Рифма как один из главных признаков стихотворного текста. Занимательные игры с рифмой

Повторение и углубление знаний о рифме, как об одном из

главных признаков стихотворного текста;

  • Знакомство с различными видами занимательного стихосложения;

    • Совершенствование диалогической и монологической речи

    учащихся;

    • Отработка первичных навыков работы со стихотворным текстом.

    2. Развивающие:

    • (инсценирование сказки, сочинение стихотворений);
    • Расширение и обогащение словарного запаса учащихся.

    3. Воспитательные:

    • Воспитание интереса к литературе как виду искусства и

      учебному предмету;

    • Воспитание интереса к литературному творчеству.

      [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/kak-nazyivaetsyastihov-na-zadannyie-rifmyi/

    Оборудование урока:

    1. Карта Страны « Занимательного стихосложения ».

    2. Плакаты с определением терминов « рифма »,

      « буриме ».

    3. Плакаты с заданиями к творческой работе.

    ХОД УРОКА

    1. Вступительное слово учителя.

    • Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

    • Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. На этом уроке я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в удивительную страну, которая называется «Занимательное стихосложение».

    «Путешествие в Страну занимательного стихосложении»)

    • Как вы думаете, чем снимаются жители этой страны?
    • Слагают, сочиняют стихи
    • Верно! А какие это стихи?
    • Занимательные.
    • Как вы понимаете слово «занимательные»? Подберите к нему синонимы:
    • «Занимательные» — значит интересные, способные занять внимание, воображение.

    Чаще всего, смешные и весёлые.

    Синонимы к слову «занимательные»:

    интересные

    увлекательные

    захватывающие

    занятные

    • Всё верно!

    Так вот сегодня на 40 минут я предлагаю вам стать туристами, путешествующими по этой необычной стране.

    11 стр., 5406 слов

    Занимательное рисование в процессе художественного творчества дошкольников

    ... журнальная, прикладная графика и плакат. 2. Рисунок – основа графического искусства. Виды рисунка В основе всех видов изобразительного искусства, в том числе и графики, лежит рисунок. Слово «рисунок» пришло на смену старославянским ... получила в конце XIX - начале XX вв., когда графика определилась как самостоятельный вид искусства. Язык графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, ...

    • А что должен иметь каждый уважающий себя турист, отправляясь в незнакомую страну? — Конечно, её карту.
    • У нас тоже есть карта страны «Занимательного стихосложения»,

    (демонстрация карты)

    Давайте рассмотрим её:

    из Океана Слов вытекает Река Бесконечного Стихотворения, по берегам которой расположены Город Рифм и деревня Шарада , Лес Омонимов с озером Тавтограмм и порт Каламбур, равнина Звукоподражаний и город Акростих. Все эти названия не что иное, как различные виды занимательного стихосложения, с которыми нам предстоит познакомиться, путешествуя по этой удивительной стране.

    • В каком же населённом пункте мы сделаем первую остановку? Право же, выбрать довольно сложно…

    • А давайте, сначала посмотрим инсценировку, подготовленную ребятами, а затем уже примем окончательное решение. Согласны?

    II. Инсценировка сказки Б.В. Шергина «Рифмы».

    (действующие лица — автор, Шиш, дядька)

    III. Продолжение слов учителя.

    • Конечно же, вы все узнали героев сказки «Рифмы», написанной нашим старейшим писателем Борисом Викторовичем Шергиным, жизнь и творчество которого связаны с Севером.

    Спасибо ребятам!

    • Но вернёмся же к нашему путешествию.

    • Как выдумаете, где нам стоит сделать первую остановку?

    • Конечно же, в городе Рифм.

    • А почему именно там?

    Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, что же такое «рифма»? Открываем краткий словарь литературоведческих терминов, который расположен в конце вашей хрестоматии на стр.218.

    1. чтение определения (стр.221).

    2. запись определения в тетрадь.

