Причины появления в русском обществе и литературе II половины XIX века образа «нового» героя.
Базаров – «новый» герой или трагическая личность?
«И весь портрет его вызывал неприятие…».
Программа жизни Базарова – нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.
Испытание любовью.
Одинок ли Базаров?
3. «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.
4. Работа с капитанами команд.
Капитаны команд получают карточки – лакуны
Словарь! (в лингвистике и литературоведении лакуны — пробел, пропуск, недостающее место в тексте)
Задание : в предложенном тексте пропущены слова или целые словосочетания. Объём вставляемой конструкции задаётся длиной лакуны. Можно менять текст в целом. Таким образом, возникает несколько вариантов вступления к сочинению. Количество вариантов зависит от количества творческих групп. Затем капитаны команд представляют варианты вступления, а «соперники» корректируют их. Понравившиеся варианты вступлений каждый ученик заносит в рабочие тетради. Например:
1. Грозовая эпоха 60-х годов 19 века… Отмена крепостного права «произошла» лишь ___ ________, на _________ деле русский народ по-прежнему оставался __________________. Конфликт сторон грозил _____________ в настоящую ________________. И.С. Тургенев был свидетелем этого конфликта и сумел __________________ ________________ его в своём ___________ «Отцы и дети». |
2. Главный труд жизни ________________ русского писателя И.С. Тургенева — роман __________________. Со станиц романа ______________ ______________ нас в атмосферу грозовой эпохи. Его герои: _________________________________________ — взяты из жизни, у них есть реальные ______________________. Центральное место в романе ___________ образ ______________. |
3. В русской литературе 2-ой половины 19 века ____________________ «новый» тип героя, отличного во всём от его _____________________: «лишних» героев Грибоедова, Пушкина и ________________. Тургенев почувствовал веяния времени и ___________ их, несмотря на неоднозначное ____________________ к своему герою — _______________ Базарову. |
г) работа по команде «Зеркальное отражение».
Учитель предлагает учащимся набор опорных предложений, которые можно использовать в сочинении. Цель – ученики должны найти в данном наборе ошибки и записать предложения, противоположные по смыслу исходным.
Базаров не отрицал искусство, любовь, религию;
|
Ответы перерастают в мини- беседу по плану 2-ой части сочинения, которая оформляется в черновике секретарями каждой группы.
д) работа в группах по командам «Осколки» и «Проверь свою грамотность».
«Осколки»: каждая группа получает карточки с текстом, в котором даны только опорные слова или предложения. Команды заполняют «пустоты», используя материалы мини – беседы и команды «Зеркальное отражение».
«Проверь свою грамотность»: в опорных словах пропущены буквы и знаки препинания. Задача команд – рецензировать материалы товарищей, исправить допущенные ошибки.
1. Впервые мы ___________ в __________ начале __________. Перед нами __________ человек лет ______ с п…дпояса…ой беч…вкой рубах… С первого взгляда мы понимаем что _________________________________________ к трагич…ской ра…вязке так (как) Павел Петрович _______________________________. |
2. Благодаря этому роману _________________________________ слово «нигилист». Име(н, нн)о философия _____________________ легла в основу ____________________ но я (бы) ___________ остановиться на слабых и сильных ст…ронах философии Базарова. |
И свё(таки) _________________ меняе(ться, тся) что связано с _______________. Посмотрите как _________________ взгляды _________________ на любовь и жен…щин. Автор заставляет героя ___________________. Выдерживает ли он _________________ любовью? |
4. Своевременен ли Базаров? Я думаю что _________________. Опасно в нём то что ____________________________. Кому (то) такие герои ____________________ но ___________________. Может из(за) таких Базаровых ______________________________. |
Каждая группа обрабатывает все дополнения и уточнения и затем зачитывает (защищает) готовый материал. У каждой команды – один пункт основной части. Во время защиты команды работают в черновиках.
е) работа над заключительной частью сочинения.
Ученикам предлагается команда «Клише».
Учитель зачитывает только начало блочных предложений, а каждый ученик придумывает свой вариант окончания предложения. Можно это задание разнообразить задание: учитель называет того ученика, который должен закончить предложенное выражение. Остальные высказывают согласие с его вариантом или предлагают свой вариант.
— В мировой литературе существует понятие «вечного образа». Это герои______________________________ — К таким образам относятся __________________________________ и Базаров Тургенева).
— В своей критической статье Писарев назвал Базарова…(«…человеком замечательно умным, равного которому нет»).
— Базаров был нужен своему времени, потому что… (воплотил в себе черты людей, готовых пожертвовать собой ради общего блага).
— Мне близок (не понятен) Базаров тем, что __________________________________ — Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены, потому что … (время его ещё не пришло).
— Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________ — Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ______________ — Писарев назвал Базарова _________________________________________________ |
Учитель: Таким образом, мы одновременно напишем заключительную часть сочинения.
Подведение итогов урока.
Итак, подведём итоги: каждый из учащихся в группе получает карточку, в которой даны только начальные слова опорные слова. Учащиеся заполняют «пустоты».
Сегодня я… понял… научился… осознал… открыл для себя… |