Федор Михайлович Достоевский вошел в историю литературы как мастер философского романа. Внутренний мир, душевные терзания, поступки его героев – не что иное, как плод для размышления для читателя.
Роман «Идиот» Достоевского известен на весь мир. Его до сих пор читают и инсценируют в театрах и кино не только в России, но и за рубежом. Автор попытался показать, насколько было разложено интеллигентное общество в этот период 19-го столетия. Даже самые образованные люди не могли ничего добиться в жизни без связей, денег, поддержки, впрочем, как и в настоящее время. Роман будет актуален всегда, так как до сих пор эти злободневные проблемы присутствуют в современном обществе.
Князь Мышкин – главный герой в романе “Евгений Онегин”">герой – человек необычайной душевной организации. Человек – солнце, взрослый ребенок. В его душе нет места подлости и лжи. Он удивительно правильно воспитан, и, тем самым, совершенно неприспособлен к этому жестокому миру.
Попадая в Россию, он, со своей неколебимой верой в прекрасное, сталкивается с совершенно другим пониманием жизни, чести, достоинства. Он потрясен, но измениться, увы, не в состоянии.
В противопоставление князю Мышкину в романе присутствует образ Парфена Рогожина, с которым судьба сводит главного героя в самом начале повествования. Состоятельный купец, открытый, безумно желающий падшую красавицу Настасью Филипповну, плюющий на общественное мнение и откровенно презирающий предрассудки общества. Он закален жизнью в этом разложившимся обществе, у него есть свое понятие чести и финансовая независимость. Его судьба тоже не завидна. Не в состоянии делить любимую женщину и жить в страхе, останется она с ним или нет, Рогожин убивает Настасью, а сам сходит с ума от собственной страсти.
Мышкин тоже влюбился в роковую красавицу Настасью, но какую-то часть его души заполнила и Аглая, девушка мечтающая вырваться из этого болота. В князе она увидела своего спасителя и потянулась к нему всей душой, несмотря на то, что все вокруг считали его чудаком.
Любовь князя и его метания между двух женщин, к которым он относился с благоговейным трепетом, еще более усилили терзания души главного героя, но показали читателю, насколько человек может быть внимательным и чутким по отношению к предмету своего обожания. В итоге князь расстается с Аглаей, а позже узнает от Рогожина страшную правду о кончине Настасьи Филипповны. Успокаивая несколько дней несчастного Парфена перед трупом любимой женщины, князь сам сходит с ума.
Образ положительно прекрасного человека в творчестве Ф.М.Достоевского
... согласна с высказыванием Достоевского, что «мир спасется красотой». В начале своего сочинения я писала об уподоблении князя Мышкина образу Христа. «Красота» и христианский идеал для Мышкина синонимы, хотя ... соединению. Любовь Мышкина и Рогожина к Настасье Филипповне, как и сами герои, разная: в Рогожине она вызывает сладострастие, а в Мышкине – сострадание и жалость. Рогожин говорит Мышкину, что ...
Однако, личность главного героя, его поступки и мировоззрение не прошло бесследно мимо тех, с кем он соприкоснулся. Князь помог увидеть другим свое искривленное отражение в зеркале души. Да, общество его не оценило. Князь так и не смог приспособиться к местному обществу, рассудок его не выдержал такого психологического надлома. Единственный чистый, мудрый и светлый человек был сломан душевно и физически. Его так не хватало России! Князь является прообразом Христа, положившим голову на плаху ради спасения людей.
До тех пор, пока в нашем обществе будут существовать такие мышкины – есть надежда на то, что люди будут становиться чище и лучше.
История создания
Работа над романом началась в апреле 1867 и длилась почти полтора года. Творческим импульсом для автора было дело семьи Умецких, где родителей обвиняли в жестоком обращении с детьми.