    Путешествие в страну «Занимательного стихосложения».

    Рифма — (греч. «соразмерность») — звуковые совпадения в конце строк стихотворного произведения.

    3) — А теперь, ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску и назовите мне рифмы в предложенных стихотворных отрывках:

    А) Царь с царицею простился , а

    В путь-дорогу снарядился , а

    И царица у окна б

    Села ждать его одна . б

    («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

    б) Ты догадался, мой читатель , а

    С кем бился доблестный Руслан : б

    То был кровавых битв искатель , а

    Рогдай, надежда киевлян . б

    Поэма «Руслан и Людмила», песнь П)

    в) Померкла степь. Тропою темной а

    Задумчив едет наш Руслан б

    И видит: сквозь ночной туман б

    Вдали чернеет холм огромный . а

    Рифмы, как вы уже, наверное, заметили, бывают разных видов. Бели рифмы стоят рядом (пример а), то они называются смежными или параллельными, а если рифмы располагаются через одну строку (пример б), тогда они будут называться перекрёстными. Рифмы могут как бы опоясывать рифмы других строк, и тогда они называются опоясывающими (пример в).

    20 стр., 9950 слов

    Данной курсовой работы «Музыка поэтического слова в балладах ...

    ... слово», «романтизм», «баллада»; изучить своеобразие романтизма В.А. Жуковского; проследить эволюцию «музыкального» жанра – баллады в творчестве В.А. Жуковского; выявить особенности поэтики баллад: проанализировать «музыку» слова ... Жуковского-балладника восприняли Пушкин, Лермонтов, Фет, поэты-символисты. Они усваивали, творчески преображая, ритмику, музыку его стихов, приемы изящного стихосложения, ...

    • Как вы думаете, какую роль играет рифма в стихотворном тексте?

    (очень важную)

    А почему?

    4. Практическая работа:

    • На материалах учебника отрабатывается навык по определению видов рифм;
    • работа ведется по вариантам;
    • проверка осуществляется сразу по окончании работы.

    V. Продолжение слов учителя.

    Итак, мы с вами в городе Рифм. Этот город по праву является столицей страны «Занимательного стихосложения», так как ни одно стихотворное произведение не может обойтись без рифм.

    В этом городе всё построено на рифмах, и все жители разговаривают только стихами.

    Одна маленькая девочка рассказала нам интересную и очень смешную историю. Давайте её послушаем!

    • Света! (учитель обращается к одной из учениц) — Ты успела её записать?

    Ученица.

    • Ой, Ирина Александровна, девочка рассказывала так быстро, а я так спешила что не успевала дописывать концы некоторых строк. Что же теперь делать?

    Учитель.

    • Я думаю, ничего страшного нет. Ты, Света, читай нам то, что успела записать, а мы, все вместе будем подбирать недостающие рифмы. Согласны, ребята?
    • Ученица читает стихотворение Бориса Эльшанского «Чик-Чирик», останавливаясь в конце каждой второй строки. Дети хором подбирают недостающие рифмы (можно совместит с физкультминуткой).

    Однажды днём среди ветвей

    (воробей).

    Берёзка. Солнышко. Но вот

    К нему наверх крадётся ……… (кот).

    Как раз на днях он где-то слышал,

    Что воробей не хуже ……… (мыши),

    И кот проверить собирался,

    (проголодался).

    Его увидела собака

    И облизнулась — будет ……… (драка).

    Пока не слезет сверху кот,

    (подождет).

    У воробья же в мыслях нет,

    Что будет съеден на ……… (обед).

    Что на соседней ветке близко –

    Усы и когти, в общем ……… (киска).

    Вдруг слышит треск, Кошачий визг –

    И страшный кот Сорвался ……… (вниз).

    Потом завыл от боли пёс,

    (на нос).

    Чирик-чирик, среди ветвей

    (воробей).

