Любовь – одно из самых прекрасных чувств, которые способен испытать человек. Она пробуждает ответное чувство , лечит душу, способно спасти жизнь. Тот, кто любит, раскрывает в себе такие качества как доброта, мужество, храбрость, милосердие.
Мы можем наблюдать это в произведение Михаила Афанасьева Булгакова «Мастер и Маргарита». Сила добра, человеческая сила, которую воплощает в себе Иешуа, в том, что он видит душу другого, понимает его и старается ему помочь. Именно этим поражает Пилата арестант. Иешуа совершил величайшее чудо: дал место в своей душе человеку, который угрожает его жизни. – Он его полюбил, и что-то повернулось в душе Пилата. И с этого момента начинается его перевоплощение.
Но любовь раскрывает не только положительные качества, но и отрицательные. Например, ревность. Ревность – это разрушительная сила, которая способна разрушить даже самые крепкие узы, светлые чувства между людьми. Она способна довести человека до крайности. В произведении Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон» ревность разъедает душу Натальи Мелеховой. В своей ревности она доходит до ненависти, и в одну трагическую минуту Наталья просит у Бога смерти мужу, отцу своих детей! Какой страшный грех!
В итоге мне хочется дать ответ на вопрос, какие качества раскрывает в человеке любовь. По-моему, любовь раскрывает как положительные, так и отрицательные качества человека.
(195 слов)
Данная работа не соответствует требованию № 1 (содержит 195 слов) и не оценивается по пяти критериям. За сочинение выставляется «незачет», несмотря на то, что сочинение написано на выбранную тему, и из ссылок на текст очевидно, что обучающийся ориентируется в содержании произведения, о котором он пишет.
АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЕМ № 2 «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ»
В соответствии с требованием № 2 итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и/или электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме).
Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Большинство обучающихся пишут сочинение самостоятельно. Вместе с тем отмечаются случаи списывания текста работ с готовых источников. Наиболее часто в несамостоятельных сочинениях заимствованный материал используется фрагментарно, в разных пропорциях и сочетаниях (чаще во вступлении к работе или в характеристике литературных произведений).
Помимо разного рода сборников «золотых сочинений» существует огромный сетевой ресурс, изобилующий «конструкторами» сочинений и готовыми работами-матрицами, толкающими учащихся на откровенный подлог вместо необходимой работы по созданию самостоятельного текста.
Приведенное ниже сочинение на тему «Что дом может рассказать о своем хозяине?» частично списано (http://ege-study.ru/ege-russkij-yazyk/sochinenie-na-temu-dom/).
Также обратим внимание на то, что выпускник, используя чужой текст, не выходит на рассуждение на предложенную тему, подменяя понятие «дом» понятием «семья».
Дом… Отчий дом. Для каждого из нас он имеет огромное значение. Ведь в отчем доме, человек не только рождается, но и получает, те нравственные качества, которые будут нужны ему на протяжение всей жизни. Все начинается с детства, и формирование характера зависит, от той духовной атмосферы, которая царила в доме.
Рассмотрим имение дворян Простаковых в комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина. Что же это за дом? В нем главенствует госпожа Простакова, и она выстраивает отношения в доме, с позиции силы. Атмосфера в доме тяжелая. Помещица лжет, хитрит, грубит, и унять ее никто не может. Казалось бы, муж мог унять ее, но он ей только во всем потакает. Простакова деспотична по отношению к мужу. Возможно автор хочет этим сказат, что деспотизм, уничтожает в человеке все человеческое. Но не будем забывать, что Простакова – мать. И она любит своего сына – Митрофанушку. Но в такой домашней атмосфере Митрофан не мог ни чему хорошему научиться. Комедия заканчивается тем, что Простакова лишается не только своего дома, но и что более страшное, ее предает Митрофан – он отказывается от матери. На примере этого произведения, по образу дома Простаковой, мы можем понять какая в сущности эта женщина.
Рассмотрим другой дом. Дом – графа Ильи Николаевича Ростова в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого. Дом расположен на Поварской улице, двери открыты для всех. Семья музыкальная, артистичная. В доме обожают пение и танцы. Граф – Илья Николаевич Ростов доверительно относится к своим детям. Толстой подчеркивает, что дар воспитания присущ и графине Ростовой. Она великодушна в обращении с детьми, душевна. И моральные качества, которые могли вынести дети Ростовых, достойны уважения. Например, такие как – патриотизм, честность, доброта, милосердие. Наташа отдает подводы для раненых, Николай спасает Марью Болконскую во время бунта крестьян, а Петя уходит на фронт и там погибает. В доме Ростовых царит спокойствие, уважение друг к другу, честность, взаимопонимание. И судя по этому, мы можем сделать вывод, что хозяин дома – граф Ростов, сильная личность, и он умело ведет свой дом к процветанию.
Таким образом, на двух этих примерах, мы можем увидеть как дом может рассказать о своем хозяине, о его характере, о его моральных ценностях и жизненных убеждениях.
