ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ?Как известно, историческое сочинение – задание 25 ЕГЭ по истории, является творческим заданием, основная цель которого – проверить исторический кругозор выпускника при характеристике определенной исторической эпохи. Ведено в структуру ЕГЭ по истории оно было в 2016 году впервые, заменив применявшееся ранее специфическое письменное задание «Исторический портрет».
Как писать историческое сочинение?
1) не следует указывать даты, в которые вы не уверены. Даты вообще не требуются на сегодняшний момент в сочинении
2) К-2 – под ролью понимаются конкретные действия личности, существенно повлиявшие на ход события/процесса/явления». Не следует указывать сюда сомнительные факты, например, история о волхвах и предсказанной смерти Олега от лошади. Или историю о том, что князь Владимир в детстве чуть ли не был унесен потоком, чудом схватившись за ветку.
3) не следует писать лишнего, что не дает нам баллов. Пример: ученица решила написать водички в сочинении по Владимиру. В частности, совершенно зря написала, что принятие христианства поспособствовало созданию централизованного государства. Она имела в виду некое единство, религиозную и идейную однородность. И получила от экспертов -1 балл, потому что «централизованное государство — это про Московскую Русь». Зачем было это писать, использовать лишнее рискованное понятие?
4) Постарайтесь указать больше событий, явлений процессов. Тогда у вас будет возможность приводить причинно-следственные связи отдельно от роли личности. Если вы уже указали роль личности по определённому событию, то есть К-2, то причинно-следственные связи надо указывать по другому событию.
5) Если не отличаете причину от повода, то пишите «предпосылки»
6) К-5. Терминология. Эти те термины, которые относятся к конкретной эпохе.
Например, для периода 862-945 — это князь, дружина, вече, волхв.
945-972 погосты, уроки, князь, дружина, вече.
980-1015 — десятина, князь, Змиевы валы.
1015-1054
7) К — 4 Оценка влияния на дальнейшую историю. Как события данного периода повлияли на ход истории в дальнейшем?
Например, Период 862-945. «Призвание варягов, в частности, Рюрика привело к созданию династии Рюриковичей, которая находилась у власти несколько столетий вплоть до пресечения в 1598 году».
Или: Период 945-972 гг. стал временем расширения и успешной защиты границ молодого государства. Кроме того, в этот период шло развитие такого признака государственности — системы налоговых сборов. В результате этого процесса сложилась система уроков и погостов. Во время своей поездки в Константинополь Ольга приняла христианства, что оказало влияние на рост позитивного отношения к христианству ее подданных и облегчило впоследствии крещение Руси в 988 году. По мнению многих историков, данный период во многом заложил основы будущего процветания Древней Руси.
Анализ деятельности Александра Невского в период раннего средневековья Руси
... Александра Невского в этих событиях. Следует отметить значительное количество источников, используемых здесь для анализа личности князя и событий того периода ... подвига Александра Невского”, написанной в 1925 году, сказано, что “Александр Невский, дабы ... исследование Б.Я. Рамн. Он пишет, что папа решил ... личности на ее ход. В работе дано подробное описание сражений, ярко представлена личность князя, ...
В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов).
|
Критерии оценивания | Баллы | |
К1 |
Указание событий (явлений, процессов) | 2 |
Правильно указаны два события (явления, процесса) | 2 | |
Правильно указано одно событие (явление, процесс) | 1 | |
События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно | 0 | |
К2 |
Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории | 2 |
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России | 2 | |
Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России (или одного события / явления / процесса) | 1 | |
Правильно названы одна-две исторические личности, роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована / охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названы одна-две исторические личности, при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России приведенырассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России ИЛИ Исторические личности названы неверно. ИЛИ Исторические личности не названы | 0 |
Критерии проверки сочинения 25, Всего 7 критериев, и за каждый из них вы можете получить до 2-х баллов. Как это сделать?
1. Вы пишете СОЧИНЕНИЕ, а не план! Не нужна никакая нумерация и тезисы, только внятный сплошной текст!
2. Не нужно выписывать огромное количество или пытаться выписать ВСЕ события периода, Критерий 1 требует только ДВА !
