Историй как метод групповой психологической работы

Любовь к сказкам объединяет людей всех рас и национальностей. Даже народы, лишенные письменности, обладают своей собственной сокровищницей сказок, которые передаются из уст в уста, от поколения к поколению. Что же побуждает людей рассказывать и слушать? Одни истории воспитывают, передают жизненные ценности и мудрость. Другие сплачивают: слушая о битвах и победах, страданиях и счастье других людей, мы сближаемся с ними, и благодаря этому возникает ощущение, что мы уже не так одиноки перед лицом своих собственных проблем.

Чтобы удовлетворить нашу потребность в историях и сказках, ежегодно пишется огромное количество романов и рассказов, снимаются фильмы, рисуются комиксы. Телевидение тоже постоянно рассказывает нам истории, начиная с утреннего обзора дня и заканчивая криминальными новостями вечером. Даже сюжеты большинства компьютерных игр, которые так привлекают современных детей (например, «Супер Марио», «Стар Трек», «Расхитительница гробниц»), берут начало в сказках и мифах.

Во времена, когда не было ни кино, ни телевидения, люди собирались вместе, чтобы рассказывать друг другу истории. Часто представители разных поколений жили под одной крышей, и передача семейных анекдотов и историй происходила совершенно естественно, сама собой — вечерами за обеденным столом. Сейчас с этим сложнее, хотя большинство взрослых однажды все-таки принимают решение навестить родителей, бабушек и дедушек, чтобы наконец-то узнать что-нибудь об истории своей семьи. И многим очень тяжело рассказывать хоть что-нибудь о себе.

И тут за дело берется «Мастерская историй». Подростки и взрослые получают возможность «открыть» собственные голоса и быть услышанными. Это становится возможно в атмосфере безопасной группы, где нет страха быть осмеянным или раскритикованным. Истории, которые рассказывают наши участники, могут быть целительными — и эмоционально, и духовно. У всех нас есть доступ к «высшей мудрости», и бывает, мы обнаруживаем это только тогда, когда начинаем рассказывать наши истории другим.

Само слушание чужих историй может быть целительным. Когда мы слушаем истории других участников группы, мы можем увидеть, что не одиноки в своих поисках, тревогах, проблемах и вопросах. У нас есть спутники на этом пути.

Опыт «Мастерской историй» применим в любой обучающей или терапевтической группе. Рассказывание историй делает работу группы более глубокой, значительной, а саму группу более сплоченной. Помимо этого, истории помогут тем, кто хотел бы свободнее писать, живее рассказывать, кто хочет развить в себе креативность и интуицию. Они дают возможность ярче проживать свои чувства, лучше понимать свои эмоциональные проявления, а кроме того, развивают коммуникативные навыки и позволяют взглянуть на свою жизнь в новой перспективе. Кроме того, рассказывание историй помогает распознавать ограничивающие нас предрассудки и стереотипы, мешающие нам достигать своих целей.

6 стр., 2727 слов

Основные мышечные группы человека

... вызывая движения в тазобедренном суставе. Мышцы нижних конечностей принято разделять на две группы: внутренние и внешние. Внутреннюю группу образуют следующие мышцы: Подвздошно-поясничная мышца состоит из двух ... в движение ноги. Самые сильные мышцы — икроножные и жевательные. Самая длинная мышца человека — портняжная. По форме мышцы очень разнообразны. Чаще всего встречаются веретенообразные мышцы, ...

Но самым главным является то, что когда мы записываем или спонтанно рассказываем свои истории, мы идем по пути шаманов, жрецов и поэтов. Да, мы уподобляемся Создателю. Мы открываем то творческое начало, что спрятано в глубине каждого из нас. И оно связывает нас с силами, которые дают нам жизнь.

Примеры упражнений

Эпитафия

Здесь мы вновь используем краткую форму повествования. Это задание побуждает участников подумать над основами жизни и смыслом своего существования. Им предстоит взглянуть на свою жизнь из самой последней ее точки и при этом нарушить табу на обсуждение темы смерти. Ведь если мы занимаемся собственной биографией, то в ней присутствует и представление о смерти, по крайней мере, бессознательно. Сама жизнь разворачивается между рождением и смертью. Если не подавлять мысли о смерти, это даст больше творчества и свободы.

