Характеристика одного из героев комедии Ревизор
Свое знаменитое произведение Николай Васильевич Гоголь написал в 1836 году, в пяти действиях. В нем автор показывает все пороки чиновничества. Так как автор работал в жанре реализма, принцип комедии состоит в помещении типичного героя в типичные обстоятельства. Таким героем оказывается чиновник Иван Александрович Хлестаков.
Хлестаков
Одна из особенностей комедии раскрывается в событиях, которые выстроены специальным образом. Такой способ помогает автору полностью раскрыть главного героя. Например, когда Хлестаков попадет в город, где его принимают за ревизора, он сразу понимает всю ситуацию. Хлестаков начинает пользоваться таким случаем. Он берет деньги в долг, ест самую вкусную еду и даже предлагает выйти за него дочке городничего. Здесь, несмотря на свою глупость и ограниченность, главный герой проявляет находчивость и смекалку.
Главная черта героя-наглость. Из-за нее Хлестаков блистательно врет всем. Но даже здесь все неидеально. В связи с уровнем своего образования речь Хлестакова имеет сумбурный характер, поэтому одна ложь влечет за собой другую, даже если она нелогична. Также герой обладает такими качествами как глупость, трусость и безнравственность. Его не грызет совесть, поэтому он переходит все границы в отношении жителей города. Ни у одного из них не возникло вопроса, как ему удалось в свои года занять такую должность. Из любой ситуации у него получается извлечь выгоду, поэтому он ведет себя вежливо, иногда подлизывается к людям в своих же интересах. Хлестаков эгоистичен и самовлюблен, все вокруг для него глупцы.
В конце комедии Хлестаков отправляет письмо, в котором насмехается над всеми чиновниками. Автору удалось передать весь смысл этого произведения. В настоящее время никто бы не повелся на такое вранье, но среди нас все еще есть такие люди, как Хлестаков. В его образе Гоголь показал связь между грандиозными претензиями и внутренней пустотой.
Конфликт в пьесе
Смотреть галерею
На забавном совпадении основано построение конфликта этого произведения. Оно сопровождается паникой чиновников, которые боятся, что могут быть раскрыты их аферы. Город в скором времени посетит ревизор, поэтому наиболее оптимальным вариантом для них является выявление и подкуп этого человека. Действие произведения разворачивается вокруг обмана, столь привычного для чиновников, как показывает анализ.
Гоголь «Ревизор» создал для того, чтобы вскрыть пороки власть имеющих, типичные для того времени. Основной конфликт в произведении — между чиновничьим миром, который воплощает самодержавный строй, и угнетенным им народом. Враждебность чиновников к народной массе ощущается уже с первых строк. Народ подвергается насилию и притесняется, хотя данный конфликт в комедии прямо не показал Гоголь («Ревизор»).
Хлестаковщина примеры из жизни. Что такое «хлестаковщина»? в ...
... комедии Гоголя – «Ревизор». Что такое хлестаковщина можно понять, изучив личность и характер главного героя произведения – Ивана Александровича Хлестакова. Господин Хлестаков ... произведению Всем ! Зовут меня Оксана, и я мама не слишком усердного школьника, которому недавно дали задание написать сочинение на тему ... штука. У Хлестакова в голове нет ни одной задерживающейся хоть немного мысли, все они ...
Анализ его развивается подспудно. В пьесе этот конфликт осложняется еще одним — между «ревизором» и чиновничьим аппаратом. Раскрытие данного конфликта позволило Гоголю остро разоблачить и выпукло описать как представителей местной уездной власти, так и мелкого столичного чиновника, заехавшего в город, а также показать одновременно их антинародную сущность.
АВТОМИР
Назад Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Назад Вперёд
Назад Вперёд
Урок-исследование по комедии Н.В.Гоголя проводится с применением элементов проектной методики, позволяющих разрешить проблемную ситуацию. Проблемная ситуация заключается в том, что после прочтения пьесы учащиеся уверены: в комедии нет ни одного положительного героя. Это подтверждается детскими исследованиями (презентациями), а также синквейнами. Задача учителя – опираясь на высказывания автора и детские ассоциации, доказать, что в комедии есть положительный герой. Использование ИКТ на уроке позволяет сделать урок наглядным, интересным, содержательным. Ученики также занимают в уроке активную позицию. Они самостоятельно проводят мини-исследования по характеристикам героев пьесы, оформляют свои выступления в форме компьютерных презентаций, выступают на уроке. Таким образом, применение ИКТ способствует развитию познавательных и речевых способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Уровень образования
: основное общее образование, специальное (коррекционное) образование
Цели:
- Исследовать проблему положительного героя в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
- Сформировать исследовательские умения учащихся, развивать навыки критического мышления, связную речь учащихся. Закрепить навыки работы на компьютере в программах Word, PowerPoint.
