Городской пейзаж в технике графика

Будучи студентом графического дизайна, я не мог остаться равнодушным к неповторимой красоте городского пейзажа. Тогда я усердно начал изучать работы художников, работающих в жанре городского пейзажа Я был в восторге, увидев работы, выполненные художниками. Именно тогда я понял, что я представлю в виде курсовой работы.

  1. Итак, Целью моей курсовой работы стало выполнение городского пейзажа в графике. Я выполнял свою работу опираясь на основные средства выразительности графики. Прежде чем приступить к выполнению практической части работы, было проведено исследование в области рисования городских пейзажей в технике графика; В изучении особенностей и требований к рисованию городского пейзажа в технике графика, помогли следующие литературные источники: Все о технике рисунка. — Изд. «Арт-Родник». М., 2000 Гаптилл, Работа пером и тушью. – Минск. ООО «Попурри», 2001, Федоров М.В. Рисунок и перспектива.- М., 1960 г ,Материалы и техники рисунка. Под ред. Королева. Москва. — 1984

Цель курсового проекта: Выполнить городской пейзаж в технике графика

Задачи проекта:

  • разработка эскизов городского пейзажа в технике графика
  • проанализировать литературу по рисованию городских пейзажей в технике графика
  • исследовать работы в технике графика
  • освоить методику работы тушь-перо, тушь-кисть

В своем курсовом проекте использовал метод сравнения который позволил установить сходства а также различия работ , и анализ при анализе этапов выполнения работы;

Глава 1. Основные теоретические положения изображения пейзажа в графике

1.1. История развития пейзажа как жанра изобразительного искусства

В переводе с французского слово “пейзаж” (paysage) означает “природа”. Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого — воспроизведение естественной или измененной человеком природы.

Кроме того, пейзаж — это конкретное художественное произведение в живописи или графике, показывающее зрителю природу. “Героем” такого произведения является естественный или выдуманный автором природный мотив.

Элементы пейзажа можно обнаружить уже в наскальной живописи. В эпоху неолита первобытные мастера схематично изображали на стенах пещер реки или озера, деревья и каменные глыбы. На плато Тассилин — Аджер в Сахаре были обнаружены рисунки со сценами охоты и перегона стад. Рядом с фигурками животных и человека древний художник схематично нарисовал простенький пейзаж, не дающий возможности конкретизировать место действия. В искусстве Древнего Востока и Крита пейзажный мотив — довольно часто встречающаяся деталь настенных росписей.

4 стр., 1592 слов

Городской пейзаж (2)

... городского пространства; рассмотреть городской пейзаж как жанр; Задачи курсовой работы формулируются Определить особенности и средства выбранного жанра; Изучить световое решение; 3. Изложить средства выполнения работы; 4. Описать ход работы; Курсовая работа ... графике являются – линия, пятно, штрих, тональный контраст. В задачах рисунка ... четкой и контрастной линией, по мере удаления объемов линии ...

В Европе пейзаж как отдельный жанр появился намного позже, чем в Китае и Японии. В период Средневековья, когда право на существование имели лишь религиозные композиции, пейзаж трактовался живописцами как изображение среды обитания персонажей.

Ярко выраженный интерес к пейзажу заметен в живописи Раннего Возрождения. И хотя художники еще очень неумело передают пространство, загромождая его ландшафтными элементами, не сочетающимися друг с другом по масштабу, многие картины свидетельствуют о стремлении живописцев добиться гармоничного и целостного изображения природы и человека. Таково полотно “Шествие волхвов” (первая половина XV века, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) итальянского мастера Стефано ди Джованни по прозвищу Сасетта.

Более важную роль пейзажные мотивы начали играть в эпоху Высокого Возрождения. Многие художники стали внимательно изучать натуру. Отказавшись от привычного построения пространственных планов в виде кулис, нагромождения деталей, несогласованных в масштабе, они обратились к научным разработкам в области линейной перспективы. Теперь пейзаж, представленный как цельная картина, становится важнейшим элементом художественных сюжетов. Так, в алтарных композициях, к которым чаще всего обращались живописцы, ландшафт имеет вид сцены с человеческими фигурами на первом плане.

В Северной Европе в XVI веке пейзаж также завоевал в живописи прочные позиции. Голландские пейзажисты смогли запечатлеть на своих полотнах всеобъемлющую картину мира во всех его проявлениях. Произведения таких художников, как Х. Аверкамп, Э. ван дер Пул, Я. Порселлис, С. де Влигер, А.Г. Кейп, С. ван Рейсдал и Я. ван Рейсдал, передают гордость человека за свою землю.

Реалистическое искусство Испании, Италии и Франции также сыграло свою роль в развитии пейзажной живописи. В творчестве Диего Веласкеса есть пейзажи, отразившие тонкую наблюдательность великого испанского мастера (“Вид виллы Медичи”, 1650–1651, Прадо, Мадрид).

Картины Веласкеса свидетельствуют о зарождении пленэрной живописи: оставив мастерские, художники отправились работать на открытый воздух, чтобы лучше изучить натуру.

В XVII веке в искусстве классицизма сложились принципы создания идеального пейзажа. Классицисты трактовали природу как мир, подчиненный законам разума.

Иной предстает природа на полотнах мастеров барокко. В отличие от классицистов они стремятся передать динамику окружающего мира, бурную жизнь стихий. Так, пейзажи фламандца Питера Пауля Рубенса передают мощь и красоту земли, утверждают радость бытия, вселяя в зрителей чувство оптимизма.

В 1920-е годы получил развитие индустриальный пейзаж (интерес к этой разновидности пейзажного жанра особенно заметен в творчестве М.С. Сарьяна и К.Ф. Богаевского).

В этой подглаве: 1. Информация о русских художниках, 18, 19 века, работающих в гравюре в жанре пейзаж.

