Николай Васильевич Гоголь большую часть собственной жизни провел в Петербурге. Впервые в своей жизни он оказался там в возрасте девятнадцати лет. В декабре месяце 1828 года он приехал туда, был малоизвестным и даже больше – все его ранние произведения в то время не сыскали никакой популярности, а критики оценили их крайне негативно. Молодой писатель не отчаялся и не сдался, а за восемь последующих лет он стал очень известным, знаменитым во многих кругах и в 1836 году покинул Петербург. В дальнейшем он снова посещал свой любимый город, но уже бывал здесь не так долго, как самому хотелось бы.
Сочинение Петербург в творчестве Гоголя
Николай Васильевич Гоголь – известнейший русский писатель, который подарил мировой и отечественной литературе уйму гениальных произведений, что продолжают читаться и по сей день. В своем творчестве Николай Васильевич поднимал большое количество разнообразных проблем, бередивших его сознание и умы молодого поколения той эпохи. Крепостничество, заевшаяся бюрократия, несправедливость власти, народ – вот темы гоголевских произведений.
Отдельное внимание писатель уделяет в своих повестях, романах и пьесах городу, который при его жизни являлся столицей России, города Невы, Петра, дождя, культуры – городу Петербургу.
О том, каким предстает этот город в произведениях Николая Васильевича Гоголя, написано в данной статье.
Николай Васильевич рисует Петербург городом зыбким, с элементами фантастики, нереальности, городом-призраком. В нем ничто не постоянно, а изменчиво и переменчиво. В некоторой степени он даже парадоксален. Здесь сочетается несочетаемое: фантастика и обыденность, красота и уродство, богатство и нищета… И так со всеми сферами жизни. Тут происходят самые невероятные события. К примеру, в произведении «Нос» действия описываются в этом городе. Нос ведет свою жизнь параллельно с хозяином.
К тому же Гоголь рисует перед читателем и реальный Питер. Здесь царствуют чиновники, которые высасывают средства из умирающих от голода и бедности людей. Их на улицах грязного города много. К примеру, есть такой герой, как Башмачкин. Мелкий чиновник, что стал совершенно тупым от своего образа жизни. Теперь его главной задачей является скопить немного денег на шинель, чего ему не удается достигнуть. В результате произведения герой умирает из-за того, что попадает под колеса машина иного важного представителя власти.
В гоголевском понимании Петербург – это город многогранный. Здесь есть и бедные, и богатые. В одном ряду находятся и роскошь, и грязь. На самом деле, это пугает и угнетает.
Гоголь Николай Васильевич
... концу сентября почти столь же внезапно возвращается в Петербург. Гоголь объяснял свой шаг как бегство от неожиданно ... 1834; впоследствии под измененными назв. вошли в "Арабески") писателя. Гоголь хлопочет о занятии кафедры всеобщей истории в новооткрытом ... комиком жизни действительной". Однако первыми по времени прозвучали резко недоброжелательные отзывы Ф. В. Булгарина, обвинившего писателя в ...
При описании города Николай Васильевич прибегает к использованию такого литературного приема, как сатира.
Интерес вызывает повесть «Невский проспект». Автор вначале воспевает часть города, находящуюся в названии. Притом, он пишет, что по улице идут и перемещается все, что только можно: усы и платья дам, но никак не лица. На это стоит обратить внимания. Автор делает акцент, снова же, на призрачности города и его тленности. Он призывает не верить проспекту и населенному пункту.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что город Петербург в произведениях данного автора – это уничтожение всего, что живет и дышит, а также власть умершего над существующим.
Монолог Хлестакова
Иван Александрович начинает рассказ о Петербурге тоже со сравнения с деревней: там пригорки и ручейки. В Петербурге, как говорит Гоголь устами мелкого чиновника, удивительная жизнь. Для Хлестакова самое главное – это положение в обществе: «начальник …на дружеской ноге», «ударит по плечу».
В мечтаниях Хлестаков заходит далеко, описывая взаимоотношения чиновников столицы. Комично выглядит выбор директора департамента. Охотников много, но назначают никчемных Хлестаковых, умеющих прислуживать и врать. Ревизор почти стал фельдмаршалом в мечтаниях, но вовремя поскользнулся. Так и в столичной жизни, главное устоять, удержать на плаву, дальше все пойдет как по маслу.
Образ Петербурга в комедии «Ревизор» просматривается и через жизнь знати. В уездном городе все хотят выглядеть по – столичному и жить на широкую ногу. Высший свет равняется на Петербург, не понимая, что теряет свою индивидуальность. Речь, наряды смешны и нелепы. Российская суть теряется за сплетнями, пустыми спорами и возвышенной пафосной речью.
Написать сочинение «Образ Петербурга в комедии «Ревизор» можно, взяв за основу предложенный материал.