- Воспитывать познавательный интерес к проектной деятельности на уроках литературы на примере творчества Н.В.Гоголя.
Коррекционные задачи:
- Активизировать мыслительную и творческую деятельность и выявлять своё отношение к ней.
- Работать над последовательностью воспроизведения, умением устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями.
- Формировать коммуникативную функцию речи.
- Развивать умения делать словесно-логические обобщения, инициативу, стремление к активной познавательной деятельности.
- Воспитывать чувство товарищества, чувство удовлетворения от достигнутых успехов в коллективном труде.
Оборудование:
стенд для ассоциаций, плакат с синквейнами о положительном герое, проектор, экран, компьютер с ОС Windows XP, презентация учителя, презентации учащихся.
Анализ эпизода комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
Этим объясняется обращение к теме реферата: «Анализ эпизода комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». II . Работа, предваряющая изучение комедии «Ревизор». «Ревизор» - первое драматическое произведение, изучаемое в школе в полном ... и его изменение. читать, помня, что смех – главный герой комедии, казнящий пороки и утверждающий положительные идеалы. 6. Введем необходимый исторический материал: А) «Табель ...
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
(Слайд 1)
1. Приветствие
- Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости. Я рада всех приветствовать сегодня на нашем занятии. Ребята, я прошу вас быть внимательными, активными, следить за своей речью, говорить чётко, чисто, грамотно.
2. Рефлексия
? (Мы изучали пьесу Н.В.Гоголя «Ревизор»)
- Как мы работали с пьесой? Что делали?
(На уроках мы читали по ролям, обсуждали поступки и слова героев, составляли характеристики)
Чему учились?
(Мы учились выразительно читать, рассуждать, развивали связную речь)
- Сегодня мы продолжим работу над развитием речи и мысли.
II. Проблемная ситуация
(Слайд 2)
- Начнём прямо сейчас. На экране появится слово, а вы на альбомных листах маркерами за 5 секунд напишите ассоциации, которые вызвало у вас это слово. (Щелчок)
Внимание на экран: это слово «комедия».
(Свои ассоциации ребята прикрепляют на стенд)
- Позже мы вернёмся к вашим ассоциациям.
(Слайд 3)
(Положительный герой в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»).
- Запишите тему. Ещё раз внимательно прочитайте тему урока. Почему красным цветом выделено словосочетание «положительный герой»?
(Положительного героя в комедии нет).
- Кто ещё так считает? Объясните свой ответ.
(Все герои комедии имеют недостатки).
- Может, кто-то не согласен?
(Может быть, этот положительный герой тот ревизор, который приехал в конце пьесы).
(Он может оказаться таким же нечестным, как и другие герои).
(Слайд 4)
Приложение 1
- Итак, есть ли такой положительный герой в комедии?
(Нет).
- Запишем ваше мнение в тетради: положительного героя нет.
(Учитель делает запись на доске).
(Слайд 5)
– А теперь узнаем мнение самого автора. Прочитаем слова Н.В.Гоголя: «Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всё продолжение её. Это честное, благородное лицо был…». –
На этом мы пока остановимся. Сделайте вывод из прочитанного: есть ли положительный герой по мнению автора?
(Есть).
- Запишем в тетрадях: Мнение автора: положительный герой есть.
(Учитель делает запись на доске).
- А теперь сформулируйте цель нашего урока.
(Сегодня на уроке нам нужно выяснить, кто или что является положительным героем комедии «Ревизор», что он делает в пьесе)
- Какую функцию он выполняет в пьесе? – Чтобы найти все ответы, нам необходимо проверить ваши знания по истории создания, особенностям композиции и содержанию комедии.
III. Блиц-опрос
(Слайды 6-10)
- Кто подсказал сюжет комедии Н.В.Гоголю? (Щелчок) (А.С.Пушкин)
- В каком году была написана комедия? (Щелчок )(Н.В.Гоголь написал комедию в 1836г., но редактировал её до 1842г.)
- К какому виду комического жанра можно отнести пьесу: сатирическая комедия или юмористическая комедия? (Щелчок
(Комедия-сатира)
8 стр., 3558 словХлестаковщина как нравственное явление по комедии Ревизор (Гоголь ...
... Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление» Цели: 1.Прививать интерес к комедии. 2.Продолжать знакомство с типом Хлестакова, дать понятие о «хлестаковщине». 3.Развивать ... на экран. Просмотр эпизода из экранизации комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (слайд 16) 4.Работа по теме, Аналитическая беседа, ... над самой фамилией, которую дает Гоголь своему герою. Ваши ассоциации со словом «Хлестаков»? «Хлестаков» ...
