Почему Н.В. Гоголь использует именно художественную деталь как главное средство психологизма?

Детали быта Коробочки в «Мертвых душах» Николая Васильевича Гоголя (материал к уроку)

Детали быта Коробочки знакомят нас с нею раньше, чем она успевает рассказать о себе:

  • Комната была обвешана старенькими обоями;
  • картинки с какими — то птицами;
  • между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев;
  • за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок;
  • стенные часы с нарисованными цветами на циферблате…»

Читателю ясно, что комната эта может принадлежать рачительной хозяйке, одной из тех помещиц, которые знают и счет денежкам, и своим крепостным, живут замкнуто в своем поместье, как в коробочке, и ее домовитость со временем перерастает в скопидомство.

Если маниловская пошлость еще как — то рядилась в узорчатые одежды выспренности, то в образе Коробочки обмельчание человека, духовная скудость «хозяев жизни» предстают в своем естественном состоянии. В отличие от Манилова Коробочку характеризует отсутствие всяких претензий на высшую культуру, какая — то своеобразная, весьма незатейливая «простота». Отсутствие «парадности» подчеркнуто Гоголем уже во внешнем портрете Коробочки, запечатлевающем ее малопривлекательный внешний вид: «… Хозяйка, женщина пожилых лет, в каком — то сальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее…»

А уже за завтраком «она была одета лучше, нежели вчера — в темном платье и уже не в сальном чепце, но на шее все так же было что — то навязано.».

Та известная житейская непосредственность, которая обращает на себя внимание при переходе от образа Манилова к образу Коробочки, раскрывается, прежде всего, как выражение грубого прозаизма и обыденности, расчетливого и цепкого практицизма. Все мысли и желания Коробочки сосредоточились вокруг хозяйственного упрочения ее поместья, вокруг непрестанного накопительства. Поместная обособленность от мира сливается тут же с жаждой обогащения. Коробочка, в отличие от Манилова, не бездеятельный фантазер, а трезвый, вечно копошащийся у своего жилья приобретатель. Чичиков увидел в ее поместье следы умелого хозяйствования, ощутимые результаты ее постоянных забот о преумножении богатства.

Но «хозяйственность» Коробочки как раз и обнаруживает ее внутреннее ничтожество. Приобретательские побуждения и стремления заполняют все сознание Коробочки, не оставляя места ни для каких иных чувств. Из всего она стремится извлечь пользу, начиная от домашних мелочей, кончая выгодной продажей крепостных крестьян. Коробочка торгует ими, когда это кажется ей необходимым, с такою же обычной деловитостью и расчетливостью, с какой она продает пеньку, сало и птичьи перья прохожим скупщикам. Крепостные крестьяне для нее — это, прежде всего, ее имущество, которым она вправе распоряжаться, как ей вздумается. Различие между «одушевленным» имуществом и имуществом неодушевленным не является для Коробочки сколько — нибудь существенным и решающим.

11 стр., 5425 слов

Роль портретной и предметно-бытовой детали в создании образов ...

... портретные и бытовые детали. Раскрывая образы действующих лиц в тесной связи и зависимости их от общих условий жизни, Гоголь стремится к максимальной выразительности различных элементов повествования. Ни одна из художественных деталей, ...

Бережливая старушка не любит расставаться с любой своей вещью, не использовав ее до конца, без всякого остатка. Предложение Чичикова уступить ему мертвые души открывает перед Коробочкой заманчивую перспективу извлечь выгоду и из умерших крепостных. Коробочку не столько удивляет необычность обращения Чичикова, сколько пугает перспективность что — то упустить, не взять того, что можно выручить за мертвые души .

Недаром Чичиков называет Коробочку «дубинноголовой». Эпитет этот очень метко характеризует существо поместной владетельницы. Находясь в стороне от широкого поток жизни, Коробочка не может, однако, не испытывать ее влияния, она пытается приспособиться к жизни. Но это приспособление происходит в рамках убогого восприятия действительности.

Погоня за выгодой порождает хитрость и изворотливость Коробочки. Но хитрость эта носит на себе печать заскорузлой примитивности. Умея кропотливо накапливать деньжонки, Коробочка не способна понять сколько — нибудь сложные явления жизни, разобраться в них, не способна верно оценить людей, с которыми ей приходится сталкиваться. Все, что попадает в поле ее зрения, она меряет привычными, давно устоявшимися микроскопическими мерками. Действительность в восприятии Коробочки лишена какого — то движения; никакого развития для нее реально не существует.

