1. Конкретизируйте тему (если это необходимо) и определите основную
мысль сочинения.
2. Подумайте, кого, в чем и как вы будете убеждать своим сочинением.
3. Соберите или отберите необходимый материал.
4. Определите, какай тип речи (повествование, описание, рассуждение) бу
дет основным в вашем сочинении.
5. Подумайте об особенностях стиля сочинения (например, художествен
ный, публицистический и др.).
6. Составьте план.
7. Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений пе
репишите его. 24
Для описания видов самостоятельных высказываний учащихся в методике существует понятие жанров и композиционных форм сочинений.
жанрами сочинений
композиционных формах
Никитина Е. И.
582
мер, рецензия на прочитанную книгу как композиционная форма сочинения-рассуждения с элементами описания.
Для методических целей различают более конкретизированные виды сочинений в зависимости от темы, например сочинение-описание помещения, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему и т. д., каждый из которых имеет композиционное своеобразие и свой уровень сложности.
Т. А. Ладыженская предлагает следующее распределение жанров и композиционных форм сочинений по классам 25 :
Классы |
||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Повествование |
||||
О каком-либо случае из жизни | На основе увиденного и услышанного | На основе данного сюжета по началу, по концу (выдуманные рассказы) | На заданную тему, например по пословице (выдуманные рассказы) | На самостоятельно выбранную тему |
Описание |
||||
Описание отдельных предметов, животных | Описание помещений, природы | Описание действий, процессов, внешности человека |
Описание местности, архитектурных ансамблей, производственных объектов |
|
Рассуждение |
||||
Рассуждение-ответ на вопрос, заключенный в теме |
Рассуждение на тему дискуссионного характера |
Рассуждение, требующее раскрытия понятия |
Считается, что наиболее прост рассказ-повествование о случившемся с автором, более сложен рассказ на основе услышанного или увиденного, так как он требует обрамления — сообщения о том, когда и с кем это случилось.
Из описаний проще описания предметов и примыкающих к повествованиям описания простых знакомых действий, а описание местности требует сбора материала.
Система обучения сочинениям на уроках русского языка. М., 1978. С. 24
583
Рассуждения проще начинать со сформулированных тем-вопросов, где первая часть вопроса является тезисом, а ответ на вторую часть — доказательством.
При обучении написанию сочинений разных типов и жанров речи учащимся предлагаются схемы-памятки.
Так, например, для подготовки к сочинению-рассказу Е. И. Никитина предлагает следующую памятку 26 .
Как работать над рассказом
1. Подумайте, о каком случае вы будете рассказывать, насколько он интере
сен и поучителен.
2. Сформулируйте тему и основную мысль рассказа, озаглавьте его.
3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите
его из других источников.
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/janryi-sochineniy-i-kompozitsionnyie-formyi-po-klassifikatsii-t-a-ladyijenskoy/
4. Повторите схему композиции рассказа.
5. Конкретизируя схему композиции рассказа, составьте план. Укажите в
нем вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение.
6. Обратите внимание на соразмеримость частей рассказа. Помните: наибо
лее полно в нем должно быть показано главное событие.
7. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики),
элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали
полнее представить ход событий и характеры людей, о которых вы говорите.
8. Напишите черновик рассказа, затем после проверки и исправлений пере
пишите его.
Для выработки умений создания собственного текста в ходе уроков по развитию речи используются следующие виды заданий:
1) выбрать тип речи в соответствии с задачей, условиями и темой
высказывания;
2) придумать название текста;
3) составить план текста;
4) создать отдельные фрагменты высказывания (например, начало и
концовку);
5) создать высказывания в определенном стиле и жанре речи (на
пример, написать заявление, рецензию, резюме);
6) написать сочинение на предложенную тему в определенном сти
ле речи;
7) написать сочинение на самостоятельно сформулированную тему
в определенном стиле речи.
примеры заданий,
26 Никитина Е. И.
584
/? Опишите, что вы видите утром (вечером, ночью, днем) из окна вашего дома (класса).
Подумайте, какую основную мысль вы будете раскрывать в вашем описании, как его лучше построить, какие языковые средства помогут вам в этом.