- Назовите особенности композиции пьесы. (Щелчок
(Зеркальная композиция – всё началось с сообщения о приезде ревизора и закончилось этим событиеми 2 развязки – письмо Хлестакова и сообщение о приезде настоящего ревизора).
- С помощью какого приёма автор в драматическом произведении передаёт эмоциональное состояние героя? (Щелчок
(Использование ремарок)
(Слайд 11)
Объясните ситуацию:
- Письмо о приезде мнимого ревизора.
- Хлестаков в гостинице возмущается обслуживанием.
- Земляника даёт Хлестакову взятку.
- Хлестаков признаётся в любви Марье Антоновне, входит её мать.
- Городничий ругает купцов за жалобы на него.
- Жители города приносят Хлестакову жалобы на городничего.
- Немая сцена. Сообщение о приезде настоящего ревизора.
IV. Проектные работы учащихся
– Итак, вы показали себя как внимательные читатели и литературоведы. Но положительного героя пока не заметили. Давайте проверим, какие вы исследователи. Готовясь к сегодняшнему уроку, вы провели собственные микроисследования по характеристикам героев комедии. Сейчас вы нам об этом расскажете. Но сначала проведём речевую разминку, поработаем над выразительностью речи.
Речевая разминка:
(Слайд 12)
1 группа.
Посмотрите на экран. Какому герою принадлежат эти слова?(Городничему) Произнесите фразу так, чтобы логическое ударение падало на выделенные слова и с нужной интонацией.
(Щелчок)
И ещё раз.
(Слайд 13)
2 группа.
Посмотрите на экран. Какому герою принадлежат эти слова? (Хлестакову).
Произнесите фразу так, чтобы логическое ударение падало на выделенные слова и с нужной интонацией.
(Щелчок)
И ещё раз.
(Слайд 14)
Защита проектных исследований
Приложение 2
Презентация 2
Приложение 3
Презентация 3
(Слайд 15)
Физкультминутка для глаз
Ребята, мы долго сегодня смотрим на экран. Предлагаю вашим глазам отдохнуть. Сядьте ровно, расслабьтесь. Закройте ладонями лицо. Медленно закройте глаза. Подумайте о приятном. Теперь раздвиньте пальцы. Медленно откройте глаза. Не отрывая ладоней от лица, поверните голову направо, теперь прямо, налево и прямо. Соедините пальцы. Закройте глаза. Откройте глаза. Медленно опустите руки.
V. Обобщение
(Слайд 16)
- «О смех, великое дело! Ничего не боится человек так, как смеха».
- «…насмешки боится даже тот, который уже ничего не боится на свете».
- «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!»
- Найдите однокоренные слова. ( Щелчок.
Проверка) – А теперь посмотрите на свои ассоциации. Какое слово повторяется и у автора?
(Слайд 17)
- Завершите фразу: Положительный герой в комедии есть! «Это честное, благородное лицо был …смех!» –
Какова роль смеха в сатирическом произведении?
Комическое в комедии ревизор. Самый комический эпизод в ревизоре
... «больные, как мухи, выздоравливают». Новаторство Гоголя-драматурга выразилось в том, что он соединил в «Ревизоре» два традиционных вида комедии: комедию положений и комедию характеров. В комедии характеров комическое основывается на изображении смешных характеров героев, ...
(Смех указывает на недостатки в характерах героев) (С помощью смеха над собой люди могут исправиться).
(Слайд 18)
–
Сравните свои ответы с фразами из синквейнов и со словами писателя. Н.В.Гоголь надеялся смехом потрясти до основания человеческое сердце, чтобы, увидев себя в зеркале сатиры, оно ужаснулось бы тому, что же с ним стало, и, ужаснувшись, затрепетало бы, желая иной, лучшей судьбы».
VI.
Запишем в тетради выводы:
(Слайд 19)
- Смех – это средство, указывающее на реальное положение дел в обществе и на недостатки человеческого характера.
- Смех – это средство воспитания и перевоспитания внутреннего мира человека.
VII. Домашнее задание
(Щелчок)
- Дома я прошу вас написать мини-сочинение-рассуждение, в котором вы попробуете доказать 1 из этих тезисов, на выбор. При этом доказательства приводите, опираясь на текст комедии.
VIII. Рефлексия
(Слайд 20)
- А теперь давайте подведём итоги нашего занятия. Что на уроке и во время подготовки к нему вам понравилось выполнять? – Если вы довольны собой, улыбнитесь и поднимите правую руку вверх, а если нет, то просто поднимите левую руку.