    • Молодцы, вы просто отлично справились с заданием. Но угадать рифму в уже готовом стихотворении довольно просто, а вот сочинить своё стихотворение по заданным рифмам — дело уже посерьёзнее.

    • Но где же нам взять уже готовые рифмы?

    V. — А для этого необходимо отправиться в магазин «Буриме». В этом магазине всем туристам и путешественникам бесплатно раздают уже готовые рифмы, чтобы они могли потренироваться в сочинении стихотворений.

    Но прежде, чем получить рифмы, необходимо прослушать небольшое сообщение о том, что же такое «буриме».

    Доклад одного из учеников.

    4 стр., 1701 слов

    Консультация для воспитателей » Обучение дошкольников сочинению ...

    ... справляются дети 4- 5 лет. Сочинение сказки может быть в коллективной форме с воспитателем. Метод-игра "Бином фантазии" желательно подобрать 2 слова, далеко стоящих друг от друга по ... понимает, что такое рифма. Берём известный простой стишок Барто "Зайка". Пересказываем его своими словами и спрашиваем:" Я тебе стихотворение рассказала? Нет? Почему?". Нет рифмы! Ищем в этой ...

    Буриме — это стихотворная головоломка, в которой стихи, обычно шуточного характера, сочиняют на заданные рифмы, иногда даже несхожие, никак не связанные друг с другом по смыслу.

    Эта литературная игра была популярна в салонной поэзии 17-18 веков. Любителем и мастером буриме был Василий Львович Пушкин — дядя АС. Пушкина

    В 1 864 году Александр Дюма организовал конкурс буриме и издал книгу со стихотворениями победителей, в которой участвовало 350 человек. Проводился конкурс буриме и в России в 1914 году.

    VI. Творческая самостоятельная работа.

    Образец: вам даны рифмы

    а) … повар

    пирог

    1 уровеньначинка

    • .. творог

    Ваша задача — придумать начала строк так, чтобы получилось стихотворение.

    Решил однажды повар , Испечь большой пирог, , А в качестве начинки, Решил он взять творог.

    • Задание понятно? Можете придумать стихотворение по этим же рифмам или взять другие: .

    А) …крокодил б)… мотылёк в) …весна

    сторожил …цветок …мимозы

    охота …собирал …Воркута

    бегемота …устал …морозы

    (Весёлый малыш-мотылёк,

    Летая, с цветка на цветок,, Пыльцу зрелый день собирая., Наелся, но очень устал)

    2 уровень Ну а для тех, у кого сегодня «нетворческий» день, предлагается выполнить следующее задание:

    вставить в стихотворение необходимые по смыслу слова не забывая соблю­ дать рифму.

    На основе какого языкового явления построено это стихотворение? (антонимы)

    Д Чиарди «Ещё одно эхо»

    И нам с тобой пришёл черед

    Сыграть в игру «Наоборот»., Скажу я слово «высоко»,, А ты ответишь- «, Скажу я слово «далеко»,, А ты ответишь — «, Скажу я слово «потолок»,, А ты ответишь — «, Скажу я слово «потерял»,, И скажешь ты — «

    Скажу тебе я слово «трус»,

    Ответишь ты — «………», Теперь «начало» я скажу.

    Ну, отвечай: «… » (конец).

    • Работа выполняется письменно в тетрадях (время 5-10 минут).

    VII. Проверка результатов творческого задания

    Учащиеся отвечают исключительно по желанию.

    VIII. Запись домашнего задания.

    (оно заранее записано на доске)

    • Ребята! Вы сегодня хорошо поработали, молодцы! Дома нужно будет ещё раз прочитать сделанные в тетрадях записи и выполнить следующие задания

    (на выбор):

    1 уровень (задание на «5»)

    а) сочинить четверостишие, использовав в качестве одной из рифм своё имя;

    • б) закончить стихотворение по заданному началу.

    «Однажды я из школы

    с портфелем возвращался… ».