(Задание из комплекса 1)
^ Перед вами известная картина Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень». Представьте себе, что вы ведете на телевидении цикл передач «Времена года». Вы решили использовать картину К. Ф. Юона, чтобы начать передачу «Весна наступает». Конечно, вы скажете, как называется картина художника, как он изображает конец зимы и начало весны. Напишите текст своего выступления, подготовьтесь его произнести (не читая), как будто вас слушают многочисленные телезрители.
(Задание из комплекса 1)
4? Напишите сочинение-рассуждение на одну из следующих тем:
1) Почему книгу называют другом?
2) Почему книгу надо беречь?
(Задание из комплекса 2)
/? Представьте, что всем классом вы готовите номер стенгазеты, посвященной теме «Человек и природа в городе». Напишите заметку в газету. Расскажите в ней, как «живется» деревьям на городских улицах, травам и цветам на газонах, белкам в парках, птицам под крышами наших домов, кошкам и собакам в наших квартирах. Зачем нужны животные в городе? Всегда ли мы внимательны к ним? Что делает или может (должен) делать каждый из нас, чтобы сохранить природу в городе? Тему уточните самостоятельно. Вы можете использовать в заметке любой тип речи, но стиль должен быть публицистическим.
(Задание из комплекса 3)
/? Попробуйте последовать примеру И. С. Тургенева, увлекавшегося «психологическими характеристиками». Понаблюдайте за окружающими вас людьми — в транспорте, на улице, в магазине и т. д. Напишите словесный портрет заинтересовавшего вас человека, обратите внимание на те детали, которые позволяют предположить профессию человека, его характер, настроение. Сочинение озаглавьте «Попутчик», «Прохожий» и т. п.
(Задание из комплекса 3)
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/janryi-sochineniy-i-kompozitsionnyie-formyi-po-klassifikatsii-t-a-ladyijenskoy/
Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 классы / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. М., 2002.
Русский язык: Программы: 5-9 классы: К параллельным стабильным комплектам учебников, входящих в Федеральный перечень / Сост. Л. М. Рыбченко-ва. М., 2002.
Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян и др. 31-е изд. М., 2004.
585
Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. Т. Григорян и др. 26-е изд. М., 2004.
Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. 26-е изд. М., 2004.
Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. А. Четко. 27-е изд. М., 2004.
Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. 26-е изд. М.,2004.
Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. М.,2002
Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. М.,2004.
Никитина Е. И., Никитина Е. И., Никитина Е. И., Никитина Е. И., Никитина Е. И., Никитина Е. И., Никитина Е. И., Никитина Е. И.
Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 9-е изд. М., 2003.
Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 7-е изд. М., 2003.
Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 7-е изд. М., 2003.
Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 7-е изд. М., 2003.
586
Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 6-е изд. М., 2004.
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 кл.» / Под ред М. М. Разумовской. М., 2002.
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 6 кл.» / Под ред М. М. Разумовской. М., 2002.
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 7 кл.» / Под ред М. М. Разумовской. М., 2004.
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 кл.» / Под ред М. М. Разумовской. М., 2002.
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 9 кл.» / Под ред М. М. Разумовской. М., 2002.
Львова С. И., Шипицына Г. М., Шипицына Г. М., Шипицына Г. М., Шипицына Г. М., Шипицына Г. М.
Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителя / Н. Е. Богославская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1991.
Система обучения сочинениям на уроках русского языка. Пособие для учителей / Ред. Т. А. Ладыженская. М., 1978.
Ладыженская Т. А., Ладыженская Т. А., Ипполитова Н. А., Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С., Пленкин Н. А., Микулинская М. Я., Маркова А. К.
587
Капинос В. И., Кукушкина О. В., Фоменко Ю. В.
Сочинение как вид письменной формы контроля. Киев, 1988.
Чижова Т. Ц., Скороход Л. К., Дубининская М. С.
Львов М. Р.
Львова С. И., Львова С. И., Львова С. И.