КОНКРЕТНЫМИ ПРИМЕРАМИ, НЕ КОНКРЕТНЫ ФОРМУЛИРОВКИ:
- провел реформу;
- участвовал в военных действиях;
- одержал победу;
- взял город;
- инициировал создание (указ, реформу, политику…)
КОНКРЕТНЫ ФОРМУЛИРОВКИ:
- подписал Манифест (указ, закон, мирный договор, перемирие…)
- выступил с речью, в которой высказал мнение о том, что…
- водрузил знамя
- написал сочинение (записку, письмо…)
- арестовал, ударил, нанес рану, убил…
Чувствуете разницу?
4. Не забывайте, что если вы пишете причинно-следственные связи , характеризуя деятельность исторической личности по Критерию 2 (а это надо делать, чтобы показать значение этого действия), то ЕГО НЕ ЗАЧТУТ по Критерию 3. Значит, требуется дополнительное указание ПСС в отрыве от непосредственных действий личности, которую вы берете для Критерия 2!
НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ТЕРМИНАМИ, НЕ НАГРОМОЖДАЙТЕ, ВООБЩЕ НЕ ТРЕБУЮТ УКАЗАНИЯ ДАТ
7. Пишите коротко, четко и ясно, не пишите НИЧЕГО ЛИШНЕГО, что не работает на КРИТЕРИИ!!!
ПРИМЕР ПРАВИЛЬНОГО СОЧИНЕНИЯ!
1054-1113.
Период истории связан с деятельностью Ярославичей — сыновей и внуков великого князя Киевского Ярослава Мудрого.
Ярослав Мудрый. Реконструкция облика по методу Герасимова.
Своим посмертным законом 1054 года Ярослав установил новую систему наследования великокняжеского стола — лествичную (по старшинству).
Данная система давала возможность претендовать на верховную власть старшим Рюриковичам, запутывала порядок наследования других столов, стала причиной новых усобиц.
Лествичная система наследования. С 1054 года
К ним приводили также стремление удельных князей к самостоятельности, опора на свои города, дружины, а иногда, и половцев.
К причинам их постоянных набегов на южные русские земли также можно отнести отсутствие единой оборонительной политики князей, внутренние распри и усобицы.
Съезд князей в Уветичах. Картина С.В. Иванова
В 1097 году младший внук Ярослава Владимир Мономах созвал в своём родовом замке в Любече съезд князей. Результатами съезда стали решения о невмешательстве одного князя во внутренние дела другого, совместной обороны от половцев под командованием киевского князя.
Владимир написал «Поучение детям», в котором требовал безусловного подчинения власти старшего князя.
Однако, центробежные тенденции возобладали. После его смерти и смерти его старшего сына Мстислава младшие сыновья разделили между собой государство, начинается новый период истории страны — феодальная раздробленность, продолжавшаяся несколько веков.
Русь после смерти Владимира Мономаха. Распад
Всего 9 предложений, а все критерии выполнены! Что у нас получилось:
1054-1113.
Период истории связан с деятельностью Ярославичей — сыновей и внуков великого князя Киевского Ярослава Мудрого.
Своим посмертным законом 1054 года Ярослав установил новую систему наследования великокняжеского стола — лествичную (по старшинству).
Данная система давала возможность претендовать на верховную власть старшим Рюриковичам, запутывала порядок наследования других столов, стала причиной новых усобиц.
К ним приводили также стремление удельных князей к самостоятельности, опора на свои города, дружины, а иногда, и половцев.
К причинам их постоянных набегов на южные русские земли также можно отнести отсутствие единой оборонительной политики князей, внутренние распри и усобицы.
В 1097 году младший внук Ярослава Владимир Мономах созвал в своём родовом замке в Любече съезд князей. Результатами съезда стали решения о невмешательстве одного князя во внутренние дела другого, совместной обороны от половцев под командованием киевского князя.
Владимир написал «Поучение детям», в котором требовал безусловного подчинения власти старшего князя.
Однако, центробежные тенденции возобладали. После его смерти и смерти его старшего сына Мстислава младшие сыновья разделили между собой государство, начинается новый период истории страны — феодальная раздробленность, продолжавшаяся несколько веков.
Дата добавления: 2018-05-01 ; просмотров: 993 ;