Крупнейшего прозаика русской литературы XX века Михаила Шолохова смело можно назвать летописцем советской эпохи, ее неутомимым исследователем. Образы, созданные им, по силе своей выразительности и художественной ценности не уступают лучшим образцам мировой классической литературы. Герои Шолохова, как правило, современники и участники переломных событий эпохи, перед каждым из которых рано или поздно встает необходимость сделать свой жизненный выбор. Это люди-труженики, закалившиеся в горниле суровых испытаний, вышедшие из них израненными, но не сломленными, сохранившими свой богатый и цельный духовный мир. Образ Григория Мелехова из романа «Тихий Дон», выписанный автором с большой любовью, безусловно, является одним из наиболее ярких и запоминающихся. Григорий — один из тех, в ком жила жажда естественной жизни и жажда любви как высшего проявления этой жизни, но его судьба была безжалостно исковеркана буреломной эпохой.
Григорий Мелехов — представитель старинного казачьего рода на Дону, младший сын Пантелея Мелехова. Родился он на хуторе Татарском Вешенской станицы Области войска Донского в 1892 году.
В начале повествования Григорий — восемнадцатилетний парень, веселый, сильный, красивый; настоящий казак, блестящий наездник, охотник и рыболов. Легко и радостно живется ему на родной земле. Григорий освещен светом, как бы исходящим из разных источников, — тут и кодекс казачьей чести, и напряженный крестьянский труд, и удальство в народных игрищах и гуляньях, и приобщение к богатому казачьему фольклору, и чувство первой любви. До поры до времени он счастлив и беззаботен, живет в согласии с миром и с самим собой. Все в его жизни происходит невольно, будто без его участия. Даже любовь к Аксинье, захватившая его страстную натуру, не вносит особых перемен. Григорий позволяет отцу женить себя на Наталье, как заведено, готовится к службе… Но жизнь не стоит на месте, на дворе — начало XX века. Новая складывающаяся система социальных отношений изнутри рушит устоявшийся патриархальный уклад с его традиционными нравственными ценностями и заставляет Григория искать себя в стремительно меняющемся и рушащемся мире.
Григорий попадает на войну молодым казаком, видит кровь, насилие, жестокость и, проходя через все эти испытания, взрослеет. Из поколения в поколение воспитываемые смелость и отвага, благородство и великодушие по отношению к поверженным, презрение к малодушию и трусости определяли поведение Григория во всех жизненных обстоятельствах. В первых испытаниях на полях кровавых сражений в 1914 году его выручала традиционная казачья приверженность к воинской славе, Мелехов проявлял исключительную храбрость и мужество, но уже тогда он отличался от своих братьев по оружию чувствительностью к проявлениям жестокости, к любому насилию над слабыми и беззащитными. Впервые убив на войне противника, но человека, Григорий испытывает невыносимую боль, утрату в себе чего-то главного: «Будто нес за плечами непосильную кладь; гнусь и недоумение комкали душу». Он долго не мог прийти в себя, но потом, мучительно преодолев внутренний надлом, ожесточился, продолжая в то же время страдать от невозможности примирить непримиримые понятия воинской чести и доблести как хорошо выполненной на войне работы и невосполнимости зря загубленной, утраченной чьей-то жизни — высшей ценности на земле. «Огрубело сердце, зачерствело, как солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости», — с болью отмечает автор. Тем не менее, внутренний протест против ужасов и нелепостей войны со временем будет расти и в конечном счете приведет Григория к пониманию того, что он проводит свою жизнь в чужой для него среде ужасов и страха, тратит свой талант и силы на опасное и чуждое его натуре мастерство сотворения смерти.
Проблема роли книги в жизни человека сочинение по бондареву
... непрерывно и неустанно...» (Ю.В. Бондарев) Сочинение Автор прочитанного мной текста, писатель Ю. Бондарев, поднимает проблему роли книги в жизни человека, прежде всего самого писателя. По мнению автора, у каждого из ... индивидуальным чувством художника, где люди в событиях и события в людях, — рассказ о нашей эпохе, о неповторимых чертах ее». Это книга, которая раскрывает внутренний мир автора, «испо ...
В госпитале, куда Григорий попадает после ранения, под влиянием пропаганды у него появляются сомнения в преданности царю, отечеству, воинскому долгу.
В 1917 году, в тревожные дни революционных событий, мы видим Григория в беспорядочных и мучительных поисках истины. Сначала он сражается за красных, но его отталкивает убийство безоружного пленного, и когда большевики приходят на Дон, неся с собой грабежи и насилие, Мелехов борется с ними с холодной яростью. Он пытается определиться в это «смутное время», но порой оказывается не в силах постичь железную логику революции, ее внутренние закономерности и совершает немало ошибок. В конце концов глубинные устремления души отталкивают Григория и от красных, и от белых: «Все они одинаковы! Все они ярмо на шее казачества!»
Узнав о бунте казачества в верховьях Дона против Красной Армии, Мелехов выступает на стороне бунтовщиков. Теперь он борется за то, что ему дорого, потому что для него, как ему кажется, открылась, наконец, правда. «Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа, — в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь — всегда боролись люди и будут бороться, пока светит им солнце, пока теплая по жилам сочится кровь. Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее; надо биться крепко, не качаясь, — как в стенке, — а накал ненависти, твердость даст борьба!»
