Сравнение силентиум и как беден наш язык

Сочинение

В каких произведениях отечественной поэзии встречается тема «невыразимого» и чем их можно сопоставить со стихотворением Тютчева? Почему молчание кажется таким значимым лирическому герою? (Тютчев «Silentium!») (ЕГЭ по литературе)

Тема «невыразимого» встречается в таких стихотворениях, как «Невыразимое» Жуковского и «Как беден наш язык!» Фета.

В произведении «Как беден наш язык!» лирический герой осознает, что уже не может так же, как и раньше, с легкостью обращаться словами, создавая с их помощью удивительно яркие и волнующие образы. Он отмечает, что не в состоянии передать свои мысли и чувства ни другу, ни врагу. Это удручает его. Лирический герой хочет выразить свои чувства, но не может из-за скудности русского языка в отличие от героя «Silentium!», который, наоборот, боится.

В «Невыразимом» лирический герой понимает, что не может выразить словами то чувство, которое рождается у человека, когда он созерцает волшебный пейзаж природы. Он утверждает, что невозможно передать всю красоту окружающего мира через искусство слова. Так он раскрывает одну из главных проблем поэта и поэзии. Причиной этой проблемы является русский язык в отличии от стихотворения «Silentium!», в котором причиной служит вечная разобщенность людей.

Таким образом, тема «невыразимого» присутствует во всех трех произведениях, но каждый автор раскрывает ее по-своему.

Рассмотрим, почему молчание кажется таким значимым лирическому герою в стихотворении Ф.И.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру

Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Во-первых, произведение построено на внутреннем монологе, во время которого лирический герой находит спасение именно в молчании. Он утверждает, что человек должен жить в своем мире, который является тайной для остальных: «Молчи, скрывайся и таи/ И чувства и мечты свои —/ Пускай в душевной глубине/ Встают и заходят оне…». Ведь если герой откроет душу другим, то его могут неправильно понять или вообще не понять. Высказывание никогда не сможет точно передать все мысли и чувства, которые испытывает человек, именно поэтому «мысль изреченная есть ложь».

Во-вторых, благодаря таким художественно-выразительным средствам, как эпитеты («таинственно-волшебный»), сравнения («как звезды в ночи») и метафоры («в душевной глубине»), мы еще ярче ощущаем ценность молчания. Читатель видит, насколько сильно лирический герой ощущает его значимость.

16 стр., 7602 слов

Мастер-класс "Подготовка к итоговому сочинению по направлению "Разум и чувство"

... к произведению. 1. Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме... 2. Тема (противоборства разума и чувства и ... по подготовке к сочинению по литературе Я определяю, какая из тем кажется мне наиболее конкретной и ... и т.п.) выражена и в романе... (автор, название). 7. Вспомним героя повести... (автор, название). 8. Обратимся к роману... (автор, название). 9. Лирический герой ...

Таким образом, молчание кажется ценным лирическому герою, потому что оно позволяет людям жить в гармонии с самими собой.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id26859

стихотворения «Silentium!» Ф.И. Тютчева и «Silentium» О.Э. Мандельштама. (Сравнительный анализ)

Оба стихотворения объединяет общее название  «Silentium», что в переводе с латыни означает «молчание, немота». Но стихотворение Ф.И. Тютчева написано почти на восемьдесят лет раньше, что дает повод говорить: именно оно явилось первой репликой в своеобразном диалоге двух поэтов.

Композиция обоих стихотворений проста: тютчевский «Silentium!» представляет собой объединение трех шестистрочных строф, мальденштановский  четырех строф по четыре строки в каждой.

Оба стихотворения написаны четырехстопным ямбом  самым распространенным в России классическим стихотворным размером.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру

Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Ямб придает обоим стихотворениям классическую величественность звучания и благородство слога.

Стихотворная рифма у Тютчева  смежная, в стихотворении Мандельштама рифма опоясывающая. При этом у Тютчева рифма мужская, что придает стихотворению торжественность звучания и одновременно замедляет речь (в конце каждой строки возникает пауза).

Рифма же в стихотворении Мандельштама чередуется: женская  мужская и наоборот, что придает стихотворению ритмические оттенки  «узорность» звучания. При этом цель мужской рифмы  акцентировать внимание на определенных образах.

Композиционное родство обоих стихотворений выражено также тем, что последние строфы обоих стихотворений являют собой контрапункт  сведение воедино всех мотивов стихотворения. Причем у Тютчева ключевые образы в каждой строфе зарифмованы со словом призывом «молчи», именно так можно истолковать повелительное наклонение, что выражено пунктуацией  восклицательным знаком в названии стихотворения  «Silentium!»).

Стихотворение Мандельштама более похоже на загадку:

Она еще не родилась,

Она и музыка и слово,

И потому всего живого

Она  «всего живого ненарушаемая связь», но ее имя  Афродита  мы узнаем лишь в последней строфе. Использование подобного художественного метода  контрапункта  сходный прием, отмеченный в стихотворениях обоих авторов: и Тютчева, и Мандельштама.

Главенствующий образ первой строфы стихотворения Тютчева  «чувства и мечты» в «душевной глубине», которые сравниваются со «звездами в ночи». При создании образов Тютчев использует аллитерацию («молчи»  «мечты», «безмолвно»  «звезды» и др.) и ассонанс («безмолвно»  «в ночи»  «молчи» и др.), что позволяет создавать связи между образами. Звезды безмолвны, ночь молчит о своих мечтах. Возникающие ассоциации помогают составить общую эмоциональную картину и в то же время служат индивидуальному восприятию лирики Ф.И. Тютчева.

