Как писать по картине: на примере «Утро в сосновом лесу»

Сочинение

Сочинения, которые дети пишут на протяжении всей школьной жизни, нужны не только для освоения учебной программы, но и для развития речи, а также творческой составляющей учащегося. В большей степени учителя преподают лишь техническую сторону процесса. Школьников обучают тому, как правильно составить план, выделить главную тему, соблюсти общий речевой стиль сочинения. Это, безусловно, помогает в дальнейшем сочинять согласно установленным стандартам, однако вырабатывание индивидуального художественного стиля тормозится. Чтобы работа над сочинением не составляла особого труда для ученика, родители могут тренировать его дома. Лучше начинать с наиболее доступного для младшего школьника типа. В домашних занятиях, например, можно показать, как писать сочинение по картине. Благодаря таким тренировкам у ребенка начнет вырабатываться грамотная и богатая речь, а также широкий словарный запас, что поможет писать любые сочинения без особых затруднений.

Пейзаж

Если на картине, которую вы описываете, изображена природа, то:

  • Начните свое сочинение с ваших впечатлений об увиденном. Опишите свои чувства, если бы вы находились там. Пишите свои мысли простыми словами, тогда не будет обычных и серых фраз.
  • Отметьте детали, которые вы заметили на картине. Ведь в пейзажах это очень важный аспект. Например, если нарисован дом с открытой дверью, то подметьте, что там ждут гостей. Не стоит бояться делать предположений о том, что хотел сказать художник своей картиной.
  • Найдите информацию о том, когда была написана картина и что происходило с автором в те времена. Так вы сможете точнее понять эмоции художника картины в момент ее написания.
  • В конце своего сочинения сделайте выводы о том, как природа была передана художником, как он изобразил чувства в пейзаже.

План сочинения по картине в 1,2,3,4 классе:

В начальных классах дети описывают картину следующим образом: 1) тема картины (что на ней изображено); 2) композиция картина; 3) действующие лица, действие, если оно есть; 4) идейный смысл, «настроение» картины. От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей. Последовательность анализа картины может отличаться в зависимости от особенностей самой картины, целей, возраста учащихся и уровня развития у них художественного восприятия.

Портрет

Если вам необходимо написать сочинение по портрету, то стоит выполнить это в таких этапах:

8 стр., 3520 слов

Пример анализа стихотворения. План анализа стихотворения: тема, ...

... эмоциональный “рисунок”). Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). Представляет ли ... сонет и т.д. Помните, анализ стихотворения пишется как сочинение, никаких пунктов плана не ставим, это законченный ... Структура Анализ стихотворения Тютчева «О, как убийственно мы любим» необходимо продолжить раскрытием особенностей построения ...

  • Для начала присмотритесь к модели. Опишите ее взгляд, эмоции. Может, у нее в глазах спокойствие или же там вихрь энергии.
  • Если на портрете изобразили даму из высшего общества, то попробуйте угадать ее настроение: довольна ли она своим положением и жизнью. Обратите внимание на одежды и предметы туалета. Подчеркните то, что художник красиво прорисовал мягкий бархат или же струящийся шелк.
  • Если на портрете изображен деятель культуры или же историческая личность, то вспомните что-то из его биографии. Конечно, не стоит перегружать фактами истории свою работу, но несколько из них добавят изюминку в описание.

Как написать сочинение. Школьный помощник

Главная сложность в написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку — определение проблемы, затронутой в предложенном тексте. Если проблема определена неверно, за сочинение можно — по доброте эксперта — получить 2-5 баллов, не больше, из максимальных 23.

структуру сочинения

Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ (структура)

  1. Формулировка проблемы (в виде дуалистического тезиса или проблемного вопроса).
  2. Комментарий к проблеме.
  3. Позиция автора по проблеме.
  4. Ваша позиция по затронутой проблеме.

5, 6. Аргументы, доказывающие состоятельность вашей позиции (не менее 2).

7. Вывод, который в общем смысле повторяет вашу (и авторскую) позицию по проблеме.

Нетрудно заметить, что проблема является основой каждой части сочинения, которых должно быть 7 (если экспертная комиссия ЕГЭ не настаивает на обязательном вступлении).

Рассмотрим подробнее особенности написания каждой части на примере сочинения по отрывку из рассказа А. П. Чехова «Слёзы крокодила».

Определение и формулировка проблемы, комментарии к проблеме, позиция автора

Как ни странно это звучит, но формулировать проблему мы станем, когда определим позицию автора. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: какой теме он посвящён? что осуждает, чем восхищается, что хотел сказать нам автор?