    2 уровень (задание на «4»)

    • подобрать любые рифмы (не менее 5) к своему имени или к именам своих родителей, друзей.

    IX. Подведение итогов урока.

    Итак, время нашего путешествия заканчивается. Сегодня мы успели побывать лишь в одном городе Страны Занимательного Стихосложения, — в городе Рифм.

    (потому что без рифмы нельзя создать ни одного стихотворного произведения, именно рифма является одним из главных признаков стихотворного текста)

    38 стр., 18765 слов

    Крылатые слова и выражения в бардовской песне

    ... иностранных слов. – М.: Русский язык, 1992. ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И КОРНИ БАРДОВСКОЙ ПЕСНИ 1.1 Истоки российской бардовской песни ... т. е. Органическое единство трех составляющих – поэзии, музыки и исполнения. Для авторской песни характерен «эффект целого». ... дороге», «Прощание с новогодней ёлкой», «Наша жизнь – не игра», «Песенка о голубом шарике», «Простите пехоте», «Последний троллейбус», ...

    • Сегодня мы с вами познакомились с различными видами рифм, научились подбирать рифмы к словам, узнали, что такое «буриме», и потренировались в их сочинении.

    Если вам понравилось наше сегодняшнее путешествие, то на последую­щих уроках мы сможем продолжить знакомство с секретами занимательного стихосложения.

    • Ну что, заказывать билеты для поездки в следующий город?

    X. — А в оставшееся время давайте поиграем в любимую игру всех детей, живущих в стране «Занимательного Стихосложения». Эта игра так и называется «Рифмы».

    Суть её очень проста; берётся любое слово, и игроки по очереди называют к нему свою рифму. Кто рифму назвать не может, выбывает из игры

    Ну; например, я называю слово «комар». Какие рифмы к нему можно подобрать?

    (тар, удар, радар, омар, дар, икар, кар)

    • Правила игры понятны?
    • Будем играть по рядам. Каждый ряд получает своё слово, 1 минута на обдумывание и начинаем играть.

    ряд — слово «пирог»

  • ряд — слово «стол»

  • ряд — слово петушок

  • стол

    вол, год, пол, кол, мол, холл, прикол, футбол, волейбол, баскетбол

    петушок

    пирог

    гребешок, корешок, стишок, порошок, шок, электрошок, узелок

    сапог, творог, порог,

    рок, рок, ток, щенок, росток, листок, сток,

    стог, садок, док, дог,

    бок, йог, кок, сок

    Ход игры

    1 ряд — встаёт, дети по очереди называют рифмы, кто не может назвать, садится, остаётся один победитель.

    2 ряд — также

    3 ряд — также

    II вариант этой игры (если мало времени)

    1. Всему классу даётся 1 слово;

    2. Обдумывание 1 минута (можно записать в тетрадь рифмы);

    3. Играет весь класс (можно совместить с

    физкультминуткой).

    Для игры со всем классом можно взять слово «карандаш» —

    багаж, блажь, блиндаж, вираж, ажиотаж, гараж, гуашь, гуляш, ералаш, камуфляж, массаж, мираж, монтаж, паж, пейзаж, персонаж, пляж, репортаж, саквояж, стаж, стеллаж, страж, тираж, торгаш, трикотаж, чуваш, лаваш, шантаж, шпионаж, экипаж, этаж, шалаш.

    III вариант (можно играть в парах, четвёрках)

    • За определенное время подобрать к слову как можно больше рифм, у кого наибольшее количество рифм, тот и победил.

    IV вариант

    • Класс делится на 3 команды (по рядам).

      Каждая команда направляет к доске своего представителя.

    Даётся одно общее слово. В течение 1 минуты все записывают к нему рифмы

    Затем игроки у доски по очереди читают подобранные рифмы (не повторяясь), когда своих рифм не хватает, можно обратиться за помощью к команде.

    Если игрок в течение 30 секунд не может назвать рифму, он выбывает из игры.