Государство, по мнению многих современных исследователей и ученых, представляет собой сложнейшее и многогранное явление, особый социальный институт, занимающий, кроме всего прочего, центральное место в политической системе общества.
Можно сказать, что государство, это выработанная годами и наиболее удобная, рациональная форма сосуществования людей, некий способ организации отношений между ними. Независимо от конкретных пространственных и временных реалий, обуславливающих специфические черты и особенности того или иного государства, сущность данного явления предполагает отношения, построенные по модели «власть-подчинение». То есть, население государства подчиняется правящей власти, другими словами, власти государственной.
В зависимости от формы правления и политического режима конкретного государства, такие отношения между государством и его населением могут иметь различный характер, начиная с абсолютного диктаторства и тоталитаризма и заканчивая режимом демократии, не только закрепленным в Конституции, но и воплощаемым на практике. Однако, в любом случае, такая организация отношений в обществе, как государство, предполагает разделение людей на правящих и находящихся у них в подчинении.
Тем не менее, государство нельзя воспринимать только как социальную общность, роли в которой разделены на управленцев и подчиняющихся. Государство – сложный механизм, чье существование непременно связанно с выполнением ряда функций и задач.
Одной из таких задач является защита своей территории и, соответственно, проживающего на ней населения, и, практически во всех случаях, за исключением, пожалуй, тех, когда определенные земли захватываются насильственным образом, можно сказать, что общество выбирает правителей или же позволяет им управлять взамен на обеспечение их безопасности.
Государство – явление сложное, включающее в себя ряд элементов и имеющее многообразие вариаций своего устройства в реальном мире. Однако, независимо от конкретного типа и устройства того или иного государства, последнее должно обладать рядом обязательных признаков. К таким признакам необходимо прежде всего отнести территорию, армию, наличие как внутреннего, так и внешнего суверенитета, право на взимание налогов и сборов, исключительное право на правотворчество, а также, право на использование принуждения.
Как уже было замечено ранее, существование государства вызвано необходимостью определенного упорядочивания и организации отношений в обществе, которые бы сделали жизнь общества проще, удобней и рациональней. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Власть и властные отношения. Виды власти
... - анализ политической власти и видов власти. Указанная цель предопределили постановку задач исследования: определение понятия власти и уяснение специфики властных отношений; рассмотреть исторически сложившиеся формы проявления власти; рассмотреть виды политической власти. Объект исследования ...
То есть, государство – есть следствие необходимости, которая удовлетворяется теми функциями, которые государство выполняет и теми задачами, которые оно призвано решать. Таким образом, государство нам нужно для того, чтобы удовлетворять определенные потребности, способствовать более комфортной и достойной жизни своих граждан, что достигается выполнением им перечня определенных функций и задач, которые нам, соответственно, и предстоит раскрыть.
Существует множество подходов к объяснению такого феномена, как происхождение государства. Причем, весомая доля концепций, исходит именно из того, что государство обусловлено некой необходимостью общества в нем, что, в свою очередь, означает, что его образование было нужно для достижения каких-то определенных целей.
Например, теория договора, предполагает, что государство было образовано путем обдуманной, осознанной и целенаправленной договоренности между людьми, которые посчитали, что если они объединятся и разделят определенные обязанности между собой, то жить станет удобнее. Известно, что общество существует более эффективно и благоприятно в том случае, если каждый занимается тем, что у него получается лучше всего. Земледельцы обеспечивают государство продовольствием, военные защищают его от нападений, наиболее подходящие для управленческих функций – правят им. Собственно, с такой целью, то есть с целью мирного и рационального сосуществования, и было создано государство, в соответствии с рассматриваемой нами теорией.
Также можно рассмотреть и психологическую теорию, которая обуславливает происхождение государства особенностями психики людей. Здесь также на лицо особая причина, особая необходимость в государстве, которое позволило бы каждому жить в соответствии со своими возможностями и спецификой собственной психики, ведь вполне логично и подтверждаемо на практике, что одни любят и главное умеют управлять, а другие, напротив, наиболее комфортно себя чувствуют, находясь в подчинении у других людей.
Подобных концепций существует еще немалое количество, однако, нельзя не заметить, что гораздо логичней и более обосновано связывать происхождение государства сразу с совокупностью таких причин. Итак, государство необходимо обществу, так как является наиболее удобной и рациональной формой сосуществования людей в связи с тем, что выполняет ряд определенных функций и задач. Выявляя такие функции теоретически, абстрактно, не учитывая особенностей устройства того или иного государства, можно назвать такие функции как обеспечение безопасности своих граждан, защиту территорий, возможность организовать и обеспечить дифференциацию занятий и распределение обязанностей среди граждан, то есть организовать разделение труда. Другими словами, государство организовывает порядок жизни на своей территории, распределяя обязанности и защищая общество, как от внешних угроз, так и от внутренних.
Анализ социального обслуживания пожилых граждан города Белогорска
... дать характеристику деятельности учреждений социального обслуживания пожилых граждан провести анализ социального обслуживания пожилых граждан; разработать предложения по организации социального обслуживания пожилых граждан; Методы исследования: теоретический анализ учебной и научной литературы и обобщение, информации. Вторичный ...
Перечисленные выше функции и задачи государства можно определить, как обязательные, начальные, присущие любому государству, как социальному и политическому институту. Дополнять же такие функции и более подробно их раскрывать целесообразно на более определенных, конкретных примерах.
В качестве одного из таких примеров целесообразно рассмотреть устройство государств, характерное для нашей действительности. В современном мире наступил период, когда большее предпочтение отдается построению правовых, демократических, социальных государств. Такие государства предполагают взаимную ответственность личности и государства, верховенство права и закона, полноту власти в руках народа, разделение властей и прочие аспекты, направленные на максимально возможное обеспечение достойной жизни граждан, равенство и справедливость. Другими словами, можно сказать, что при таком государственном устройстве, государство, в лице представителей государственной власти, находится в подчинении у граждан, в том плане, что последние избирают государственную власть, а кроме того, являются единственным источником последней.
Не является исключением и Российская Федерация, в Конституции которой закреплено, что наше государство является правовым, демократическим, социальным. Данный факт означает, что функции государства, являющегося таковым, гораздо шире чем те, что мы уже называли. Помимо обеспечения безопасности населения и защиты своей территории, а также организации экономической сферы жизни общества, государство выполняет и ряд других, не менее важных и значимых функций. В частности, оно призвано обеспечивать достойную жизнь всем своим гражданам, например, перераспределяя налоги на социальную поддержку наименее защищенных слоев общества, на социальные пенсии и выплаты и прочее. Можно сказать, что в государствах такого типа контролирующая и надзорная функция ослабли в сравнении с государствами тоталитарного типа, однако увеличилось количество обязанностей по отношению к обществу.
Подводя итог нашему рассуждению необходимо сказать, что государство выполняет ряд важнейших функций, как контролирующих, так и регулирующих, обеспечивающих жизнь общества, что, в свою очередь, подтверждает неоспоримую важность и значимость данного института, и, таким образом, отвечает на вопрос нашего исследования.