В этом задании могут проявиться подавленные страхи, которые будут для участников неожиданными. Услышать эти страхи, выразить их и подружиться с ними будет полезно. Страхи, связанные со смертью, сдерживают многих людей от тщательного прорабатывания истории своей жизни и от составления биографии.

Инструкция

Представьте себе, что вы умерли. Книга вашей жизни закрыта. Вы прожили свою жизнь. Вы мертвы, и ваше сердце больше не бьется. Что до вашей души — тут мы не можем сказать чего-либо определенного, хотя это очень интересный вопрос. Сейчас речь о другой, довольно практической проблеме: вам ставят могильный камень и нужна эпитафия.

Многие перекладывают задачу составления надгробной надписи на других из скромности или потому, что боятся взглянуть в глаза тому факту, что все мы умрем. В прежние времена было довольно привычным делом составлять не только завещания, но и указания относительно траурной церемонии и эпитафии. Это требовало мужества и определенной честности перед самим собой.

Сейчас вам предстоит составить эпитафию самим себе, такую, какую согласно вашей воле, высекли бы на вашем могильном камне. Если понадобится, можете вообразить себе достаточно большой камень.

Возможно, это задание покажется вам пугающим. Иногда мы побаиваемся, что упоминание о собственной смерти может ее накликать, но это, конечно, суеверие. Любой из нас знает, что рано или поздно умрет. И только это знание — самое точное из того, что мы вообще о себе знаем. Если нам хватит мужества поразмышлять над собственной смертью, то мы сможем справиться со многими своими неосознанными страхами. Мы станем более творческими, готовыми экспериментировать, более самостоятельными внутренне. Мы будем меньше раздумывать над ожиданиями и предписаниями других. Мы будем меньше следовать этим чужим ожиданиям, не надеясь, что наше послушание будет оценено. Обращаясь к теме собственной смерти, мы обнаружим опору в нас самих.

12 стр., 5578 слов

Роль мамы в жизни человека – Какова роль матери в жизни ребенка?

... в своем тексте главной проблемой ставит роль матери в жизни человека. ... ребенка, независимо от его возраста. Самые популярные материалы декабря для 6 класса: obrazovaka.ru Мама в жизни человека сочинение???? ... рождения данная женщине”, и он ставит мать превыше всего, не смешивая ее с остальными людьми и отдавая ей особое, почетное место в нашей в жизни. ... ребенок постепенно учится строить собственные ...

Составьте текст от третьего лица единственного числа. Укажите год вашего рождения, а год вашей смерти и ее причину укажите со знаком вопроса.

Сформулируйте короткое позитивное заявление о вашей жизни, которым можно было бы ответить на вопрос: «Что я сделал за свою жизнь?»

Можете опираться на следующие вопросы:

  • Какой образ жизни был у этого человека?
  • Была ли эта жизнь волнующей? Спокойной? Или и то, и другое?
  • Шел ли этот человек прямо к какой-либо важной цели? Или его жизненный путь был извилистым?
  • Что он привнес в жизнь других?
  • Какие у этого человека были сильные стороны?
  • Каким этот человек останется в памяти других людей?
  • Что этот человек думает о том, что происходит с нами после смерти?

Сейчас ваша задача — работать быстро. Для выполнения задания достаточно первого наброска, черновика. (15 минут.)

Оптимальной будет работа в тройках, которая позволит прочитать вслух эти непростые тексты и даст возможность для углубленной работы.

Вопросы для заключительной дискуссии

  • Какие традиции существуют в вашей родительской семье по отношению к смерти и умиранию? Можно ли спокойно говорить об этом? Что является табу?
  • Когда вы впервые осознали, что такое смерть?
  • Каково ваше отношение к смерти на сегодняшний день?
  • Позволяете ли вы самому себе иногда размышлять о собственной смерти?
  • Как отношение к смерти и умиранию влияет на создание автобиографии?
  • Что главное в вашей жизни?