Примечательно, что сайты, которыми учащиеся пользуются, содержат неточную или ложную информацию. В приведенной работе есть грубая фактическая ошибка: учащийся пишет, что граф Ростов – сильная личность и умело вел свой дом к процветанию, тогда как граф Ростов добрый и мягкий человек, но он перепоручил управление своим поместьем нечистоплотному управляющему и способствовал разорению своей семьи. Кроме того, героя толстовского романа зовут Илья Андреевич Ростов, а в Интернет-источнике он ошибочно назван Ильей Николаевичем.
Анализ большого количества работ позволяет выделить несколько типов сочинений, написанных несамостоятельно.
1) Работа списана целиком. В одном из таких сочинений по теме, связанной с открытым направлением «Дом», выпускник искренне добавил в конце : «Закончить сочинение хочу своими словами: Дом – это тепло. Дом – это радость. Дом – это жизнь, Дом – это все». Проверка на самостоятельность показала, что это единственная фраза на все сочинение, которую участник действительно написал сам.
2) В сочинение вставлены готовые элементы, которые могут быть частично перефразированы, но все равно легко узнаваемы и растиражированы во многих работах. Связки между частями сочинения обычно выпускник формулирует сам, что явно чувствуется по резко возрастающему количеству ошибок разных типов. Таковы, например, многие сочинения с аргументами к размышлению о доме на примере семьи Ростовых (роман «Война и мир») и дома Простаковой (комедия «Недоросль»).
Наличие двух этих аргументов в одной работе можно считать безусловным указанием на некоторую степень ее несамостоятельности.
3) Выпускник использует объемный источник и сокращает его, частично пересказывая. Ниже приведен соответствующий пример.
«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С.Пушкин.) Александр Сергеевич Пушкин в свое время написал: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа…Мысленно я возлагаю к подножию этого памятника букет, составленный из трепетной… любви и огромной благодарности . Мое знакомство с творчеством гения произошло в детстве, когда , едва научившись читать, с восторгом погружалась в мир его сказок, следуя за мыслями великого человека. Они излагались прекрасным, легким для восприятия стихом. Уже в школьные годы узнала, что в творчестве Пушкина объединились поэзия и проза. Его стихотворения, сказки, трагедии и повести гармоничны и жизнерадостны …» и т.д.
Это сочинение списано (источник:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/kakie-kachestva-raskryivaet-v-cheloveke-lyubov/
При этом речевые несообразности остались: « Мне было интересно наблюдать, как Пушкин буквально выкристаллизовывал себя в законченный образ, имеющий самостоятельное художественное значение».
4) Некоторые участники создают вместо самостоятельного сочинения сложную компиляцию из чужих текстов. Она обычно создается на основе нескольких источников, из которых берутся отдельные фрагменты, в ней обязательно используется собственный текст, например, общее размышление по теме, вывод.
Возможен вариант компиляции с грубыми, очевидными швами-склейками фрагментов, например:
В Интернете < ; читаем: «надежная и удобная мебель говорит о том, что ее хозяин человек практичный. Такие люди часто запасливы во всем, даже продукты питания покупают с запасом, т.к. любят и сами съесть что-нибудь вкусненькое, и гостям всегда рады. Такой хозяин абсолютно не жаден. Эти люди неторопливы, последовательны. Из них выходят хорошие супруги и друзья. Существует множество различных способов, с помощью которых можно проанализировать характер человека и выделить те или иные основные его черты. Один из методов узнать о характере человека – это внимательно осмотреть интерьер его дома, квартиры или комнаты.»
В сочинении этот фрагмент использован таким образом:
«Дом многое может рассказать о своем хозяине, надо только уметь внимательно смотреть на него.
Существует множество различных способов, с помощью которых можно проанализировать характер человека и выделить те или иные основные его черты. Один из методов узнать о характере человека – это внимательно осмотреть интерьер его дома, квартиры или комнаты.
Н адежная и удобная мебель говорит о том, что ее хозяин человек практичный. Такие люди часто запасливы во всем, даже продукты питания покупают с запасом, т.к. любят и сами съесть что-нибудь вкусненькое, и гостям всегда рады. Такой хозяин абсолютно не жаден. Эти люди неторопливы, последовательны. Из них выходят хорошие супруги и друзья…»
Первое предложение авторское, второй и третий абзацы переставлены местами, то есть скомпонованы в собственной логике обучающегося.
5) Наконец, встречаются работы, в которых хотя и есть заимствованные фрагменты, восходящие к общедоступным ресурсам, но общий уровень работы достаточно высок, а компиляция своего и чужого сделана настолько тщательно, что она практически не ощущается при проверке.
Выход из сложившейся ситуации лежит не только в области запретительных мер, но и в сфере деятельности учителя, который должен прилагать все усилия к тому, чтобы пробудить у обучающегося уверенность в том, что он может обо всем сказать своими словами и что эта способность должна стать неотъемлемой частью его самооценки.