Петербург глазами А. С. Пушкина
Для Александра Сергеевича Петербург был оплотом самодержавия, гимном петровских реформ и отражением сущности эпохи, ее нравов, порядков и привычек. Ярко образ города представлен в одной из маленьких трагедий – «Медном всаднике», а также в «Пиковой даме», «Станционном смотрителе» из цикла «Повести Белкина» и ряде других произведений.
В «Медном всаднике» образ Петербурга для Пушкина слился с образом Петра и его политической деятельностью. Город стал воплощением самодержавия, это город Петра I, столица государства Российского.
Однако образ Петербурга отражает в себе не только величие и красоту петровской деятельности, но и беззащитность простых людей перед ее мощью и неотвратимостью. Подобная стихии, она захлестывает мир и забирает жизни. Так, погублена наводнением жизнь Евгения и его невесты.
Пушкин поднимает в трагедии вопрос о реформах Петра, которые, безусловно, многое изменили к лучшему в стране, но, однако же, не считались с интересами каждого отдельного человека. Это противоречие остается неразрешенным, а сам город становится символом этой дилеммы.
Из Малороссии в Северную Пальмиру
В 1809 г. в Великих Сорочинцах Миргородского уезда на Полтавщине родился Николай Гоголь. Как утверждал сам писатель, о жизни в великом северном городе он мечтал с рождения, «с самых лет почти непонимания».
В его воображении город представлялся целой волшебной страной с людьми, наслаждающимися созданными ими материальными и духовными богатствами. Жители города обязательно ведут ежедневную борьбу со злом и всегда одерживают победу. Сам же Гоголь, перебрав все возможные виды деятельности, остановился на юстиции. Именно на этом поприще, с его точки зрения, он принесет наибольшую пользу государству.
Образ петербурга в комедии «ревизор»
... действительной жизни с нелепой мечтой его обитателей о великолепии, которое им не доступно. Образ Петербурга в комедии «Ревизор» ... Продолжая традицию Пушкина, Гоголь создает неповторимый образ Петербурга, столицы Российской империи, призрачного города, причудливо сочетающего в себе фантастику и реальность, убогость ...
Он представляет собой невообразимый контраст:
- красота и великолепие центральной части;
- дневной Невский проспект как выставка всего лучшего, что могло быть произведено человеком;
- притягательная и особо душевная атмосфера;
- нищета и безнадежность на окраинах и в петербургских трущобах;
- власть, заставляющая выживать «маленьких» людей;
- высокие цены;
- демонический ночной Невский проспект, где гром, свет, шум и грохот — все кажется ненастоящим.
Но это место, несмотря на мрачность, тяжесть и серость, уже никогда не отпустит знаменитого писателя, оно будет гипнотизировать его до конца жизни. Впоследствии только Рим сможет отчасти заменить Питер, но все равно Гоголь будет возвращаться именно в этот город своей мечты.
Петербург знаменитого писателя , Теперь по местам проживания и службы писателя водят экскурсии:
- Дом на ул. Гороховой. Эта съемная квартира была первым местом проживания в Питере. В однокомнатном помещении Николай проживал со своим другом А. Данилевским, но недолго.
- Квартира на ул. Казанской. Здесь писатель задержался на 2 месяца, платить за съем в одиночку оказалось слишком дорого.
- Квартира в доме на ул. Грибоедова. В период проживания с 1829 по 1831 г. здесь были сделаны первые наброски «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Этот же дом появляется в «Записках сумасшедшего». В настоящее время он полностью переделан.
- Ресторан «Палкин» на Невском проспекте. Популярнейшее место, где собирались писатели, музыканты, поэты, будущие ученые (Чайковский, Менделеев, Достоевский).
В современном СПБ ресторан находится на другой стороне Невского проспекта.
- Литературная лавка «Петрикирхе». Сегодня это лютеранская церковь, в гоголевские времена здесь был популярный книжный магазин-клуб. В нем частенько встречались и начинающие писатели, и маститые авторы, например, Пушкин, Жуковский.
- Двухкомнатная квартира в доме Кюзеля на ул. Малая Морская. Одна маленькая комната использовалась как спальня, вторая, побольше, стала кабинетом. В нем были написаны «Ревизор» и «Невский проспект».
- Александринский театр. Здесь в 1836 г. был поставлен «Ревизор» при участии самого автора. Гоголь всегда мечтал выйти на сцену, но режиссеры считали, что у него не хватает таланта. Поставив же свою пьесу, писатель не смог отказать себе в удовольствии исполнить мечту.
- Невский проспект. На этой улице для Гоголя сосредоточилось все самое негативное и восхитительное, что есть в городе.