588
Содержание
Предисловие…………………………………………………………………………………………………… 3
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ
РУССКОГО ЯЗЫКА
Глава 1. Методика преподавания русского языка как научная дисциплина……….. 7
§ 1. Предмет и задачи методики преподавания русского языка………………….. 7
§ 2. Методы исследования в методике преподавания русского языка………… 8
§ 3. История методики преподавания русского языка……………………………….. 9
Глава 2. Система среднего образования в России и место русского языка
как учебного предмета…………………………………………………………………….. 13
§ 4. Разные периоды становления школы и изменение понимания
места русского языка………………………………………………………………………. 13
§ 5. Постсоветская система среднего образования…………………………………… 16
§ 6. Недостатки современной системы среднего образования
и перспективы их преодоления………………………………………………………… 24
§ 7. Государственный образовательный стандарт…………………………………….. 27
§ 8. Профильное обучение в старшей школе…………………………………………… 29
§ 9. Нетрадиционные педагогические технологии……………………………………. 32
Глава 3. Цели и принципы обучения русскому языку в средней школе……………. 37
§ 10. Цели процесса обучения русскому языку.
Формирование компетенций……………………………………………………………. 37
§ 11. Принципы обучения русскому языку……………………………………………….. 40
Глава 4. Содержание обучения русскому языку по основным
учебным программам (5-9 классы)………………………………………………….. 44
§ 12. Обязательный минимум и примерная программа по русскому языку
основного общего образования. Базисный учебный план………………….. 45
§ 13. Состав и структура курса русского языка
в основных учебных программах…………………………………………………….. 46
§ 14. О «школьной» и «научной» грамматике…………………………………………… 51
Глава 5. Знания, умения и навыки…………………………………………………………………. 52
§ 15. Знания, умения и навыки, их соотношение……………………………………….. 52
§ 16. Критерии оценки знаний, умений и навыков……………………………………… 54
586
Глава 6. Средства обучения русскому языку (5-9 класс)………………………………… 55
§ 17. Учебно-методический комплекс………………………………………………………. 55
§ 18. Учебник как ведущее средство обучения………………………………………….. 57
§ 19. Вспомогательные материалы для учителя………………………………………… 63
§ 20. Дополнительные материалы для учащихся……………………………………….. 65
Глава 7. Изучение русского языка по неосновным учебным программам……….. 75
§ 21. Углубленное изучение русского языка…………………………………………….. 75
§ 22. Смежные курсы: риторика, словесность…………………………………………… 78
Глава 8. Изучение русского языкав 10-11 классах………………………………………….. 83
§ 23. Программы и пособия по русскому языку для старшей школы………… 84
§ 24. Смежные курсы: риторика, словесность…………………………………………… 89
§ 25. Пособия для поступающих в вузы…………………………………………………… 90
Глава 9. Метод как категория методики………………………………………………………… 93
§ 26. Понятие метода обучения……………………………………………………………….. 93
§ 27. Этапы обучения. Связь метода с этапом обучения……………………………. 94
§ 28. Основные методы на этапе восприятия и осознания
нового материала……………………………………………………………………………. 95
§ 29. Основные методы на этапе запоминания, воспроизведения
и применения на практике нового материала…………………………………….. 99
§ 30. Методы формирования учебно-языковых умений………………………….. 100
§ 31. Методы повторения и обобщения…………………………………………………… 101
§ 32. Методы контроля………………………………………………………………………….. 104
§ 33. Единый государственный экзамен по русскому языку…………………….. 111
Глава 10. Формы организации учебной работы по русскому языку………………. 120
§ 34. Урок как организационная форма работы. Типы уроков……………….. 120
§ 35. Структура уроков русского языка………………………………………………… 121
§ 36. Планирование работы на уроках русского языка.