(Слайд 21)
- Спасибо за работу. Желаю удачи в выполнении домашнего задания.
Информационные источники
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/harakteristika-odnogo-iz-geroev-revizor/
:
- Беленький Г.И.
« Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Литература. 8 класс». – М.: «Просвещение», 1998г.
- Гоголь Н.В.
«Ревизор».
- Коровина В.Я.
«Литература 8 класс. Методические советы». – М.: «Просвещение», 2003 г.
- Манн Ю.В.
Комедия Гоголя «Ревизор». – М.: Худож. лит., 1966.
- Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 класс, 2004 г.
- Lib.ru/Классика: Гоголь Николай Васильевич. Приложения к «Ревизору»
В презентациях использованы иллюстрации русских и советских художников: К.Савицкого, П. Боклевского, Д.Кардовского, Ю.Коровина, Н. Константиновского
«Ревизор» — комедия, таящая в себе глубокие пороки российского общества ХIХ века. Чтобы акцентировать внимание читателей на изъянах высшего сословия, Гоголь обращается к новаторским идеям написания произведения. В комедии отсутствуют положительные герои и любовная тема. Скорее всего, зритель видит пародию на любовь, наблюдая за ухаживаниями Хлестакова за женой и дочерью городничего.
Сам автор считал главным положительным героем своей пьесы смех. Высмеивание пороков высших чиновников и городского начальства лежит в основе всей пьесы. Ведь у каждого из них рыльце в пуху. Каждый из чиновников города N замешан на взяточничестве, разворовывании государственных денег, лицемерии и двуличности. Не случайно Гоголь не называет конкретного города, намекая на то, что таких городов в России очень много. В каждом из них вершит суд продажный судья. Не важно, в каком виде он предпочитает взятки – породистыми щенками или деньгами. Непорядочный почтмейстер позволяет себе читать чужие письма, а главный чиновник, отвечающий за уровень образования в городе, сам отличается недалеким умом.
Уездный город и его обитатели в комедии ревизор гоголя
... Гоголем любителей взяток и красивой жизни. Гоголь, Сочинение ActionTeaser.ru — тизерная реклама Драматургия Н.В. Гоголя явилась новым словом в истории русского театра. Новаторство великого русского писателя и драматурга ярче всего проявилось в его знаменитой комедии «Ревизор» ...
Местное светило медицины в образе уездного лекаря морит горожан голодом. Полицейские в городе не следят за порядком, а нарушают его сами, постоянно вступая в драку. Автор обращает внимание читателя на то, что взяточничество, плутовство и доносы царят не только в городе N, но и во всей России.
Город N воспринимается не только как отдельный уездный город, а как вся существующая на то время система общественного строя. По существу Гоголь акцентировал в своем произведении внимание на кризис общества 30-х годов, в котором непрофессионализм, продажность, лицемерие и безответственность заполонили все уровни власти и были характерны почти для каждого чиновника.
Самовлюбленный недалекий и глупый Хлестаков среди погрязших в казнокрадстве и лести городских чиновников был запросто принят за ревизора. Если бы среди представителей городских властей оказался хотя бы один порядочный человек, ему бы не стоило труда раскусить самозванца. Но каждый чувствовал за собой «грешки» и боязнь быть разоблаченным застилала способность здраво рассуждать и мыслить.
Комедия «Ревизор» актуальна и поныне. Нет – нет, да и приходится сталкиваться в реальной жизни с зарвавшимся городничим или чиновником, подобным попечителю богоугодных заведений. В наши дни комедия помогает узнавать таких «героев», чтобы вовремя вывести их на чистую воду.
Обновлено: 2017-01-26
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter
- Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
Н.В. Гоголь в своей комедии «Ревизор» показывает чиновников исключительно с отрицательной стороны, обличая все их пороки. Возникает вопрос, на который сложно ответить однозначно: есть ли в этой пьесе хотя бы один положительный герой? Сам Н.В. Гоголь считал, что единственным положительным героем в комедии является смех: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе.… …Это честное, благородное лицо – был смех».
По словам самого Н.В.
Гоголя, задумывая «Ревизора», он «решился собрать в кучу все дурное в России». Но с какой целью? Прежде всего, писатель хотел высмеять такие пороки русских чиновников, как казнокрадство, чинопочитание и трусость. И у него это получилось, ведь комедия вышла «смешнее черта».
Самое интересное, что смех в этой пьесе разный по своему характеру: в некоторых эпизодах он шутливо-добродушный, но встречается и горькая ирония и гротеск. Было бы ошибочно полагать, что пьеса «Ревизор» написана с целью рассмешить читателя. Напротив, она призывает задуматься над многими вещами.