1867год — тяжелое время для писателя и его семьи. Достоевский скрывался от кредиторов, что вынудило его уехать за границу. Другим печальным событием была смерть трёхмесячной дочери. Эту трагедию Федор Михайлович и его супруга переживали весьма тяжело, но договорённость с журналом «Русский вестник» не позволяла творцу придаваться горю. Работа над романом полностью поглотила автора. Находясь во Флоренции, в январе 1869 года Достоевский закончил свое сочинение, посвятив его племяннице С. А. Ивановой.
Связь с преступностью 1860-х годов
Литературоведы отмечают, что фабула романа тесно связана с уголовными процессами того времени. Сам замысел романа возник у Достоевского под впечатлением дела Умецких. Это процесс 1867 года. Родители обвинялись тогда в истязании своих детей, а их 15-летняя дочь Ольга даже пыталась поджечь усадьбу. В окончательной редакции никаких деталей этой семейной драмы не сохранилось. Озлобленная Ольга Умецкая стала только отдаленным прототипом Настасьи Филипповны.
Также композицию романа определили уголовные дела Горского и Мазурина. Некоторые исследователи полагают, что ради развязки был написан весь роман. В нем писатель демонстрирует убийственность падшего мира, которая реализуется в насильственной смерти героини, олицетворяющей красоту и независимость.
Жанр, направление
Во второй половине XIX века писатели особенное внимание уделяли жанру романа. Возникали различные поджанры, связанные с направлением, стилем, структурой. «Идиот» Достоевского относится к лучшим примерам философского романа. Этот вид прозы возник ещё в эпоху Просвещения в западноевропейской литературе. Отличает его акцент на размышлениях героев, разработке их идей и концепций.
Немало интересовало Достоевского и исследование внутреннего мира персонажей, что даёт основание относить «Идиот» к такому виду романа как психологический.
Композиция
Маленькие люди в романе преступление и наказание достоевского 10 класс
... христианских положениях: человеколюбие и любовь к ближнему Сочинение Тема маленького человека в романе Достоевского Преступление и наказание В романе «Преступление и наказание» Достоевский описывает героя как обычного бедного студента, который был одет в лохмотья, заложил все свои деньги и жил очень убого. ...
В центре сюжета романа оказывается образ главного героя, а все остальные персонажи тесно переплетены с Мышкиным. В основе композиции лежит противостояние добродетели князя с привычным укладом жизни людей высшего света, который основан на корыстолюбии, предательстве и эгоизме.
В анализе «Идиота» Достоевского следует сделать акцент на том, что писатель стремится отразить негативную сторону этого противоречия, которая бросается в глаза даже самим героям произведения. Они понимают, как сильно отличаются от Мышкина, но в их мировосприятии не укладывается безграничная доброта князя, которую они категорически отвергают.
В анализе «Идиота» Достоевского важное место занимает символизм. Лев Иванович становится олицетворением христианской любви, Настасья Филипповна — красоты. Отдельное внимание нужно уделить картине «Мертвый Христос». Сам Мышкин заявляет, что если очень долго на нее смотреть, то можно лишиться веры.
Суть
Князь Мышкин приезжает из Швейцарии в Петербург. С маленьким узелком вещей в руках, одетый не по погоде, он отправляется в дом Епанчиных, где знакомится с генеральскими дочерями и секретарём Ганей. У него Мышкин видит портрет Настасьи Филипповны, а позднее узнаёт некоторые детали её жизни.
Молодой князь останавливается у Иволгиных, где вскоре встречает саму Настасью. Покровитель девушки сватает её за Ганю и даёт за неё приданое 70 тысяч, что привлекает потенциального жениха. Но при князе Мышкине происходит сцена торга, где участвует Рогожин, ещё один претендент на руку и сердцу красавицы. Итоговая цена – сто тысяч.
Лев Николаевич Мышкин глубоко тронут красотой Настасьи Филипповны, он приходит к ней тем же вечером. Он встречает там множество гостей: генерала Епанчина, Фердыщенко, Тоцкого, Ганю, — а ближе к ночи является и сам Рогожин с газетным свёртком, в котором обещанные сто тысяч. Героиня бросает деньги в огонь и уезжает с избранником.