Точно так же, как при переключении повествования от Манилова к Коробочке, ясно ощущается внутреннее сопоставление этих образов, так и при переходе к изображению Ноздрева отчетливо выявляется контраст между Коробочкой и этим новым действующим лицом:

«Лицо Ноздрева, верно, уже сколько — нибудь знакомо читателю. Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитными малыми, слывут еще в детстве и в школе за хороших товарищей… Он и скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе: ты… Они всегда говоруны, кутилы, лихачи, народ видный». Тем самым писатель ярко подчеркивает, что изображаемое им действующее лицо представляет собой не какой — либо уникум, печальное исключение, а обыденный, широко распространенный характер. Это тот характер, которым «кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога».

Оттеняя типичность своего героя, писатель изображает его представителем целого разряда людей. Отсюда сопоставление героя с обширной группой лиц, встречающихся в жизни — сопоставление, которое обычно является своеобразным введение во внутренний мир образа.

В противоположность неподвижной поместной владетельнице, занятой откладывание целковиков и полтинников, Ноздрев отличается буйной удалью, «широким» размахом натуры. Он чрезвычайно активен, подвижен, задорен. Ни на мгновение не задумываясь, Ноздрев готов заняться любым делом, всем, что только по тому или иному поводу приходит ему в голову:

«В ту же минуту он предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что ни есть, на все, что хотите».

1 стр., 435 слов

Влияние окружающей среды на человека жизни

Благодаря фильтру, установленному под краном, вода проходя через него фильтруется, и когда открываешь кран, то она более чистая и её можно пить. Ещё мы пьём химию. Это как: лимонад, воду с красителями, кока-колу, фанту и другое. Такая вода иногда опасна для организма. Так как после неё будет тошнить, иногда бывает рвота, и отравление. Ещё мы принимаем алкоголь. Это как спиртные напитки: пиво, ...

Активность Ноздрева лишена какой — либо направляющей идеи, цели. Это активность человека, который свободен от всяких обязанностей что — либо создавать, добиваться реальных результатов своей деятельности. С одинаковой легкостью Ноздрев как начинает любое свое предприятие, так и бросает его, сразу забывая о том, что еще некоторое время назад привлекало его внимание. Увлеченье Ноздрева различными занятиями меняется весьма быстро, никогда не приводя к каким — либо положительным следствиям. Все то, что он затевает, кончается либо пустяками, либо разного рода «историями», на которые Ноздрев большой мастер.

Сцены с Ноздревым скупы на детали, отражающие крепостной быт, но вся характеристика Ноздрева дана так, что она собственно не оставляет неясностей и относительно этой стороны жизни. Нигде и ни о чем Ноздрев не признает каких — либо ограничений или сдерживающих начал. Для него существуют только его собственные желания и побуждения, которые он ставит превыше всего. Удовлетворению этих желаний должно служить все, что принадлежит Ноздреву. Лишенный человеческого достоинства, он не способен хотя бы в малейшей степени считаться с достоинством других людей, тем более крепостных крестьян. Изображая детали быта Ноздрева, Гоголь иронически оттеняет чрезвычайную привязанность его к животным, которые были предметом особых его забот.

И потому, что Ноздрев не несет в себе ничего человечески значимого, его бурное жизнепроявление принимает специфический характер. Всюду, где только ни появлялся Ноздрев, затевается кутерьма, сумятица, склока.

В то же время самому Ноздреву его жизнь кажется насыщенной до краев, полноценной и осмысленной. Тут Ноздрев кое в чем походит на Манилова, но ноздревская бурная «активность» существенно отличается от маниловской созерцательной мечтательности. Ноздрев, любящий во всем размах, создает бесконечно преувеличенное представление о своем бытии, своей деятельности, своих возможностях и успехах.

В той свободе, с которой Ноздрев сочинительствует, есть не только развязность, но и наглость, проистекающая из коренных особенностей его характера. Не имея твердых критериев оценки людей и не видя собственно надобности в такого рода критериях, Ноздрев быстро и легко сходится с любым человеком, который встречается на его жизненном пути. Со всеми знакомыми он за панибрата, держится с ними на короткой ноге, сразу же переходя на интимные формы обращения. Каждого, кто побывал в компании с ним, с кем он едва успел поболтать, Ноздрев считает своим приятелем и другом. Но так же, как и во всем ином, он никогда не остается верным ни своим словам, ни своим отношениям с людьми. Ноздрев принадлежит к разряду тех людей, которые «дружбу заведут, кажется, навек, но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ним того же вечера на дружеской пирушке». Превращение из друга в недруга, и наоборот, совершается с молниеносной быстротой. Закадычный друг Ноздрева через минуту может стать негодной дрянью, так же как тот, кто заклеймен именем подлеца, чаще всего вновь превращается в любимого друга. Более того, в одно и то же время один и тот же человек может называться и подлецом и другом. Это отсутствие у Ноздрева каких — либо устойчивых моральных критериев, оттенено Гоголем.