Автор ставит своих героев в такие ситуации, когда они проявляют худшие, самые отвратительные из своих свойств. И первый из этих героев – Хлестаков. Стоит ему попасть в обстановку всеобщего подхалимства, как он показывает себя «во всей красе».
Он берет взятки, нагло волочится одновременно за женой и дочерью Городничего. Хлестаков врет так, что становится стыдно за него. Он начинает вести себя высокомерно и развязно.
А городничий, который уже ничего не соображает от страха и бормочет, что унтер-офицерская жена «сама себя высекла»? А Бобчинский, обращающийся к Хлестакову с просьбой сообщить царю, что «в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский»? Все эти люди жалки, ничтожны и не заслуживают ничего, кроме презрения.
Н.В. Гоголь «Ревизор». История создания одной комедии
... современной России». Литературные интересы были далеко не чужды семье Гоголей. Отец будущего писателя, В.А. Гоголь (Яновский), был автором комедий на украинском языке. Детские годы писателя были богаты ... прослужил более четырех лет. В Петербургском университете Гоголь читал историю средних веков и древнего мира. В конце 1835 г. Гоголь оставляет университет. В 1835 г. было опубликовано ...
Но почему в «Ревизоре» нет ни одного положительного персонажа? Главная цель Н.В. Гоголя – выставить пороки чиновников на всеобщее обозрение, на посмешище всему миру, ведь все это – самый грозный карающий суд. В обществе, которое описал автор, неоткуда появиться положительному герою.
Таким образом, смех для Н.В. Гоголя – средство нравственного исправления людей. И поскольку его можно назвать персонажем комедии, он является единственным положительным героем в ней. Смех утверждает торжество правды, честности и справедливости.
Обновлено: 2017-12-18
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter
- Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
Создавая комедию «Ревизор», Гоголь хотел не только обличить чиновничество с помощью смеха. Он мечтал, чтобы «Ревизор» заставил чиновников измениться. Именно для этой цели Гоголь изобразил всех чиновников в комическом виде. Писатель считал, что высмеивание отрицательных черт персонажей должно положительно повлиять на читателя и зрителя «Ревизора». Человек, обнаружив в себе эти пороки, должен был стремиться к их исправлению.Анализирую современную ему литературу, Гоголь пришёл к выводу, что необходима комедия нового типа. Он был убежден, что комедия, построенная на любовном конфликте, изжила себя. В 30-ые годы 19 века нужна была комедия общественная, в которой поднимались бы важные социальные вопросы. Поэтому в «Ревизоре» почти нет любовной линии. И поэтому в «Ревизоре» нет положительного героя. Гоголь считал, что положительный герой отвлечет внимание от главного и привлечет внимание к себе. И потому писатель назвал единственным положительным героем своего произведения смех. Он считал, что смех,В «Ревизоре» почти все комично. Комична сама ситуация произведения: чиновники уездного города страшно боятся ревизора и принимают за него другого человека – Хлестакова. При этом они пытаются представить свой город в лучшем виде, скрыть совершённые преступления и злоупотребления. Все эти негативные явления раскрываются уже в первых сценах комедии. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский даёт распоряжения чиновникам. Мы читаем о неубранном мусоре, о недостроенной церкви, о квартальном, спешно наводящем порядок в городе о том, что судья Тяпкин-Ляпкин берёт взятки борзыми щенками, о пьяных заседателях. Почтмейстер читает чужие письма, в больницах не хватает лекарств, приём ведёт немец, совершенно не знающий русского языка и т.д. Поэтому, боясь расправы, все чиновники проявляют в комедии чудеса изобретательности. смешное имеет очищающую функцию.В «Ревизоре» почти все комично. Комична сама ситуация произведения: чиновники уездного города страшно боятся ревизора и принимают за него другого человека – Хлестакова. При этом они пытаются представить свой город в лучшем виде, скрыть совершённые преступления и злоупотребления. Все эти негативные явления раскрываются уже в первых сценах комедии. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский даёт распоряжения чиновникам. Мы читаем о неубранном мусоре, о недостроенной церкви, о квартальном, спешно наводящем порядок в городе о том, что судья Тяпкин-Ляпкин берёт взятки борзыми щенками, о пьяных заседателях. Почтмейстер читает чужие письма, в больницах не хватает лекарств, приём ведёт немец, совершенно не знающий русского языка и т.д. Поэтому, боясь расправы, все чиновники проявляют в комедии чудеса изобретательности.Гоголь по-новому подошел к развитию сюжета своей комедии. Особое значение в произведении он придал завязке, которая разом, в единый узел, должна была связать все события. Заканчивается комедия также необычно — немой сценой. Эта сцена помогает нам понять идейный смысл произведения. У Гоголя развязка не заканчивает комедию, а является одновременно и новой завязкой. Это означает, что действие возвращается на круги своя, торжество закона в России невозможно. Хотя в конце комедии на сцене появляется настоящий ревизор.
«Особенности композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Работа ...
... смехом, который, по словам самого Гоголя, является единственным «честным», «благородным лицом» в «Ревизоре». Посмотрите эти сочинения Характеристика чиновников в комедии «Ревизор» ... Период творчества Николая Васильевича Гоголя совпал ... Гоголь «Ревизор» план 1. Городничий сообщает о скором приезде ревизора. 2. Добчинский и Бобчинский сообщают о приезде ревизора. ... произошедшем. 8. «Ревизор» принимает ...
Новаторством Гоголя в «Ревизоре» явилось и то, что к нему были написаны «Замечание для господ актеров», которые помогали понять смысл героев комедии. Гоголь считал, что комедия должна быть народной, затрагивать проблемы современности. Смысл «Ревизора» проясняет её эпиграф: «На зеркало нече пенять, коли рожа крива». Сам Гоголь замысел комедии объясняет так: «Я хотел собрать все дурное в одну кучу и разом посмеяться над всем». В своём произведении писателю удалось с помощью смеха обличить чиновничий произвол, затронуть проблемы государственной власти, судопроизводства, образования, медицины. Недаром Николай I после просмотра его комедии произнёс: «Всем досталось. А мне больше всего».
В своих «Петербургских записках 1836 года» Н. В. Гоголь жаловался на скудность репертуара современного ему русского театра, на то, что на сцене, в основном, идут мелодрамы и водевили, и сетовал на отсутствие настоящего русского комедийного репертуара. Его комедия «Ревизор» и была призвана хоть отчасти заполнить этот вакуум. Сюжет комедии, подсказанный А. С. Пушкиным, нашел свое воплощение в пьесе «Ревизор». В ней драматург со всей силой обличительного слова обрушился на мир зла и насилия, показав весь государственный чиновничий аппарат России того времени. Пьеса была создана буквально за два месяца. И уже в апреле 1836 года состоялась ее премьера. Комедия имела шумный успех. Это было произведение новое и оригинальное во всех отношениях. Новизна его состояла прежде всего в том, что в комедии отсутствовал положительный герой. Действительно, на сцене положительных героев нет. Но сам автор подчеркивал, что в «Ревизоре» положительный герой присутствует. И этот положительный герой — смех. Смех, который бичует и разоблачает. Но это — смех сквозь слезы.
Гоголевская комедия уморительно смешна: она действительно вышла «смешнее черта», как обещал драматург Пушкину. Но, как Подводное течение, зарождается в «Ревизоре» горестное, томительно-тоскливое чувство; оно поднимается тем выше, чем беззаботнее и легче кажется смех комедии. И наконец, в последней, «немой сцене» оно прорывается наружу, обрушиваясь — и на действующих лиц, и на зрителей — мощной волной. Можно ли было ожидать, что пьеса, которая началась как комедия — рассказом городничего о двух крысах «неестественной величины», суетливыми приготовлениями чиновников к приему ревизора, закончится трагически — страшным оцепенением «всей группы»? В своей бессмертной комедии Гоголь показал во всем их многообразии живые повседневные образы. «Ради Бога, дайте нам русских характеров, нас самих, дайте нам наших плутов, наших чудаков! На сцену их, на смех всем!» — восклицал Гоголь, и в «Ревизоре» «русские плуты» и «чудаки» были представлены в полном объеме — ярко и образно. Тут и городничий — Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, и почтмейстер Шпекин, судья Ляпкин-Тяпкин и смотритель училищ Лука Лукич Хлопов, попечитель богоугодных заведений Земляника, местные помещики Бобчинский иДобчинский, полицейские Свистунов, Пуговицын и Держиморда. Уже одни их фамилии вызывают смех, но смех горький, ибо все они оправдывают свои фамилии, соответственно относясь к своим должностным обязанностям. Судья Аммос Федорович ведет дела в суде из рук вон плохо — тяп-ляп, полицейский Держиморда — по поводу и без повода избивает горожан. И так далее.
Постановочный план спектакля по пьес Н.В. Гоголя «Ревизор»
... пьесу к постановке и печатанию. За экземпляр “Ревизора”, поднесенный Императору, Гоголь получил бриллиантовый перстень. 6 июня 1836 Гоголь ... начинает работать над поэмой “Мертвые души", создает комедию “Ревизор". Оба этих замысла имеют непосредственное отношение к ... в спектакле, смеяться, грустить, думать… 1. Работа над автором ГОГОЛЬ Николай Васильевич (20.03/1.04.1809-21.02/ 4.03.1852), великий ...
