Детское творчество. Вокальная импровизация на занятиях в ДОУ

автор: Кузнецова Ирина Григорьевна

Музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 10 город Сафоново, Смоленской области

Детское творчество. Вокальная импровизация на занятиях в ДОУ.

Детское творчество. Вокальная импровизация на занятиях в ДОУ.

Из опыта работы.

Несколько лет назад, я познакомилась с книгой М. А. Давыдовой «Музыкальное воспитание в детском саду». Меня заинтересовало сочинение музыки детьми – вокальная импровизация. Начала работу в этом направлении с простого – пропевания своего имени, имени товарищей, посложнее – имени воспитателя-педагога. В начале занятий, дети старались повторить интонацию предложенную мною. Я обращала на это их внимание и избежать повторений мне помог такой прием, как мини-рассказ, в ход которого включена мини-импровизация.

Примеры такие: музыкальный руководитель читает предложение, которое нужно закончить. Задача детей – в нужных местах исполнить свою вокальную импровизацию.

1.Встало солнышко и запел петушок…

2.Проснулась Машенька и позвала маму…

  1. Набежала тучка, спрятала солнышко и пошел дождик…

4.Бабушка налила в блюдце молока и позвала кошку…

5.Даша зашла в группу и громко сказала всем…

Очень много можно сочинить таких примеров, связав их по разным темам (времена года, день рождение, прогулка в лес и др.).

От таких простых распевок – импровизаций можно перейти к более сложному – сочинению маленьких песенок. Для этого подойдут программные стихи самого младшего возраста, которые детям очень хорошо знакомы.

Примеры: «Наша Таня громко плачет…», «Идет бычок качается…», «Уронили Мишку на пол…» и др. Детям знакомы эти стихи, поэтому не надо тратить время на их разучивание. Перед сочинением импровизации, следует поговорить с детьми о поэтическом настроении стиха и характере будущей музыки (грустная, веселая).

КАПРИЗЫ

автор: Эмма Мошковская

Все капризы у Оксанки, Соберём в большие санки,

Отвезём в далёкий бор,

Дальше моря, дальше гор!, И оставим возле ёлки…

Пусть едят их злые волки

ЗИМА

автор: Эмма Мошковская

Жили-были в тучке точки:

Точки-дочки и сыночки —, Двадцать тысяч сыновей!, Двадцать тысяч дочерей!

ПЕТУШКИ

4 стр., 1706 слов

Камерно – вокальная лирика С.В. Рахманинова

... впечатление, являясь выражением самых сокровенных мыслей и чувств автора. Вокальные произведения Рахманинова (как и его современника Метнера) завершают историю ... в 1897 году, после неудачного исполнения Первой симфонии Рахманинова - сочинения, в которое композитором было вложено много труда и ... А. А. Фета); «Диссонанс» (слова Я. П. Полонского); Вокализ. 1916. Шесть романсов. Ор. 38. «Ночью в саду у ...

автор: Валентин Берестов

Петушки распетушились,, Но подраться не решились., Если очень петушиться,, Можно пёрышек лишиться., Если пёрышек лишиться,, Нечем будет петушиться.

ОГОНЁК

автор: Елена Благинина

Хрустит за окошком, Морозный денёк., Стоит на окошке, Цветок-огонёк.

ЩЁЧКИ-ЩЁЧКИ

автор: Кирилл Авдеенко

Щёчки, щёчки, щёчки,

Ямочки, комочки;

Целый день до ночки

Улыбайтесь щёчки!

МАЛИНКА

автор: Кирилл Авдеенко

Раз малинка, два малинка,, Прямо у окошка;, Раз малинка, два малинка —, Целое лукошко!, Только надо рано встать,, Чтоб лукошко то собрать.

Внутри некоторых стихов встречаются по два художественных образа, что помогает детям разнообразить создаваемые мелодии. Первая фраза сочиняется в одном характере, а вторая – другом, контрастном по отношению к первой.

КЛУБНИЧКА

автор: Кирилл Авдеенко

Высоко кричит синичка:

“Ой, как выросла клубничка!

Нужно быстренько срывать —, Полетела деток звать!”

ЧЕРЁМУХА

автор: Елена Благинина

Черёмуха, черемуха,, Ты что стоишь бела?

  • Для праздника весеннего,

Для Мая расцвела.

ЕХАЛ ДЕД.

автор: В.Степанов

Ехал дед из гостей, На кобыле своей., На корове — бабка, С гусем в охапку.

Сели детки на телят,

Сели детки на козлят,

Тоже в гости хотят.

При разучивании незнакомых детям стихов, я предлагаю детям вслушаться в каждое слово, понять его смысл. Стихотворные тексты для детских импровизаций отбираются по следующим принципам:

  • лаконизм и яркость художественного образа;
  • возможность использования жизненного опыта ребенка;

— напевность, музыкальность, удобство для музыкального воплощения (небольшой объем, короткие строфы, удобный текст);

  • разнообразие характера;
  • доступность и легкость произношения.

Детям нравится выступать в роли композиторов. Мы анализируем все импровизации, отмечаем наиболее удавшиеся, устраиваем соревнования. Разучиваем понравившуюся всем песенку.