2. Информация о зарубежных графиках и граверах, работающих в жанре пейзажа

1.2. Особенности жанра городской пейзаж

Городской пейзаж (итал. veduta, «вид») — ведута (обычно топографически точный), жанр европейской живописи. Городской пейзаж является результатом нескольких веков развития пейзажа, который в средние века не являлся самостоятельным видом живописи, а только необходимым фоном, на котором разворачивалась фигурная композиция, как первоначально в работах религиозной тематики, так впоследствии и в светской живописи. Сначала особенно в итальянском искусстве XV века, получили развитие так называемые архитектурные пейзажи, в которых изображались виды городов с необычайной точностью, но обычно с высоты птичьего полета. Часто, так же, это были фантастические архитектурные виды, где сливались античность с готикой современность с руинами или трагические сцены с оттенком жуткого гротеска. Карпаччо и Беллини положили начало венецианскому городскому пейзажу, в котором, в конечном счете, преобладала архитектурная ведута (см.Приложение№1рис.).

13 стр., 6472 слов

Урбанизация — быстрый рост городов и городского населения: ...

... урбанизации являются рост в городах промышленности, развитие культурных и политических функций населения. С расширением крупных городов естественные природные ландшафты превращаются в городские ... от городов, в сельской местности, их бывает всего 5-15 кг в сутки. При работе промышленных ... то есть к улучшению или же ухудшению его жизненных условий. В городах меняются гравитационные, термические, ...

Расцвет ее связан с именем Каналетто, который добился в своих ведутах равновесия между документальностью и поэтической интерпретацией городского пейзажа. Завершающим звеном в этой эволюции является пейзажная живопись Франческо Гварди, который с блеском решал проблемы света и воздуха , вибрации атмосферы, эмоциональной активности образа природы, воплощая в своих работах дух городской атмосферы (см.Приложение№1рис.1)

Федор Яковлевич Алексеев (1753 – 1824) – русский художник, первый в истории русской живописи, мастер городского пейзажа, «российский Каналетто». В период с 1766 по 1773 года Алексеев учился в Петербургской Академии Художеств. В Италии художник обучался у таких мастеров как Д. Моретти и П. Гаспари. Но вскоре он бросил всех учителей и самостоятельно обратился к распространенному в Венеции городскому пейзажу. Он изучает и копировал картины знаменитых пейзажистов А. Канале, Ф. Гварди.

Алексеев создал возвышенный образ величественного, прекрасного города. Основное внимание в картинах отведено изображению водной глади Невы (см.Приложение №1,рис.2), скользящим по ней лодкам и высокому летнему небу с плывущими облаками. Петербург предстает здесь северной Венецией. Голубизна неба и воды, теплый оттенок солнца на белых каменных домах Дворцовой набережной, золотой отблеск решетки Летнего сада создают ясный образ весеннего города. Прозрачность и чистота цвета неба, воды и далей как бы передают северную прохладу. Вместе с тем Алексеев дает очень точное изображение конкретной местности, наследуя в этом традиции гравированных видов города А. Зубова и М. Махаева. Но как живописец он органически слил воедино документальную точность изображения и свое лирическое восприятие города.

Следующий серьезный шаг, в котором виден глубоко поэтический взгляд на городской пейзаж сделали импрессионисты на рубеже XIX и XX веков, среди которых были Писсарро, Клод Монэ, Утрилло и другие. В дальнейшем поиски выразительности устремились к обобщению формы и сдержанному благородству цветовой гаммы.

В творчестве Константина Коровина ярко проявляются черты импрессионизма. В своих городских пейзажах он разрабатывает тончайшую гармонию гамм и оттенков цвета. В его пейзажах северных городов, Ялты, ночных пейзажах Парижа он предстает поэтом ночных огней, марева тончайшей паутины света, атмосферы праздничности улиц с помощью богатейшей симфонии красок. Широкую картину городской жизни своего времени создал неповторимый Кустодиев. В наше время поэтическую картину города, лирическую взволнованность, богатство психологического подтекста зритель встретит во многих работах художников, в частности в ранних работах И. Глазунова. Чувство настроения в городском пейзаже, атмосферу утренних улиц, дождливых или заснеженных мостовых, таинственную тишину и загадочный свет фонарей, отражение огней рекламы и света фар от бесконечного потока машин на площадях, иногда удается передать современным художникам, особенно коренным жителям города, которые прониклись идеей городского пейзажа

13 стр., 6490 слов

Символика цвета в различных культурах

... источники символики белого цвета, позволяющие понять его магическое значение в жизни первобытного человека. 1.2. ЧЕРНЫЙ Вторым важнейшим цветом в жизни первобытных людей был черный цвет. Если белый означал свет, то ... и фиолетовый. Этот список может меняться в зависимости от конкретной культуры. Попытки ввести жесткие критерии, позволяющие отнести тот или иной цвет к «основным», либо нет, не ...

1.3. Графика как вид изобразительного искусства

Графика (греч—пишу) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи).

При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях — два).

Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского, — «воздух белого листа»).

В графике, в частности, в гравюрах, может использоваться большое число цветов (при создании некоторых гравюр может использоваться более десятка печатных форм, каждая из которых «добавляет» свой цвет).

Наследие графического искусства многообразно. Оно отмечено работами таких всемирно известных мастеров, как Альбрехт Дюрер (1471—1528), Хиросиге Андо (1797—1858) и гравёра и рисовальщика Хокусай Кацусика (1760—1849), чьё творчество оказало значительное влияние на европейское искусство конца XIX — начала XX веков. Многие художники-живописцы внесли немалый вклад в развитие графики. Согласно современной музейной классификации, к графике относятся акварель, гуашь и другие техники, использующие бумагу и краски на водной основе.