И все они, ожидая ревизора, попадают в комичную ситуацию. Суть комедийности конфликта пьесы в том, что городничий и чиновники сражаются с призраком, который онй создали в своем воображении (ведь мнимый ревизор — вовсе не ревизор).
Но недалекий Хлестаков сумел обмануть и ловко провести и многоопытного, умного городничего, и всех его чиновников.
В «Ревизоре» нет даже намека на то, что где-либо, в каком-то дальнем или ближнем углу обширного русского государства жизнь протекает не так, как в описанном Гоголем городе, по иным законам и правилам. Всё в пьесе предстает как общепринятое. Страшная, мрачная картина. Но в финале комедии, знаменитой немой сцене, выражена мысль Гоголя о грядущем возмездии, надежда на торжество справедливости и закона в лице настоящего ревизора.
Гоголь надеялся на то, что смех, голос сатиры, сила насмешки, благородство юмора смогут сделать из городничих и держиморд людей честных и порядочных. Злые, на первый взгляд, строки его комедии были продиктованы любовью к России, верой в ее лучшее будущее. Гневно смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет читателя задуматься над ними, понять их причины и постараться избавиться от них. Вот почему комедия «Ревизор» не утратила актуальности и сегодня. А смех, как всегда, помогает нам выстоять в трудные времена.
Образ Хлестакова
Смотреть галерею
Образ Хлестакова является центральным в произведении. Проведем его анализ. Гоголь «ревизора» изобразил легко ориентирующимся в создавшейся обстановке. Например, желая покрасоваться перед своей невестой, Марьей Антоновной, он себе приписывает сочинение «Юрий Милославский» Загоскина, однако девушка вспоминает его истинного автора. Безнадежное, казалось бы, создалось положение. Однако Хлестаков и здесь быстро находит выход. Он говорит, что есть другое сочинение с таким же названием, принадлежащее ему.
Речь Хлестакова
Смотреть галерею
Речь этого героя его характеризует как претендующего на высокую образованность мелкого петербургского чиновника. Он любит употреблять для красоты слога заковыристые литературные штампы. В его языке в то же время встречаются вульгарные и бранные словечки, в особенности по отношению к простолюдинам. Хлестаков Осипа, своего слугу, называет «дураком» и «скотиной», а хозяину трактира кричит «подлецы!», «канальи!», «бездельники!». Речь этого героя отрывиста, что говорит о его неспособности остановить внимание на чем-либо. Она передает его духовную нищету.
Понятно, почему в «Ревизоре» нет ни одного положительного лица. Это обстоятельство приводило в гнев реакционную критику, видевшую в нем нападение на официальную Россию, — и недаром. Дело здесь было, конечно, не в вопросе, бывали ли на самом деле среди представителей бюрократии честные люди; кстати, и на самом деле их бывало, видимо, мало: ведь даже консервативнейший Судовщиков назвал свою комедию «Неслыханное диво , или Честный секретарь»! Тем не менее, такие «дива», конечно, бывали. Но в самом глубоком смысле они были не типичны. И в замысел Гоголя они не укладывались. Если бы Гоголь ввел в «Ревизора» парочку идеальных чиновников, все в его комедии изменило бы смысл; тогда вышло бы, что объект сатиры — нравственность отдельных лиц: одни, мол, чиновники бывают дурные, другие бывают хорошие, и вот дурных-то и корит комедия. А у Гоголя объект сатиры — правительство; и оно осуждено, не частично, а в целом; каждое из действующих лиц, и чиновники городка, и помещики, и дамы, и Хлестаков — все они частицы, элементы единого объекта сатиры, все — колеса единой машины неправды, общественно-морального зла, и все они несут в себе частицы этого зла. Неоткуда здесь взяться положительному герою. Иное дело, что в комедии все-таки есть положительное лицо, хоть и не среди действующих лиц; это лицо — автор (Гоголь назвал его иначе — смехом); но автор нимало не участвует в едином общем действии , охватывающем всех лиц, выведенных Гоголем на сцену, и, следовательно, не несет никакой ответственности за зло, обличаемое им; автор — не только не участник зла: он — и прокурор и судья, обвиняющий зло и карающий его носителей.
Таким образом, развивая традицию русских антибюрократических комедий XVIII века, «Ревизор» в то же время отрицает самую сущность этой традиции, так как он несет в себе новое качество отрицания, новый принцип оценки общественной действительности, новый, неприемлемый для предшественников Гоголя, тип социального мироощущения, более демократический и потому более разрушительный.
