тему противостояния города и деревни. В ней главные герои (Лиза и Эраст) являются примерами этого противостояния. Лиза - крестьянская ... Карамзина – сочинение , Вариант 1 Сентиментализм – одно из самых значительных XVIII века в России, ярчайшим представителем которого стал Н.М. Карамзин. Русские повести, главным содержанием которых являлся рассказ о любви, ...

Эраст – богатый дворянин, Лиза – бедная крестьянка. Уже здесь заложены основные причины трагичного финала взаимоотношений между персонажами. Эраст вел рассеянную светскую жизнь, искал удовольствие и скучал. Лиза же постоянно работала, чтобы прокормить себя и свою мать. Сама героиня понимала, что их пути не могут соединиться, Лиза мечтала о том, чтобы Эраст был простым крестьянином или пастухом.

Повествователь отмечает, что у Эраста было доброе сердце, в этом проявляется сходство с Лизой. Однако сердце Эраста было доброе, но ветреное. Любовь Эраста к Лизе продлилась недолго, а девушка уже не смогла забыть своего возлюбленного. После встречи с Лизой Эраст решил оставить «большой свет», однако рассказчик отмечает, что только на время. Это уже говорит о том, что Эраст отнесся к отношениям с Лизой несерьезно. Первоначально он хотел, чтобы их отношения строились как отношения брата с сестрой. Лиза же полностью отдалась любви к Эрасту.

Дворянское происхождение не могло не сказаться на мировоззрении Эраста. Когда он потерял свое имение и оказался в больших долгах, он не мог связать свою жизнь с бедной крестьянкой Лизой, поэтому решил жениться на богатой пожилой вдове. Для него материальное положение оказалось важнее чувств.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Лиза и Эраст», рассмотрит трагичную историю любви персонажей повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

Главная мысль

Сюжет — далеко не самое главное в данной повести. Эмоции и чувства, пробуждающиеся во время чтения, достойны большего внимания. Огромную роль играет сам рассказчик, ведь он с печалью и сочувствием рассказывает о жизни нищей сельской девушки. Для русской литературы образ эмпатического повествователя, который умеет сопереживать эмоциональному состоянию героев, оказался открытием. Любой драматичный момент заставляет обливаться кровью его сердце, а также искренне проливать слезы. Таким образом, главная идея повести «Бедная Лиза» заключается в том, что надо не бояться своих чувств, любить, переживать, сострадать полной грудью. Только тогда человек сможет победить в себе безнравственность, жестокость и эгоизм. Автор начинает с себя, ведь он, дворянин, описывает грехи своего же сословия, а сочувствие дарит простой деревенской девушке, призывая людей своего положения стать более гуманными. Обитатели бедных избушек порой затмевают своей добродетелью господ из старинных усадеб. Такова основная мысль Карамзина.

Отношение автора к главному герою повести тоже стало новшеством в русской литературе. Так Карамзин не винит Эраста, когда погибает Лиза, он демонстрирует социальные условия, которые и послужили причиной трагического события. Большой город повлиял на молодого человека, уничтожив в нем моральные принципы и сделав его развращенным. Лиза же выросла в деревне, ее наивность и простота сыграли с ней злую шутку. Также писатель демонстрирует, что не только Лиза, но и Эраст подвергнулся тягостям судьбы, став жертвой печальных обстоятельств. Герой испытывает чувство вины на протяжении всей жизни, так и не став по-настоящему счастливым.

«Бедная Лиза». Двадцать страниц о любви

20 стр., 9630 слов

Образ и характеристика Лизы в повести Пиковая дама Пушкина

... Характеристика Лизы Анализ повести «Бедная Лиза» Сочинение по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Краткое содержание и анализ произведения «Бедная Лиза» Характеристика Эраста (Карамзин, повесть «Бедная Лиза») Черты сентиментализма в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Основные проблемы любви в повести Карамзина Бедная Лиза «Бедная Лиза» Карамзина как сентименталистская повесть «Бедная Лиза» ...

