С уверенностью можно отметить, что данное произведение полностью соответствует концепции творчества писателя. Смысл ее состоит в том, что на страницах книг оживают образы людей с чистой душой и совестью. В массе своей, они близки к природе. Спокойное уединение для них важнее мирской суеты. Любовь, если она и приходит, то только в виде фантома чистого и безупречного чувства. Такие герои встречаются и в повести «Олеся».
Повесть имеет реальный прототип, в основу которого легла поездка автора в Белоруссию. Местный дворянин, у которого гостил Куприн, поделился рассказом: якобы ему привиделась колдунья. Она страстно влюбилась в мужчину, но не они не смогли быть вместе. Куприн оценил историю и решил придать ей художественное оформление в одной из своих книг.
Да, безусловным является факт, что в свои права вступал уже «Серебрянный век» литературы, где реальному жизнеописанию не было места. Но рассматриваемый автор сохранил преданность консервативному стилю, в его канонах и написана «Олеся».
Сюжет имеет классическую хронологически последовательную компоновку, где читатель имеет возможность от третьего лица проследить развитие сюжета и раскрытие образов персонажей.
В фабуле повествования оказываются лирические отношения молодого барина и местной красавицы, служительницы потусторонних сил. Но колдунья предсказывает крах их отношениям, а что серьезнее, свою гибель, если она будет продолжать с ним отношения. Чтобы переломить ход событий, она решает обратиться к православной религии, но односельчане видят в ней угрозу и совершают на нее нападение. Героиня понимает, что рок неизбежен и решает бежать, пока местные жители не пошли дальше в жажде насилия над ведьминым гнездом.
Олеся – человек другой формации, она всю жизнь прожила в глуши, отдавая свою сущность чистоте неба и зелени бескрайних лесов. Она никогда не будет счастлива в привычном понимании этого слова, поскольку она слишком отличается от мира обычных людей, пронизанных мелкими мещанскими интересами. Таким оказывается и ее возлюбленный, поэтому, чтобы сохранить в памяти счастливые мгновения любви, она бежит, как можно дальше.
В повести ярко проявилась противоречивость бытия, где сильные чувства порой бессильны перед общественным предубеждением.
Сочинение по произведению Олеся
Оказывается, произведение под названием «Олеся» Куприн написал самым первым, да к тому же еще и любимым.
Главным героем стал Иван Тимофеевич, который всю свою жизнь прожил в городе. И однажды решает отправиться в деревню. Как только он прибыл в эти места, то все ему показалось странным, и люди в том числе. Ученые постоянно проводят огромное количество разных опытов и исследований, которые помогают улучшить жизнь каждого человека. А в этой деревне будто наука осталась на первом этапе и никаких улучшений не происходит.
Честь и бесчестье в повести Поединок, Куприн. ««Поединок» произведение ...
... произведения. Беседа по роману: Какова тема повести? Основная тема – кризис России, всех сфер русской жизни. Критическую направленность повести отметил Горький, причислив «Поединок» ... открыто публицистически выражены наиболее важные для Куприна идеи. В монологах Назанского намечены две ... высокомерие, извращённые представления о «чести мундира» и чести вообще, хамство – следствие изоляции, оторванности ...
Тогда он решил немного исправить жизнь жителей и открыл курсы по чтению, а также начал лечить их от разных заболеваний. Вот только положительного эффекта не получилось. Люди привыкли жить по-старому и ко всему новому относились с осторожностью. У каждого человека имеются свои дела, которые нужно решать как можно быстрее, а ведь для того чтобы учиться читать нужно время, а у них его совсем нет. Иван Тимофеевич здесь осуществил свою давнюю мечту. Больше всего на свете ему нравится ходить на охоту. Также ему нравится природа. А еще его слуга по имени Ярмола постоянно рассказывает ему рассказы о появлении ведьм и колдунов.
Вот и сегодня отправился он в лес на охоту, да вот дорогу назад немного подзабыл и заблудился. Очень долго он блудил пока не нашел один домик. Именно там и жила Олеся вместе со своей бабкой Мануйлихой. Ее-то все и считали ведьмой.