Календарное и тематическое планирование…………………………………… 125
§ 37. Поурочное планирование…………………………………………………………….. 132
Глава 11. Оптимизация учебного процесса…………………………………………………… 137
§ 38. Критерии оптимальности учебного процесса…………………………………. 137
§ 39. Психофизиологические закономерности
восприятия и усвоения информации…………………………………………….. 138
§ 40. Мотивация………………………………………………………………………………….. 142
ТЕОРИЯ и МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛОВ НАУКИ о ЯЗЫКЕ
и РАЗВИТИЯ РЕЧИ Глава 12. Понятие о лингвистике как науке и о специфике
ее изучения в школе…………………………………………………………………….. 147
§41. Лингвистика как наука. Основные разделы науки о языке……………… 147
§ 42. Понятие «Современный русский литературный язык»………………….. 148
Глава 13. Теория и методика изучения фонетики и графики…………………………. 153
§ 43. Цели и принципы обучения фонетике и графике……………………………. 153
§ 44. Содержание раздела «Фонетика. Графика»…………………………………… 154
§ 45. Изучение фонетических понятий………………………………………………….. 156
587
§ 46. Умения и навыки по фонетике, методы их формирования…………….. 176
Глава 14. Теория и методика изучения лексикологии и лексикографии…………. 189
§ 47. Цели и принципы обучения лексикологии и лексикографии…………… 189
§ 48. Содержание раздела «Лексика»……………………………………………………. 190
§ 49. Изучение теоретических понятий
лексикологии и лексикографии……………………………………………………. 191
§ 50. Умения и навыки по лексикологии и лексикографии,
методы их формирования……………………………………………………………. 229
Глава 15. Теория и методика изучения морфемики и словообразования……….. 237
§51. Цели и принципы обучения морфемике и словообразованию…………. 237
§ 52. Содержание разделов «Морфемика» и «Словообразование»…………. 240
§ 53. Изучение теоретических понятий морфемики……………………………….. 242
§ 54. Умения и навыки по морфемике, методы их формирования………….. 262
§ 55. Изучение теоретических понятий словообразования……………………… 269
§ 56. Умения и навыки по словообразованию,
методы их формирования……………………………………………………………. 295
Глава 16. Теория и методика изучения морфологии…………………………………….. 309
§ 57. Цели и принципы обучения морфологии………………………………………. 309
§ 58. Содержание раздела «Морфология»…………………………………………….. 311
§ 59. Изучение теоретических понятий морфологии……………………………… 314
§ 60. Умения и навыки по морфологии, методы их формирования………… 390
Глава 17. Теория и методика изучения синтаксиса……………………………………….. 422
§ 61. Цели и принципы обучения синтаксису…………………………………………. 422
§ 62. Содержание раздела «Синтаксис»…………………………………………………. 424
§ 63. Изучение теоретических понятий синтаксиса………………………………… 425
§ 64. Синтаксические умения и навыки, методы их формирования………… 460
Глава 18. Методика обучения правописанию……………………………………………….. 475
§ 65. Цели и принципы обучения правописанию……………………………………. 475
§ 66. Содержание курса «Орфография»………………………………………………… 477
§ 67. Содержание курса «Пунктуация»…………………………………………………. 483
§ 68. Методы обучения орфографии и пунктуации. Нормы оценки
работ по орфографии и пунктуации……………………………………………… 487
Глава 19. Теория и методика работы по развитию речи………………………………… 505
§ 69. Цели и принципы работы по развитию речи………………………………….. 505
§ 70. Содержание курса «Развитие речи»………………………………………………. 506
Овладение коммуникативно значимыми нормами
литературного языка…………………………………………………………………… 508
§ 71. Коммуникативно значимые фонетические нормы…………………………. 508
§ 72. Коммуникативно значимые лексические нормы……………………………. 511
§ 73. Коммуникативно значимые нормы
морфемики и словообразования………………………………………………….. 513
§ 74. Коммуникативно значимые морфологические нормы…………………… 514
§ 75. Коммуникативно значимые синтаксические нормы……………………….. 515
Обогащение словарного запаса и грамматического строя
речи учащихся…………………………………………………………………………….. 517
588
§ 76. Обогащение словарного запаса…………………………………………………….. 517
§ 77. Обогащение грамматического строя…………………………………………….. 519
Теоретические речеведческие понятия……………………………………………………… 522
§ 78. Речевая деятельность. Текст………………………………………………………… 522
§ 79. Стили речи………………………………………………………………………………….. 524
§ 80. Жанры речи…………………………………………………………………………………. 529
§ 81. Типы речи……………………………………………………………………………………. 530
§ 82. Особенности изучения речеведческих понятий
в учебных комплексах…………………………………………………………………. 531
Развитие связной речи учащихся……………………………………………………………… 544
§ 83. Процесс порождения речи……………………………………………………………. 544
§ 84. Основные типы речевых неудач……………………………………………………. 550
§ 85. Оценка речевых умений и навыков. Грамматические
и речевые ошибки……………………………………………………………………….. 557
§ 86. Характеристика связной речи. Умения и навыки
в области связной речи………………………………………………………………… 563
§ 87. Анализ текста………………………………………………………………………………. 567
§ 88. Воспроизведение, трансформация и информационная
переработка текста………………………………………………………………………. 571
§ 89. Создание и совершенствование
собственных высказываний (текста)…………………………………………….. 575
589