225 лет назад, с публикацией повести Карамзина, сформировалась современная русская литература

Текст: Татьяна Шипилова * Коллаж: ГодЛитературы.РФ

«…исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви»

Сейчас, если спросить школьника о сентиментализме, он обязательно вспомнит «Бедную Лизу». И едва ли вспомнит что-то еще.

Подробности тоже мало кто помнит, но все знают: эта повесть — образец сентиментальной прозы, в ней много чувствительности, эмоций, еще больше страданий.

Повесть «плаксива» настолько, что плакать над ней становится невозможно, потому что хочется смеяться. Рыдают все: сам автор, пастушки и монахи, главная героиня Лиза, ее старушка-мать и ее молодой возлюбленный: «Лиза рыдала — Эраст плакал». Того и гляди, прослезятся и птички-букашки и начнут слезоточить деревья-кусточки. Кажется, ничего нового юному читателю XXI века Николай Михайлович о любви не расскажет. Школьник, пробежавший уже и обязательного «Онегина» с его «наукой страсти нежной», и «Анну Каренину» с ее мучительным любовным треугольником, и жаркие «Тёмные аллеи», а то и ледяную «Лолиту», лишь цинично ухмыльнется и подумает: «Покончить с собой из-за любви? Что за глупость?» Современному прагматичному читателю нужна интрига, нужна сложная эмоция, скрытый подтекст, двойное дно. «Бедная Лиза» же и заглавием своим не сулит никакой тайны, и ее обратная композиция сразу же сообщает: вот могила, и сейчас вам расскажут, откуда она взялась. Сюжет за 225 лет стал банальным: история неудавшейся «золушки» мало кого заинтересует теперь, напиши о ней современный автор в подобном ключе.

И все же… И все же к Карамзину возвращаешься. Его перечитываешь. О нем узнаешь заново.

О. А. Кипренский, «Бедная Лиза», 1827

И как следствие — узнаешь о развитии всей русской литературы после него. Что же такого в этой маленькой повести, где всего-то двадцать страниц и все о любви? Почему мимо нее никак нельзя пройти, ибо иначе пазл не сложится? По всей вероятности, во многом из-за самой личности автора, который, не мудрствуя лукаво, своими «Записками русского путешественника» открыл дорогу сентиментализму в русской литературе, а «Бедной Лизой» закрепил за собой звание «русского Стерна». Написав подряд два столь памятных произведения,

Карамзин как бы между прочим, походя, решая совсем другие задачи, открыл в России прозу.

Интеллигенция, воспитанная на возвышенных одах Ломоносова и Державина, неподъёмных церковнославянизмах и неглубокой пестроте «занимательных повестей» XVIII века, вдруг услышала голос русской прозы. И голос этот был легким и гладким, свободным от высокопарности и тяжеловесности — голос «человека своего круга». Но при этом же читатели впервые столкнулись с «суровой правдой жизни», ведь Карамзин показал обратную сторону подобной чувствительности — суицид.

Но в отличие от заданного Гёте вертеровского стандарта — чувствует и страдает мужчина-интеллигент (хоть и бюргер по происхождению), теперь открывается новая истина: «и крестьянки любить умеют!» Сентиментализм стал завершающей ступенью литературы Просвещения. Она долго и упорно рассказывала о страданиях и достоинствах бедного, но честного простолюдина, но лишь в русской литературе эти страдания развились до осознания вины интеллигенции перед народом, и началось это с трагической судьбы Лизы и дальнейшей безрадостной судьбы Эраста.

«Бедная Лиза», 1947 г. Художник Г. Д. Епифанов

Здесь есть все:

  • бедная, но прекрасная крестьянка, что мыслит и чувствует наравне с богатым дворянином «с изрядным разумом и добрым сердцем»;
  • противопоставление деревни и города как олицетворения целомудрия и разврата соответственно;
  • Эраст с сердцем «добрым от природы, но слабым и ветреным».

Эти три составляющие будто определили дальнейшее развитие русской литературы на десятилетия (а возможно, и столетие) вперед, ведь даже Веничка Ерофеев совершает путешествие из Москвы в Петушки, потому что в провинции спокойней и отрадней, там всегда ждут, в противовес жестокому извращенному городу, где на каждом углу либо разврат, либо погибель (что зачастую одно и то же).