Чехов посвятил свой рассказ двуличности человека, причём самой ужасной, когда человек не замечает её в себе. Иудин сокрушается о несовершенстве мира, несправедливости его («Н-да, – продолжал он задумчиво, – в плане у мироздания, очевидно, не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. Их создало само человечество. Оно само породило этот бич…») и тут же отбирает у вдовы «сиротскую копейку» («И шесть рублей будет многовато. Больше пяти не давайте, иначе мы так прогорим.»).

Страшно в этой сцене то, что Иудин искренне сокрушается о мировом зле и так же искренне его вершит. Автор осуждает героя рассказа, что проявляется даже в названии «Слёзы крокодила» и «говорящей» фамилии Иудина. Чехов будто спрашивает: можно ли изменить мир, в котором люди не умеют различать зло и добро?

2 стр., 647 слов

Сочинения | Сочинения 8 класс. Проблема смысла жизни и назначения ...

... детям свой афоризм о счастье. Он всерьез считает, что «человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него». Понятие «счастье» в устах «феномена» звучит очень странно. Для него самого счастье недостижимо, но он ... Именно так бывает в детстве, когда воображение ребенка рисует перед ним разные картины, одна другой краше. Очень интересным в рассказе является упоминание о том, как ...

Примерно так должны выглядеть наши рассуждения. Сразу оговоримся, что можно было увидеть и другие проблемы, но они — так или иначе — затрагивали бы вопрос о двуличности, некритическом отношении к себе человека.

Обратите внимание на последние два предложения в нашем рассуждении — они озвучивают позицию автора и проблему, затронутую в тексте. Теперь нам легко записать первые три абзаца сочинения, немного расширив и преобразовав наше рассуждение.

проблемный вопрос

комментарии к проблеме

позиция автора

Ваша позиция, аргументы , Ваша позиция

аргументы

Аргумент должен иметь следующую структуру

В качестве читательского аргумента для рассказа Чехова можно выбрать сюжетную линию с Иудушкой Головлёвым из «Господ Головлёвых» М. Е. Салтыкова-Щедрина (Иудушка постоянно говорит о Боге, печётся о правильности жизни, «блаалепии», а сам доводит до безвременной смерти сыновей, мать, а в итоге — и себя).

Ещё одним читательским аргументом вполне может служить история, рассказанная в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Она, разумеется, очень неоднозначна, но в простой интерпретации выпускника станет ярким свидетельством духовной слепоты человека, обвиняющего мир и не желающего видеть себя как есть.

Вывод

Вывод ещё раз — уже во второй — подтверждает позицию автора (а теперь и вашу).

Его желательно сделать более открытым: с прогнозами, пожеланиями, даже моралью, например: Только совершенствуя себя, искореняя свои несовершенства, мы можем изменить жизнь. Человека не сделать лучше против его воли, ему нельзя «привить любовь к Родине или чувство сострадания»: своим примером, своим духовным подвигом мы искореняем мерзости — и собственные, и окружающих.

https://сезоны-года.рф

Сочинение по историческим картинам

Как писать сочинение по картине, которая была посвящена батальным сценам истории или же просто историческим моментам?

  • Тут поиск информации просто необходим. Написать такую картину проще, чем остальной жанр: тут есть яркая сюжетная линия, предыстория, а также известно, что случилось дальше.
  • Уделяйте свое внимание при написании сочинения незаметным вещам. На какое-то время отвлекитесь от смысла картины и постарайтесь решить, что вас заинтересовывает, а что оставляет равнодушным в этом творении искусства.
  • Напишите несколько фраз-рассуждений о том, почему, по вашему мнению, художник выбрал именно такую тематику для своей картины, что он хотел донести этим.

Теперь вы наете, как писать сочинение по картинам. Творческий подход поможет Вам в этом. Подойдите к этому делу с воодушевлением – тогда вас ждет успех!

Что нужно знать о визуальном искусстве?

Искусство, безусловно, влияет на каждого. Оно заставляет нас чувствовать радость, печаль или отвращение, искусство часто высказывает идеи, которые выходят за рамки рационального мышления и языка. Искусство передает эмоции не только посредством вдохновения художника, но также при помощи художественных методов визуальной коммуникации, именно поэтому письменный анализ картины требует базового понимания методов визуальной коммуникации.

Мы хотим привести еще несколько пунктов, которые вы можете проанализировать в ходе работы над сочинением-описанием картины.

  1. Узнайте размеры картины в оригинале. Подумайте, почему автор выбрал тот или иной размер. Большие картины, как правило, призваны передавать масштаб, а маленькие – концентрировать идею.
  2. Оцените четкость изображения. Элементы имеют четкие линии и границы, и тем самым представляют реальный объект, либо же предметы не имеют определенной формы ввиду некой авторской задумки. Что это за задумка?
  3. Запомните, любое произведение искусства направлено на зрителя, поэтому задумайтесь над:
  • целью художника,
  • его предполагаемой аудитории,
  • как целевая аудитория повлияла на выбор техники и цвета,
  • историческим контекстом, в котором было создано произведение искусства.