2 стр., 790 слов

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium!» (восприятие, истолкование, ...

... собственной душе: Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои… Конфликт героя проявляется во второй части стихотворения. До этого мы еще не понимаем, почему нужно скрывать свои чувства и мечты, ... меня не понимают!» Тютчев в своем стихотворении пытается выявить причину этого непонимания и находит ее в ограниченности и недостаточной образности человеческого слова. И способность или неспособность ...

Во второй строфе используется скрытое сравнение  метафора «сердце-ключ».

Третья строфа представляет собой средоточие философской мысли поэта:

Лишь жить в себе самом умей 

Есть целый мир в душе твоей.

Тютчевские строки  своеобразная аллюзия к античному: «Познай себя  и ты познаешь весь мир». Третья строфа построена на контрасте («наружный шум» противопоставляется миру души) и содержит продолжение философской мысли, высказанной Тютчевым во второй строфе: «Мысль изреченная есть ложь. » Афористичность звучания фразы «Есть целый мир в душе твоей. » подводит итог лирико-философским размышлениям поэта. Сходство с тютчевским стихотворением лучше всего прослеживается во второй строфе стихотворения «Silentium» О.Э. Мандельштама. Она тоже построена на контрасте: как между образами («спокойное» море  «безумный» день)  контраст по состоянию; так и в самом образе (пена на фоне темного моря бледна, а в свете дня она «сирень»)  контраст по оттенкам цвета.

Образ немоты у Мандельштама особенный: выражение «уста немотствуют» относится к высокому стилю и в то же время немота  временное состояние; в отличие от немоты, немота  одна из множества немот.

Так же, как и Тютчев, Мандельштам использует аллитерацию и ассонанс: эти художественные средства способствуют общему восприятию образов, их единению («слово  сердце», «немота  нота», «первоначальную»  «кристаллическую»).

Общей чертой синтаксиса двух стихотворений является императивность их звучания (повелительное наклонение глаголов, наличие обращений, призыв к действию  у Тютчева).

При этом Тютчев больше «вопрошает» (многие из вопросов риторические), а Мандельштам  «восклицает» (восторгается мигом «первоначальной немоты»).

Оба стихотворения содержат аллюзии: «Есть целый мир в душе твоей. » Тютчева восходит к античному «Познай себя. «; «Останься пеной, Афродита!» Мандельштама отдаленно напоминает «Остановись, мгновенье!»Фауста Гете.

Оба стихотворения объединяет мотив контраста дня и ночи. Тем не менее тема «Silentium» («молчание, немота») трактуется Тютчевым и Мандельштамом по-разному. В стихотворении Тютчева звучит призыв к молчанию и обогащению своего внутреннего мира, который противопоставлен наружному, внешнему так же ярко, как день ночи. Мандельштам в своем стихотворении «Silentium» отражает общемировую концепцию  возвращение к основе основ (для него ею является миг «первоначальной немоты»).

Оба стихотворения являют собой образец художественного совершенства, содержит отражение глубоких общечеловеческих философский идей. Об этом свидетельствует обращение О.Э. Мандельштама к стихотворению Ф.И. Тютчева, написанному гораздо раньше. Подобная перекличка двух великих поэтов знаменует как преемственность в русской поэзии, так и значимость темы, избранной для подобного диалога.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id22093

Анализ стихотворения «Silentium!» Ф.И. Тютчева

«Silentium!».

9 стр., 4394 слов

Тема россии в лирике тютчева. Анализ стихотворения Тютчева «Умом ...

... Тютчева В чем исследователи видят открытие Тютчева-поэта? В чем своеобразие темы природы в лирике Тютчева? Какой предстает природа в лирике поэта? В чем особенность пейзажной лирики Тютчева? Почему А.Белый назвал Ф.И.Тютчева «древним эллином»? Каким предстает человек в лирике Тютчева? ...

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои —

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи,-

Любуйся ими — и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи,-

Питайся ими — и молчи.

Лишь жить в себе самом умей —

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи,-

Внимай их пенью — и молчи.

Стихи Тютчева всегда выделялись тем, что они писались для себя, а не для публики. Поэт не старался удовлетворить публику. Для него это было что-то вроде личного дневника. Но благодаря одному из его товарищей, сегодня мы можем наслаждаться его замечательной и очень личной поэзией.

Данное стихотворение появилось в 1830 году. Оно называется «Silentium!», что в переводе означает «Молчание!» или «Молчи!». Произведение часто переписывалось из-за того, что для Тютчева оно было особенно важным.

Свадьба с Элеонорой Петерсон послужила вдохновением для написания этого произведения. Поэт был без ума влюблён в прекрасную немку и в момент их отношений был поистине счастлив.

Тютчев был сдержанным и спокойным человеком. Эти качества многие воспринимали как отрешённость и холодность и чтобы убедить невесту в искренности своих чувств и открыться ей, он показал ей эту исповедь, где признался, что таит эмоции и мысли, дабы не опошлить их неосторожным словом или делом. Так невеста лучше поняла его романтичную и стеснительную душу.

Данное стихотворение – чистейшая философская лирика. Размышление о необходимости предохранять свой внутренний мир от внешнего. Чтобы жить в гармонии со своим я, нужно таить чувства и мысли от других людей.

«Не выходи из комнаты. Не совершай ошибку»