Иван Александрович Хлестаков — чиновник из Петербурга

Иван Александрович Хлестаков — чиновник из Петербурга

Главным героем комедии Н.В. Гоголя является Иван Александрович Хлестаков. В сюжете пьесы Хлестакова принимают за чиновника из Петербурга. Эпизод основывается на том факте, что испуганные чиновники ожидают тайный приезд проверяющего человека. Но они по истечению обстоятельств принимают за ревизора случайного гражданина, угодничают, подхалимничают ему и дают деньги.

Комическая ситуация в пьесе настолько смешна, что считаемый проверяющий Хлестаков до концовки пьесы не понимает, за что ему такие почести.

Хлестаков – обычный проезжий из Петербурга. Его небогатая семья проживает в глубинке, в Саратовской области. Работает он в должности регистратора в обычной канцелярии. У него самая обычная должность. Родители его в недоумении, почему их сын в Петербурге до сих пор не добился высокого положения в обществе. Все очень просто. Хлестаков ленив. Зачастую может не явиться на работу. Помимо этого, он постоянно играет в азартные игры, проигрывая приличные деньги. Родители систематически присылают деньги, но Хлестаков проматывает их. Эти черты Ивана Александровича Хлестакова подтверждает тот факт, что он несамостоятельный, несерьезный человек. Он легкомыслен, ничтожен и глуп, в чем проявляются его поведение. Человек стремится к роскоши, богатству, но сам для этого ничего не сделал.

Судьба Хлестакову преподносит неожиданный и своеобразный сюрприз, что деньги к нему идут сами. По счастливой случайности сначала его принимают за тайного ревизора, а затем щедро встречают, выполняя все его желания. Помимо этого, ему дают крупные денежные купюры. Хлестаков не понимает в чем ему оказаны такие привилегии, но пользуется данной ситуацией. Ему нравится, что перед ним выслуживаются чиновники высшего общества. Он принимает все условия «игры», не старается внести точность в сложившуюся обстановку, а помимо этого бесстыдно всех обманывает. Ведет себя очень нагло, стремясь еще сильнее испугать, итак, уже напуганных чиновников.

Иван Хлестаков не авантюрист и мошенник. Он всего лишь оказался заложником возникшей ситуации, которую принял в своё наслаждение. Он с удовольствием сыграл чужую роль, очень выгодно проведя время. Брав деньги в долг, он был уверен, что их отдаст. Только в конце развязки Хлестаков начинает понимать, что его приняли за особо важное лицо. Он торжествует, издевается и смеется над наивными чиновниками.

6 стр., 2800 слов

Кто по твоему страшнее хлестаков или чиновники. Положение дел в городе N

... — Хлестаков Иван Александрович. Сегодня мы поговорим о том, почему Хлестакова приняли за ревизора, большого чиновника из Петербурга. Ведь, казалось ... считал, что является взяточником, поскольку брал не деньгами, а щенками. Отличился и почтмейстер города N. ... быть последствия. кто страшнее хлестаков или чиновники?полный ответ Ответы: Иван Александрович Хлестаков, мелкий чиновник из Петербурга, сам по ...

Хлестаков и чиновники

1.4

(5)

Как Хлестаков «покарал» чиновников уездного города.

хлестаков и чиновники

Иван Александрович Хлестаков, петербургский мелкий чиновник, является в пьесе лицом случайным; он играет роль ревизора, но остается все самим собою до конца; всего общества провинциального он нисколько не характеризует, но он необходим в общем ходе комедии, хотя завязка лежит не в нем, а в чиновниках, но нужна была какая—нибудь посторонняя сила, чтобы вызвать в их душах наружу то, что лежало на дне ее.