Спустя шесть месяцев князь решает навестить Рогожина в его доме на Гороховой улице. Парфён и Лев Николаевич обмениваются крестами – теперь, с благословения матушки Рогожина, они братья.
Через три дня после этой встречи князь едет в Павловск на дачу к Лебедеву. Там после одного из вечеров Мышкин и Аглая Епанчина договариваются о встрече. После свидания князь понимает, что полюбит эту девушку, а через несколько дней Льва Николаевича провозглашают её женихом. Настасья Филипповна пишет письмо Аглае, где убеждает её выйти замуж за Мышкина. Вскоре после этого происходит встреча соперниц, после которой случается расторжение помолвки князя и Аглаи. Теперь общество в предвкушении другой свадьбы: Мышкина и Настасьи Филипповны.
В день торжества невеста сбегает с Рогожиным. На следующий день князь отправляется на поиски Настасьи Филипповны, но никто из знакомых ничего не знает. Наконец Мышкин встречает Рогожина, который приводит его в свой дом. Здесь под белой простынёй лежит труп Настасьи Филипповны.
В итоге от всех полученных потрясений главный герой сходит с ума.
Сюжет
Историческое 862 — 972 (первые русские князья)
... вопросов. Признание равенства сторон. >> 1015-1019. Междоусобица между сыновьями Владимира I. Историческое сочинение Для государства, которое только что появилось на карте, равноправный договор с самой ... Магдебургского (960-962 годы) с языческой реакцией, которую поддерживал Святослав. С 964 года повзрослевший князь начал полностью посвящать себя походам против сопредельных стран и племён, ...
Краткое содержание и анализ «Идиота» Достоевского позволяют разобраться, что хотел сказать автор.
Роман начинается со встречи в поезде Парфена Рогожина и князя Льва Николаевича Мышкина. Аристократ рассказывает, что возвращается в Петербург из Швейцарии, где находился в лечебнице. Туда его на четыре года отправил опекун. О Рогожине читатель узнает, что персонаж едет оформлять наследство, которое ему оставил внезапно скончавшийся отец. При этом незадолго до смерти между ними произошел конфликт, Парфен даже ушел из дома.
У Мышкина денег нет вовсе, так как его опекун недавно умер. В Петербурге он отправляется к своим родственникам, которые раньше даже не отвечали на его письма, зная, что он фактически нищий. Познакомившись с семейством генерала Епанчина, он сразу покоряет его жену и трех дочерей (Александру, Аделаиду и Аглаю) общением и своими манерами. Отец соглашается устроить его на работу и помогает найти жилье.
Одну из трех дочерей Епанчиных планируют выдать за богача Тоцкого, который стремится избавиться от своей любовницы Настасьи Филипповны Барашковой. Это имя Мышкин слышит уже во второй раз. Ранее о таинственной незнакомке ему уже рассказывал в поезде Рогожин. Тоцкий сватает Настасью Филипповну за Ганю Иволгина, чиновника, работающего у Епанчиных. Тот влюблен в Аглаю, но готов жениться на Барашковой. Тоцкий дает за нее большое приданое.
Вскоре выясняется, что в Настасью Филипповну влюблен Парфен. Он отдает ей практически все свое состояние, чтобы она с ним уехала. Мышкин пытается вмешаться в этот унизительный торг, предлагая Барашковой выйти за него. Настасья Филипповна отказывается, утверждая, что не достойна князя.
Главные герои и их характеристика
- Князь Лев Николаевич Мышкин . В черновиках писатель называет протагониста князь Христос. Он является центральным персонажем и противопоставлен всем другим героям произведения. Мышкин взаимодействует практически со всеми участниками действия. Одна из его главных функций в романе – раскрытие внутреннего мира персонажей. Ему не составляет труда вызвать собеседника на откровенный разговор, узнать его сокровенные мысли. Для многих общение с ним подобно исповеди.