История рождения

Историю собственного рождения мы узнаем из вторых рук, от родителей или бабушек и дедушек, которые пересказывают эту историю на разные лады. История рождения важна не только тем, что это начало нашей биографии, но и тем, что это событие привносит в жизнь определенную энергию. Подробно рассматривая историю рождения, мы можем взглянуть и на отношения родителей между собой, и на отношение матери и отца к нам самим, мы узнаем об ожиданиях родителей по отношению к нам, чувствуем атмосферу семьи. Мы должны со всем этим соприкоснуться, и, если повезет, обнаружить, что родительская семья создавала для нас те условия, которые усиливали проявления нашего наследственного потенциала. Но может быть и так, что темперамент и потенциал ребенка являются вызовом для семьи. Тогда детям велят быть другими, не такими, какие они есть на самом деле. В таком случае им придется бороться за то, чтобы пойти собственным путем.

Рождение ребенка меняет отношения между родителями. Ребенку нужно много внимания, как в связи с этим мужчина справится с тем, что ребенок занимает центральное место в жизни женщины? Почувствует ли он себя менее любимым? Будет ли ревновать? Как будет распределена возрастающая нагрузка? Готов ли мужчина брать на себя равную часть семейных забот? Как скажется появление ребенка на профессиональных планах мужчины и женщины? Как партнеры обращаются друг с другом в новой для них ситуации? Как они регулируют неизбежные конфликты? Как это отражается на их душевной близости? Возникают ли треугольники, например альянс матери и ребенка против отца или наоборот? Для ребенка же самое важное — это получать любовь и защиту со стороны обоих родителей. Каковы перспективы стабильных отношений между родителями на момент появления ребенка?

25 стр., 12337 слов

«РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ...

... же развивает нравственные и эстетические предпочтения детей. Артикуляционный аппарат детей младшего возраста так же нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его развитию: правильное положение губ реб ... плохие поступки. Но, взаимоотношения, которые ребёнок устанавливает на четвёртом году жизни со своими сверстниками и родными очень неустойчивы и зависят от ситуации. В ...

Все эти вопросы указывают на то, что рождение — не только радостное событие, но и одно из испытаний отношений на прочность. Наивность и романтика предшествующего любовного периода должны пережить преобразование. Тут необходимы понимание, честность и определенная готовность жертвовать собой со стороны каждого. Многие пары не готовы к таким сложностям, но всем им с рождением ребенка приходится перераспределять время, деньги, рабочее время и любовь.

Будучи детьми, мы не подозревали обо всех этих проблемах. Однако сейчас мы можем попытаться заглянуть в прошлое и представить себе отношения наших родителей. Благодаря этому мы сможем лучше понять и почувствовать их. Если мы сейчас возьмемся писать историю собственного рождения, нам не хватит только известных фактов, нам будет нужно воссоздать психологические образы родителей. Для этого придется обратиться к фантазии и способности сопереживать, вживаться в роль другого человека.

Инструкция

Попробуйте мысленно вернуться к тому дню, когда вы родились. Конечно, вы не можете помнить событий того дня, но у вас есть «вторичные» воспоминания об этом значительном дне, состоящие из рассказов родителей, семейных шуток и ваших собственных представлений. Вы достаточно хорошо знаете своих родителей, чтобы суметь представить, что этот день для них значил.

Что именно значило ваше рождение для родителей? Были ли вы первенцем, и ситуация была для них совершенно новой? Были ли вы средним или самым младшим ребенком? Были ли вы желанным или появились незапланированно?

Какой была жизнь ваших родителей, когда вы появились на свет? Жили ли они вместе? Были ли женаты? Родились ли вы вне брака? Каким было профессиональное положение вашего отца? Ходила ли мама на работу перед тем, как вас родить?