Само по себе стремление вносить хаос, сумятицу, желание всюду пакостить выразительно характеризует нравственный облик Ноздрева. Но с этим соединяются и другие черты, раскрывающие его полную аморальность. То, что Ноздрев нечист на руку, это широко известно в кругу его знакомых, он достаточно зарекомендовал себя с этой стороны. По части шулерства Ноздрев — не дилетант, а человек, обладающий опытом, непрестанно совершенствующий свое «искусство».

9 стр., 4460 слов

Примеры сильного человека из жизни

... переступить через себя, осознать свои ошибки или смог простить другого человека. Сочинение Примеры сильного человека из жизни ГИА Ответы. 9 класс. Номер сочинение-рассуждение № 15.1, 15.2, 15.3, 2016, 2017 Скачать бесплатно несколько ...

Разнообразие типов ничтожных, пошлых людей, изображенных в «Мертвых душах», показывает то, как глубоко Гоголь освещал крепостническую действительность, безжалостно осмеивая «хозяев жизни». Обличение казалось не только их бездеятельности, оторванности от действительности, к чему нередко сводят содержание образов помещиков; гоголевская сатира затрачивала более широкий круг явлений и сторон жизни.

Собакевича же никак нельзя причислить к людям, которые витают в облаках, тешат себя иллюзиями. Наоборот, он обеими ногами стоит на земле, весьма трезво оценивает людей и жизнь. Когда это необходимо, Собакевич умеет действовать и добивается того, чего он хочет. Характеризуя бытовой уклад жизни Собакевича, Гоголь оттеняет то, что здесь все «было упористо, без пошатки, в каком — то крепком и неуклюжем порядке». Основательность, фундаментальность — отличительные черты, как самого Собакевича, так и той бытовой обстановки, которая его окружает.

Одновременно с тем, на всем его жизненном укладе, начиная с деталей быта, лежит печать неуклюжести, уродливости. Мебель в доме Собакевича «имела какое — то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства, словом, каждый предмет, каждый стул, казалось говорил: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!».

Мелкие подробности, детали, беспрерывно вносимые автором и рисуемые им с необыкновенным мастерством, помогают читателю не только перенестись в тот мир, в который вводит автор, но и понять душу героя — грубую, неуклюжую.

Физическая крепость и уродливая неуклюжесть выступают и в облике самого Собакевича:

«Когда Чичиков искоса взглянул на Собакевича, он ему на этот раз весьма оказался похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке». И здесь внешний облик героя открывает перед читателем определенные стороны его духовного склада — грубость и упрямство, преобладание животного начала.

У Собакевича подчеркиваются его неуклюжие движения. Выделение особенных черт придает замечательную выразительность портрету Собакевича — хитрого и пронырливого дельца.

Сравнение с медведем имеет не только внешний характер; оно подводит к раскрытию его психологических особенностей. Животное начало главенствует в натуре Собакевича и не помышляющего ни о каких высоких духовных запросах. Он далек от философии, мечтаний и порывов. По твердому его убеждению, единственным жизненным делом может быть только забота о собственном существовании, которое он также не склонен усложнять.

Насыщение желудка здесь стоит на первом плане и является тем важнейшим моментом, который, в сущности, определяет содержание и смысл его жизни.

Отвергая излишние мудрствования, Собакевич держится твердого и расчетливого практицизма. В отличие от Коробочки Собакевич хорошо понимает окружающую обстановку, знает людей. Это хитрый и наглый делец.

18 стр., 8779 слов

Образы и характеристики помещиков в поэме мертвые души гоголя 9 класс

... размышления». Просьба Чичикова продать «мертвые души» кажется ему незаконной, но отказать такому «приятному» человеку он не в силах, поэтому легко отдает ему список крестьян ... жизни, а описанная крепостная жизнь была подобно вызову царствующей России и ее правительству. Сочинение на тему Образы помещиков в поэме Мертвые души, Гоголь ... помещика Собакевича Дальше автор нас знакомит с образом Собакевича в ...

Стремясь достигнуть нужных результатов, Собакевич никого и ничего не хочет стесняться. Глубокое лицемерие опытного дельца свойственно ему в такой же мере, как и откровенность циника.

Различные люди, с которыми ему приходиться встречаться, по убеждению Собакевича, нисколько не отличаются друг от друга, все они в равной мере мошенники и надуватели. Тут проявляется своеобразный нигилизм торгаша, нигилизм хозяина — приобретателя. Даже воображение не подсказывает ему ни образов благородных людей, ни честных, прямых отношений между ними. Он обладает способностью активного действия, он умеет устроиться в жизни, но именно в этом образе художник с особой силой обнажил низменные чувства и стремления.

Подобно Коробочке и Собакевичу, Плюшкин поглощен заботами о накоплении богатств; подобно им он находится во власти эгоистических чувств и желаний. Но эти эгоистические чувства и желания приобретают у Плюшкина характер всеобъемлющей страсти, довлеющей над всем скупости. Накопление вещей, вещественных ценностей становится для него единственной жизненной целью, вне которой решительно ничего не существует. Ненасытная жадность собирателя ведет к тому, что он теряет ощущение значимости вещей, перестает отличать важное от мелочи, полезное от несущественного. При такой внутренней обесцененности предметного мира особую притягательность неизбежно приобретает малозначительное, несущественное, ничтожное; на нем и сосредотачивает свое внимание Плюшкин. В стремлении укрепить свое благосостояние Плюшкин превращается в преданного, неутомимого раба вещей, раба своей страсти. Жажда накопления толкает его на путь всяческих ограничений и в отношении самого себя. Страшась разорения, Плюшкин наводит суровую «экономию» и в своем собственном быту. Он не позволяет себе ни малейших излишеств и, больше того, готов питаться впроголодь, одеваться во всякое тряпье, ограничить до предела всякие другие расходы.

Сам Плюшкин не испытывал никаких особых неприятных ощущений от этих ограничительных мер, которые он добровольно наложил на себя. Страсть к расширению богатства настолько захватила его, что он не хотел замечать и того, что казалось его лично. Стороннему взгляду Плюшкин представляется существом, до крайности аморфным и неопределенным:

«Пока он (Чичиков) рассматривал все странное убранство, отворилась боковая дверь, и взошла та же самая ключница, которую встретил он на дворе. Но тут увидел он, что это был скорее ключник, чем ключница: ключница, по крайней мере, не бреет бороды, а этот, напротив того, брил, и, казалось, довольно редко, потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей». При всей аморфности облика Плюшкина в целом его портрете выступают отдельные резкие черты. В этом соединении общей бесформенности с резко выделяющимися признаками и есть весь Плюшкин.

Но с особым вниманием при обрисовке плюшкинского портрета писатель останавливается на костюме героя:

  • « Гораздо замечательней был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя было докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги;
  • назади вместо двух болтались четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что — то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук».

Описание это живо раскрывает важнейшую черту Плюшкина — его всепоглощающую скупость. В образе Плюшкина Гоголь гениально показал и силу пагубной страсти, и ее постепенное возрастание.

11 стр., 5481 слов

Описание усадьбы как средство характеристики помещика в «Мертвых ...

... всем поместье и хозяйстве у него все прочно и крепко. Но Гоголь умел находить отражение характера человека в окружающих его мелочах быта, так как вещь несет на себе отпечаток характера владельца, ...

Одна из важных идей поэмы — идея вещи, порабощающей человека. Но Плюшкин не всегда был жадным и грубым скупцом; когда — то он слыл бережливым хозяином и хорошим семьянином, отличался опытностью и знанием света. Тупым скрягой он стал вследствие жизненных обстоятельств и условий. В отличие от других поместных владетелей, которые взяты вне их биографий, Плюшкин изображен в процессе развития; его биография отображала то, до какой глубочайшей деградации может дойти человек в определенных условиях своего жизненного существования.

Ненасытная скупость разрушает всякие человеческие связи, всякое общение Плюшкина с людьми. Поглощенный единственной заботой своей жизни, Плюшкин не испытывает никакой потребности ни в дружеских отношениях, ни в связях с окружающим миром. Ко всем, кто посещает его имение, он относится с явным подозрением, видя в любом посетителе своего недоброжелателя и даже потенциального врага:

«Я давненько не вижу гостей, — сказал он, да, признаться сказать, в них вижу мало проку. Завели пренеприличный обычай ездить друг к другу в гости, а в хозяйстве — то упущения… да и лошадей их корми сеном!»

Страшная скупость создала непроходимую пропасть между Плюшкиным и его детьми; по отношению к ним он не желает пойти даже на самые незначительные поступки.

Оборвав связи с окружающим миром, Плюшкин остается одиноким в своем стяжательстве, замкнутым в своем холодном эгоизме. Он постоянно объят страхом даже не за собственную участь, сколько за сохранность своих вещей.

Изображая Плюшкина, Гоголь ярко показывает бедственное положение его крестьян. Отражение жизни крепостных людей мы находим в разных местах главы, посвященной Плюшкину. По существу, эта тема проходит через все описание деталей его быта, его психологического облика и поведения. Она раскрывается не только в беседах Плюшкина с Чичиковым, но и в сценах с Прошкой, с Маврой, в изображении отдельных ярких картин и деталей.

Заключение

гоголевский герой художественный поэма

При чтении «Мертвых душ» хочется порой выкликнуть, подобно многим гоголевским героям: «Черт знает, что такое!» — и отложить книгу. Удивительные детали вьются, словно затейливые узоры, и увлекают нас за собой. И только смутное недоумение, и голос здравого смысла не позволяют читателю окончательно поддаться привлекательной абсурдности и принять ее как нечто само собой разумеющееся. В самом деле, мы невольно погружаемся в мир деталей и лишь потом вдруг осознаем, что они странны до крайности.

Действительно, «Мертвые души» демонстрируют нам все многообразие подобных «мелочей» — детали пейзажные, портретные, детали интерьера, развернутые сравнения, опять — таки изобилующие деталями.

Детализация изображенных явлений стала важным художественным приемом для писателя, решившего «вызвать наружу всю огромную , потрясающую картину мелочей, опутавших нашу жизнь». Яркая, запоминающаяся деталь заставляет читателя присмотреться к герою, внимательнее вглядеться в его внутренний мир. Все персонажи поэмы отражаются в окружающих их предметах.

18 стр., 8530 слов

Здесь погребен человек в поэме Мертвые души, Гоголь. Плюшкин ...

... ушедшей юности: «Могила милосерднее ее, на могиле напишется: «Здесь погребен человек!» - но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах ... недалекой, лишенной высоких идеалов, пустой кокетке. Гоголь размышляет о деградации человека на примере Плюшкина. Предупреждает, насколько страшным может стать это ... Прошли бы юношества лета: В нём пыл души бы охладел. Во многом он бы изменился, Расстался ...

Особый акцент делает автор на изображаемых деталях, вносящих диссонанс в уже намеченный образ. Они показывают потаенные черты характера героя, которые, тем не менее, обязательно должны быть замечены.

Казалось бы, небольшие и, на первый взгляд, неважные детали участвуют в создании целостной системы образов в произведении. Именно через часть Гоголь изображает целое — среду, обстановку, в которой формировались характеры героев и которая наполнена результатами их жизненной практики и общественной деятельности.

Образы помещиков, созданные писателем, исторически конкретны. Они несут в себе самые существенные, типичные признаки духовного вырождения поместного дворянства. Но, в то же время, в них отразились общечеловеческие пороки. Вот почему герои из «Мертвых душ» стали нарицательными.

Праздного мечтателя, фантазера, не умеющего и не желающего заниматься полезным делом, мы называем Маниловым; лгуна, хвастуна, дебошира — Ноздревым; жадного скрягу — Плюшкиным; неповоротливого увальня, наступающего всем на ноги — Собакевичем; умственно ограниченного человека — «дубинноголовым».

Таким образом, каждый герой представляет особую сторону русской действительности, узнаваемую читателем именно по мелочам. Кроме того, детали помогают раскрытию центральной проблемы поэмы — проблемы омертвения живой души. Герои Гоголя как будто теряются в бесконечном мире вещей, сами превращаются во что — то «предметное», бездуховное.

Список используемой литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/hudojestvennaya-detal-i-ee-rol-v-sozdanii-obraza-korobochki/

1. Н. В. Гоголь. Полное собрание сочинений. Изд — во «Художественная литература»; М., 1967.

2. В. Г. Белинский. Собрание сочинений. М., 1962.

3. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. В 8 томах. Изд — во «Художественная литература»; М., 1967.

4. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 13 томах. М., 1955.

5. Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской литературы. Составление и общая редакция С. И. Машинского. М., 1978.

6. Золотоусский И. П. Гоголь. М., 1979. (серия «Жизнь замечательных людей»)

7. Манн Ю. В. О поэтике «Мертвых душ» — В сб.: Русская классическая литература. М., 1969.

8. Храпченко М. Б. «Мертвые души» Н. В. Гоголя. М., 1952.

9. Докусов А. М., Качурин М. Г. Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» в школьном изучении. М., «Просвещение»; 1982.

Главное место дома

именно Плюшкин наиболее интересен читателю

  • Гоголь был знаком с этим скупым и неряшливым историком. Это помогло при создании столь колоритного образа.

воруя все, что плохо лежало в деревне

Выражение «Плюшкин дом» стало нарицательным сразу после того, как поэма «Мертвые души» была напечатана. Оно имело нарицательный оттенок. Тема, как не превратится в бездушного человека, ограниченное в своих желаниях, является основной, когда пишется сочинение по бессмертному произведению Гоголя.

5 стр., 2212 слов

Мертвые души чичиков встречает плюшкина. Cочинение «Визит Чичикова к Плюшкину

... случаю нанесения помещику Максимову личной обиды розгами в пьяном виде». klassreferat.ru Эпизод «Чичиков у Плюшкина» интересен в идейно-художественном отношении. Автору удалось нарисовать живые, ... соседству. Гоголь – мастер деталей Описывая обстановку в доме помещика, Гоголь уделяет особое внимание деталям, мелочам, которые характеризуют хозяина лучше всяких слов. Беспорядочно разбросанные вещи ...

