Панночка — очень красивая молодая девушка, с «ослепительными черными очами», густыми темными волосами, белоснежной кожей (автор сравнивает ее со снегом) с румянцем и прекрасным «девическим станом». Панночку украшает длинная «темно-ореховая» коса. У неё красивый голос и звонкий смех:
«…весь колебался серебряный звук ее голоса…»
«…Самый звонкий и гармонический смех раздался над ним…»
Панночка происходит из богатой семьи польского воеводы, потому носит одежду из дорогих тканей и часто надевает украшения:
«…быстро она схватила платок, шитый шелками, набросила себе на лицо его»
» в это время сидела перед свечою и вынимала из ушей своих дорогие серьги. Прекрасная полячка…».
Девушка, окруженная роскошью и изобилием, провела всю свою жизнь в богатых покоях, потому выросла изнеженной, избалованной и ветреной:
«…Она убирала его и делала с ним тысячу разных глупостей с развязностию дитяти, которою отличаются ветреные полячки…».
Однако ветреность и легкомыслие оставили девушку, когда она страдала от голода в осажденном Дубно и впервые столкнулась с трудностями. Но из-за этого ее красота стала еще ярче и совершеннее:
«Грудь, шея и плечи заключились в те прекрасные границы, которые назначены вполне развившейся красоте; волосы, которые прежде разносились легкими кудрями по лицу ее, теперь обратились в густую роскошную косу, часть которой была подобрана, а часть разбросалась по всей длине руки и тонкими, длинными, прекрасно согнутыми волосами упадала на грудь. Казалось, все до одной изменились черты ее <…> Как ни велика была ее бледность, но она не помрачила чудесной красы ее; напротив, казалось, как будто придала ей что-то стремительное, неотразимо победоносное…»
Красавица ослепляет Андрия во время их знакомства в Киеве за два года до начала основных событий произведения. Она становится «роковым искушением» для любвеобильного героя, который влюбляется не в душу героини, но в её телесную красоту. Сама же девушка действительно серьёзно относится к своему чувству и предпочитает врага своего народа десяткам знатных женихов, которые за неё сватались.
Александр Куприн «Юнкера — 02 часть»
... Оленьке Синельниковой, на свадьбе ее сестры, написать замечательное сочинение, которое будет напечатано и печатно посвящено ей, ... и с трудом, хоть и совсем не похоже, лихие па старинных огненных танцев и кости мертвецов ... рассказ, а потом - и роман из восьми частей, как пишет современный царь и бог прекрасной русской ... юноши три пуда. Он взял Друга обеими руками под живот, поднял его и вместе с Другом ...
«…с чудною женскою стремительностью, на какую бывает только способна одна безрасчетно великодушная женщина, созданная на прекрасное сердечное движение, кинулась она к нему на шею…»
Она покорена его добротой, ведь он рисковал собой ради того, чтобы принести хлеб в осажденный город. Благородство «рыцаря» пленяет девушку, изможденную голодом и горем близких. В эпизоде разговора с Андрием читатель убеждается, что панночка очень любит родных и готова пожертвовать жизнью ради их спасения. Единственное, чего она боится, — это увидеть смерть обожаемой матери. Тем не менее, благодарная дочь и пылкая возлюбленная не получает особой любви и уважения со стороны автора, он называет её только «красавицей», «полячкой» и «панночкой», намеренно не упоминая настоящего имени. При описании этой героини весь акцент Гоголь делает на её красоту, о внутренних же качествах известно не так много. Это типичная для своего времени богатая польская девушка, которая выступает в произведении только как соблазн для Андрия, но не как личность и сильная героиня.
В повести Гоголя «Тарас Бульба» панночка — это воплощение женского лукавства и роковой красоты, которые губят казака, главное дело которого – служба Родине. Хотя героиня вышла за рамки, сделанные для нее автором: сегодня она вызывает больше симпатии и понимания, чем Тарас Бульба и его товарищи.
Автор: Дарья Гевший