Образ страдающей крестьянки подхватит потом в своих поэмах Некрасов, а к тяжкой женской доле будут обращаться Чернышевский, Толстой, Достоевский. Что же касается мужских персонажей, то, если в Европе писали об «отверженных», то в нашей литературной традиции целую плеяду персонажей составит образ, впервые вырисованный в Эрасте.

Образ лишнего человека — отдельная веха в истории русской литературы.

«Бедная Лиза», 1922 г. Художник М. В. Добужинский

Эраст открывает галерею умных бездельников,

которые, коли нашли бы время на служение отечеству, возможно, перестали бы совращать юных крестьянок и проигрываться в карты. Но герой читает романы и идиллии, мечтает о тех временах, когда все люди были беспечны и счастливы, не может найти этого счастья в жизни, а оттого скучает и жалуется на судьбу свою. Он как будто литературный дядюшка Чацкого, отец Онегина и дед Рудина, который вроде и недоволен государственным устройством и бедственным положением народа, но благословенная праздность, давая возможность оставаться в оппозиции, не дает возможности быть полезным. У Эраста в повести лишь любовные дела да развлечения. Он даже на войне умудряется не служить, а кутить. И вся его дальнейшая жизнь несчастна лишь потому, что он безалаберно легкомыслен в молодости своей.

Карамзин не укоряет героев и не поучает читателей,

он лишь рассказывает историю, вызывая сострадание и призывая к сочувствию. Не просто так же после выхода в свет «Бедной Лизы» среди девушек прокатилась волна подобных самоубийств — что еще раз говорит о силе искусства, но предупреждает от излишней впечатлительности.

Ко всему прочему, Карамзин прекрасно пользовался изобразительными средствами и блестяще владел синтаксическими возможностями русского языка.

«Бедная Лиза», 1922 г. Художник И. Д. Архипов (1981)

Он воспел красоту и чувственность природы, а его подчёркнуто целомудренно-скромные описания интимных сцен настолько эротичны, что никакой конкретизации не требуется:

«Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой? Где — твоя невинность?»

Этому приему вот уже больше 200 лет, и он, несмотря на все насмешки, до сих пор работает, до сих пор волнует.

«Бедная Лиза» слишком многослойна, она не пригодна для того поверхностного изучения, которое только и может предоставить школа, когда к сведениям о сентиментализме добавляется еще чисто морализаторский аспект.

Чтобы разбираться как в литературе в целом, так и в ее современном срезе, необходимо знать истоки. А истоком является «Бедная Лиза»,

за чувствительной слезливостью которой скрывается вся дальнейшая глубина русской литературы.

1 Татьяна Шипилова — 25 лет, МГМУ, студентка Литературного института им. А. М. Горького, семинар прозы; мастер Сергей Петрович Толкачев. Ссылки по теме: «Бедная Лиза» — богатый киноматериал «Бедной Лизе» посвящается Историк. Карамзинская неделя (Часть 1) А был ли другой Карамзин? Карамзинская неделя (Часть 2) Советник Трона? Карамзинская неделя (Часть 3) Закладки Шмидта. Карамзинская неделя (Часть 4) Убийство. Карамзинская неделя (Часть 5)

05.05.2017

Карамзин

Просмотры: 0

Версия для печати

Главная › Материалы проектов › «Бедная Лиза». Двадцать страниц о любви

Другие материалы проекта ‹День рождения героя›:

