Женские образы в творчестве И.С.Тургенева и И.А.Бунина

Узнаваемый литературоведческий термин возник неслучайно, его основой являются реальные печальные события в жизни Ивана Сергеевича Тургенева. Сын властной матери, он был вынужден отказаться от своей первой возлюбленной, простой девушки, которая родила ему ребенка, но была отдана практически насильно замуж за другого.

Но самым знаменитым любовным романом Тургенева стали отношения с Полиной Виардо. Писатель длительное время жил в Европе, чтобы находиться поближе к этой певице, однако она была замужем. Вокруг странного трио ходили различные слухи, даже по сей день исследователи спорят о природе взаимоотношений русского классика и семейства Виардо. Но факт остается фактом — писатель был несчастлив в личной жизни.

Свой женский идеал он перенес на страницы своих произведений. Так и появилась тургеневская девушка: это важная для Тургенева героиня, которая нередко имела реальный прототип.

Общая характеристика типажа

Основными героинями, которых можно отнести к данной группе, относятся Елена Стахова («Накануне»), Ася (повесть «Ася»), Наталья Ласунская — героиня романа «Рудин». Анна Одинцова из главного романа Тургенева «Отцы и дети» не является представительницей тургеневских барышень.

Однако они имеют определенные общие черты:

  1. Женственность. Красота не всегда присуща этим героиням, да и она не столь важна Тургеневу, как чарующая женственность, нежность, идущая из глубины души. Эти женщины созданы для любви, счастливой семейной жизни. Они готовы отдать себя любимому человеку без остатка. Но судьба часто играет с ними злую шутку, сводя с мужчинами, которые внутренне слабее своих избранниц.
  2. Образованность, ум, начитанность. Это не простушки, не имеющие собственных мыслей. Каждая из героинь по-своему умна. Конечно, наивную девочку Асю нельзя сравнивать с пережившей многое Еленой Стаховой. Но обе они очень интересны, умеют мыслить, отличаются собственными взглядами на жизнь.
  3. Нравственность, добродетель. В героинях нет ни тени порока. Они чисты, духовны, возвышенны. Нет в них ни грамма меркантильности, лжи. Это открытые бесхитростные люди, одухотворенные и глубоко порядочные.

К сожалению, Тургенев не сделал счастливой ни одну из своих героинь. Возможно, что из-за собственного трагического любовного опыта он не верил, что счастье в этом мире достижимо. А может быть, прописывая женщинам непростые испытания и тяжелый жизненный путь, он хотел показать, что сломить такую девушку нелегко. Несмотря на кажущуюся ранимость, хрупкость, это удивительно цельные и сильные натуры.

6 стр., 2651 слов

Жизнь и творчество писателя В. Распутина

... принесла Распутину всемирную известность и была переведена на десятки иностранных языков. Год 1976-й подарил поклонникам творчества В. Распутина новую радость. В «Прощании с Мат?рой» писатель продолжил живописать драматическую жизнь ...

Жертвенность как великая сила

Тема безответной любви и готовности принести собственное счастье в жертву ради возлюбленного нашла у Тургенева особенно яркое выражение. Молодая и неопытная Лиза Калитина, познавшая счастье первой любви с Лаврецким, без тени сомнения отказывается от встреч с ним, когда понимает, что ее избранник все еще женат, что его супруга Варвара не умерла.

противопоставляется распутной и бессовестной женщине Варваре Лаврецкой

Но Лиза — совсем другое дело. Кажется, что Тургенев любуется ею, создавая словесный портрет. Это хрупкая, нежная, немного наивная девушка, почти девочка, которая находит в себе силы принять роковое решение за своего возлюбленного. Узнав о приезде законной жены, Лаврецкий, человек благородный и честный, сталкивается с непростым выбором. Вернуться к Варваре означает навсегда расстаться с Лизой. Однако разводы в те годы не практиковали. Мужчина в сомнениях, он не хочет лишаться только что обретенной любви.

Решение за него принимает хрупкая Лиза. Она решительно говорит любимому, что их дальнейшие встречи невозможны.

Аналогично мотив жертвенности звучит и в истории Елены Стаховой. Лишившись избранника, эта девушка решается продолжить его борьбу. Марианна, девушка из «Нови», оказывается в гуще революционных событий.

Можно выделить следующие отличительные черты, свойственные героиням Ивана Сергеевича:

  1. Глубокая жертвенность.
  2. Готовность служить своему возлюбленному или великому делу.
  3. Упорство.
  4. Сила духа.

Они живут сердцем, а не разумом, не лукавят, чисты перед собой и перед Богом.

Женские образы в рассказах И. Бунина. Тема любви в рассказе Бунина «Темные аллеи»

Ася — ярчайший образец

следует привести в пример прежде всего Асю, героиню одноименной повести

Многие исследователи творчества Тургенева уверены, что в этом образе можно проследить биографические черты. Писатель длительное время испытывал на себе гнет излишне властной и требовательной матери, из-за которой он и стал несколько неуверенным в себе, неспособным к активным действиям. Этими чертами он и наделил своего героя, отвергшего искренние Асины чувства.

с детства отличалась смелостью и решительностью

Но Ася — это представительница того типа женщин, который вызывал искреннее восхищение писателя. Она не является классической красавицей с сочным телом, скорее, это миловидная девочка, непосредственная и очаровательная. От нее исходит положительная энергия, так и веет добром. Постепенно становится понятно, что несмотря на забавные детские выходки, Ася очень хорошо понимает свое непростое положение. Однако это не мешает ей в полной мере отдаться любовному чувству.

Поняв, что она влюблена, эта духовно богатая девушка словно ощутила крылья за спиной. Однако ее избранник предал ее, побоявшись мнения света и самого себя.

7 стр., 3463 слов

Любовь Лизы и Эраста по повести Бедная Лиза Карамзина

... оказалось важнее чувств. Данная статья, которая поможет написать сочинение «Лиза и Эраст», рассмотрит трагичную историю любви персонажей повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Главная мысль Сюжет — далеко не самое главное ... встретился с Лизой, чтобы сказать ей о том, что уходит на войну. Эраст, сказав девушке, что всегда будет любить ее, пообещал вернуться в скором времени. Бедная Лиза осталась одна. ...

Таковы героини тургеневской прозы, важнейший типаж отечественной литературы. Они сильны духом. Нередко картины, которые словесно рисует классик, поражают воображение. Казалось бы, хрупкая нежная девушка, Лиза или Ася, оказывается способной к таким поступкам, которые ставят в тупик мужчин.

«Тургеневские девушки»

Творчество И. С. Тургенева можно назвать гимном высокой, поэтической, вдохновенной любви. Именно она сопровождает героинь произведений Тургенева на пути духовного и нравственного развития. В женских образах, представленных во многих произведениях писателя, воплощены лучшие черты русского характера.

В творчестве И. С. Тургенева выделяют целую галерею образов, которых условно называют «тургеневскими девушками»:

  • Наталья Лисунская («Рудин»);
  • Елена Страхова («Накануне»);
  • Ася («Ася»);
  • Джема («Вешние воды»);
  • Лиза Калитина («Дворянское гнездо»);
  • Фенечка («Отцы и дети»).

Замечание 2

Как правило, это незаурядные героини, обладающие богатым внутренним миром, полные любви, искренности и самоотверженности. Одной из таких девушек является Ася, героиня одноименной повести.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Женские характеры в романах И. С. Тургенева 480 руб.
  • Реферат Женские характеры в романах И. С. Тургенева 280 руб.
  • Контрольная работа Женские характеры в романах И. С. Тургенева 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Ася незаконнорожденная дочь русского дворянина и крепостной, и в этом заключается ее трагедия. До 9 лет девушка росла в деревне, а после смерти матери барин взял ее к себе. В душе он чувствовал перед девочкой вину, и поэтому не запрещал ей ничего. Ася знала, что он любит ее, но в скором времени «поняла свое положение».

Уязвленное самолюбие и гордость заставили девушку страдать, она мечтала о том, чтобы все забыли о ее происхождении. Старший брат правду о девочке узнал только после смерти отца. Асю отдали в пансион. Девочка отлично училась, но по-прежнему ей было трудно жить, она не «никак не хотела подойти под общий уровень», была упряма и независима, а лесть и трусость считала самыми дурными пороками.

Ася – открытый, честный, независимый человек, который не хочет считаться с правилами общепринятой морали, терпеть не может фальшь и лицемерие буржуазного общества.

Когда же Ася полюбили Н.Н., она не стала скрывать свои чувства. Девушка назначила ему свидание, отправляла ему записки, что было для девушки совершенно неприлично. Н.Н. же трус и эгоист, он боится взять на себя ответственность за влюбленную в него девушка. А Ася способна на сильное, глубокое чувство, она может быть решительной и самоотверженной.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Главными чертами Аси являются богатая душа, желание яркой, осмысленной жизни, способность к тонким чувствам, сильная любовь и готовность к самопожертвованию.

Описывая образ Аси, Тургенев в первую очередь знакомит читателя с ее внешностью. Постепенно он раскрывает ее богатый душевный мир.

То же самое можно сказать о героинях других произведений. Например, Зинаида («Первая любовь») обладает прелестной внешностью, серебристым голосом. Свойства характера девушки зависят от тех условий, в которых она живет: неправильное воспитание, постоянное присутствие матери, странные привычки и знакомства, беспорядок в доме, бедность, свобода и осознание превосходства над окружающими сформировали в ней «полупрезрительную небрежность и невзыскательность». Однако при этом она правдиво относится к себе самой и к окружающим ее людям.

Обаятелен образ итальянки Джемилы из «Вешних вод». Джемила – настоящая красавица, со стройным станом, великолепными, «торжествующими» глазами, гибкими и длинными пальцами. Девушка воспитана в традициях любви к родине, освобождение Италии она считает «высоким и священным делом».

Замечание 3

Тургенев изображает своих героинь в тот период, когда они, каждая по-своему, проходят через испытание первой любовью.

Рейтинг

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

  1. Особенности творчества Бунина.
  2. Галерея женских образов в творчестве Бунина.
  3. Философское осмысление темы любви и смерти.

Произведения И. А. Бунина не могут оставить равнодушным никого — ни юного читателя, ни умудренного жизненным опытом человека. Они печальны и возвышенны, полны размышлений и кажутся такими правдивыми, что невольно становится грустно. Бунин не преувеличивает, когда говорит об одиночестве, о печалях, о бедах, которые преследуют человека на протяжении всей жизни.

Тема любви в творчестве Бунина занимает ведущее место. Она так или иначе прослеживается в самых разных рассказах и повестях. И мы понимаем, что хотел сказать писатель, когда показывал, насколько близки в нашей жизни смерть и любовь. Столь прекрасное чувство, как любовь, возвышает человека, заставляет его на мгновенье почувствовать себя счастливым. Однако в земной жизни каждому надлежит столкнуться со страданием. И поэтому долгое счастье невозможно.

Бунин создает целую галерею женских образов. Они все заслуживают пристального нашего внимания. Бунин — великолепный психолог, подмечает все особенности человеческой натуры. Его героини удивительно гармоничны, естественны, вызывают подлинное восхищение и сочувствие. Мы проникаемся их судьбой, и с такой горестью наблюдаем за их страданиями. Бунин не щадит читателя, обрушивая на него суровую правду жизни. Достойные простого человеческого счастья герои его произведений оказываются глубоко несчастными. Но, узнав об этом, мы не сетуем на несправедливость жизни. Мы понимаем истинную мудрость писателя, стремящегося донести до нас простую истину: жизнь многогранна, в ней есть место всему. Человек живет и знает, что на каждом шагу его могут подстерегать беды, страдания, а иногда даже смерть. Но это не должно мешать наслаждаться каждой минутой бытия.

