Анализ рассказа Чехова «Гриша»

Рассказ Антона Павловича Чехова «Гриша» датируется 1886 годом. Впервые он был опубликован в 14 номере журнала «Осколки». Идею изображения психологии ребенка автору предложил Билибин. Есть у главного героя Гриши и прототип – сын издателя – Федя.

2. Жанр произведения. Признаки жанра.

Жанр произведения А. П. Чехова – реалистический рассказ. Основными признаками, подтверждающими этот факт, являются следующие:

  • маленький объем;
  • ограниченное количество действующих лиц;
  • в центре повествования одни эпизод – прогулка маленького мальчика по имени Гриша.

    3.

Название произведения и его смысл.

Заголовок рассказа – имя главного героя. Именно глазами трехлетнего мальчика показан окружающий мир. Детская впечатлительная натура выдвинута автором на первый план. Видимо, по этой причине рассказ и носит название «Гриша».

4. От чьего лица ведется повествование? Почему?

Повествование в рассказе «Гриша» ведется от лица автора, который хочет показать своим читателям психологию ребенка.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Итак, тема обозначенного рассказа – первая прогулка маленького мальчика по бульвару. Идеей же произведения становится показ внутреннего мира мальчика, особенного, отличного от взрослого.

Основной проблемой, которую следует отметить первой в списке, становится трепетное отношение к детскому возрасту и к детству как определенному и важному периоду человеческой жизни.

В 19 веке в рамках этой проблемы сложилось свое особое мнение: детство – этап подготовки ко взрослой жизни. Ребенок же – это неразумное существо, которому еще много чему необходимо научиться.

Антон Павлович хорошо знал мир детской души, видел, насколько разные ценности и страхи у детей и взрослых.

Есть и еще ряд проблем, которые поднимает автор на страницах своего произведения. Так, например, у маленького Гриши есть свое представление об окружающем мире, но взрослые даже об этом не догадываются, они не видят в ребенке личности. Да и даже просто не замечают его потребностей. Что уж говорить о внутреннем мире, пусть еще детском и наивном, но своем?!

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Небольшого объема рассказ показывает нам события только одного дня из жизни маленького мальчика по имени Гриша. Чем же необычен этот день, что заслужил такого пристального внимания автора? Все дело в том, что Гриша впервые вышел на улицу, все окружающее необычно для мальчика, потом же он оказывается в чужом доме. Ребенка буквально переполняют эмоции, он узнал сегодня так много нового, что впечатлений хватит на всю жизнь.

2 стр., 679 слов

Ральф Эмерсон. «Доверие к себе» и «Рассказ о жизни ...

... личности. "Рассказ о жизни Фредерика Дугласса, американского раба" Эта "декларация" писалась отнюдь не в подражание Эмерсону: ее ... которая позднее воспринималась уже не как антирабовладельческое произведение, а как впечатляющая история становления личности, поиска ... саднящей раной национального сознания и национальной совести. ► Читайте также другие статьи раздела "Литература XIX века. Романтизм. ...

Ключевыми эпизодами становятся встреча с человеком со светлыми пуговицами и обед в незнакомом доме, когда няня дает мальчику выпить из своей рюмки.

7. Система образов произведения.

Система образов рассказа «Гриша» складывается из нескольких персонажей: самого мальчика Гриши, который в первый раз выходит на прогулку по бульвару, няня, сопровождающая ребенка, человек со светлыми пуговицами, встреченный по пути, мама мальчика.

8. Композиция произведения.

Что касается композиции рассказа, то она представляет собой замкнутый круг. Сначала мы знакомимся с Гришей со слов автора. Мы рисуем в своей голове его представление, точнее даже портрет. Во время прогулки же мы видим окружающую действительность глазами мальчика, он отмечает те детали, на которые взрослый даже не обратит внимания: две кошки с задранными хвостами, корыто с апельсинами, стеклышко под ногами. Некоторые вещи даже пугают ребенка. Так, например, толпа солдат своим топотом вселяет в ребенка ужас. А вот лошади вызывают недоумение.

А завершается рассказ также взрослым взглядом на Гришу, как и в самом начале. Сбивчивый рассказ о том, что он видел на прогулке, настораживает маму. Ее предположения оказываются верными: у мальчика жар. Мама дает ребенку ложку касторки.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Чехов на страницах рассказа использует такое средство, которое помогает раскрыть психологию ребенка, а именно сочетание двух взглядов на привычные вещи: взрослого и детского.

Автор рисует нам мир Гриши, который напоминает четырехугольник, а уже глазами самого мальчика мы видим заполняющие этот мир предметы. Описание родителей ребенка также дается через восприятие самого мальчика, его словами.

Немаловажное значение у Чехова имеют детали: жара, от которой невозможно никуда скрыться, красные кресла – атрибут обстановки комнаты, светлые пуговицы в одежде знакомого няни, встреченного на бульваре, корыто с апельсинами, сверкающее солнце и блестящее стеклышко.

10. Отзыв о произведении.

Рассказ «Гриша» произвел на меня неизгладимое впечатление. Интересно увидеть мир глазами маленького ребенка. Ведь этот взгляд еще так наивен и чист. Он замечает те детали, на которые мы даже не подумали бы обратить внимание.

Понравилось сочинение? А вот еще: