Литеровед предлагает вниманию читателей сочинение на тему «Судьба Мелехова в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон», в котором образ героя раскрывается в тесной связи с историей страны и русского казачества.
Роман-эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон» рассказывает о трагических событиях в истории России. Автор размышляет над «вечными темами», любовь, смерть, трудности жизненного выбора находятся в центре повествования. История страна и судьба одного человека сливаются в одно целое. Определение жизненного пути является основной проблемой произведения.
Главный герой романа Григорий Мелехов проходит долгий путь, чтобы найти свою правду жизни. Действие романа начинается в 1912 году на хуторе Татарский. Занимается утро, юный Григорий идет с отцом Пантелеем Прокофьевичем на рыбалку. Этот эпизод показывает традиции, которые связывают казачью семью в одно целое. Григорий изображается в повседневной трудовой казачьей жизни. Он является частью мира. Мы видим отца, главу семьи, который чувствует ответственность за всех домочадцев. Для него дом, земля, семья являются в жизни самым ценным. Он передает понятие об этом сыну, на которого возлагает большие надежды.
В разговоре отца и сына впервые на страницах романа незримо появляется Аксинья Астахова, любовь всей жизни Григория. Пантелей Прокофьевич заметил, что сын заглядывается на жену соседа. Для него важно сохранять добрые отношения с соседями и целостность своей семьи. Среди казаков не принято разрушать чужие семьи, заигрывания с соседской женой могут «до греха довести». Этот разговор по сути является завязкой всех основных событий романа.
В следующей главе по просьбе матери Григорий идет будить Астаховых. Он заходит в дом и видит Аксинью в объятиях мужа. У Григория «сохнет во рту и в чугунном звоне пухнет голова». Шолохов показывает силу зарождающейся страсти, но настоящей любви здесь еще мало. Степан Астахов уезжает из дома, и страсть получит выход. Отношения Григория и Аксиньи становятся достоянием всего хутора. Пантелей Прокофьевич нашел решение проблеме и женил сына на Наталье Коршуновой. Отношения с женой не складываются. Григорию не хватает той страсти, которой околдовала его Аксинья. Он постоянно сравнивает жену с ней, и сравнение это получается не в пользу Натальи. «Чужая ты какая-то», – говорит он ей. Поссорившись с отцом, Григорий уходит с Аксиньей с хутора. Они стали жить одной семьей в Ягодном у помещика Листницкого.
Образ жизни моей семьи
... успехи, а также, множество событий в нашей жизни. И хотя с течением времени, люди склонны менять свой образ жизни, важно, чтобы он состоял из положительных составляющих. Образ жизни моей семьи ... нашему здоровью, так и накоплению положительных эмоций. По моему мнению, спорт – еще одна неотъемлемая составляющая здорового образа жизни. Чтобы поддерживать свой организм здоровым полезно ходить на ...
Григорий идет на войну, оставив Аксинью с дочерью в Ягодном. Война сильно повлияла на его мировоззрение. Мелехов отличается острой эмоциональной отзывчивостью на события. У героя развито чувство сострадания, он проявляет жалость ко всем живым существам. Это подтверждает фрагмент, когда он зарезал на покосе утенка, который только вылупился из яйца. Война словно «мельничные жернова» проходится по его душе. Встретившись с братом, он признается: «Я, Петро, уморился душой». Его мучает совесть за те убийства, которые он совершает. Ему сложно понять логику войны, когда «людей стравили» друг с другом. Он физически ощущает накопившуюся вокруг него и в нем самом злобу. Он сравнивает себя с бешеным животным, от укуса которого можно заболеть.
Григорий привязан к дому, к земле. Шолохов дает это понять еще в самом начале романа, когда Аксинья зовет его уйти вместе. «Ну, куда я пойду от хозяйства?» – говорит Григорий. Эта его духовная привязанность прослеживается на протяжении всего романа. В мыслях он не раз будет возвращаться к крестьянскому труду, к родной земле. Он говорит, что ему пахать нужно, а он воюет. Элементы пейзажа, умело вплетаемые Шолоховым в картины войны, подчеркивают душевные движения героя. Автор не раз упоминает о том, что конница скачет по пашне, по хлебам, уничтожая труд многих мирных рук.
На войне Григорий особенно остро осознает несправедливость жизни. Он видит обеспеченных офицеров, приехавших на войну за чинами и наградами, и униженных, бесправных солдат, которым эта война, как в горле кость. Война поражает героя бессмысленностью смертей. Несмотря на свои сомнения и умозаключения, во время сражений Григорий держится отважно и мужественно. Он дослужился до офицерского чина, но своим среди офицеров не стал. Получив высокий чин, Григорий лишний раз убеждается в пропасти, существующей между казаками и офицерами. В офицерском обществе он чувствует себя неловко. «Как на мороз выйду в одних подштанниках», – сравнивает герой свои ощущения с пребыванием в обществе офицеров.
Григорий делает попытки разобраться в путанице мыслей, постичь происходящее. В своих размышлениях он ни разу не разрешил солгать самому себе. Разговор с самим собой выявляет духовное начало героя. Он единственный персонаж, который проявляет себя в монологах. Это значит, что именно Григорий является выразителем авторского мировоззрения.