- Антиподами Мышкина выступают Ганя Иволгин и Парфён Рогожин . Первый из них слабохарактерный, женственный, прельщенный деньгами молодой человек, который хочет выбиться в люди любой ценой, но все же испытает стыд за это. Он мечтает о статусе и уважении, но вынужден терпеть лишь унижения и неудачи. Богатый купец Рогожин одержим одной лишь страстью – владеть Настасьей Филипповной. Он упрям и готов на всё для достижения цели. Его не устроит никакой другой исход, но жизнь в страхе и сомнении, а любит ли она его, не сбежит ли, не для Рогожина. Потому их отношения заканчиваются трагедией.
- Настасья Филипповна . Роковая красавица, чью истинную натуру угадал только князь Мышкин. Её можно считать жертвой, можно демоном, но больше всего в ней привлекает то, что роднит ее с самой Клеопатрой. И это не только покоряющая красота. Известен случай, когда египетская властительница растворила огромную жемчужину. Реминисценцией этого поступка в романе является эпизод, где Настасья Филипповна бросает в камин сто тысяч рублей. Прототипом героини считается Аполлинария Суслова, возлюбленная Достоевского. Она испытывает презрение к деньгам, ведь за них купили ее позор. Бедную девушку соблазнил богатый господин, но он стал тяготиться своим грехом, поэтому пытался сделать из содержанки порядочную женщину, купив ей жениха – Ганина.
- Образ Настасьи Барашковой оттеняет Аглая Епанчина, антипод и соперница. Эта девушка отличается от своих сестер и матери. В Мышкине она видит гораздо больше, чем чудаковатого глупца, и не все из родных могут разделить её взгляды. Аглая ждала человека, способного вывести её из закостенелой, загнивающей среды. Сначала таким спасителем она представляла князя, затем некоего поляка-революционера.
Интересных героев в книге больше, но мы не хотим слишком уж затягивать статью, поэтому если вам необходима характеристика персонажа, которой тут нет, напишите об этом в комментариях. И она появится.
Трагедия добра и красоты в романе Достоевского Идиот
... умнее всех. В отличие от раздвоенных, расстроенных, расщепленных героев Достоевского князь Мышкин не знает борьбы между разумом и чувством, между “добром” и “злом” в своей душе. Князь Мышкин – всеобщий ... в романе «Идиот» он пишет, что мир красота спасет, то в романе «Бесы» (1872) логически заключает, что «некрасивость (злоба, равнодушие, эгоизм. - Сост.) убьет...» Роман “Идиот”, вышедший в свет в ...
Анализ 3
Данный роман приобрел широкую известность, автор разоблачает истинное состояние общества интеллигенции девятнадцатого века. Оно уже давно прогнило, потеряло нравственные устои. Проблема денег и наличия связей в высших кругах появилась уже тогда. Даже если человек имел образование, этого было недостаточно. Нужны были знакомства и деньги для решений подобной проблемы, иначе человек как специалист не рассматривался. По этой причине произведение очень актуально и в современном мире, когда эти проблемы набрали еще большие обороты.
Главный герой имеет удивительные качества, которые не характерны для остальных персонажей. Им является князь по фамилии Мышкин. Это открытый и светлый человек, который, несмотря на то, что вырос — смог не предаться мерзости и лжи. Герой воспитан, он не может жить в соответствии с теми правилами, которые диктует нынешняя жизнь.
Герой верит в прекрасное, однако, когда он оказывается в России, он видит совсем другую правду жизни, не ту, которой его учили. Он видит, что живущие здесь люди имеют совершенно иное представление о том, как следует жить. Мышкин испытывает потрясение, но изменяться под эти правила он не собирается.