Сочинения. : Любовь Аксиньи в романе Тихий Дон, Шолохов Григорий ...
... которые приготовила ей судьба. Тема урока «Вечные» темы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон». Любовь и долг». Цель урока ... Григорий смотрит на «опухшие от слез, сияющие счастьем» глаза Аксиньи, и в тот момент им обоим кажется, что спокойная и хорошая жизнь уже близко. На ... встречаться. Аксинья открыто говорит Наталье, что теперь она «завладала Григорием» и постарается больше никогда «не выпустить ...
Как возврат к господству офицерства в случае победы белых, так и власть красных на Дону для Григория неприемлемы. В душе его идет постоянная борьба: «Трудно нащупывалась тропа; как в топкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности — по той ли, по которой надо, идет. Тянуло к большевикам — шел, других вел за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем «.
В последнем томе романа разжалование как следствие неподчинения белогвардейскому генералу, смерть жены и окончательное поражение Белой армии доводят Григория до крайней степени отчаяния. В конце концов он вступает в конницу Буденного и героически воюет с поляками, стремясь очиститься этим от своей вины перед большевиками.
Но для Григория нет спасения и в советской действительности, где даже нейтральная позиция считалась преступлением. С горькой насмешкой говорит он бывшему вестовому, что завидует Кошевому и белогвардейцу Листницкому: «Им с самого начала было ясно, а мне и доселе все неясное, а я с 17 года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь». Больше всего на свете Григорию «хотелось отвернуться от всего, бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного», хотелось «забить» свою боль подчас безрассудными поступками, потому что сердце Григория теплело и трепетало только тогда, когда он «представлял себе, как будет к весне готовить бороны, арбы, плесть из краснотала ясли, а когда разденется и обсохнет земля, — выйдет в степь; держась наскучавшимися по работе руками за чепиги, пойдет за плугом, ощущая его живое биение и толчки; представляя себе, как будет вдыхать сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозема, еще не утратившего пресного аромата снеговой сырости, — теплело на душе». Главными для Мелехова всегда оставались любовь к жизни, неубывающая, безудержная любовь к Аксинье — символ самой жизни, любовь-понимание, любовь-милосердие к исстрадавшейся из-за него же жене Наталье, детям, родне, любовь к земле и труду на земле…
Однажды ночью, под угрозой ареста и неминуемого расстрела Григорий бежит с родного хутора. После долгих скитаний, тоскуя по детям и Аксинье, он тайно возвращается. И теперь уже они вместе, упросив сестру взять детей, бегут в надежде пробраться на Кубань и начать новую жизнь, но по дороге их настигает конная застава, и Аксинья погибает. Найдя укрытие в яру, Григорий хоронит свою Аксинью, свою самую большую любовь и свою надежду на мирное счастье: «Ладонями старательно примял он на могильном холмике влажную желтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь. Теперь незачем ему было торопиться. Все было кончено…»
Жизнеописание Григория Мелехова заканчивается мартом 1922 года. Ему только тридцать лет, но это уже совсем другой Григорий. Слишком много утрат и разочарований довелось ему пережить. Пройдя сквозь кровавую мясорубку гражданской войны, он потерял почти все, что имел и любил в своей жизни: «все отняла у него, все порушила безжалостная смерть…» Но Григорий не очерствел душой, не опустился, не утратил своих лучших человеческих качеств. Скрываясь неделями в лесной чаще, он испытывает непреодолимое желание «походить… по родным местам, покрасоваться на детишек, тогда бы можно было бы и помирать». Он возвращается к родному порогу и прижимается заросшей щекой к сыну Мишатке.
Была ли любовь в жизни Печорина?
... тоже ее искал. Но оказывается, не так важна оказалась любовь в жизни Печорина. Сочинение на эту тему можно построить на анализе его ... привязанность к девушке Вере. Это была какая-то неосознанная любовь в жизни Печорина. Сочинение на эту тему должно указывать на то, что она ... то был бы счастлив. Не смогла сыграть важную роль любовь в жизни Печорина. Сочинение (краткое) на эту тему именно об этом и ...
Трогательно описав встречу своего героя с сыном, Шолохов заканчивает роман словами: «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».
Григорию Мелехову не довелось прожить спокойную жизнь, нельзя сказать, что выбор его в сложных жизненных ситуациях всегда был правильным, но его поступки почти всегда были продиктованы поиском жизненного пути, который подходил бы «всем, которые есть.», казакам, и простым, искренним желанием «жить лучше всех». Это желание затрагивало не только личные интересы Григория, но и всех, кто его окружал, — родных и близких, детей, любимой женщины. Григорий Мелехов не зря прожил свою жизнь. Она была полна душевных метаний, боли, утрат и разочарований, но были в ней и радость, и настоящая любовь, и счастье труда на родной земле, пусть и недолгое…
На примере нелегкой судьбы Григория Мелехова Михаил Шолохов показал сложный путь донского казачества накануне Первой мировой войны и позже — в гражданскую войну.