Литеровед представляет краткое сочинение «Тема искусства в повести Н. В. Гоголя «Портрет», которое раскрывает проблему самореализации художника.
Повесть Н. В. Гоголя «Портрет» впервые была опубликована в сборнике «Арабески». Потом автор изменил ее, ослабив фантастическую сторону, и включил в сборник «Петербургские повести». Пять повестей, входящих в сборник, объединены одной идеей, характерами героев, мировоззрением писателя и образом Петербурга. Город поразил Гоголя картинами глубоких социальных контрастов. Здесь искажены отношения, гибнут таланты и вдохновение, торжествует пошлость. Личные впечатления автора легли в основу «Петербургских повестей».
Повесть «Портрет» рассказывает о трагедии художника, который пожертвовал талантом и искусством в угоду золотому тельцу. Главный герой повести – художник Чартков. Это молодой человек благородного происхождения, но живет небогато. В начале произведения мы видим его одетым в старую шинель, немодное платье. Гоголь характеризует его как человека, который предан искусству. Он живет на Васильевском острове, в одном из беднейших районов Петербурга. Его небольшая квартирка с низкими потолками одновременно играет роль студии. У него есть помощник Никита, который подметает пол, оттирает краску, является его натурщиком. Жилье Чарткова холодное с замерзавшими окнами, но он не обращает внимания на неудобства. Он всецело поглощен искусством.
Чартков – талантливый художник, но пока не нашедший свой стиль. Его кисть отличается наблюдательностью, соображением. Профессор отмечает в нем нетерпеливость и предупреждает, чтобы он не превратился в «модного» художника. Человек, имеющий талант, должен его развивать, а не отвлекаться на сиюминутные удовольствия. Талантливые произведения требуют много труда и времени, только тогда им обеспечена долгая жизнь. Когда художник начинает писать за деньги, он часто выполняет чужие замыслы и теряет себя, а вместе с тем и талант. Он начинает писать быстро, поверхностно, безыдейно, желая заработать все больше денег. Профессор замечает в ученике желание развлекаться, модно одеваться. Ему не хочется, чтобы Чартков утратил мастерство.
Добро и зло в произведении гоголя портрет. Добра и зла в повести ...
... черновиков сочинения)., Гришина Марина Анатольевна, Добро и зло в повести Н.В. Гоголя «Портрет» Гоголь назвал свою повесть «Портрет». Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или потому, ...
Когда молодой художник брался за кисть, он забывал обо всем на свете. Увлеченный работой, он не думал ни о еде, ни о воде. В такие дни он отрывался от работы как «от прекрасного прерванного сна». Он изучал искусство именитых художников Рафаэля, Тициана, наблюдал за их манерой письма. Благодаря ежедневным занятиям у него развивался вкус.
Когда же нужно было платить за квартиру, кончались кисти и краски, он завидовал богатым художникам. Именно в такое время он зашел в картинную лавку. Среди старых полотен, валявшихся на полу, он нашел портрет старика. Казалось, что живописец подметил выражение его лица в минуты какого-то судорожного движения. Чартков понял, что это работа художника высокого класса. Складывалось впечатление, что картина не окончена, но глаза, смотрящие на него с портрета, были живыми, они словно заглядывали в душу.
Чартков купил этот портрет за бесценок. Хозяин словно хотел избавиться от него, а художник потом удивился, зачем он его купил. Это было какое-то наваждение. Он истратил на него последние деньги. Придя домой, он корил себя за покупку. Ночью ему привиделось, что старик с портрета ожил и, считая деньги, потерял один сверток, который тут же подобрал Чартков. Утром оказалось, что за рамкой картины действительно были спрятаны червонцы.
Жизнь бедного художника с того дня переменилась. Случилось то, чего так опасался профессор: Чартков стал модным художником. У него отбоя не было от богатых клиентов. Он обзавелся великолепной мастерской и забыл о нужде. Только одновременно он забыл и о настоящем искусстве.
Однажды на выставке он увидел картину своего старого товарища, который остался предан искусству и усердно работал, оттачивая мастерство. Картина была великолепна. Когда Чарткова попросили высказать свое мнение о ней, он ничего не смог сказать и со слезами выбежал из зала. Перед ним ожили картины его молодости. Он вспомнил трудную жизнь, пересмотрел свои творения, подтвердившие наличие таланта. Нашелся и страшный портрет, который Чартков считал виновником своей не сложившейся карьеры. Он велел выбросить его, но легче не стало.
Чартковым овладела лютая зависть ко всем талантливым живописцам. Все накопленные средства он тратил на покупку лучших полотен. Принося домой, он их зверски уничтожал. Он стал злобным, желчным. Старые знакомые избегали встречи с ним. Он перестал что-то понимать и чувствовать, кроме душевной боли, которая терзала его ежечасно. Это была духовная смерть. Вскоре его постигла смерть физическая.
Чартков стал жертвой жажды наживы. Свою лепту в его нравственное падение внесло и общество, которому не нужны талантливые полотна. Чартков, подчинившись его влиянию, отказался от искусства ради бездушного ремесла. Он не смог противиться этому. Такова была судьба многих талантливых людей в Петербурге. Город завлекал их яркой жизнью и потом не отпускал.
Чарткову было немало отпущено природой, он мог бы стать великим живописцем, он и сам понимал это. Овладевшее им корыстолюбие подавило в нем стремление к прекрасному. Он утратил интерес к искусству, желание творить. «Все чувства и порывы обратились к золоту», – говорит автор.
Служение искусству требует не только таланта, но и силы, стойкости, мужества. Художник должен понимать, что он не просто пишет картины, он несет ответственность за свои творения перед обществом. У Чарткова не было моральной основы, что послужило причиной того, что он разменял свой талант на мелкую монету. Деньги доставили ему почет и славу, но лишили вдохновения, свободы, творчества, а вместе с этим радости и счастья.
Анализ художественного произведения искусства на примере картины ...
... искусства считается картина Страшного Суда в Сикстинской капелле, созданная Микеланджело. Фигуры исполнены с изумительным знанием пропорций человеческого тела и законов гармонии. По ... М.: Изобразительное искусство, 1987 .Буслаев Ф.И. Изображения Страшного суда по русским подлинникам // Буслаев Ф.И. Сочинения. Т. 2. ... Иконоборцы отождествляли икону с мимитическим портретом, с фантазией или аллегорией, но ...