В госпитале Мелехов встречается с большевиком Гаранжей, который объясняет политику красных. Григорий со многими его словами согласился. Когда в госпиталь приехала царская семья, Григорий со злостью называет их «гадюками». Он обвиняет царя в том, что тот кинул их на гибель, разлучив с землей и родными. Эти новые мысли вступали в противоречие с тем, чему учил его отец. В семье воспитывали уважение к царской семье. Казаки всегда были оплотом монархии. Григорий переходит на сторону красной армии. Он гордится красными командирами, разбивающими прославленных белых генералов. Он храбро сражается в коннице Буденного, но ощущает, что окружающие испытывают недоверие к бывшему белогвардейскому офицеру. Это приводит к тому, что казак уходит из красной армии, он стремится домой, на родной хутор.
Образы героев в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)
... жизни. Описывая Грушницкого, автор обращает внимание читателей на те черты героя, которые угадываются и в ... Григорию делала ее игрушкой в его руках, поэтому герой ... и не отличался храбростью (во время ... французские любовные романы, фортепьяно и пение: она ... героя, но не может в полной мере понять ... нашёл в ней близкие ему качества. Она также манипулировала людьми и использовала их в своих целях, но с Григорием ...
Вернувшись, Григорий слушает разговоры Чубатого и Изварина о казацком сословии, о свободном Доне, где не будет ни царя, ни большевиков. И с этими суждениями он, вроде бы, тоже согласен. Очень сложно герою разобраться, найти истину. Герой признается: «Блукаю я, как метель в степи». Шолохов хотел создать героя, ищущего, старающегося разрешить все эти противоречия. Он достигает своей цели, передавая душевные движения Мелехова. Шолохов через этот образ подводит читателей к пониманию того, что в гражданской войне невозможно определить, кто прав, кто виноват. На самом деле не существует ни красных, ни белых, а есть единое тело народа.
Трагедия Мелехова переносится на мировоззренческий уровень. Он, далекий от политики человек, пытается понять, что происходит в мире, найти истину. Герой мечтает о правде, «под крылом которой мог бы согреться каждый». Он не нашел этого нигде. Герой Шолохова поднимается над миром в своих выводах. Гражданская война – вселенская по своим масштабам трагедия, победить в ней невозможно. «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет… А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался…» – с тоской заключает казак.
На своей земле Мелехов хотел найти успокоение, он мечтал заниматься привычным трудом. Его надеждам не суждено было сбыться. Кошевой собирается арестовать его, но Дуняшка, узнав о его планах, предупреждает брата. Григорий бежит в банду Фомина, в глубине души осознавая гибельность этого шага. Григорий всегда остается честен с самим собой, он не мирится с нарушением естественного хода вещей. Понимая, что банда совершает преступления, и он в них участвует, Григорий не может оставаться с Фоминым.
Он покидает это временное «пристанище» и отправляется к Аксинье. Он решает уехать с ней подальше от этих мест и начать новую жизнь. Отношения с Аксиньей переходят на новый уровень. Это уже не юношеское физическое влечение, это зрелое, прошедшее испытание временем чувство. Любовь позволяет им оставаться людьми в этом рушащемся мире. Любовь выступает как противоречие истории, она поднимается над ней и становится важнее ее. Судьба снова испытывает героя, Аксинью убивают в дороге. Уже давно нет на свете отца, матери, брата, Натальи, теперь не стало и Аксиньи. Вместе с ней гибнут мечты Григория о счастливой жизни. Окончен путь исканий героя, у него не осталось ничего, кроме воспоминаний. Верного для себя пути он не нашел, но у него еще есть сын Мишатка, его единственная надежда на светлое будущее, на продолжение его рода. Круг замкнулся.
Произведение начинается с того, как начинался род Мелеховых. Заканчивается оно мыслью о роде как основе и смысле жизни человеческой. Сестра Дуняша замужем за человеком, который не признает Григория. Получается, что у Григория не осталось никого, кроме сына. Геройпрошел трудный, полный сомнений и противоречий путь, он стоит у порога родного дома, где сосредоточились все начала и концы рода Мелеховых. Он приходит к мысли, что смысл жизни заключается в семье, доме, труде на родной земле.
Судьба Григория Мелехова в романе Тихий Дон
... Наш главный герой прошел сквозь это непростое время и сумел просто остаться в живых, а это было очень трудно сделать. Судьба Григория Мелехова в романе ... героя, который до последних дней своей жизни был верен своим идеалам и не предавал их. Однако, судьба имела на него свой особенный план: ... Что он сделал не так? Как бы он смог прожить свою жизнь если бы вел себя по-иному? Вопросов очень много, но ...
Судьба Мелехова – это судьба казачества, судьба страны, в которой продолжается гражданская война. Мелехову не нашлось места в стране, отношения в которой строятся на вражде. Важно, что герой остается человеком, не озлобляется, не разочаровывается, он продолжает жить. Его судьба вызывает сочувствие и сострадание.