Приехав из малороссийской провинции в Северную столицу, молодой Николай думал, что тут же получит и денежную должность, и признание как литератора, надеялся на успех и славу. Но все оказалось совсем не так. Петербург не спешил одаривать Гоголя своими благами, город требовал времени и упорного труда.
10 стр., 4753 словПо повести невский проспект гоголя рассуждение
... и он не рискует ничем. А вот для Пискарева, который был достаточно восприимчив и романтичен, сложившаяся ситуация являлась краховой. Сочинение на тему: «Образ Петербурга в повести «Невский проспект» Сочинение на тему: «Образ Петербурга в повести «Невский проспект» ...
Первые неудачи
Жизнь Гоголя в Петербурге оказалась не совсем такой, как представлялась в мечтах. Снять недорогую квартиру оказалось сложно, а дальше неудачи сыпались одна за другой. Молодой человек, только что окончивший гимназию на Украине, думал осчастливить государство на юридической службе и даже предварительно запасся рекомендательными письмами. Но чиновники отнеслись к нему непростительно равнодушно. Пришлось обойти не одно место, поиск работы затянулся надолго.
Разочаровавшись в государственной службе, честолюбивый юноша обращает свой взор на литературное поприще. Для начала он написал стихотворение «Италия». Не рискнув дать ему свое имя, автор под псевдонимом отправляет произведение для публикации в издательство «Сын отечества». Стих был напечатан. Это настолько вдохновило поэта, что он тут же с энтузиазмом приступил к следующей работе.
- легкие черты сентиментальной идиллии;
- имя главной героини;
- пасторальное описание сельского быта;
- образ пастора.
Произведение было напечатано втайне даже от ближайших друзей под псевдонимом В. Алов. Истина была выявлена только после смерти писателя.
Публика поэмы не оценила, ажиотажа среди литераторов и критиков она не вызвала. Саркастическая заметка г-на Полевого в «Московском телеграфе» и вовсе заставила молодого автора отобрать у книготорговцев все существующие экземпляры и тайком сжечь их.
Но неудачи продолжались. Теперь Гоголю пришла идея добиться признания и славы на театральной сцене. В своем родном Нежине, где студентом проходил обучение в гимназии, он играл в любительских спектаклях местного театра. Директор Петербургского заведения князь Гагарин поручил провести испытания новоявленного актера чиновнику Храповницкому.
Последний предпочитал гротескную напыщенную дикломацию, поэтому после представленной Гоголем миниатюры он вынес заключение о маловыразительности и простоте игры этого претендента. Он предложил принять его актером на «выходные роли», то есть на игру без слов или с 1−2 репликами.
Всю эту череду неудач дополнила трагическая любовная история. Гоголь влюбился в девушку из высшего общества и обеспеченной семьи. При таком мезальянсе ни о каких отношениях даже в мечтах не могло быть и речи.
Все рушилось — несчастья, лишения, перемена климата и невозможность правильно питаться подорвали здоровье. Так прошли первые годы жизни Гоголя в Петербурге, если кратко их описывать.
Прогулка по «Невскому проспекту»
Главная улица и символ Петербурга – Невский проспект, который отражает в себе всю сущность Северной Пальмиры. Они буквально неотделимы друг от друга. Отлично можно проследить, как связаны образ главной улицы и образ Петербурга в творчестве Гоголя по повести «Невский проспект». О чем и пойдет речь далее.
Анализ повести “невский проспект” гоголя: суть, смысл, идея
... и характер личности. Анализ повести «Невский проспект» Невский проспект Гоголь Н. В Анализ повести «Невский проспект» Анализ повести «Невский проспект» Тема Петербурга в творчестве писателей XIX века ... Невский проспект”: описание и анализ повести из энциклопедии «Невский проспект» — повесть Н.В. Гоголя. Создана в 1833—1834 гг. Впервые опубликована в книге «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя» ...
Петербург в «Невском проспекте» Гоголя изображается утопающим в роскоши и блеске огней, ликующим и прекрасным. Но за этим скрываются равнодушие, хладнокровие и пустота, наиболее характеризующие истинный Невский проспект. Гоголь образ Петербурга продолжает наделять теми же иллюзорными и лживыми чертами, что и Пушкин. Наконец-то два великих писателя сошлись в едином мнении. Здесь Петербург Гоголя и Пушкина становится невероятно похож. Пушкинские мотивы из «Станционного смотрителя» продолжают жить в «Невском проспекте».
Лживые, порочные и завистливые люди населяют Невский проспект. Гоголь образ Петербурга рисует как картину на картине. Под верхним слоем ярких, пестрых и заманчивых красок скрываются мрачные темные тона неприглядного и бездушного города.
Фантастическим и полубезумным предстает образ Петербурга в творчестве Гоголя. Невский проспект служит маской, личиной, которую надевает этот город, чтобы еще больше запутать и обмануть своих жителей.
