Петербург Достоевского Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный

Петербург… Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели от Ломоносова до поэтов наших дней.

Царственный град Петра, воплощение силы и власти, открывается мечтателю из «Белых ночей»; Раскольникову же ближе другая, вторая столица — сдавленное пространство примыкающих к сенной площади кварталов, темные дворы, черные лестницы. Герой просто не замечает города, он слишком поглощен своими думами, мыслями, переживаниями.

Ему знаком только такой Петербург: «… духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особая летняя вонь, столь знакомая каждому петербуржцу».

Родион живет в коморке, «которая походила более на шкаф, чем на квартиру». И, лежа там часами, в голове рождается мысль об убийстве. Данные писателем повторяющиеся детали: «вонь», «духота», как бы нагнетают обстановку в преддверии жуткой трагедии. Лишь раз, как в тумане, возникает Петербург перед Раскольниковым: «Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина… » Великолепная панорама Исаакиевского собора и Зимнего дворца была нема для героя, как нема она и для живущей вблизи бедноты, потому что все ее сознание заполнено страхом перед будущим. Но город этот еще и город маленького человека — Мармеладова, титулярного советника, которого мы встречаем уже «с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками». В пьянстве он пытается утопить реальность жизни, хотя сам четко сознает пагубность этого занятия.

В Петербурге Гоголя есть те же «серые, желтые и грязно-зеленые дома» с их угрюмостью. Но описание Достоевского не так безысходно: в этом мрачном городе мелькнет хоть «один луч света». В душе героя и писателя мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей. Об этом думает Раскольников, идя на убийство: «он даже очень было, занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях».

Петербург Достоевского — среда, в которой уживаются многочисленные слои общества: ростовщики, бедняки, студенты, интеллигенция, богачи и аристократы. Для каждого из них город видится по-разному: кому-то празднично и весело, кому-то серо и безысходно.

12 стр., 5607 слов

Петербург — город-символ в русской литературной традиции. Часть

... в романе в стихах «Евгений Онегин», город мы видим с двух сторон. Другие сочинения: ← Письмо Самсону Вырину от лица Дуни↑ ПушкинПортрет Пугачева в романе Капитанская дочка → Образ Петербурга в повести пиковая дама В ... Петербурга, так и в повести Гоголя главным героем сделана центральная улица, олицетворяющая образ ... превращается из отдельных людей в части тела — носы, бакенбарды, предметы туалета – ...

Достоевский писатель — гуманист, он протестует против существования зла в защиту людей. Человек и его душа, умеющая радоваться тому, что на мгновенье «улица вдруг блеснет». Фантастика, контрасты — вот Петербург Достоевского.

Петербург Достоевского Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный