Роман «Обломов» был написан Гончаровым еще во время действия в России крепостного права в 1859 году. Со времен публикации и до нынешнего времени споры и дискуссии в отношении его героев не утихают. Обломовы слишком не похожи на помещиков, привычных нашему обществу по советской пропаганде. Отличаются они и от героев Л.Н.Толстого, и ближе скорее чеховским трем сестрам.
добродушную симпатию
Обломовка – типичная русская деревня середины 18 века. В стороне от дорог и торговых путей существует это упорядоченное размеренное царство. В нем нет жестокости, властности и беспричинного насилия. Люди добры и радушны. Баре и крестьяне сосуществуют в одном русле, причем последние чувствуют ответственность за первых.
Обломовка – типичная русская деревня, взращивавшая не помещиков, а бар – людей вальяжных и непрактичных.
Мир города Калинова и Обломовка
Островский выступил в своих пьесах, прежде всего, как первоклассный художник-реалист. Превосходно зная русский быт, в особенности, быт купечества, он перенес на сцену русскую жизнь во всей ее естественности. Семейная жизнь купцов с ее деспотизмом, грубость и невежество в общественном и домашнем быту, бесправное положение женщины, обрядовая сторона жизни, народный говор — все это отразилось в бытовых пьесах Островского. Гончаров выступает в своих произведениях как знаток человеческой души. Неслучайно выведенный им собирательный образ русского барина настолько известен и многогранен, что до сих пор не дает покоя критикам и литературоведам. Только настоящий мастер слова смог бы так великолепно описать русскую душу. Но интересно и то, что в своих произведениях Гончаров показывает себя и как прекрасный художник быта. В этом он очень схож с Островским. В романе «Обломов» и в пьесе «Гроза» наиболее ярко выразились таланты этих писателей. Гончаров показал сказочный, полусонный мир села Обломовки, а Островский передал ощущение от мрачного города Калинова. Почему «передал»? Потому что пьеса не имеет таких возможностей, как проза. Драма — это жанр действия. И все же драматург сумел воспроизвести перед читателями мир Калинова через образы его жителей. Так, в пьесе выступают две группы жителей города Калинова. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «темного царства». Это Дикой и Кабаниха, враги всего нового. К другой относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «темного царства», угнетенные, одинаково ощущающие грубую силу, давящую на них. Они по-разному, но все же выражают свой протест против этой силы. Первая группа составляет костяк города, который держится на традиции и старине. Олицетворяет этот мир дом Кабанихи, который вмещает в себя так много представителей окружающего мира (от забитых слуг и богомолок до свежей силы — невестки Катерины).
Быт и нравы города Калинова в пьесе «Гроза» Островского
... быт и нравы «темного царства», является «Гроза». Здесь читатель переносится в маленький городок Калинов, знакомится с его обитателями, с их нравами, обычаями и порядками. Жители города Калинова ... пьесе. Островский, используя различные художественные средства, показал нам типичный провинциальный город с его обычаями и нравами, город, где царит произвол, насилие, полное невежество, где подавляется ...
Здесь очень сильна религиозность, поэтому образ Кабанихи так похож на старинные закопченые православные иконы. Здесь и антитеза — Кабаниха не святая, а скорее наоборот, но живет она согласно всем правилам своего традиционного мира. Соответствие с этим миром есть и у Гончарова, с той лишь разницей, что описано оно совсем по иному. Даже язык, которым написана глава «Сон Обломова», создает ощущение старинного, деревенского быта. В каждой строчке слышится народный говор, заунывная песня, и вообще все происходящее похоже на сказку. Здесь все одухотворено: «Небо там, напротив, ближе жмется к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, что б обнять ее покрепче, с любовью». Там все похоже на сказку, даже избы: «Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит ее стать к лесу задом, а к нему передом. Крыльцо висело над оврагом». В мире Обломовки все подчинено традиции, но только упор здесь делается не на страх и чинопочитание, то есть на власть, а на любовь и довольство. Все, что не касалось привычного уклада жизни, выбивалось из режима «поел-поспал», пугало обломовцев: «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке». Теперь опять вернемся в Калинов.
Вторую группу жителей города представляет собой Катерина и Кулигин. Они являются светлым пятном, природной силой, стихией, которую нельзя загнать в клетку. Катерина — это птица, Кулигин — это река. Два вольных человека, о которых автор пишет с особой любовью и сочувствием. Они — олицетворение природы, которая не входит в традиционный купеческий мир. Природа есть и у Гончарова. В мире Обломовки она тоже противостоит традиции. Но только не несет в себе того светлого начала, не является идеалом, к которому нужно стремиться. Гончаров как бы встает на место самого героя, дышит его воспоминаниями, полностью сливается с ним: «Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Оно наводит только грусть на человека… Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. Они грозны, страшны». Обломовка не имеет конца, она неколебима в своей вере. И Калинов, казалось бы, тоже. Но удар ему нанесен. И хотя протест Катерины и Кулигина обречен на провал, но смертельная рана «темному царству» уже нанесена. И хотя Обломов вернулся к своей лени, не послушал Штольца, Обломовка потеряла свою былую сказочность и безобидность. «Старине приходит конец» — мрачно заявляет Кабаниха. Так в драме «Гроза» Островский вынес приговор отжившему прошлому. Но Гончаров не дает однозначного определения Обломовке. Он не может не сознавать ее ущербности, но и не может отказать ей в притягательной простоте.
Квартира и кабинет обломова в романе “обломов”: описание интерьера, ...
... именами. Обломов сроднился, сросся со своим диваном. Но не только лень мешает Обломову сойти с него. Там, вокруг, — реальная жизнь, которая ... обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько ... застывшую, а живую. Так же, лишь несколько мгновений мы видим дом Ильинской, и он подобно хозяйке строг и без излишеств: ...
Преимущества жизни в Обломовке
Жизнь в Обломовке имеет положительные стороны:
- Отсутствие стрессов . Обломовцы не делали трагедии из жизненных происшествий и событий, плыли по течению. Их жизненную позицию и отношение к проблемам можно охарактеризовать словами: «Авось само рассосется». Любые катаклизмы для обломовцев, как перемена погоды. Что же делать, если пошел снег? Когда-нибудь растает. Такое восприятие окружающей действительности приводит к миру и душевному равновесию.
- Добрые отношения в обществе . Родители Илюши Обломова добры со всей прислугой, причем добры искренне, не лицемерно. Они раздают свою доброту сыну, родственникам и даже мальчику Андрею Штольцу, приятелю их сына. Уже во взрослом возрасте, вспоминая обломовскую доброту, Штольц испытывает чувство благодарности, распространяя его и на Илью Обломова. Даже старый Захар, который бурчит на своего ленивого хозяина, перед посторонними людьми готов ради него на все.
- Практичное отношение к жизни . Обломовцы реалисты до мозга костей, никакой романтики. Даже луна ассоциируется у них с медным тазом. Их жизнь проста, а простота практична. Ее можно сравнить с практицизмом доктора из известного фильма «Формула любви».
Эти люди не верят в какие-то особые, высшие материи, не читают романтичных стихов. Для них дерево – это просто дерево. И жизнь, и окружающий мир их прост и ясен.
- Заведенный порядок . Ничего не меняется с годами в Обломовке, все известно наперед. Что в какой день можно и нужно делать, как поступать, что хорошо, а что плохо. Один день похож на другой. Пережили – и слава богу! А если что плохое – авось рассосется. Так жил дед Илюши Обломова, так жил его отец, так жил бы и сам Илья, если бы остался дома. Яркий пример упорядоченности – обеденный сон. Спят все – где придется, в одно и то же время. Таков порядок.
- Отсутствие жадности, зависти . Увеличение наживы, получение выгоды и барышей, не беспокоят умы обломовцев. Все идет по-старинке, само собой, тихо и размеренно. Дети накормлены, старики пристроены. На жизнь хватает, им и достаточно. Чужой достаток и удача не тревожат ни сердца, ни умы обломовцев. Хотя при этом они желают для своего Илюши всего самого лучшего.
Четыре поры любви
Природа в романе «Обломов» выполняет особую смысловую и сюжетную нагрузку. Прежде всего, она отражает состояния героя. Символом нежного чувства между Ольгой и Обломовым становится хрупкая ветка сирени, которую девушка дает Илье Ильичу, на что тот отвечает, что более любит ландыши, и расстроенная Ольга роняет ветку. Но на следующее свидание, будто приняв чувства девушки, Обломов приходит с этой же веточкой. Даже в момент, когда Илья Ильич говорит девушке, что «цвет жизни опал», Ольга вновь срывает ему ветку сирени как символ весны и продолжения жизни. В период расцвета их отношений тихая летняя природа словно благоволит их счастью, перед влюбленным раскрываются ее тайны, особые смыслы. Описывая состояние Обломова, автор сравнивает его счастье с красотой восхищающего летнего заката.
Почему обломов и штольц друзья. «Обломов и Штольц» ...
... скучно и приземлено. Штольца отличает практический ум. Он не предается бессмысленным рассуждениям и мечтаниям. Обломов и Штольц ведут совершенно разный образ жизни. Обломова отличает праздность и пассивность. Он по долгу спит и не ...
Главные герои «Горе от ума» характеристика и цитаты персонажей произведения Грибоедова списком
Совершенно другой предстает природа в моменты, когда Обломов начинает сомневаться в светлом будущем их любви, сравнивая их с дождливой погодой, серым, закрытым печальными облаками небом, сыростью и холодом. В это же время Ольга замечает, что сирень уже отошла – словно отошла и их любовь. Отдаление героев подчеркивается изображением осеннего пейзажа, облетевших листьев и неприятно кричащих воронов, когда герои не могут более прятаться за свежей зеленой листвой, постигая тайны живой природы и собственной души. Расставание возлюбленных сопровождается снегопадом, под который попадает Обломов – весенняя любовь, символом которой была нежная ветка сирени, окончательно умирает под снежным покрывалом холода.
Любовь Обломова и Ольги словно является частью той далекой, привычной Илье Ильичу «обломовской» жизни. Начавшись весной и закончившись поздней осенью, их чувства становятся частью естественного течения времени живой природы, смены пор года от зарождения и расцвету к угасанию и смерти, за которой последует новое рождение – любовь Обломова к Агафье и Ольги ко Штольцу. В финале романа автор описывает пейзаж скромного кладбища, где похоронен Обломов. Как напоминание о прекрасном чувстве героя у могилы растет посаженная друзьями сирень, и пахнет полынью, словно герой вновь вернулся в родную Обломовку.
Роль пейзажа и образов природы в романе И.А. Гончарова «Обломов»
Иное дело Обломовка – чудный край! Мирный, райский уголок, где небо обнимает с любовью мягкую землю, а солнце целых полгода согревает её ласковыми лучами. Край этот «…представлял ряд живописных этюдов, весёлых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривлённый овраг с ручьём на дне и берёзовая роща… Всё сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть». Это дремлющее, сказочное царство природы средней полосы России, где, возможно, и приютилась Обломовка, воспитывало в господах мечтательность, медлительность и ожидание сказочного бытия на весь жизненный период. Сон путался с явью, мечта с реальностью. Для Ильи Обломова родная природа была как няня, напевающая колыбельную и рассказывающая сказки. Образ природы как колыбели сопровождает Обломова в течение всей жизни, все его помыслы и мечты взлелеяны в детстве, в уютной Обломовке.
От жителей Обломовки и даже от родителей Илья Ильич отличается, прежде всего, своей духовностью: он получил образование, его нравственные идеалы благородны, он любит природу и хотел бы жить в гармонии с окружающим миром и в ладу с совестью, но без тревог и печалей, без напряжения для сердца и ума. А это невозможно в реальности, любой уют и комфорт нужно создавать, и для этого человек должен приложить определённые усилия. Обломов строит планы о новом доме, но дальше планов дело не продвинулось, и строительством будет вынужден заняться его друг, Андрей Штольц. Илья Ильич рисует другу чудесные картины будущей жизни в обновлённой усадьбе. Главное его желание – принимать у себя дорогих гостей, общаться с друзьями на лоне природы. Само по себе желание «искать в природе сочувствия», можно сказать, идеальное, однако мечты о деревенском общении с природой сводились к прогулкам по тенистой аллее, обедам на поляне, к чаепитиям в беседке под шелест листьев. Вечный праздник, и природа здесь союзник, а вернее, декорация райского бытия: «Река чуть плещет; колосья волнуются от ветерка…». И отдых человеку, который никогда не трудится, нужен не для перемены деятельности и избавления от усталости, а в целях борьбы со скукой. Пейзаж здесь будет исполнять роль объекта для созерцания и наслаждения духовного.
На что способен человек ради любви обломов. «Любовь в жизни Обломова
... Гончарова «Обломов» на литературную тему: «Способна ли любовь изменить человека?» (Итоговое сочинение) Любовь – замечательное чувство, пробуждающее в человеке все лучшие качества, наделяющее жизнь смыслом. Не зря тема любви так ... Может быть именно этим Гончаров хотел показать, что каждый человек оставляет свой след в жизни другого человека, хоть и в воспоминаниях. Совсем другие отношения у Обломова ...
Потребительское, созерцательное отношение к окружающему миру, пассивный взгляд на собственную жизнь возникли не под влиянием мирной природы «благословенного уголка», а в результате соединения многих причин и обстоятельств. Но пейзаж и образы природы в романе Гончарова «Обломов» помогают понять, что такое «обломовщина» и где её истоки. Картины природы использованы автором и как фон для райской жизни, и как песня, под которую сладко дремлется, и как добрый опекун, необходимый барину в праздности и лени. Хотя следует признать, что умение видеть прекрасное, любоваться природой и любить её – замечательные человеческие качества, говорящие о красоте души как главного героя, так и самого автора, мастерски использовавшего пейзаж в романе. И.А. Гончарову удалось с помощью пейзажа показать также, что его «лишний» в обществе человек обладает «чистой как хрусталь», благородной душой с добрыми помыслами и честным отношением к людям.