Свиридовские хоры

Сочинение

«ЗАВТРА». Александр Сергеевич, во многом благодаря вашим усилиям состоялось главное музыкальное событие последних лет: «Всероссийские хоровые ассамблеи», посвященные юбилею Свиридова. В чем уникальность, грандиозность этого фестиваля, подобного которому не было на Руси 15 лет?

Александр БЕЛОНЕНКО.

В целом можно сказать: это фестиваль совершенно необычного, небывалого формата. Когда несколько энтузиастов — я, Алексей Вульфов, Владимир Поляченко — думали о свиридовском юбилее, то поначалу хотели лишь повторить фестиваль Отечественной хоровой музыки 1990 года, задуманный и претворённый в жизнь самим Свиридовым со сподвижниками. То есть фестиваль с центром в столице, с концертами в крупнейших залах Москвы, куда, как мотыльки на свет, устремляются артисты с периферии. Но потом подсчитали — прослезились, а там и Министерство культуры подсчитало…

«ЗАВТРА». Речь идёт об аренде столичных залов, расходах на проезд, проживание и гонорары артистов?

Александр БЕЛОНЕНКО.

Таким образом, в нашем фестивале зазвучала сама Россия. Если бы нам к тому же немножко помогло телевидение, то ещё Россия сама бы увидела и услышала себя. Такого, к сожалению, не произошло — не танцуем мы со «звездами»…

Хочу подчеркнуть, что у нас прозвучали далеко не все замечательные коллективы страны. Их гораздо больше!

А ведь ещё недавно я предавался унынию, полагая, что хоровое дело на Руси безнадежно, что хоровая традиция канула в Лету…

Огромное культурное пространство России удалось объять неким соборным действом. Не один коллектив представлял Россию (как это бывает на многих фестивалях), а 13 городов и десятки коллективов. Кстати, повсюду залы были полными, даже переполненными. Казалось бы, звучит малоизвестная музыка — а публика валит валом.

«ЗАВТРА». Когда я общался со Свиридовым в 80—90-е годы прошлого века, то и он, и его жена, Эльза Густавовна, постоянно повторяли: «Нет, Иван Сергеевич, вы не знаете свиридовской музыки — она ещё наполовину не исполнена!» Поправил ли фестиваль «Всероссийские хоровые ассамблеи» дела в этой области?

14 стр., 6686 слов

Взаимосвязь развития русского советского хорового исполнительства ...

... и хоровые циклические поэмы "Ночные облака" (1979), "Песни безвременья" (1980). Два других поэта, также обладавшие пророческими чертами, занимают центральное место в творчестве Свиридова. Это Пушкин ... музыкальной классики, открывающее список свиридовских шедевров. 1.2 Особенности стиля Г.В. Свиридова В музыке Свиридова духовная мощь и философская глубина поэзии выражаются в мелодиях пронзительной, ...

Александр БЕЛОНЕНКО.

«ЗАВТРА». То, что вы говорите, Александр Сергеевич, — это счастье для русского человека. Год за годом мы будем слышать новые кантаты, оратории, вокальные циклы нашего национального гения — как будто с небес будет он посылать нам напутствия…

Александр БЕЛОНЕНКО.

Я сам расшифровал запись, составил клавир и раздал ноты разным коллективам, которые принимали участие во «Всероссийских хоровых ассамблеях». Наиболее близкое к творческому замыслу Свиридова прочтение, лучшую аранжировку, на мой субъективный взгляд, создал руководитель Государственного Кубанского народного хора Виктор Захарченко. Он правильно почувствовал произведение, сказав так: «Это не песня, а целая поэма о России». И сотворил тихий, лирический, но чрезвычайно весомый, внутренне торжественный гимн. В переложении для симфонического оркестра и академического хора, которое я сделаю для собрания сочинений, обязательно воспользуюсь идеями Захарченко.

Ровно полгода назад «Всероссийские хоровые ассамблеи» в Московском международном доме музыки венчала премьера кантаты Свиридова на слова Есенина «Светлый гость». Родилось новое классическое произведение. Это одна из самых вдохновенных страниц свиридовского наследия. 30 лет создавалось это звуковое чудо. Замысел возник ещё в 60-е. Черновик появился в 70-е. В конце 80-х Свиридов издал не оркестровую версию, клавир — увы, по прозаической и тягостной причине, из-за подступавшей вместе с «демократией» нищеты. Тогда некоторые хоры стали петь кантату в несовершенном виде, под рояль. И вот в 2006 году по свиридовским пометкам явилась и оркестровая партитура. Её довёл до совершенства, подготовил к исполнению Роман Леденёв.

Слушателей потрясло ещё одно премьерное исполнение — кантаты «Петербург» на слова Блока. Её партитуру «расшифровал», местами оркестровал другой младший сподвижник Свиридова — петербургский композитор Геннадий Белов. Могучая, пророческая музыка, вершинный Свиридов! Правда, Гергиев исполнил кантату формально вне рамок фестиваля, но, естественно, в рамках юбилейных торжеств.