Надеюсь, эти советы помогут вам написать сочинение по картине.

Описание картины Алексея Венецианова «Гумно»

Алексей Венецианов, 1821-1822 годы, картина «Гумно», Фото: muzei-mira.com

Название Гумно
Страна, художник Россия, Алексей Венецианов
Год 1821-1822
Жанр Жанровая сцена
Находится Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Материалы холст, масло

Алексей Венецианов считается родоначальником бытового жанра. Он одним из первых начал изображать на картинах жизнь и быт простых крестьян, их тяжелый труд и краткие моменты отдыха. При этом, для его произведений характерна романтизация и поэтизация действительности.

Гумно – это место, где крестьяне хранили собранное зерно, обмолачивали его и очищали от мякины (остатков колосьев и стеблей).

Художник изобразил все циклы работы над собранной пшеницей, но в картине отсутствует какая-либо динамичность, она носит скорее неторопливый созерцательный характер.

Представлен огромный амбар, построенный из деревянного сруба. На стенах висят инструменты, там и тут лежат грабли, метлы, серпы. В центре на полу насыпана куча зерна. Вокруг него три телеги: та, что въезжает в двери, нагружена мешками, другие две пустые. При этом, они прорисованы с разной степенью прозрачности: как будто телеги уже давно вернулись обратно в поле, только в воздухе остался их призрачный след.

Люди, написанные на первом плане, тоже имеют разную реалистичность: одни готовы вот-вот ожить, а другие буквально сливаются со стеной, растворяются на ее фоне.

Работницы одеты нарядно: в белые рубахи с пышными рукавами, цветные сарафаны. На головах – пестрые кокошники. Мужчины выглядят гораздо проще – в длинных рубахах, штанах и лаптях. Лица у всех отстраненные и даже одухотворенные, будто они присутствуют на гумне только физически, а мысли их парят далеко-далеко. С помощью этого приема художник превращает рутинный тяжелый труд в нечто сакральное, полное божественного смысла.

Именно благодаря своей живописной манере Алексей Венецианов так сильно отличался от своих современников, художников, которые чаще всего обращались к античным сюжетам. Картины мастера стали настоящим открытием для взыскательной салонной публики девятнадцатого века, более того, они продолжают пленять зрителей даже в наши дни.

Упражнения на развитие воображения:

—Придумайте название картины. Сравните его с тем, которое дано художником. —Составьте воображаемый диалог между действующими лицами картины. —Составьте продолжение текста на основе эпизода, изображенного на картине. Вообразите дальнейшее развитие событий, изображенных на картине, устно опишите их. —Расскажите о событиях, которые могли предшествовать изображенному моменту на картине. —Представьте себя в роли героев картины. Как бы вы действовали? —Какой разговор мог состояться между вами? —В роли какого героя ты хотел(а) бы оказаться? Почему? Подобные упражнения постепенно готовят учащихся к составлению рассказа и сценария (ролевой игры) по картине.

Портретное описание

Рассмотрим автопортрет И.Е. Репина (рис. 3).

Рис. 3. И.Е. Репин «Автопортрет» (1878) (Источник)

Автопортрет

Перед нами великий русский художник Илья Ефимович Репин в молодости. У него красивое лицо – высокий светлый лоб, тонкий и прямой нос, яркие губы. Лицо красивое и серьезное, сосредоточенное. Но главное – глаза: ясные, внимательные, лучистые. Они смотрят пристально: кажется, что видят все и все, что видят, вбирают в себя, чтобы потом снова отдать, вернуть нам, но уже на картине или в портрете.

В. Порудоминский

По описанию можно представить молодого человека, с красивым лицом, высоким светлым лбом, тонким и прямым носом, яркими губами. Особое внимание уделяется описанию глаз, так как глаза – это душа человека, художника, который видит необычное в обычном.

Портретное описание может быть художественным.

У надрубленного дерева с высоко поднятым топором в руках стоял человек, целиком сделанный из железа. Голова его, руки и ноги были прикреплены к железному туловищу на шарнирах. На голове вместо шапки была медная воронка, галстук на шее был железным. Человек стоял неподвижно с широко раскрытыми глазами.

А. Волков

В этом описании автор изображает неживой предмет (рис. 4), он описывает его, рисуя словами.