Интерьер комнат

Читая главу романа, посвященную Плюшкину, читатель знакомится с описанием дома помещика. В тексте прослеживается параллель, как он выглядит изнутри, с внутренним миром самого героя. Автор сравнивает его с уродливо свитым гнездом. Господский дом напоминает склад ненужных вещей, в котором мало кто бывает.

Охарактеризовать впечатление гостя можно следующими словами:

  1. Невыносимый смрад.
  2. Подвальная сырость.
  3. Свалка.

Главному герою показалось, что в помещение готовятся делать уборку, так как вещи и мебель были сдвинуты в кучу.

так как Плюшкин считал расточительством тратить деньги на весь дом

Гость просто опешил от такого приема, а хозяин даже не обратил внимание на беспорядок и не думал извиняться. Для него это стало нормой бытия, да и сам он давно перестал быть человеком в полном смысле этого слова. Гоголь описывает его как бесполое существо, не имеющее сострадания и любви. Думает он только как соблюсти свою выгоду и сэкономить на всем, что можно.

Дом Манилова

Манилов ещё сохраняет человеческий облик и не одичал, но давно утратил реальную связь с жизнью и её смысл. Он существует в каком-то иллюзорном мире, ему достаточно на обычной беседке сделать надпись «Храм уединённого размышления», чтобы вообразить себя философом. Среди его обитой шёлком мебели стоит много лет два кресла, обтянутые рогожею, а рядом с изящным бронзовым подсвечником соседствует медный засаленный и скособоченный инвалид. В некоторых комнатах вообще нет мебели.

Очевидно, на момент женитьбы была попытка достойно обставить дом, но прошло восемь лет, и что было не сделано, таким и осталось. Кабинет хозяина меньше всего соответствует своему названию. Это какая-то комната для курения, в ней во всех местах хранится табак, а книга заложена на 14 странице второй год.

И дом Манилова, построенный на продуваемом всеми ветрами холме, и его обстановка говорят, что напрасно было бы ожидать от этого героя умных решений в ведении хозяйства. Всё идёт само по себе. Так живёт и помещик, и его крестьяне.

Роль описаний. Гоголь — общепризнанный мастер художественных описаний. В. В. Набоков (эссе ʼʼНико­лай Гогольʼʼ) писал, что для Гоголя пейзажи, портреты, интерьеры намного важнее, чем сами сюжеты. Описания в прозе Гоголя самоценны, их манера и стиль очень выразительны, прежде всœего благодаря обилию предмет­но-бытовых, портретных, языковых и других деталей. Детализация — важный аспект реалистического письма, в русской литературе начало ему положил Гоголь.

Но крайне важно помнить, что реализм Гоголя очень своеобразен, в нем всœегда есть элемент гротеска и фан­тасмагории. Мир Гоголя можно сравнить с мозаикой кривых зеркал. В каждом маленьком кусочке мир гроте­скно преломляется, становится пародией на себя. Вещь искажается под ʼʼмикроскопическиʼʼ точным описанием Гоголя (в ʼʼШинœелиʼʼ — жирный и грязный ноготь, точно ʼʼу черепахи черепʼʼ и др.).

11 стр., 5365 слов

«Своеобразие поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

... В поэме "Мертвые души" Гоголь характеризует каждого помещика через среду, которая его окружает. Писатель показывает идентичность человека и предметно-бытовой среды, в которой он обитает и продолжением которой этот герой является. Образ ... практически исчерпывается окружающими его вещами. Поэтому в доме ...

(найдите примеры в описаниях помещиков).

Благодаря этому создается образ омертвевшего, превратившегося в ʼʼвещьʼʼ человека.

Мир вещей в поэме показан как хаос, бессмысленное нагромождение, куча-мала, своего рода кладбище ве­щей. Вещь часто находится не на своем месте, выглядит бессмысленной, потерявшей назначение. (Найдите при­меры этого в интерьерах Манилова, Ноздрева, Плюшки­на. Обратите внимание на изображение ненужного хла­ма (Плюшкин), безделушек (Манилов, Ноздрев).

Как эти образы вещей выражают характеры помещиков?)

Благодаря таким описаниям вещей создается картина своеоб­разного ʼʼантимираʼʼ или ʼʼадаʼʼ в миниатюре.

Отдельно можно говорить о детали в портрете. В случае если в романтической традиции важны глаза, то у Гоголя их или вовсœе нет в портрете, или они ассоциируются с жи­вотным, вещью и т. п. (у Плюшкина ʼʼмаленькие глаз­ки… бегали…’как мышиʼʼ, Манилов ʼʼимел глаза сладкие, как сахарʼʼ, дырочки, которые ʼʼнатура… ковырнула боль­шим сверломʼʼ — у Собакевича и др.).

(Найдите примеры выразительных деталей в опи­сании пейзажа в ʼʼМертвых душахʼʼ.)

Деталь у Гоголя не функциональна, как у Чехова или Толстого, а самодостаточна, автономна, независима. У Гоголя всœегда много мелочей, казалось бы, ненужных. Нагромождение ʼʼлишнихʼʼ имен, фамилий, упоминание ʼʼслучайныхʼʼ персонажей.

Чичиков спрашивает Коробочку, живет ли побли­зости Собакевич, а она в ответ говорит про каких-то ʼʼБоброва, Свиньина, Канапатьева, Харпакина, Трепакина, Плешаковаʼʼ (глава III).

Другой пример: ʼʼВсе пода­лось: и председатель похудел, и инспектор врачебной управы похудел, и прокурор похудел, и какой-то Семен Иванович, никогда не называвшийся по фамилии, носивший на указательном пальце перстень, который давал рассматривать дамам, даже и тот похуделʼʼ (см. на­чало главы X).

Все эти детали призваны создавать ощу­щение абсурда и поддерживать его в читателœе. Поражает воображение огромный список помещичьих семейств, у которых когда-то гостил Чичиков, где нормальные имена чередуются с необычными типа ʼʼМаклатура Алек­сеевнаʼʼ и т. п. (см. главу VIII, Чичиков развлекает дам незадолго до появления Ноздрева).

Или: ʼʼПоказался какой-то Сысой Пафнутьевич и Макдональд Карлович, о которых и не слышно было никогда; в гостиных затор-чал какой-то длинный, длинный, с прострелœенною рукою, такого высокого роста͵ какого даже и не видно былоʼʼ (описание слухов о Чичикове, глава IX).

Создает­ся ощущение фантасмагорического мира, хаоса, мира ʼʼмертвых душʼʼ.

ʼʼЖивописьʼʼ Гоголя сродни гротескному и грубо-комическому народному лубку, но он всœегда хотел пре­образить данный лубок в возвышенное полотно вроде ʼʼЯв­ления Христа народуʼʼ (сам он позировал художнику Иванову для этой картины) или ʼʼПоследнего дня Пом­пеиʼʼ (он лично знал и Брюллова), а в конечном счете — и в икону, в соответствии с известным тезисом ранневизантийских отцов Церкви: ʼʼВсе должно стать иконойʼʼ. Но Гоголь всœегда остается в мире лубка и мозаики кривых зеркал, и здесь он уже непревзойденный мастер, от него пошла традиция, связанная с юмором и абсурдом (в XX в. — Д. Хармс и др.).

Сочинение 2

Интерьер как средство психологизма позволяет дать дополнительную характеристику хозяину дома. В поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголь мастерски использует этот приём, оставляя для читателя ключи к пониманию внутреннего мира своих героев.

Первым местом, которое Чичиков посетил в поисках мёртвых душ, становится усадьба Манилова, помещика-мечтателя. В каждой детали обстановки чувствуется претензия на изящество: английские клумбы, прекрасная новая мебель, щегольской подсвечник. Тем не менее эти предметы вынуждены соседствовать с чем-то неуклюжим: медным самоваром, креслами, обтянутыми рогожей. Во всём наблюдается неорганизованность, недоделанность: в некоторых комнатах нет мебели, книга вечно заложена на 14-ой странице, в кабинете рассыпан табак. Хозяйство шло как-то само собой, в то время как Манилов пребывал в сладких грёзах, рисуя в воображении будущие преобразования.

В усадьбе помещицы Коробочки наоборот прослеживается забота о довольстве хозяйства, экономность и практичность его обладательницы. В доме много мешочков и ящичков, куда хозяйка, жалуясь на неурожай и отсутствие средств, потихоньку складывает деньжонки. Везде встречаются мелкие вещицы: колода карта, чулок, письмо. На стенах особенно выделяются картины с птицами. Вся обстановка жилья свидетельствует о страсти Настасьи Петровны к накопительству, бережливости.

Поместье Ноздрёва – это царство хаоса, говорящее о неуёмной энергии своего владельца. Стихийность характера этого человека отразилась в затяжном ремонте дома и благоустройстве прилежащей территории. Демонстрируя хозяйство гостям, Ноздрёв не забывает приврать о количестве лошадей в конюшнях, собак на псарне и рыбы в пруду. В доме валяется табак и хлебные крошки, на стенах висит оружие. Всё подчёркивает любовь Ноздрёва к азартным развлечениям.

Собакевич не отличается особым эстетическим вкусом, но всё в его владениях отличается прочностью и порядком. При этом каждый элемент обстановки не лишён неуклюжести и своим видом напоминает самого хозяина: пузатое ореховое бюро, картины с греческими полководцами, тяжёлые кресла и стулья. Каждый предмет будто говорил: «И я тоже Собакевич!». Крепость и неуклюжесть, свойственные вещам Михаила Семёновича, становятся определяющими чертами его характерами.

Внешнее изобилие последнего помещика Плюшкина при ближайшем рассмотрении оказывается иллюзией. В усадьбе властвует разруха, а сам хозяин в силу жизненных обстоятельств опустился до крайней степени скупости, подбирая каждую соринку и складывая в огромную кучу посередине комнаты. Множество ненужных вещей, в большинстве грязных и старых, говорят о страшной алчности хозяина, ужасающей мелочности и жажде наживы.

Интерьер дома героев произведения помогает дополнить психологический портрет каждого из указанных лиц.

Впечатление гостя от обстановки дома

Когда Чичиков вошёл в коридор, он почувствовал запах погреба, отвратительный смрад – результат тщательной работы хозяина, который стаскивал в угол гостинной комнаты всё, то, что находил в деревне. Первое впечатление от увиденного в передней: будто бы шла подготовка к мытью полов и всю мебель собрали в кучу перед уборкой. Чудовищное нагромождение предметов интерьера, картин, поломанных стульев, часов, тряпья и продуктов. Посуда, покрытая пылью, годами не видавшая мытья, обломки мебели, куски разных предметов, бумажки, тряпьё – всё это встретило гостя в единственной освещённой комнате.

Автор подчёркивает тот факт, что Чичиков был, мягко говоря, неприятно поражён увиденным, а хозяин, который появился некоторое время спустя, даже не извинился за обстановку, в которой он принимает гостя. Для Плюшкина такой порядок вещей стал частью жизни, он превратился в бесполое, бездушное, пустое существо.

Особое место в доме Плюшкина

Важно отметить, что несмотря на негатив, который появляется у читателя при знакомстве с Плюшкиным, именно этот персонаж вызывает у автора наибольший интерес. Герой настолько проработан в мелочах, чертах, деталях, что создаётся впечатление, будто бы Плюшкин имел реальный прототип, с которым автор был близко знаком. На самом деле, исследователи творчества Гоголя считают, что таким человеком мог стать некий Погодин, историк, знакомый автора, который славился своей скупостью, болезненной жадностью и накопительством.

Вместо красного угла в доме Плюшкина было особое место, где наш персонаж хранил всё то, что находил на дорогах в деревне, во дворах, в любом месте, куда он добирался. В этой “священной” куче мусора были обломки предметов интерьера, тряпки, разбитая посуда, оторванная подошва, офицерская шпора. Описание этой кучи мусора в тексте поэмы даётся глазами Чичикова (который славится аккуратностью и чрезмерной чистоплотностью), это создаёт эффект гиперболизации. Разумеется, хозяин был слишком занят, чтобы разобрать весь этот “клад”, и он только увеличивается день ото дня. Дополняя описание характера героя, следует отметить, что выходя “на охоту” в деревню, помещик вёл себя таким образом, что найденную вещь (даже забытую хозяйкой посуду) он искренне считал своей. Отобрать у него находку можно было, только поймав помещика с поличным. Если же она попадала в легендарную кучу, то он доказывал, что это его собственность, подаренная неким родственником, нещадно врал, и возврата потери не стоило и ждать.

Дом Плюшкина в поэме “Мертвые души” символизирует внутренний мир персонажа и, вместе с тем, страшнейший порок, который способен превратить человека в бездушное ограниченное существо.

Детали — часть сюжета

Давая описание обстановки в дома помещика, автор показывает нищету внутреннего мира Плюшкина. Для него важны только его сокровища, которые трепетно хранятся и группируются по значимости. Например, рюмка, где осталось немного напитка, в котором плавают мухи, или уже использованная зубочистка предназначается для особого случая. Гоголь мастерски описывает обстановку комнат, называя интерьер нелепым и удушающим. Мебель и картины не сочетаются друг с другом. Люстра не только в пыли, но и в паутине. Да и из углов на гостя смотрят пауки.

Гоголь описывает помещика следующими красками:

  1. Жадный.
  2. Психологически ущербный.

Причем к себе он относится не лучше, чем к другим людям. Деньги и вещи являются целью и любовью всей жизни этого так называемого человека. По сути, он давно эмоционально мертвый.

Дом Собакевича

Не задаётся им и Собакевич, но зато существует в полной гармонии с вещами, которыми себя окружил. Сам герой похож на медведя, он раздался из-за неумеренности в еде. Такие же греческие полководцы с толстыми ногами и гигантскими усами смотрят с картин в его гостиной. Такого же вида и мебель, прочная и неуклюжая. В углу на нелепых ногах стоит пузатое бюро из ореха, как медведь. Есть что-то от Собакевича-медведя и в столе, и в диване. И каждый стул тоже будто говорит, что и он Собакевич.

Мысли же и рассуждения самого героя связаны только с едой. Его обеденный стол говорит о животном аппетите Собакевича и о том, что он утрачивает человеческий облик, способность рассуждать, сострадать или хотя бы о ком-то сказать доброе слово.