В романе также есть и противопоставление главному герою, коим является Рогожин. Этот человек богат и состоятелен, у него есть цель и он идет к ней любыми способами. И Мышкин и Рогожин влюбляются в Настасью Филипповну. Рогожин разжигается страстью и хочет обладать своим объектом воздыхания. Судьба Рогожина была печальной, не в состоянии жить в неопределенности и страхи, герой доходит до убийства возлюбленной, после чего теряет рассудок. Вот до чего его довела страсть.
Мышкин тоже очень любил Настасью, но к нему очень тянулась девушка по имени Аглая, которая полюбила его всем сердцем. Она смогла заполнить какую-то пустоту. Девушку не смущал тот факт, что все окружающие воспринимали князя, как чудака.
Князь любил двух девушек, в итоге, он разорвал отношения с Аглаей. Позже узнал, что его возлюбленная Настасья убита. Герой долго успокаивал Порфена, после чего и сам не выдержал и потерял рассудок.
Мышкин помог многим людям, он не мог пройти мимо чужого горя. В жизни каждого, с кем соприкасался, оставлял добрый след. К сожалению, жестокие реалии жизни сломили и его. Очень больно и страшно терять таких людей, ведь он столько пользы еще принести.
Я себя убил, а не старушонку. по роману Достоевского «Преступление и наказание
... преступление Раскольникова? Герой сам сказал Соне, что не признает свою вину: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!». Преступление в романе Достоевского состоит не в нарушении закона, а в преступлении через нравственность, через мораль. Раскольников ...
Такие люди очень жертвенные, они в первую очередь думают о других, а не о себе. Обществу очень необходимы такие люди.
Темы и проблемы
- Проблематика романа весьма многообразная. Одной из главных проблем, обозначенных в тексте, является корыстолюбие . Жажда престижа, статуса, богатства заставляет людей совершать гнусные поступки, клеветать друг на друга, изменять самим себе. В описываемом Достоевским обществе невозможно добиться успеха, не имея покровителей, знатного имени и денег. В тандеме с корыстью идёт тщеславие, особенно присущее генералу Епанчину, Гане, Тоцкому.
- Поскольку «Идиот» относится к философскому роману, в нём разрабатывается огромное богатство тем, важной из которых является религия . К теме христианства автор обращается неоднократно, главным персонажем, причастным к этой теме, выступает князь Мышкин. Его биография включает некоторые библейские аллюзии на жизнь Христа, он наделён функцией «спасителя» в романе. Милосердие, сострадание к ближнему, умение прощать – этому учатся у Мышкина и другие герои: Варя, Аглая, Елизавета Прокофьевна.
- Любовь представлена в тексте во всех возможных её проявлениях. Любовь христианская, помощь ближнему, семейная, дружеская, романтическая, страстная. В более поздних дневниковых записях Достоевского обнаруживается главный замысел — показать три разновидности этого чувства: Ганя – тщеславная любовь, Рогожин – страсть, а князь – любовь христианская.
Здесь также, как и с героями, разбирать тематику и проблематику можно долго. Если чего-то конкретного вам все же не достает, пожалуйста, напишите об этом в комментариях.
Экранизации и театральные постановки
К сюжету романа роману «Идиот» обращались многие режиссеры кино и театра, композиторы. Драматические инсценировки начинаются уже с 1887 года. Одной из самых значительных театральных постановок версий романа Достоевского стал спектакль 1957 года, поставленный Георгием Товстоноговым в Большом драматическом театре в Петербурге. В роли князя Мышкина выступал Иннокентий Смоктуновский.
«Идиот». Режиссер Петр Чердынин (1910)
Первая экранизация романа относится к 1910 году, периоду немого кино. Автором этого короткометражного фильма стал Петр Чардынин. Выдающейся киноверсией первой части романа стал художественный фильм Ивана Пырьева «Идиот» (1958), где роль Мышкина сыграл Юрий Яковлев.
