1425—1533 Данный период в истории Древней Руси — 3-ий , заключительный период образования централизованного государства.
В данный период правили князья: Василий II Тёмный (1425—1462), Иван III (1452—1505), Василий III ( 1505—1533).
Общая характеристика эпохи.
Третий период образования централизованного государства — один из наиболее значимых в истории России. Именно в данный период Россия освободилась от ига Золотой Орды, окончательно прекратилась раздробленность, все русские земли объединились в единое государство — Россию со столицей Москвой.
Наиболее яркие события (явления, процессы) данного периода.
Освобождение от ига Золотой Орды в 1480 году, после знаменитого стояния на реке Угре. Продолжение борьбы за власть, последняя феодальная война в 1425—1453 между сыновьями и внуками Дмитрия Донского.
Окончательное присоединение оставшихся территорий уездных княжеств к Москве (Ярославль, 1468; Ростов, 1474; Новгород, 1478; Тверь, 1485; Вятские земли, 1489; Чернигов, Гомель, Брянск, 1503; Псков, 1510; Смоленск, 1514; Рязань, 1521)Совершенствование законодательной системы — судебник Ивана III 1497 года. Цель Судебника — распространение центральной власти на всю территорию страны.
Основные положения Судебника: главным судьёй считался Великий князь, его дети. Но и бояре, наместники, окольничьи тоже могли судить на местах, учитывая мнение « лучших людей»; был расширен сословный принцип наказаний, в число субъектов включены холопы; установлена единая система судебных органов, регламентировались судебные пошлины; был расширен перечень особо опасных преступления и определены наказания за них (крамола, святотатство и др.).
Судебник продолжал защищать собственность феодалов. Был установлен единый день перехода крестьян от одного помещика к другому — в Юрьев день, 26 ноября ( за неделю до и после этого дня), то есть это свидетельствовало о начале юридического оформления зависимости крестьян. Было введено пожилое — плата за крестьянский выход от помещика, за аренду его земли. Впервые было введено понятие «поместье» как вида условного землевладения, получаемого за государственную службу.
Таким образом, Судебник 1497 года был первым общим судебником, регулирующим нормы права в централизованном государстве.
Самостоятельность русской православной Церкви, избрание митрополита Иона в 1448 году не византийским патриархом, а собором русских архиереев.
Борьба между иосифлянами и нестяжателями.
Пословицы, поговорки и сказки Смоленской земли. Смоленская крепостная стена
... поговорки и сказки Смоленской земли 1 История возникновения жанра Смоленщина - один из регионов России, в течение многих веков находящийся в центре исторической и культурной жизни страны, край с богатейшей ... это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый». Своеобразна и форма пословиц. Ей свойственна ритмическая организация, особое ...
Дальнейшее развитие культуры, строительство соборов, в том числе и Успенского собора в Москве. Начало формирования официальной идеологии « Москва — третий Рим» (1510-1511, автор — Филофей).
Положено начало российской дипломатии: в 1497 году в Стамбуле начал работу первый русский посол — Плещеев М. Именно в этот период совершил своё знаменитое «хождение за три моря» Афанасий Никитин, в 1469—1472 гг.
В третий период образования централизованного государства изменился статус церкви. Она стала автокефальной, то есть независимой от константинопольского патриарха.
В 1448 году, во время правления Василия II Тёмного впервые был самостоятельно русскими архиереями с согласия князя избран митрополитом Иона. Духовенство поддерживало князя. Так митрополит Иона поддержал Василия II во время феодальной войны в 1425—1453 гг.
Князья в свою очередь стояли на стороне церковного землевладения, встав на сторону иосифлян ( во главе — Иосиф Волоцкий), выступающих за это землевладение против нестяжателей (во главе которых был Нил Сорский), проповедовавших аскетизм, личный труд монахов, выступавших против монастырского и церковного землевладения. Спор иосифлян и нестяжателей длился с середины 15 до начала 16 века.
Начала формирования официальной идеологии « Москва — третий Рим» (1510—1511, автор — Филофей).
Согласно теории центром православия является Россия — «третий Рим». Два Рима пали , а четвёртому не бывать.
Таким образом, в данный период церковь играла значительную роль в деле образования централизованного государства, укрепления княжеской власти. Формирование официальной идеологии, автокефальность церкви значительно повысили её авторитет в стране. Князья опирались в своей деятельности на духовенство, а духовенство поддерживало князей.
Причинно-следственные связи.
Оба данных события имели целью укрепление государства, усиления централизованной власти князя Московского.
1. Составление Судебника 1497 года было подготовлено всем ходом предыдущего развития России — образования централизованного государства. Необходимо было законодательство, отражающее интересы централизованного государства и укрепляющее власть Московского князя как единого правителя России.
2.Самостоятельность Русской церкви тоже была необходима для усиления власти князя, для укрепления единого государства, для усиления роли церкви в процессе становления централизованного государства.
Историческая оценка значимости данного периода для истории России.
Третий период образования централизованного государства, который длился с середины 15 до начало 16 века, сыграл важную роль в формировании государственности страны.
Яркие личности — Иван III и Василий III – многое сделали для расширения территории Руси, укрепления её экономического и военного могущества, для укрепления законодательства страны. Большую помощь им в этом оказала ставшая независимой от патриарха Константинополя Русская церковь.
Культурная жизнь советского государства в период хрущёвской «оттепели»
... государства в период хрущёвской «оттепели». Задачи исследования таковы: рассмотреть причины, послужившие импульсом для «оттепели»; проанализировать условия возникновения нового культурного развития; выявить новые тенденции в развитии отечественных литературы, ... курсовой работы на тему «Культура советского государства в период «оттепели»» были использованы следующие виды источников: законодательные ...
Именно в этот период Русь освободилась от ига Золотой Орды, стала называться Россией. Дальнейшее развитие культуры ещё более усилили мощь и величие страны, народ объединялся единой религией, официальной идеологией.
Значительно повысился международный авторитет России, особенно значимыми были победы над Литвой.
Таким образом, к периоду правления Ивана Грозного Россия представляла собой огромное государство, сильное, могучее, имеющее значительный авторитет на международной арене. Завершился процесс формирования единого централизованного государства, и Русь стала Россией.
Карамзин Н. М. Создание централизованного государства — результат деятельности отдельных князей и царей, и прежде всего — Ивана III.
Соловьёв С. М. Объединение — это итог этнического развития народа, процессов, происходивших в Московской Руси. В данный период государственное начало возобладало над вотчинным.
Ключевский В.О. Русское национальное государство выросло из «вотчины» князей — потомков Даниила Московского. Их интересы совпали с «народными нуждами» — с освобождением и обретением независимости.