Колыбельная проза дедушки Сергея 160 лет назад вышли в свет «Детские годы Багрова-внука» — самая поэтичная книга русской прозы ХIХ века
16 апреля родился «Человек из Подольска» Николай Фролов — главный герой пьесы «Человек из Подольска», за которую писатель Дмитрий Данилов только что получил «Золотую маску»
Корто Мальтезе. Герой на все времена К выходу на русском «Баллады солёного моря» Уго Пратта — в день юбилея его главного героя
Моисей, Виктор Гюго и Сунь Ят Сен 155 лет назад была опубликована книга, определившая развитие европейской литературы на долгие годы вперед
Солярис начинается в субботу, или 45 лет «Пикника на обочине» Безусловно, повесть Стругацких «Пикник на обочине» — самая «эмблемная» и всеми «растасканная», а еще самая переводимая. И именно из нее пришло многозначное слово «сталкер»
«Туда и обратно»: точка невозвращения 80 лет назад оксфордский профессор Толкиен впервые выпустил в свет книгу о смешных хоббитах — вероятно, еще не подозревая, какая долгая и насыщенная жизнь их ждет
Тиль Уленшпигель: костры, трактиры и смертоносная вафельница 150 лет назад, в 1867 году, вышел роман бельгийского писателя Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле»
Неизвестный Лермонтов. Викторина Михаил Юрьевич Лермонтов — самая загадочная фигура на русском литературном Олимпе
На юбилей «Песни о Вещем Олеге» 195 лет назад, в 1822 году, Пушкин написал одно из самых своих известных, хрестоматийных произведений — «Песнь о вещем Олеге»
«Старик и море». Русская повесть великого американца 65 лет назад, в 1952 году, опубликована одна из самых пронзительных повестей XX века — «Старик и море» американца Эрнеста Хемингуэя. Впечатлениями о ней делится русский писатель Роман Сенчин

Показать еще Показать все

Знакомство молодых людей

девушка Лиза из бедной семьи

Весенняя романтическая обстановка способствовала желанию познакомиться и вспышке взаимной симпатии. Девушка смутилась и покраснела, чем еще больше тронула сердце молодого дворянина. После первой встречи Эраст просит разрешения видеться с Лизой, она дает ему свое согласие.

Школьникам во время изучения произведения необходимо составить сравнение образов Лизы и Эраста. Сравнительная характеристика им понадобится при написании сочинения по произведению. Для этого они могут воспользоваться информацией, представленной в таблице.

Возраст Лиза — совсем юная девушка, ей 17. Возраст Эраста точно не указан, ему может быть от 20 до 25 лет
Внешность Девушка обладает светлыми волосами, голубыми глазами, красивой фигурой. Молодого человека автор наделяет приятной внешностью, у юноши выразительный голос, лицо светится добротой
Происхождение Елизавета воспитывалась в крестьянской семье. У Эраста дворянские корни, его родители богаты
Образование Девушка неграмотна, она никогда не училась в школе. Ее возлюбленный образован
Состав семьи Лиза живет с матерью, которую нежно любит. Эраст ведет самостоятельную жизнь и не имеет родственников в большом городе
Место жительства Девушке приходится жить в полуразвалившейся хижине в окрестностях Москвы. Аристократ, как и другие молодые люди его сословия, живет в Москве
Отношение к труду В свои 17 лет Лиза обладает многими трудовыми навыками, так как вынуждена содержать себя и мать. Эраст ведет праздную жизнь, погрузившись в светские удовольствия
Черты характера Девушка отличается застенчивостью и скромностью, часто вспыхивает румянцем от любого слова. Ее новый друг проявляет себя как человек со щедрым сердцем
Любовный опыт Юная Елизавета не имеет опыта в любовных делах. Молодой повеса уже вкусил запретных удовольствий
Проявление чувств Любовь кружит девушке голову, и она безрассудно бросается в омут страсти. Эраст принимает ее дар как само собой разумеющееся, юноша не думает нести ответственность за эти отношения

Сравнительный анализ показывает, как мало общего связывает Эраста и Елизавету. Один является противоположностью другому. Тем не менее отношения молодых людей начинают стремительно развиваться. Вскоре девушка уже и дня не может прожить без встреч со своим возлюбленным, что можно видеть из цитат Лизы:

  • «Чудно, мой друг, что я, не знав тебя, могла жить спокойно и весело!»;
  • «Он взглянул бы на меня с видом ласковым — взял бы, может быть, руку мою… Мечта!»;
  • «Прощаясь с ним, прощалась с душою cвоею».

Автор художественного произведения с помощью деталей подчеркивает трепет и романтизм начальной стадии романа Эраста и Елизаветы, не верившей «своему счастию». Роман начинает бурно развиваться, ничто не предвещает печальных событий, последовавших в дальнейшем.