«Герой нашего времени», пожалуй, самое таинственное произведение Михаила Юрьевича Лермонтова. Противоречивый и загадочный характер Григория Печорина, главного героя, объединяет несколько разрозненных повестей в целостный роман.
Если бы перед автором стояла задача описать жизнь центрального персонажа в хронологическом порядке, то повести располагались бы совершенно иначе. Но хронология нарушается осознанно с единственной целью: дать читателю возможность узнавать героя издалека. Сначала мы видим его глазами других, и лишь затем его собственными.
Загадочность личности Печорина и его суждения о жизни
Максим Максимыч, от лица которого ведется рассказ в первой повести, характеризует Печорина как загадочного человека, говорит о том, что с ним обязательно должны происходить «разные необыкновенные вещи».
В начале романа повествователь не только дает описание центрального персонажа, но и набрасывает его психологический портрет. При этом таинственность личности Печорина никуда не исчезает. Яркой деталью портрета становятся глаза главного героя, которые не способны смеяться даже в тот момент, когда смеется сам Григорий. Это можно объяснить двумя способами: либо у их обладателя злой характер, либо его постоянно гложет неизбывная грусть. Именно поэтому путешественник так счастлив, когда к нему в руки попадают записки главного героя.
В них Печорин сам рассказывает о своей жизни. Его записи занимают важное место в композиции романа, становясь словно отдельным произведением внутри него. Первая повесть «Тамань» раскрывает главные черты его характера: действенность, смелость на грани безрассудства, любознательность и пытливый ум, которые постоянно подталкивают его к тому, чтобы «экспериментировать» над другими; желание постичь мотивы окружающих, их психологию.
Даже дневники Григория Печорин, представленные в повести «Княжна Мери», где раскрываются мысли и чувства героя, не дают нам возможности в полной мере понять его, осознать масштаб и трагичность личности.
В то же время мы обязаны понять его, чтобы усвоить основные черты того времени, так как он является ярким представителем своего поколения, его достоинств и недостатков. По словам автора, Печорин – собирательный образ, созданный «из пороков всего нашего поколения».
Защита человеческой личности в повести «Дубровский
... имущество, но и репутацию . Поэтому защита чести и достоинства в романе «Дубровский» показана писателем ... часть и заключение. Пункты плана к сочинению: Потеря права на собственное имущество. ... боятся противостоять сильным и властным негодяям. Повесть является частью школьной программы благодаря ... благородства. После ознакомления с характером каждого героя школьнику несложно будет поразмышлять, кто ...
Рассуждения героя о судьбе
В чем причины его отношения к женщинам? Почему он доводит Бэлу до гибели, разбивает сердце княжны Мери, едва не разрушает жизнь Веры? Почему он испытывает презрение к Грушницкому? Сможем ли мы хоть немного постичь скрытые стороны его души?
Для этого необходим «ключ», которым становится последняя новелла «Фаталист». Именно она становится последним штрихом в портрете Печорина. Оказывается, что Григорий долгие годы пытается бороться с Судьбой, но безуспешно. Тема предначертанности, фатализма так или иначе прослеживается во всех повестях, но в «Фаталисте» становится едва ли не центральной.
Главный герой непрерывно подвергает свои поступки, стремления, чувства и мысли самоанализу. Это становится его способом познать себя, познать внутренние истоки добра и зла. Он не может разобраться в себе, из-за чего и не находит собственного места и предназначения. Любопытство толкает его испытывать судьбу. Мучительный вопрос о соотношении фатума и свободы воли терзает его.
В заключительной повести романа «Герой нашего времени» действие возвращается в ту же крепость, где оно начиналось. В итоге получается, что выстраивается кольцевая композиция: происходит возвращение к истокам, что подчеркивает безрезультатность исканий Печорина, невозможность постичь себя и, таким образом, его обреченность.
Его размышления о вере являются явным сигналом внутренней трагедии персонажа, который после утраты Бога утратил и все нравственные ориентиры, оказался неспособен найти светские смыслы взамен утраченным религиозным. В результате лишенная смысла смерть главного героя по дороге из Персии становится закономерным финалом его жизни. Каждый может сам ответить на вопрос, сожалеет ли автор о его смерти. Может ли он найти своему герою оправдание?
В чем главная цель романа? О чем предостерегал Михаил Лермонтов за год до своей гибели? Скорее всего, автор чувствовал себя частью поколения, полностью разделяя его трагическую судьбу.