Такой посторонней силой и явился Хлестаков; он заставил всколыхнуться все болото. Все основано не на нем, а на самих же чиновниках. С другой стороны Хлестаков является тем лицом, которому, по мнению некоторых критиков, надлежало покарать всех действующих лиц комедии. Дело в том, что чем пустее и комичнее, чем меньше похож на ревизора Хлестаков, тем обиднее для городничего и всех чиновников тот самообман, в который они впали под влиянием страха и сознания своей виновности; тем сильнее выступает наружу их невежество, в том самом смысле, в котором они так гордились, т. е. в умении обманывать и, действительно, Хлестаков представляет в комедии воплощение пошлости и ничтожества. По своей внутренней пустоте он стоит ниже и городничего, и других чиновников, и жены, и дочери городничего, и даже своего слуги Осипа. Те хоть умеют связно мыслить и говорить, а Хлестаков положительно неспособен ни к какому мышлению. Мысль его постоянно перескакивает с одного предмета на другой, оттого и речь его отрывиста и часто состоит просто из отдельных слов.

У Хлестакова, по собственному замечанию, «легкость в мыслях необыкновенная», а можно добавить, что и в делах, и в чувствах. Для него высшее наслаждение, так сказать, цель жизни состоит в том, чтобы щегольнуть на гулянье в модном костюме, порисоваться, пустить пыль в глаза, и особенно дамам; мелкое тщеславие руководит всеми действиями Хлестакова; ради этого он врет и на каждом шагу завирается, но его нельзя считать сознательным лгуном и обманщиком. Он виртуоз во лжи, он увлекается своими словами, сам верит в то, что болтает, а отсюда происходит и то, что во многих случаях и другие ему верят.

В противоположность провинциалам-чиновникам Гоголь в лице Хлестакова изображает человека из совершенно другой среды и обстановки. Типы уездных чиновников — это продукт захолустного быта, условий жизни тех медвежьих углов, которых в тот период было так много на Руси; они, благодаря успехам образованности и развитию общественной жизни, пожалуй, уже и невозможны в настоящее время. Черты же, представленные в Хлестакове, можно встретить и теперь: отдельные его качества попадаются у людей разных положений и званий.

2 стр., 730 слов

Хлестаков и чиновники города N

... героя вниманием и почтением. Несмотря на то, что Хлестаков в комедии является случайным персонажем, он играет большую роль в произведении. Именно во взаимоотношениях чиновников и Хлестакова происходит обличение пороков бюрократов. Хлестаков и чиновники города ...

Хлестаков — столичный франт и щеголь, пустейший человек из самых бестолковых; чтобы занять свою пустоту и удовлетворить чувству мелкого тщеславия он проматывает деньги, присылаемые ему отцом, и зачастую доходит до того, что пускает в оборот платье, за бесценок продает его на рынке. Хлестаков —типичный дворянский недоросль, Митрофанушка в модном платье от петербургского портного.

1.4 / 5. 5

Роль Хлестакова в пьесе

По ходу пьесы Хлестаков оказывается в ситуации, когда его принимают за проверяющего. Хлестаков поначалу испугался, подумав, что городничий собрался посадить его в тюрьму, но потом, быстро сориентировавшись, использовал ситуацию в свою пользу. Поняв, что ему пока ничего не грозит и используя чинопочитание со стороны городничего и других персонажей, Хлестаков выуживает у них деньги и скрывается в неизвестном направлении. Сам того не подозревая, Хлестаков играет роль скальпеля, вскрывшего нарыв на теле больного. Все грязные делишки, которые творят чиновники в городе N вдруг вылезают наружу. Люди, считающие себя «элитой» города, начинают поливать друг друга грязью. Хотя до сцены, где все несут Хлестакову подношения, все мило улыбались и делали вид, что все хорошо.

Характеристика Хлестакова

Начальная характеристика Хлестакова дана уже самим автором, как рекомендация для актёра, который будет воплощать этот образ на сцене. Он характеризуется, как пустой и крайне глупый человек. Однако по ходу действия пьесы, образ Хлестакова открывается более полно, во всём его комическом разнообразии.

Не случайно первое появление на сцене этого образа связано не с самим молодым человеком, а с его слугой, который долго рассуждает о хозяине. Характеризует его — «добро бы что путное, а то ведь елистратишка простой», подразумевая очевидно самый незначительный чин и то, что хозяин ведёт себя глупо и заносчиво не по статусу. Местным же хозяином гостиницы они и вовсе характеризуются — «вы-де с барином мошенники, а барин твой — плут». Более точную характеристику и дать трудно. В споре же с хозяином проявляется не просто глупость, а несуразная детская наивность в попытках всё еще произвести должное впечатление и обмануть всех.