Бунин дает нам возможность узнать о самых разных женщинах. И каждая из них вызывает в нашей душе живой отклик. Например, мы с горечью узнаем о душевных терзаниях простой деревенской девчонки из рассказа «Таня». Она была соблазнена и брошена молодым барином. Ее чувства просты и безыскусны, она готова отдать всю себя, ничего не требуя взамен.

В рассказе «Легкое дыхание» избалованная девочка играет любовью. Играет так неосторожно, что это привело ее к гибели. Но ее образ в нашем восприятии остается незапятнанным, она выглядит как ангел, а не как куртизанка, несмотря на привязанность к земным утехам.

Любовь и страдание, любовь и смерть. В творчестве Бунина все это так тесно переплетается. В рассказе «Чистый понедельник» главная героиня уходит в монас-тырь. Тем самым она как бы умирает для мира, разрывает свои отношения с суетной жизнью, которая была для нее чем-то неестественным. В рассказе «Галя Ганская» главная героиня гибнет, ее любви оказалось слишком много, чтобы продолжать жить. Безусловно, мы не всегда понимаем женщин, о которых говорит писатель. Но ведь истинная мудрость человека совсем не в том, чтобы понимать все, что происходит вокруг. Главным является умение чувствовать, принимать мир, не позволить душе ожесточаться. Наша жизнь так непрочна, что древнее высказывание «МетеШо тоге» оказывается нашим постоянным спутником. «Помни о смерти», но продолжая жить. И любимые герои Бунина живут в соответствии с этим постулатом.

Рассказ «Темные аллеи», который открывает сборник с одноименным названием, снова напоминает нам о том, насколько несчастливой может быть любовь. Чувство любви — это одно из испытаний, которые должен вынести человек во время своего пребывания на Земле. Главная героиня рассказа сохранила в себе любовь на всю жизнь. «Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело»… — так говорит она уже в зрелом возрасте. Ее возлюбленный с трудом понимает ее. Истинный трагизм произведений Бунина в том, что любовь всегда несчастна. Она не может и не должна быть счастливой. Именно такая любовь-испытание является истинной, она наделяется огромным смыслом. В рассказе «Темные аллеи» главный герой также несчастлив, его жизнь преподнесла его множество неприятных сюрпризов, сын вырос непорядочным человеком, жена бросила. Но по сравнению с Надеждой, он более прост, его приземленная натура не в состоянии осознать всей жертвы, которую принесла на алтарь любви его бывшая возлюбленная.

На мой взгляд, рассказ оставляет тяжелое впечатление. Однажды появившись в жизни, любовь делает невозможным дальнейшее счастье главной героини. Она познала радость «волшебных минут» любви, а потом ничего более достойного в ее жизни не было. Но философичность этого рассказа доходит до нашего сознания немного позже. Мы начинаем по-другому смотреть на истинное и мнимое. Истинным является незаурядность человеческой натуры. Ведь женщина, которая не смогла простить своего возлюбленного, но пронесла свое чувство через всю жизнь, является уникальной. Таких очень мало, поэтому неразделенная любовь, о которой говорит Бунин, заслуживает внимания. Мы можем жалеть или восхищаться главной героиней, но не можем отрицать, что ее никак нельзя назвать обыкновенной.

В произведениях Бунина любовь не обещает счастья, она только манит за собой, дарит призрачный свет радости. Но она существует, и это уже дает ей право быть такой, какова она есть на самом деле — неуловимой, загадочной, непонятной и странной. Ведь истинный смысл не в том, что любовь должна делать человека счастливым, а в том, что она просто должна быть… Как одна из величайших загадок мира, недоступных человеческому сознанию. Только в этом случае человек получает право считаться возвышенным существом, думающим не только о материальных ценностях.

Все женские образы в творчестве Бунина заставляют задуматься о сложности человеческой жизни, о противоречиях в человеческом характере. Бунин — один из немногих писателей, чье творчество будет актуальным во все времена.