Второй раз Иван попадает к Олесе весной. И она рассказывает ему о любви, которая закончится расставанием. И с тех самых пор наш главный герой влюбляется в девушку. А когда весь народ встает против нее и бабки и клянется расправиться с ними, то заступается.
Спустя некоторое время Иван очень сильно заболевает и поэтому не приходит к девушке, а когда появляется, то Олеся уже относится к нему совсем по-другому. И с тех пор они начинают встречаться. А немного погодя он делает девушке предложение, но девушка говорит о том, что она является служительницей дьявола и не может зайти в церковь.
Когда обо всем узнали местные жители, то решили избить девушку. И когда Иван появляется у Олеси, она говорит, что они больше не могут видеться, и совсем скоро они с бабушкой навсегда покинут эту деревню.
Иван собирается уезжать отсюда и решает в последний раз навестить Олесю, вот только ее дома не оказалось, а он смог найти только ее красные бусы.
Концепция любви в повести А.И. Куприна «Олеся» статья по литературе (11 класс) на тему
«Трудный талант – любить»
(концепция любви в повести А.И.Куприна «Олеся»)
Луканина Марина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы, МАОУ лицей №8
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/itogovoekuprin-olesya/
имени Н.Н.Рукавишникова г.Томск
От суматохи и шума городской жизни, от надвигающейся махины капитализма, пожирающей человека, Куприн нередко искал исцеления на просторах вольной, еще не тронутой цивилизацией, природы. Образ природы органичен для художественного мира писателя и неразрывно связан с его концепцией человека. Можно выделить целый ряд произведений, в которых природа занимает важное место. Таков живописный цикл о жизни Полесья.
Весна 1897 года, проведённая в Волынской губернии, в лесах и болотах этого края, беседы с рыболовами и охотниками, а затем зима и весна 1898 года в Рязанской губернии по-своему вдохновили писателя. В этих местах Куприн чуть ли не впервые открыл для себя проблески истинной поэтичности в простых людях Полесья. «Там я впитал в себя самые мощные, самые благородные, самые широкие, самые плодотворные впечатления. Да там же я и учился русскому языку и пейзажу», – писал Куприн.
Сочинение человек когда он человек без любви на свете жить не может
... Каков человек, такова и его любовь. Например, в повести И. А. Куприна «Олеся» Иван Тимофеевич — «добрый, но только слабый», и любовь его, хотя и искренняя, и нежная, подвержена колебаниям, он как ... вечер, когда она прощалась с женихом. На всю жизнь она запомнила его слова: «Ты поживи, порадуйся на свете, а потом приходи ко мне». И она верит, что он ждет ...
Первой данью благодарности стал незавершённый «Полесский цикл»: «Лесная глушь», «Олеся», «На глухарей», «Оборотень», поздний рассказ «Болото». Считается, что «Лесная глушь» и «Олеся» наряду с военными рассказами и повестями писателя принадлежат к лучшим его произведениям 90-х годов XIX века. В них сильно, ненароком и ненавязчиво начала звучать мысль о взаимоотношении интеллигенции и народа, о поведении и судьбе миллионов, тех миллионов замученных Хлебниковых, о которых во весь голос скажет автор в «Поединке». В дневниках о повести «Олеся» Куприн будет писать: «Здесь жизнь, свежесть, борьба со старым, отжившим, порывы к новому, лучшему. В «Олесе» и «Поединке» больше, чем в других моих рассказах, моей души».
Автор таким образом строит повествование, что мир чувств, самого сокровенного и личного, сочетается с красотой природы, с бытовыми картинами деревенского захолустья; романтика настоящей любви с жестокими нравами крестьян. Куприн впервые, по мнению современных критиков, « так полно и многоцветно захватывает жизнь, что она начинает поворачиваться разными гранями». Не случайно суровый деревенский быт дан глазами стороннего интеллигента Ивана Тимофеевича, потому что для Куприна важно найти идеал человека вне цивилизации, поэтому-то суровая нищета деревни с её пьянством, жалкими взятками, дикостью экзотичен для главного героя. Но этот естественный мир близок автору, потому что Куприн искал и утверждал естественного человека как образец нравственности, ведь он лишён пороков цивилизации. Иронично изображает автор весьма наивные попытки городского интеллигента Ивана Тимофеевича наладить общение с местными жителями, однако и «испытание любовью» ещё необходимо пройти. В письме к Ф.Батюшкову Куприн писал: «Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте… не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви». Это высказывание наглядно показывает, как же будет проявляться характер главного героя, его мировосприятие, как будут развиваться его чувства.