Психологизм романа Достоевского «Преступление и наказание»
... должны ощущать на свете великую грусть». Цветопись в романе Действие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» происходит в Петербурге. Этот город много раз становился ... реферата заключается в раскрытии психологизма романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В раскрытии этой темы, я буду опираться на художественное своеобразие романа, мир героев, психологический облик ...
«Идиот», реж. Акира Куросава (1951)
Одна из лучших зарубежный экранизаций романа — японская чёрно-белая драма «Идиот» (1951) режиссера Акиры Куросавы.
Евгений Миронов в роли князя Мышкина в экранизации романа «Идиот» (реж. Владимир Бортко, Россия, 2003)
Самой подробной и максимально приближенной к первоисточнику киноверсией романа является многосерийный фильм Владимира Бортко «Идиот» (2002), роль Мышкина исполнил Евгений Миронов.
Главная мысль
Основная идея Достоевского – показать разложение русского общества в слоях интеллигенции. В этих кругах наблюдается духовный упадок, филистерство, супружеские измены, и двойная жизнь — практически норма. Достоевский стремился создать «прекрасного человека», который мог бы показать, что и в этом мире ещё живы доброта, справедливость и искренняя любовь. Такой миссией наделён князь Мышкин. Трагедия романа заключается в том, человек, стремящийся видеть в современном ему мире только любовь и доброту, погибает в нем, будучи неприспособленным к жизни.
Смысл, заложенный Достоевским, заключается в том, что людям все же необходимы такие праведники, которые помогают им взглянуть в лицо самому себе. В разговоре с Мышкиным герои познают свою душу и учатся открывать ее другим. В мире фальши и лицемерия это очень нужно. Конечно, самим праведникам очень тяжело освоиться в обществе, но их жертва не напрасна. Они понимают и чувствуют, что хоть одна исправленная судьба, хоть одно неравнодушное, проснувшееся от безразличия сердце – это уже большая победа.
Тайна газеты Indépendance Belge
Главное СМИ романа «Идиот» — это бельгийская газета Indépendance Belge. Ее название упоминается в романе несколько раз, а генерал Иволгин и Настасья Филипповна — заядлые читатели этого издания. На газетной заметке завязана небольшая конфликтная сцена между этими двумя персонажами. Генерал, любящий пофантазировать и выдать чужую историю за свою, рассказывает, как выкинул из поезда болонку своей попутчицы, обидевшись на замечание. Настасья Филипповна говорит, что несколько дней назад читала о таком же случае в газете.
Первая полоса газеты L’Indépendance Belge. 24 августа 1866 года
Indépendance Belge — одно из самых популярных изданий того времени, с корреспондентской сетью по всей Европе, особенно во Франции и Германии, мощным новостным блоком и резкой левацкой позицией. В России ее читали, особенно популярной она не была Петербургские газеты ссылались в своих публикациях на нее реже, чем, например, на издания France, Times или Italia., но в кофейнях того времени — в XIX веке в подобных заведениях имелась подборка периодической печати для посетителей — ее всегда можно было найти. Купив хотя бы чашку кофе, можно было получить доступ к иностранным газетам и журналам. Так и поступали многие студенты, иногда заказывая одну чашку на двоих или на троих.
Семья Мармеладовых в судьбе Раскольникова (по роману Достоевского ...
... в описании обстановки. Анализ эпизода встречи Родиона Раскольникова с Мармеладовым в трактире (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») / / / / Тип: Чиновник Семен Захарович Мармеладов и его семья играют важную роль в развитии сюжета и проблематике романа «Преступление и ...