Рис. 4. Портрет Железного Дровосека, описанный в произведении А. Волкова (Источник)

Портретное описание героя (рис. 5) мы можем встретить в литературном произведении, например у А. Линдгрен:

  • Пеппи Длинный чулок отправлялась на утреннюю прогулку. Вот как она выглядела: волосы ее были заплетены в две тугие косички, торчавшие в разные стороны;
  • нос походил на крошечную картофелину, да к тому же еще в крапинку – от веснушек;
  • в большом широком рту сверкали белые зубы.

А. Линдгрен

Рис. 5. Портрет Пеппи Длинный чулок, описанный в произведении А. Линдгрен (Источник)

Пейзажное описание

Прочитайте несколько пейзажных описаний:

Уже вечереет. Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом. Оно совсем не слепит глаза, такое огромное, красноватое.

Г. Скребицкий

Черная туча, что надвигалась из-за полей, разорванная и лохматая, ползла по небу. Солнце пробило в ней дыру и радужным веером разбросало с высоты свои лучи на поля и лес, на сверкающие лужи.

И. Касаткин

Равнина седая, унылая и серая. И небо над ней серое, скучное и сырое. Мох, кочки, лужи. Все плоское и бесконечное. Если и встретишь лес – то высотой по колено! Ивы, березы толщиной с карандаш. Грибы в таком лесу и то выше деревьев. А уж олень или человек совсем великаны.

Н. Сладков

А вот еще живописное описание, которое так и хочется нарисовать:

Лес внезапно заухал, загудел. Вдруг сразу потемнело, ударил раскат грома, и между деревьев заплясали тугие водяные струны. Молнии, словно сабли, полосовали небо, и в их неживом свете возникали мокрые кусты, молочно-белые березы, кудрявые шапки сосен.

Ю. Качаев

Художественные средства: метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения – помогают нам представить картины, описанные в отрывках. Пейзажное описание – это жанр художественного описания.

Сочинение: описание картины И. Левитана «Март»

Перед нами картина русского художника Иссака Левитана «Март». Он всегда очень правдоподобно рисовал пейзажи разных времен года. Эта картина хоть и имеет обычный жизненный сюжет, все же выглядит привлекательно. Вглядываясь в нее, хочется понять все, что хотел изобразить художник.

На ней показан весенний солнечный день, первого месяца весны. Поэтому картина так и светится от его теплых лучей. Справа расположен деревянный двухэтажный дом бежевого цвета. Этот теплый оттенок, как бы согревает картину вместе с лучами солнца. Дверь в дом открыта. Над входом имеется козырек, он еще покрыт снегом.

Перед домом стоит в ожидании хозяина пегая лошадь, запряженная в сани, на которых нет груза. Она застыла, греясь на солнце. Слева от дома находится лес. Бросаются в глаза хвойные деревья. Они растут величественно, создавая тень. Кажется, что под ними холодно и морозно. Украшением картины являются молодые березки. Они придают светлость и белизну весеннему дню. На одной из них имеется скворечник, в котором скоро поселятся скворцы.

Особое внимание Левитан уделяет небу. Оно по-весеннему голубого цвета. Погода ясная, нет не единого облачка, значит снегопадов в ближайшее время не будет. Снег уже не белого цвета, художник использует разные цветовые оттенки. Поэтому тени от деревьев голубого цвета, а у сосен синие. Снег на дороге, по которой часто ездят, почти растаял, приобрел коричневый цвет глины. Местами можно разглядеть разные следы и проталины. Такого же оттенка, оставшиеся на березках прошлогодние листья, которые так и остались висеть до прихода весны.

Возле дома снег стал рыхлым, совсем скоро он начнет таять, побегут весенние журчащие ручейки. А пока он сверкает на солнце всеми цветами радуги, что даже рябит в глазах. Картина Иссака Левитана «Март» придает спокойствие, но в то же время радует, и напоминает о скором приближении больших перемен в природе.

Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту

Понравилась статья? Оставь комментарий и поделись с друзьями

Комментировать

Примерный план сочинения по картине 5,6,7,8,9 класс:

  1. Биографические сведения
  2. Анализ картины:
  • На первых этапах работы над анализом картины иногда используют следующую последовательность, особенно при рассматривании пейзажей: низ картины (земля, вода, фон); средняя часть (основная), где, как правило, находится композиционный центр картины, нахождение этого центра; верх картины (фон, небо).

  • жанр картины;
  • ее предметное содержание (кто или что изображено);
  • настроение, вызываемое этим произведением изобразительного искусства;
  • основные микротемы картины;
  • изобразительно-выразительные средства, которые использует художник для создания образов (формат, композиция, свет, цвет и др.),
  • роль этих средств в выражении основной мысли картины, авторской позиции.