В каких условиях росли сами родители? Были ли их родители компетентны, уверенно шли по жизни, знали, что нужно ребенку в первые годы жизни? Насколько уверенными или неуверенными оказались ваши родители в этой ситуации? Хотели ли они быть родителями? Какие надежды и опасения они связывали с вашим рождением? Что появление ребенка изменило в их жизни? Какие вопросы они себе задавали? Какие сомнения их одолевали? Получили ли они удовольствие от вашего рождения? Были ли они готовы к тому, что пол, темперамент, особые таланты, внешность ребенка могут оказаться для них неожиданными? Значило ли ваше рождение что-либо еще, например, не должны ли вы были заменить умершего ребенка? Не должны ли вы были укрепить связь между родителями или удовлетворить желания бабушек и дедушек? Не были ли вы обязаны прожить жизнь лучше, чем это смогли сделать ваши родители? Какой была атмосфера в этот значительный день?

Можете вспомнить об обстоятельствах времени. Родились вы ночью или днем? В какой день недели? В какое время года? Какой была в то время политическая и экономическая ситуация? Где вы родились: дома или в клинике? Присутствовал ли отец при вашем рождении? Как прошли роды? Были ли это простые и быстрые роды? Не было ли медицинских осложнений? Как вы думаете, какие чувства испытали ваши родители, когда они впервые увидели вас, когда впервые дотронулись, обняли вас? Ваше тело помнит о первых прикосновениях родителей. Можете ли вы представить, каким был первый телесный контакт?

2 стр., 576 слов

О роли молока в жизни человека «Пейте дети молоко — будете здоровы!» ...

... кормили, поили, доили; деревенские дети с детства приучены помогать родителям. Помню вкус парного молока ! Молоко мы помогали маме ... в жизни дошкольников, приобщают детей к здоровому образу жизни, формируют. Программное содержание: 1. Расширять представление детей о ... что о пользе молока можно писать поэмы . С детства я помню, как у нас дома жила наша кормилица - корова Зорька. Мы с сестрой, ещёдетьми ...

Опишите день вашего рождения от лица отца или матери. Подумайте над тем, что должен помнить о вашем рождении каждый из них. Позвольте им говорить от собственного имени, т.е. от первого лица единственного числа. Проследите за тем, чтобы были отображены не только факты, но и атмосфера дня, и внутренний мир ваших родителей. Попробуйте составить историю своего рождения так, чтобы начало вашей жизни было изображено как можно более объемно. Возможно, уже на этом этапе вы увидите темы, желания и потребности, которые стали прелюдией вашей последующей жизни. Возможно, вы сможете разглядеть ресурсы, имевшиеся в вашем распоряжении, и требования, с которыми вам позже пришлось столкнуться. Ваши родители снабдили вас чем-то важным, отправляя в жизненный путь, независимо от того, насколько компетентными они были к тому моменту. В чем суть этих важных даров? Изложите историю вашего рождения как можно подробнее и без пробелов, однако постарайтесь уложиться в одну — две страницы. Дайте себе на это четверть часа. Доверяйте собственной интуиции и тем идеям, что придут к вам, пока вы будете писать.

Участникам лучше работать в парах, чтобы зачитать друг другу эти деликатные тексты и обменяться первыми впечатлениями о них.

Вопросы для заключительной дискуссии

  • От имени кого вы писали рассказ: отца или матери? Почему?
  • Легко ли вам было «вжиться» в образ своего родителя?
  • Какой заголовок вы дали бы истории своего рождения?
  • Обнаружили ли вы в процессе написания что-нибудь новое для себя?
  • Что является самым лучшим и ценным из того, что вы получили от обоих родителей?
  • Какое отношение к детям сформировалось в течение жизни у вас самих?
  • Как бы вы сами описали тот наследственный потенциал, который был дан вам от рождения?
  • С какими чувствами вы оглядываетесь на первые годы жизни?

© Фопель К. Мастерская историй: Сочинение личных историй как метод групповой психологической работы. М.: Генезис, 2013.

© Публикуется с любезного разрешения издательства