Художник Л. Константиновский, иллюстрация к «Ревизор», 1951

Именно эти попытки удаются ему с успехом при случае общения с местными чиновниками. Для местных чиновников боязнь разоблачений своих неблаговидных поступков на службе и врожденное чинопочитание закрывают, казалось бы, очевидную глупость приезжего. А Хлестакова, как говорится, уже понесло.

В общении с городничим и местной элитой наш герой проявляет недюжинную фантазию и безрассудную наглость, которая могла бы быстро разоблачена в обычном обществе, но в данном случае сходит за правду. Не менее глупыми оказываются и дамы, и полицейские, да и сам хозяин города, которого автор охарактеризовал, как «человека весьма не глупого».

Хлопов

Смотритель училищ ведет себя очень робко при встрече с «ревизором». В комнату к Хлестакову он заходит не сам, его кто-то выталкивает туда. Хлопов всем своим видом показывает свою нерешительность. Когда Хлестаков предлагает ему сигару, герой не знает, соглашаться ему или нет. Он настолько перенервничал, что начал дрожать, а сигарета выпала из его рук.

На вопросы, задаваемые главным героем, Хлопов не знает, что нужно ответить. Он находится в «совершенном недоумении».

9 стр., 4049 слов

Характеристика городничего и Хлестакова из Ревизора

... Образы Хлестакова и чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» , Хлестаков является главным героем комедии « Ревизор ». Гоголь даёт ему такую характеристику в описании героев: Это молодой человек лет ... случится, поедешь куда-нибудь — фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: «Лошадей!» И там на станциях никому не дадут, все дожидается: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе ...

Когда Хлестаков просит у Хлопова денег взаймы, чиновник радуется тому, что взяткой он смог закрыть все свои проблемы в «классах».

Цитаты из комедии Ревизор характеризующие героев

И почему бы теперь не заняться литературой? Хочется ему «пищи для души». Точно видит, что надо «чем-нибудь высоким заняться». Враньём, например.

***

«Держиморда» – фамилия полицейского, который вершит расправу на месте. Лупит и того, кто прав и кто виноват, без разбора.

***

О местном пьющем судье, своём коллеге, говорит, что «его в детстве мамка ушибла, с тех пор от него и отдаёт водкой». У нас таких ушибленных, полстраны наберётся.

***

Цитаты из комедии ушли в «народ» и живут своей жизнью. Стали крылатыми выражениями.

Поросенок ты скверный Как же они едят, а я не ем? Отчего же я, черт возьми, не могу так же? Разве они не такие же проезжающие, как и я?

***

Вот еще насчет женского полу, никак не могу быть равнодушен. Как вы? Какие Вам больше нравятся – брюнетки или блондинки?

***

Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. Я – признаюсь, это моя слабость, – люблю хорошую кухню.

***

Боже мой, какой суп! Я думаю, еще ни один человек в мире не едал такого супу: какие-то перья плавают вместо масла.

***

Я сам, по примеру твоему, хочу заняться литературой. Скучно, брат, так жить; хочешь наконец пищи для души. Вижу: точно нужно чем-нибудь высоким заняться.

***

И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьерыМожете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!

***

Я бы, признаюсь, больше бы ничего и не требовал, как только оказывай мне преданность и уваженье, уваженье и преданность.

***

Ну, ну, нуоставь, дурак! Ты привык там обращаться с другими: я, брат, не такого рода! Со мной не советую.

***

Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить Вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.

***

Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено.

***

Ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но перед добродетелью все прах и суета.

***

Унтер-офицерша налгала Вам, будто бы я ее высек; она врет, ей-богу, врет. Она сама себя высекла.

***

Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем другое дело.

***

Больным велено габерсуп давать, а у меня по всем коридорам несет такая капуста, что береги только нос.

***

Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет и язык как в грязь завязнул.

***

Черт побери, есть так хочется, и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил.