Гротеск и гипербола в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль

Сочинение

Эпоха Возрождения дала миру множество знаменитых имен: писателей, скульпторов, художников, музыкантов. Художники-гуманисты усматривали объект своего творчества в изображении человека, его чувств, умственных способностей и качеств, так как и сами художники этой выдающейся эпохи тоже были неординарными личностями. Можно даже сказать, что эпоха создавала человека нового времени, а человек создавал эпоху.

Франсуа Рабле — представитель французского Ренессанса, хотя виднейшим представителем этой эпохи его сделало одно художественное произведение.

Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» стал именно тем произведением, благодаря которому имя известного французского врача и ученого-энциклопедиста вошло в мировую историю литературы шестнадцатого столетия.

Фантастическая страна Утопия, изображенная в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», расположилась где-то во Франции. Об этом свидетельствуют описания Парижа и провинциальных городков, в которых живут простые трудолюбивые ремесленники и крестьяне.

Роман Ф. Рабле написанный в форме сказки-сатиры. Автор саркастически изображает каждого из представителей схоластической науки, религиозные распри и самых церковников, с жизнью которых был хорошо осведомлен еще со времени пребывания в монастырях.

Рабле широко использует аллегорию для изображения как положительных, так и отрицательных общественных явлений.

Опираясь на фольклорные источники, автор создал образы людей, жадных к знаниям и к самой жизни. Огромный рост Грангузье, Гаргантюа и Пантагрюэля были олицетворением их безграничных знаний, чрезвычайной образованности, благородства чувств, искренности, доброты и способности на самопожертвование ради обиженных.

Великаны-короли создавали законы, направленные на благосостояние своего народа.

Сатира и гиперболы Рабле не абстрактные, они опираются на реальную подпочву. В литературе периода Возрождение довольно распространенной была тема путешествий, в основе которых лежали реальные события. Рабле использует эту тему для своих сатирических аллегорий, которые иногда изменяются сугубо фантастическими описаниями.

В разделе о Пушистых котах автор разоблачил алчных и жестоких чиновников-судей, деятельность которых основана на отрицательных человеческих чертах: «У нас здесь учат того, чего самые никогда не учили!.. У нас здесь бьют и учат того, чего самые никогда не учили!.. У нас здесь бьют и приказывают при этом смеяться!.. У нас здесь признаются в том, чего никогда не совершали, не творили и совершаться-творить не думали!».

12 стр., 5642 слов

Роль гротеска в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

... Роман писался на стыке эпох, во время перемен и потрясений, и отражает все противоречия и недочеты, существовавшие в жизни. Как основу для сюжета «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле взял старинную французскую народную ... что, как вам могло случайно показаться, автор сказал спроста». В своей книге Рабле рассматривает ряд проблем современной жизни общества и выражаеает свои взгяды на различные ...

Рабле в гротескной форме проводит мысль, которая основой всего существующего есть плоть, материя, которая высочайшим критерием в оценке мира есть близость к природе. То, что противостоит этому суждению,- отвратительное и безобразное.

Важным эпизодом произведения является рассказ о пребывании путешественников на острове царицы Квинтэссенции, которая употребляла в пищу лишь абстракции, категории, мечты, шарады, антитезы и просеивала свое время через большое, красивое решето. Франсуа Рабле высмеял лжезнания и полнейшую оторванность от реального мира.

В борьбе со средневековой реакцией Франсуа Рабле использовал все возможные формы комического, среди которых — сатирический гротеск. Писатель всегда смеется, так как это — его испытанное оружие.

Очень большим было влияние гениального французского сатирика на мировую литературу. У Рабле было чему поучиться, ведь эрудиция писателя поражала современников. Он был одним из величайших гуманистов прошлого. Ценнейшим для нас есть его суждения о свободном обществе, в котором будет возможным существование гармонично-развитой личности, так как эта мечта была, есть и будет актуальной для представителей всех времен и народов.