Композиция повести проста, она организуется на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировосприятий. С одной стороны, образованный интеллигент Иван Тимофеевич, представитель городской культуры, гуманный человек. С другой – Олеся, «дитя природы», человек, которого влияние городской цивилизации не коснулось. Два героя, но насколько они разные, это будет ощущаться сразу. Да, Иван Тимофеевич – добрый человек, но сердце у него «слабое и ленивое», а способно ли оно любить и бороться за свою любовь? А способен ли влюблённый Иван Тимофеевич развиваться, совершенствовать себя? Ответ приходит сам собой, когда автор даёт описание Олеси: «… высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти» со «свежим, звонким и сильным» голосом, с лицом, которое «нельзя позабыть,.. но трудно описать», а её глаза «большие, блестящие, тёмные», а в них «лукавство, властность и наивность». В отношениях с Олесей Иван Тимофеевич робок, нерешителен, движения его души скованны, и во многом это оттеняет свободу, смелость, благородство души главной героини. Безусловно, образ Олеси – художественное открытие Куприна. Известно, как много усилий тратили великие художники, создавая образ «положительно прекрасного человека», говоря словами Ф.М.Достоевского, Олеся в этом плане исключение.
Какой вопрос о взаимоотношении людей ставит автор в рассказе, ...
... Зощенко разоблачает мещан и мещанское мышление, психологию, которая уничтожает человека в человеке. 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. ... этих поминках рассказчик случайно разбивает стакан. Казалось бы – велика беда. ... мещанскую, варварскую, подленькую. Кроме того, автор использует большое количество грубой ругательной ...
Свободно рисует автор её облик и характер, лишённый расчёта, хитрости, себялюбия. Настоящая полесская красавица сравнивается с молодыми ёлочками, которые выросли «в приволье старого бора», она неразгаданная тайна для всех, она самобытная и искренняя натура, очень глубокий человек. Для многих местных жителей Олеся – ведьма, потому что по-другому они не могут объяснить её таинственность, бескорыстную помощь нуждающимся людям, желание жить не в деревне, а в лесной чаще среди болота, их пугает её сила, сила духа и характера. Такой же силы и любовь Олеси, вот, у кого настоящий талант – любить. То, что чувствует Иван Тимофеевич к Олесе – это «наивная, очаровательная сказка любви», не случайно все детали, которые подчёркивают мощь чувства связаны именно с главной героиней: красная юбка Олеси, красный кашемировый платок, нитка дешёвых красных бус. Красный цвет – это и символ любви Олеси, и символ жизни, крови, тревоги, недостижимого счастья. Пророчески определяет героиня характер Ивана Тимофеевича: «…человек вы хотя и добрый, но только слабый. Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин… Никого вы сердцем не любите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесёте». В этих словах ключ к пониманию того, в чём заключается различие внутреннего мира главных героев.
Сама же Олеся щедро одарена природой, её талантливость, оригинальность – это олицетворение красоты личности героини. По мысли Куприна, человек может быть прекрасен, если он будет развивать, а не губить дарованные ему природой телесные, духовные и интеллектуальные способности; именно таким человеком является Олеся. Автор восхищается героиней, но загадкой остались условия формирования её личности, несмотря на богатство духовного мира, внутренние силы Олеси, любовь приносит лишь временное счастье, счастье с привкусом горечи. Это милый, но хрупкий идеал автора, который не выдержал напора изуродованного деньгами мира. Светлая, сказочная атмосфера повести тем не менее не меркнет даже после трагической развязки. Отходят на второй план сплетни и домыслы, унизительные преследования приказчика. Над всем ничтожным, мелким, злым одержала победу настоящая и большая любовь, о которой вспоминается без сожаления – «легко и радостно».