«Невский проспект» служит прелюдией, прологом ко всему циклу. В произведении изображается внешняя сторона Петербурга, а сущность его проявится в последующих повестях.
Другие «Петербургские повести»: «Нос», «Шинель», «Портрет»
Гоголь в повести «Нос» изображает абсурдную ситуацию – от майора Ковалева сбегает его нос, который считался единственной отличительной чертой героя, так как был с прыщиком. Используя гротеск, гиперболу и фантастику, Гоголь изображает и высмеивает власть чинов и чинопочитание. Писатель критически изображает современную ему жизнь во всей ее нелепости и абсурдности.
Причем нос не просто сбежал от владельца, но и превратился в статского советника и стал разгуливать по Петербургу. И Ковалев был вынужден ему кланяться, так как его чин был ниже, а в мире майора регалии решают все. Выводом же из этой истории стало то, что у столичного человека самое важное – нос, а без него они становятся ничем, пустым местом. Зато последний, облачившись в мундир, может стать важнее своего хозяина.
Жизнь петербургского чиновника, таким образом, изображается бесцельной, пустой и иллюзорной.
Петербург «Шинели» — город, где существование человека напрямую зависит от его финансового и социального положения. Город, где есть два мира: первый, наполненный яркими огнями, где обитают высшие чиновники, и второй, где помои могут быть вылиты на голову проходящего, где обитают «маленькие люди», существование которых обрывается незаметно, а жизнь протекает в нищете и страхе. Из этого второго мира взял своего героя Гоголь. Акакий Акакиевич Башмачкин, представитель «маленьких людей», — это бедный раболепный человек, мечтающий только об одном – о новой шинели. И чтобы ее заказать, он вынужден экономить на всем: начиная от подметок и заканчивая свечами и едой.
Акакий Акакиевич духовно бедный человек. Единственное его занятие в жизни – служба, а заветная мечта – новая шинель. Но Гоголь изображает этого несчастного чиновника так, что он вызывает сострадание, жалость и сочувствие. И этот безобидный, никогда никого не трогавший человек трагически гибнет.
И в момент своей гибели в сердце «маленького человека» рождается желание бунтовать против такого мироустройства. Против общественного механизма, который перемалывает людей. Этого маленького забитого человека наделяет Гоголь способностью протестовать и сопротивляться несправедливости и беспощадности окружающей действительности.
Петербург Достоевского Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный
... зла в защиту людей. Человек и его душа, умеющая радоваться тому, что на мгновенье «улица вдруг блеснет». Фантастика, контрасты — вот Петербург Достоевского. Петербург Достоевского Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный ... В Петербурге Гоголя есть те же «серые, желтые и грязно-зеленые дома» с их угрюмостью. Но описание Достоевского не так безысходно: в этом мрачном городе мелькнет ...
В повести «Портрет» звучит тема творчества, созвучная теме безумия. Петербург здесь предстает чудовищем, калечащим души людей. Так, добившись желаемого – разбогатеть и заниматься только рисованием, главный герой, Чартков, оказывается одурманенным властью золота. Он становится известным художником, его богатство растет, но соразмерно с ним уменьшается талант.
Осознав, что безвозвратно утратил свои способности, Чартков тратит свое состояние на то, чтобы уничтожать предметы искусства. Постепенно его все больше и больше охватывает безумие, в конце он умирает в агонии и бреду.
Достоевский — продолжатель гоголевской традиции
Образ Петербурга в творчестве Гоголя и Достоевского практически одинаков. Федор Михайлович продолжил изображать город безразличным к чужим страданиям, полным безумия и сводящим с ума, перемалывающим незащищенных «маленьких людей».
Достоевский обогатил гоголевскую традицию описания Петербурга. И на созданной предшественниками основе сотворил свой миф о городе. Ему удалось больше всех узнать о той губительной силе Петербурга, которая воздействует на психику его жителей.
Гоголевские гротеск и фантастичность Петербурга проявились в творчестве Достоевского через видения и сны главных героев, через мистику событий. Благодаря этой невероятности стечений обстоятельств реализм писателя назвали «мистическим».
Обращается Достоевский и к образам «маленьких людей». Но если для Гоголя было характерно иронизировать и изображать даже трагедию сатирически, Федор Михайлович делает акцент как раз на страданиях героев, на их судьбах. Таковы все члены семьи Мармеладовых, таков и сам Раскольников в «Преступлении и наказании». В это романе город становится одним из главных героев повествования. И этот изображенный Достоевским Петербург близок Петербургу Акакия Акакиевича.
В произведениях Достоевского остается лишь темная мрачная часть города, уже не прикрытая гоголевскими и пушкинскими огнями и красками. Писатель исследует смрад и грязь его закоулков, неправильные ломаные углы комнат, пыль мостовых. Все это давит на человека, сводит его с ума, калечит.