Любой художественный замысел в своей первооснове — таинственный. Точно определить, что хочет выразить в том или ином сочинении автор, даже сам автор не в состоянии. Но твёрдо можно сказать, что и в «Светлом госте», и в «Петербурге» присутствует потаённый, невыразимый словами свиридовский миф о России. В центре внимания композитора — судьба России, и не просто её судьба, а именно судьба в XX столетии. Свиридов полагал, что революция была не только ключевым событием в истории нашей страны, но и определила всю мировую историю. Хотя фестиваль носил в основном монографический характер, будучи посвящён 90-летию Георгия Васильевича, в нём звучали сочинения его современников и композиторов более молодых поколений. Например, в питерском концерте, который состоялся как раз в день рождения Свиридова, 16 декабря, камерный хор Московской консерватории (дирижёр — Борис Тевлин) спел партитуру ленинградского мастера Юрия Фалика «На проталинках весенних». Тамбовский коллектив исполнял сочинения профессора Московской консерватории Романа Леденёва и профессора Российской академии музыки Алексея Ларина. В Саратове, Курске, Волгограде, Краснодаре звучали хоры Шостаковича, Гаврилина, Шнитке, Щедрина, любимых Свиридовым эстонцев Пярта и Тормиса. Примеров много, и это отрадно — свиридовская хоровая идея живёт в совершенно новых произведениях ещё вчера неизвестных музыкантов. Помните, как пропел Свиридов в «Отчалившей Руси» есенинское: «Новый с поля придёт поэт, в новом лес озарится свисте»?

17 стр., 8107 слов

Развитие русского хорового исполнительства в России

... литературы. Церковная музыкальная культура, в отличие от народной, с самого начала обладала письменной традицией. Тексты ... слогов. Также от знаменного распева ответвились особые разновидности хорового пения – демественный и путевой распевы. Раннее ... «Доместик» - от греческого – мастер пения, руководитель хора. Репертуар демественного распева включает отдельные песнопения певческих книг русской ...

«ЗАВТРА». А какой из хоровых коллективов оказался для вас наиболее экзотичным, существования которого вы не могли ранее и предположить?

Александр БЕЛОНЕНКО. Если я хоть краем уха слыхал раньше, что во Владимире или Тамбове есть профессиональные хоры, то существование самобытного коллектива на Камчатке, руководимого «свешниковцем» Евгением Морозовым, оказалось для меня открытием. Настоящие подвижники. У них там нет филармонического зала, оркестра, серьёзных музыкальных учебных заведений — а хор, блестящий, профессиональный хор, есть. Оказалось, что Камчатский хор известен в США, в Европе — так, в прошлом году он выступал в Риме. А Россия до «Ассамблей» о нём не знала ничего!

Удивил Саратовский губернский театр хоровой музыки, возглавляемый Людмилой Лицовой. Замечательные мастера! В Москве, как выяснилось, он известен благодаря сотрудничеству с Хоровой комиссией Московского союза композиторов, исполнению хоров её председателя, Юрия Евграфова, других именитых москвичей. Я же в Питере ничего раньше не слышал о Лицовой.

Что ещё поразило на фестивале? Например, Сибирское хоровое вече, собравшееся в Новосибирске. Представляете — совместное пение хоров из Барнаула, Кемерова, Красноярска, Кузбасса, Новокузнецка, Рубцовска, самого Новосибирска! Замечательно дирижировал сводным хором Игорь Юдин, которого ещё Георгий Васильевич заприметил, собирался сотрудничать. Сибирская акция потрясает и в акустическом, и в духовном смысле. Получается, есть не только нищая, спивающаяся Сибирь с растащенными на металлолом заводами, но и иная — молодая, сильная, убежденная в своём действенном патриотизме.

Конечно же, на фестивале блистали и «светила» русского искусства — Владислав Чернушенко со своей капеллой имени Глинки, Валерий Гергиев с хором и оркестром Мариинского театра. Мощно, молодо и задорно выступил патриарх русских басов — Александр Ведерников. Он спел в Курске «Патетическую ораторию», и подумалось: слава Богу, что есть ещё человек такого феноменального таланта, способный показать нам, ушибленным современностью, что есть гениальное искусство!

Повторюсь, памятуя, что повторение — мать учения (может, кого-то — хорошо бы власть! — чему-то и научит наша беседа?): Россия не знает собственной величественной хоровой состоятельности; СМИ и профильные министерства с агентствами почти не работают на этом поле. Да, со «Всероссийскими хоровыми ассамблеями» государство чуть-чуть — и на том спасибо — финансово помогло. Но как бы эта крошечная поддержка не оказалась разовой, юбилейной. Кстати, местные бюджеты в итоге потратили на фестиваль всемеро больше, чем Федеральный центр…

Неприятно об этом говорить, но надо. Почему даже на премьере «Светлого гостя» не было телекамер центральных каналов? То, что предыдущий массовый хоровой форум проходил 16 лет назад, — позор для России, некогда хоровой Мекки. Ведь соборное хоровое дело, тесно переплетенное и с народной, и с религиозной традициями,— одно из действеннейших способов познания и сохранения страны.

29 стр., 14219 слов

Что такое сюита. Методическое сообщение : «Жанр сюиты в инструментальной ...

... Сюита в русской музыке XX века Очерк 8. Эволюция сюитного творчества Д.Д. Шостаковича Очерк 9. Инструментальные, камерно-вокальные и хоровые сюиты Г.В. Свиридова Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сюита: ... Синхронизация выполнена 11.07.11 10:29:23 Похожие рефераты: Шехеразада (сюита) , Глава 1. Клавирные сюиты И.С. Баха: к проблеме жанрового архетипа Глава 2. Сюита XIX века Очерк 1. ...

№04 (688) от 24 января 2007 г.