Почему же из всех газет, доступных в Российской империи, Достоевский выбрал именно эту? Потому что сам читал и любил ее. С Indépendance Belge он познакомился еще в 1850-е годы в Семипалатинске, когда вышел с каторги и поступил на военную службу. Тогда он подружился с Александром Егоровичем Врангелем — чиновником Министерства юстиций, стряпчим уголовных дел. У Врангеля он стал одалживать книги и газеты, в том числе Indépendance Belge. Врангель выписывал еще немецкую газету Augsburger Allgemeine Zeitung, однако Достоевский увереннее читал по-французски. Поэтому именно бельгийское СМИ тогда стало для него основным источником информации о европейских событиях. Ее же он читал во время работы над «Идиотом», находясь за границей, о чем неоднократно вспоминала его супруга Анна Григорьевна.
Критика
Некоторые современники называли роман «Идиот» фантастическим, чем вызывали негодование писателя, поскольку он считал это самым реалистичным сочинением. Среди исследователей на протяжении многих лет, с момента создания книги и посей день, возникали и продолжают возникать различные определения этого произведения. Так, В. И. Иванов и К. Мочульский называют «Идиот» романом-трагедией, Ю. Иваск использует термин евангельский реализм, а Л. Гроссман считает это произведение романом-поэмой. Другой русский мыслитель и критик М. Бахтин исследовал в творчестве Достоевского явление полифонизма, «Идиот» он также считал полифоническим романом, где параллельно развивается несколько идей и звучит несколько голосов героев.
Примечательно, что роман Достоевского вызывает интерес не только у русских исследователей, но и у зарубежных. Особенно популярно творчество писателя в Японии. Например, критик Т. Киносита отмечает большое влияние прозы Достоевского на японскую литературу. Писатель обратил внимание на внутренний мир человека, и японские авторы охотно следовали его примеру. Например, легендарный писатель Кобо Абэ называл Федора Михайловича любимым литератором.
Автор: Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Интересные факты о романе
1. Идиот» — второй роман так называемого «великого пятикнижия Достоевского». В него также входят романы «Преступление и наказание», «Игрок», «Бесы» и «Братья Карамазовы».
Анализ романа «Идиот» (Ф. М. Достоевский)
... считает это произведение романом-поэмой. Другой русский мыслитель и критик М. Бахтин исследовал в творчестве Достоевского явление полифонизма, «Идиот» он также считал полифоническим романом, ... тысяч. Лев Николаевич Мышкин глубоко тронут красотой Настасьи Филипповны, он приходит к ... роман «Идиот» фантастическим, чем вызывали негодование писателя, поскольку он считал это самым реалистичным сочинением. ...
Тома одного из первых изданий собрания сочинений Ф. М. Достоевского
2. На идею романа сильно повлияло впечатление Достоевского от картины Ганса Гольбейна Младшего «Мертвый Христос в гробу». На полотне предельно натуралистически изображено тело мертвого Спасителя после снятия с Креста. В образе такого Христа не видно ничего божественного, а по преданию Гольбейн и вовсе писал эту картину с утопленника. Приехав в Швейцарию, Достоевский захотел увидеть эту картину. Писатель пришел в такой ужас, что сказал жене: «От такой картины веру потерять можно». Трагическая фабула романа, где большинство героев живет без веры, во многом проистекает из размышлений об этой картине. Не случайно именно в мрачном доме Парфёна Рогожина, который потом совершит страшный грех убийства, висит копия картины «Мертвый Христос».
3. В романе «Идиот» можно встретить всем известную фразу «мир спасет красота». В тексте ее произносят в грустном, ироничном и почти издевательском тоне два героя — Аглая Епанчина и смертельно больной Ипполит Терентьев. Сам Достоевский никогда не считал, что мир спасет некая абстрактная красота. В его дневниках формула спасения звучит так — «мир станет красота Христова». Романом «Идиот» Достоевский доказывает, что красоте присуща не только одухотворяющая, но и губительная сила. Трагическая судьба Настасьи Филипповны, женщины необыкновенной красоты, иллюстрирует мысль о том, что красота способна вызвать невыносимые страдания и погубить.
4. Ужасную сцену в рогожинском доме в финальной части «Идиота» Достоевский считал самой главной в романе, а также сценой «такой силы, которая не повторялась в литературе».