Антон Павлович Чехов: «Интересная судьба, необычный талант, благородство и душевная чуткость» – вот каким представляется мне этот человек в изящном пенсне на вечном школьном портрете. В своих мемуарах К.Чуковкий пишет о том, что Чехов был человеком необычайной силы воли. Умел всегда добиться своего, ставил невероятные цели и с честью преодолевал все проблемы на пути к намеченному. Но по его собственному признанию, всю жизнь по капле выдавливал из себя раба.
Зачем Антон Павлович показывает таких рабов, человеков в футляре, обывателей в своих произведениях, наверное для того, чтобы предостеречь читателей от таких людей, чтобы раскрыть их сущность. В рассказе «» Чехов показывает такого человека. У героя рассказа Беликова – учителя греческого языка помимо одного футляра – своей квартиры, есть еще множество других, которые он сам себе создает.
Спальня у Беликова была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом. Ложась спать, он укрывался с головой; было жарко душно.
И ему было страшно, как бы чего не вышло. Он боялся, что его зарежет повар, что воры залезут, но в этот ящик не так то просто залесть, даже на окнах навсегда были заколочены ставни, его каморка походила на жилище паука, да его так и прозвали. Этот паук и в хорошую погоду
выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле…
То есть Беликов, где бы он ни находился, в любой ситуации он пытался окружить себя оболочкой, защищающей его от внешней среды. Не важно при общении ли с коллегами, или с друзьями, да и друзей то у него не было, разве могли быть друзья у человека, ограждающего самого себя от жизни.
И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь.
Ну а если запрещено, да еще чином выше, то тут и разговоров не может быть «запрещено — и баста». Одно чинопочитание вот, что осталось от человека, Беликов в разговоре с Коваленко говорит: «Вы должны с уважением относится к властям», конечно, с уважением, но не возносить чин выше личности, как это делает человек в футляре – Беликов. А если в гимназиях молодежь ведет себя дурно, шумит в классах, то он беспокоится:
Беликов в рассказе человек в футляре (образ и характеристика) 9 класс
... Беликов) не сможет быть человеком Беликов Главный герой рассказа Антона Чехова «Человек в футляре». Учитель греческого языка, одинокий человек пожилых лет, закрытый от внешнего мира, трусливый и робкий. История создания Антон Павлович Чехов Антон Чехов написал рассказ «Человек в футляре» в ...
ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло.
Своим нытьем, своими футлярами соображениями он досаждал всему городу. Все его ненавидели и все боялись. Беликов ограничивал рамками не только себя, но и пытался ограничить ими всех жителей города. А боялись его потому, что он был человек с рабской психологией, оградивший себя от всех, он мог доложить начальству, что он и говорит при ссоре с Коваленко, но этот молодой учитель, не повинуется «пауку» как все в городе, он его ненавидит с первого же дня знакомства:
Не понимаю, как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу… Атмосфера у вас удушающая, поганая… Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния.
Учителя хотели избавится от Беликова тем, что пытались женить его не сестре Коваленко Вареньке. Беликов воспринял это болезненно, еще больше побледнел и похудел, а по-прежнему был в футляре.
Нет, женитьба шаг серьезный, надо сначала взвесить предстоящее обязанности, ответственность… чтобы потом чего не вышло.
Но все же Беликов стал часто появляться в доме Коваленко. В один из таких визитов Михаил Саввич «послал его к чертям собачьим»:
Я честный человек и с таким господином, как вы, не желаю разговаривать. Я не люблю фискалов… Коваленко схватил его сзади за воротник и пихнул, и Беликов покатился вниз по лестнице, гремя своими калошами.
После это случая как его унизили, это было не достойно для человека, его положения. И пролежав в своем «ящике», в полном молчании, месяц он умер.
Но это не единственный случай бездушного человека. В рассказе «Ионыч» автор раскрывает проблему психологии обывателя. В рассказе показана нравственная деградация человека, а именно доктора Старцева, который превращается в обывателя, потому что смиряется с духом пошлости обывательщины. И как не смирится в такой обстановке. Поначалу Старцев работал, не думал о наживе, деньгах, но после отказа Котика, его ждала такая жизнь которую он не любил, но он был человек слабый и смирился с взглядами, нравами местных жителей. Поначалу он пробовал заговорить о том, «что человечество, слава богу, идет вперед, что со временем оно будет обходиться без паспортов и без смертной казни», но обыватель глядел на него искоса и спрашивал:
Значит, тогда всякий может резать на улице кого угодно?
В обществе Старцев старался говорить о том, «что нужно трудится, что без труда жить нельзя», но никто не интересовался этим, и Старцева просто не слушали. Для него осталось одно развлечение винт, да еще одно – «это по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой». Через несколько лет доктор пополнел, ожирел. Его больше ничего не интересовало, кроме, конечно, «бумажек». Если бы не дух обывателя доктор Старцев никогда бы не стал Ионычем. Чехов в этих рассказах выступает против подавления и искажения человеческой личности. Чехов мечтает о свободной личности, свободной от рабской психологии, от социальных и нравственных предрассудков.