Под давлением революционного движения 1905-1907 царское правительство было вынуждено пойти на изменения государственного строя – введение сословно-представительного законодательного органа.
Манифестом от 6 августа 1905 года Думе предполагалось дать только законосовещательные полномочия, а к выборам допустить лишь небольшую часть населения – более состоятельного и лояльно относящегося к власти.
Но в результате дальнейшего обострения революции вышел Манифест 17 октября 1905 года, установивший «как незыблемое правило, что никакой закон не может вступить силу без одобрения Государственной Думы». Из совещательного органа Госдума стала законодательным.
Согласно положению о выборах, депутаты Думы избирались на 5 лет, на основе имущественного и сословного ценза, по четырём куриям – землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Выборщиками могли стать все граждане от 25 лет – кроме женщин, военнослужащих, учащихся и представителей кочевых народов.
I Государственная Дума (май-июль 1906 гг.)
РСДРП, национальные социал-демократические партии, Партия социалистов-революционеров и Всероссийский крестьянский союз посчитали систему выборов несправедливой и объявили выборам в Думу первого созыва бойкот. Большинство в ней получили конституционно-демократическая партия (кадеты) и фракция «трудовиков» (депутатов от крестьянства и интеллигенции народнического толка).
На заседаниях Думы I созыва обсуждали несколько проектов аграрной реформы – от умеренных до радикальных. Все они подразумевали наделение крестьян землёй за счёт участков казённых, удельных, монастырских и частно-владельческих.
Правительство выступило категорически против принудительного отчуждения земли. Предложения Думы расширить её полномочия и ввести ответственность министров перед депутатами также не были удовлетворены. В итоге, через 72 дней было объявлено о роспуске Думы.
II Государственная Дума (февраль-июнь 1907 г.)
На этот раз в выборах участвовали социал-демократы и эсеры. Они взяли значительное количество голосов, что сделало Думу ещё более левой и оппозиционной, чем первая. Депутаты продолжили прения по аграрному вопросу. Кадеты выступали за отчуждение части помещичьих земель и передачу их крестьянам за выкуп. Левые депутаты настаивали на национализации земли и даже всеобщей ликвидации частной собственности.
1 июня 1907 премьер-министр Пётр Столыпин по сфабрикованному делу обвинил большинство депутатов-социалистов в подготовке государственного переворота, и 3 июня указом Николая II Вторая Дума была распущена. Это событие вошло в историю как «Третьеиюньский переворот» – поскольку за роспуском последовали изменения в выборном законодательстве. Правительство объясняло необходимость перемен невозможностью наладить конструктивный диалог с Думой, в которой большинство составляли депутаты-демагоги и популисты от левых партий
Деятельность правительства Алаш-орды
... властям хан Кенесары, избранный представителями всех трех жузов, не был утвержден царским правительством во времена Николая I. Выборность волостных, введенная реформой 1867-1868 гг. привела ... "Известия областного исполнительного комитета Совета крестьянских, рабочих, киргизских (казахских), красноармейских и ловецких депутатов" (Урда, 1918 г., 18 ноября)- "Яицкая правда" (1919 г., 1 февраля) - " ...
Третьеиюньская политическая система
Данным термином обозначается политическая система, основанная на диалоге и сотрудничестве между царским правительством и Государственной Думой, который стал возможным в результате увеличения представительства депутатов от помещиков и буржуазии.
Думы III (1907-1912) и IV (ноябрь 1912 г. – февраль 1917 г.) созывов
Выборы в III Госдуму были проведены осенью 1907 года. Результатом стало избрание парламента, преимущественно умеренного и лояльного правительству. Большинство получил «Союз 17 октября» («октябристы») – партия крупных землевладельцев, предпринимателей и чиновников. Она придерживалась умеренно-либерального и антиреволюционного курса. Также значительное число мест получили депутаты правых взглядов (национал-патриотического толка).
Левые партии тоже были представлены, но фактически голоса не имели.
Диалог с правительством был налажен. Были приняты законы по аграрным вопросам, создавшие базу для столыпинских реформ. Депутаты сформировали основы рабочего законодательства (об установлении рамок рабочего дня, о государственном страховании рабочих от несчастных случаев и болезни, о создании конфликтных комиссий для решения спорных вопросов между фабрикантами и рабочими).
Правительство приложило все усилия, чтобы и IV Государственная Дума была лояльной по составу и настроенной на конструктивный диалог. Однако после того, как её работа стала проходить в условиях недовольства участием России в Первой мировой войне и нарастания революционного движения в стране, даже умеренная по составу Дума ушла в оппозицию правительству.
Это вылилось в требования депутатов создать «правительство народного доверия», которое они сами сформируют и будут контролировать, а также прекратить полицейское преследование оппозиционеров. Итогом затяжной конфронтации стал указ Николая II о роспуске IV Государственной думы 26 февраля (10 марта) 1917 года.
Однако депутаты отказались ему подчиниться и собирались на заседания в частном порядке, пока не были окончательно распущены Временным правительством 6 (19) октября 1917 года.
Выбери ответ