Очень мне нравится слово «бредогенератор». Производитель бреда. Читаешь иное сочинение и думаешь: «Это вообще о чем? Бред!», ну а автор, соответственно – бредогенератор.
Как же избежать сей участи на ?
Это просто: надо ПРАВИЛЬНО задать вопросы (то есть выделить проблемы) и развернуто на них ответить. Тогда тема будет раскрыта.
Самая распространенная причина неудовлетворительной оценки за сочинение – нераскрытая тема. Порой ученик совсем не понимает, что это значит, а все просто: надо дать полный аргументированный ответ на поставленный вопрос.
В чем разница между пересказом и интерпретацией?
Раскрыть тему не значит пересказать текст. Это самая распространенная ошибка.
В чем разница?
Для среднестатистического выпускника разница в мотивации: за пересказ вы получите 0 баллов, за интерпретацию – максимум 2. Ну что, заинтересовались?
Тогда делаем над собой усилие и пытаемся понять суть вопроса.
Итак, детский стишок «Наша Таня громко плачет…». Пересказ: на берегу плачет маленькая девочка Таня. Ее мячик оказался в воде. Кто-то из взрослых утешил девочку и достал ее мяч.
Интерпретация: в произведении рассказана печальная история. Маленькая девочка очень расстроена, и она громко плачет, потеряв свою игрушку. Автор глубоко сочувствует девочке, называя ее «Танечка», словами другого, по-видимому, взрослого героя, утешая ребенка, помогая ему понять, что в жизни все можно исправить.
Почувствовали разницу? Да, во втором случае не просто изложены события, а выделена и проговорена позиция автора. Позиция автора проявляется во всем произведении: в оценке героев и их поступков, в композиции, в подборе слов, выборе средств изображения. Вот об этом и надо говорить, давая ответ на поставленный вами же вопрос.
Работаем над раскрытием темы
Возьмем тему пробного экзамена по . Например: «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» Ф.М.Достоевский».
Определяем проблему.
Когда я был маленьким. когда я был маленьким
... -то вот! Когда я была маленькой, я была самой счастливой девчонкой на Земле. Почему? А вот потому! Потому что... Кирпичёва Полина Когда я была маленькой со мной случались разные смешные истории. Сама я о них ... было бы другим. Удивительно, как дети чувствуют разницу между словами. Помню, как мы рисовали открытки на праздник 23 февраля. Тогда я думала примерно так: «Что за праздник ...
Начинайте с самых общих вопросов. Что такое любовь? Почему она способна изменить человека? Почему она всесильна?
Второй блок: кого из героев изменила любовь? Сделала лучше? Помогла в жизни? Это уже подбор материала.
Третий блок: как проходил этот процесс? Что сделали, или думали, или чувствовали при этом герои?
Неплохо бы задать и еще один вопрос: как изображает это автор? Что при этом подчеркивает? На чем останавливает свой взгляд?
И последнее: какова главная мысль, которую автор пытается донести до читателя? Что ему особенно важно?
На каких произведениях можно раскрыть тему?
«Война и мир» — истории князя Андрея и Наташи, позже – Пьера и Наташи.
«Отцы и дети» — Базаров и Одинцова.
«Евгений Онегин» — Онегин и Татьяна.
«Обломов» — Обломов и Ольга.
Я выберу произведение, где эта проблема раскрывается неоднозначно. Это «Преступление и наказание».
Почему? Просто хочется показать вам, что решение проблемы может быть не на поверхности, или все же не подтверждать высказывания автора, что, в свою очередь, говорит не о любви как о преображающей силе, а становится обвинением человеку, не вынесшему испытания чувством (Онегин, Обломов).
Итак, «Преступление…». Главный герой Раскольников совершил преступления во имя собственной теории и испытывает страшные муки совести. Он отдаляется от людей, впадает в полубезумное состояние. Только один человек не просто понимает героя, а сочувствует ему – это Соня Мармеладова. Именно она своей любовью к человеку Раскольникову и человеку вообще заставляет героя признаться, понять чудовищность своего поступка и своей теории, переродиться.
Это тезис . Теперь его надо доказать.
А это вывод, главная мысль.
Переродился герой? Конечно.
Под воздействием любви Сони к человеку вообще? Да.
При этом о традиционном понимании чувства речи не идет. Речь о любви вообще как одной из самых благотворных сил в жизни человека.
Вернитесь к вопросам-проблемам. Мы ответили на них? Да, почти на все.
Вам на заметку: уже просто тезис и краткое доказательство – 150 слов. А если вы еще и развернете эти абзацы, то натужно вымучивать несчастные 200 уже будет неактуально!
Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ
на Ваш сайт.