Тем менее обосновано сближение «Ревизора» с его предшественниками по признаку внешне-сюжетных соответствий или совпадений. Незачем останавливаться еще раз на вопросе о «мотиве» «одного принимают за другого». Методология компаративизма с его механистической игрой пустыми фикциями мотивов уже достаточно прочно отвергнута советской наукой, не желающей обольщаться «сближениями» «Тристана и Изольды», «Отца Горио» и «Анны Карениной» по признаку мотива «аналогичных» взаимоотношений старого мужа, жены и ее молодого возлюбленного. Поэтому нет необходимости и доказывать, что даже самый сюжет «Ревизора» не имеет ничего общего, скажем, с развлекательной комедией интриги Лесажа «Криспин соперник своего господина», где слугу принимают за барина, из чего и проистекает ряд забавных положений. Между тем комедийка Лесажа типична для целого ряда пьес, построенных на данном мотиве.
Что говорить о подобных сопоставлениях, если даже сближение «Ревизора» с произведениями, в самом деле содержащими кое-какие аналогичные мотивы, — с повестью Вельтмана и комедией Квитки, — и бесплодно и не может не привести к весьма ошибочным выводам.
Рассказ Вельтмана, вообще очень далекий от «Ревизора», не имеет задачи сатирического разоблачения общественного уклада России; это — забавный анекдот, соединяющий гротескную игру образами и слогом (столь свойственную Вельтману вообще) с живыми юморесками довольно добродушного, или, точнее сказать, примиренческого, консервативного характера. Все чиновники у Вельтмана вполне добропорядочны.
В еще большей степени это следует сказать о комедии Квитки. В ней нет и тени сатиры. Это — пустейшая комедия интриги, притом довольно явственно окрашенная в тона рептильной, реакционной идеологии. Чиновники, в ней изображенные, — вполне достойные люди, честные служаки, немного комичные вследствие своей провинциальности, но вызывающие симпатию автора. Начальство попечительно бдит над судьбами всех людей и всячески прославляется. Целая группа идеальных персонажей демонстрирует добродетели господствующего класса. Смеется же автор лишь над модничаньем провинциальных дам да над дурным воспитанием, даваемым девицам в частных пансионах французских мадам. Далее этой вполне булгаринской сатиры Квитка не идет. Кстати, в комедии комплиментируется «Северная пчела» и унижается «Московский телеграф». Заметим также, что отдельные штрихи, внешне сходные с «Ревизором», попадают у Квитки в сюжетный контекст, ничего общего с гоголевской комедией не имеющий. Сюжет Квитки строится на истории добродетельной воспитанницы Петербургского института, племянницы городничего, и собирающегося жениться на ней идеального офицера, служащего по части военных поселений (!).
В конце концов сия институтка и выходит за аракчеевского помощника — с благословения своего опекуна, некоего добродетельнейшего помещика, а также своего симпатичного хлопотуна-дяди, он же — городничий. Сюжет осложняется соперничеством идеальной институтки с пошлой модницей, провинциальной кокеткой, воспитывавшейся у француженок.
Перейти на страницу: 10
Взяточничество и коррупция в произведении
Смотреть галерею
Свои грехи имеют все герои комедии, в чем позволяет убедиться ее анализ. Гоголь («Ревизор») отмечает, что каждый из них из-за недобросовестного выполнения своих служебных обязанностей опасается предстоящего приезда ревизора. Чиновники от страха не способны здраво рассуждать. Они считают, что именно самоуверенный и наглый Хлестаков — ревизор. Прогрессирующую опасную болезнь — ложь — демонстрирует Гоголь («Ревизор»).
Анализ произведения нельзя провести без акцентировании внимания на этой его характерной особенности.
Автор с иронией и точно обличает вопрос взяток. Вина во взяточничестве и коррупции, по его мнению, лежит на обеих сторонах. Однако это для общества столь привычно, что чиновники при упоминании денег мнимым ревизором облегченно вздыхают: его можно подкупить, а значит, все уладится. Взяточничество, таким образом, воспринимается как должное и естественное. Очень привычно читателям любого времени отсутствие положительных чиновников в пьесе. Ведь «ревизорщина» в России до сих пор не прекратилась, несмотря на все перевороты.
Смотреть галерею
К Хлестакову рвется множество посетителей с просьбами. Их так много, что им приходится пробиваться через окна. Просьбы и жалобы обречены остаться безответными. Чиновников, в свою очередь, не смущает то, что необходимо унижаться. Перед начальством они готовы лебезить, ведь расплата начнется с его отъездом — они могут отыграться на подчиненных, унижая их. Общество уничтожает низкая нравственность, считает Гоголь («Ревизор»).
Анализ произведения позволяет отметить, что в пьесе она сопровождает любого, кто добился хоть какой-то власти.