Сочинение: Психологизм романа “Герой нашего времени”
(544 слова) Глубокий психологизм является отличительной чертой русской классической литературы. Персонажи наших классиков всегда многогранны, неоднозначны и раскрываются в процессе повествования с совершенно неожиданных сторон.
Лермонтов тонко чувствовал дух своего времени, который он и отразил в своём знаменитом романе «Герой нашего времени».
Произведение Михаила Юрьевича многие критики считают первым русским психоделическим романом, а образ Печорина называют собирательным образом русского романтического героя, отображающим настроения и интересы целого поколения.
В центре повествования в «Герое нашего времени» находятся не психологические и социальные проблемы высшего слоя, не трудности с которыми сталкиваются персонажи, а всего лишь одна личность, имеющая ряд своих переживаний.
Именно такой типаж героев постоянно использовал в своём творчестве английский поэт Байрон, на которого равнялся Михаил Юрьевич. Как и пушкинский Онегин, Печорин не принимает сытой и бездумной жизни светского общества.
Он ищет острых ощущений, неизвестных ему наслаждений, но в итоге всегда скатывается в тоску и апатию к происходящему. Как и все романтики, Печорин стремится к высоким идеалам, грезит великими переменами. Он является настоящим мечтателем, и никак не может примириться с реальностью.
Подобные персонажи существовали во все времена и в каждом обществе. Произведение Лермонтова вскрывает пороки конкретного социального слоя, обнажая звенящую пустоту светской жизни. Люди в эпоху романтизма становятся хмурыми и пассивными уже в молодости, ведь они осознают абсурдность своего бессмысленного существования.
Они не научились любить, поэтому могут лишь тосковать, глядя на то, как другие пытаются наладить свою жизнь. Тонкие, сверхчувствительные романтики слишком впечатлительны. Они много думают о своей жизни, что не приносит молодым людям счастья и покоя. Таковы и Печорин со своими друзьями, знакомыми и возлюбленными.
Ни одна женщина Григория Александровича не может сказать, что по-настоящему любима им, ведь все они служат лишь фоном в придуманной героем действительности. Печорин является масштабным портретом своего поколения: вдумчивым, смелым, но поразительно апатичным к жизни. Герой перманентно находится в состоянии скуки, быстро привыкая к любым изменениям в своей жизни.
Жизнь Печорина в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)
... Лермонтову общества, его «герой». Жизнь Печорина была очень сложной. Он и сам не жил, и другим не давал. Лермонтов первый заговорил о психологическом состоянии человека, о том, что ... приносит людям только несчастья. Герой говорит о том, что не способен чем-то жертвовать для любви, поэтому финал каждой из любовных историй его жизни оказывается трагическим. Печорина очень ...
И даже ссылка в армию и близость дуэли не могут серьёзно повлиять на состояние героя, которого ничто в жизни уже не удивляет.
В «Герое нашего времени» всё сосредоточено вокруг развития главного персонажа. Печорин как будто подстраивает под себя окружающую реальность. Психологизм романа заключается в том, как изображён внутренний мир Григория Александровича, и как он способен по ходу повествования влиять на развитие сюжета и композицию.
Хронология повествования нарушена в угоду раскрытию романтического персонажа, жизнь и переживания которого является для Михаила Юрьевича Лермонтова основой романа.
Помимо явных признаков произведения эпохи романтизма, в «Герое нашего времени» можно отметить некоторые признаки реалистичного жанра. В романе присутствует отчетливый историзм, твёрдо прописанные характеры реально существующих слоёв населения. Отсутствие строго положительных персонажей также позволяет нам усомниться в том, что «Герой нашего времени» – сугубо романтическое произведение.
Психологизм выходит на главные роли именно в эпохе реалистичных произведений, который предвосхищает роман Лермонтова. Образ «лишнего человек» позже будет дорабатываться и совершенствоваться многими советскими и российскими писателями. Таким образом, Михаил Юрьевич Лермонтов обогатил нашу литературу, добавив в неё новые традиции и особенный взгляд на описание внутреннего мира персонажа.
Психологизм романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Во время разговора она сидит на лежанке, «повесив голову на грудь», а он стоит перед нею. Автор расположил так героев не случайно. Этим он показывает, что Печорин имеет власть над Бэлой.
Дальше Печорин говорит: «Ведь ты знаешь, что рано или поздно ты должна быть моею». Печорин уверен в этом, потому что ему еще никогда ни в чем не отказывали, и он использует все психологические средства воздействия для достижения цели.
В конце концов, это дело его чести.
Камнем преткновения для Бэлы была ее вера. Печорин понимал это и подводил разговор к больной теме постепенно. Автор использует для этого прием градации – усиление мотивации отказа Бэлы.
Вторую часть разговора Печорин начинает с прилагательных милая и добрая, чтобы растопить немного дрогнувшее сердце девушки, потому что он уже почувствовал свою власть над Бэлой, почувствовал, что она уже стала тянуться к нему, она ему стала верить, настороженность сменилась надеждой.
В разговоре с Бэлой он часто использует местоимение «я», что характеризует его как эгоиста, единоличника, которого волнует только он сам, ему безразличны интересы, чувства и состояние других. Местоимения в своей речи Печорин связывает так: «я хочу», «если ты». По этим мелким деталям общения с Бэлой, по особенности речи Печорина можно судить опять – таки о его эгоизме.
Отношения Печорина и Бэлы в романе Герой нашего времени
... становится Бэла – дочь черкесского князя. Это совсем юная привлекательная девушка, выросшая среди гор и получившая строгое национальное воспитание. Знакомство Печорина с Бэлой происходит на свадьбе её старшей сестры. Бэла пропела Печорину ... в дальнейшем, как показывает автор, ему скорее было интересно завоевать гордую девушку. На самом деле он не был в нее влюблен. Похитив Бэлу, Печорин стал за ней ...
Печорин воздействует на нее психологическим шантажом («если ты …, то я …»).
На это она «призадумалась, не спуская с него черных глаз своих», опять пытается искать в нем ответ, и, видимо, найдя его, «улыбнулась ласково».
Лермонтов – мастер жестов, через которые передает психологическое состояние героя.
Жесты Печорина в финале этой сцены говорят о том, что он осознал, что его поспешность неправильна. «Ударил себя в лоб», то есть понял, что «дурак», «осел», «не нужно было так настаивать». Автор показывает стремительность его действий: «выскочил в другую комнату», «как ошпаренный».
Печорин понял, что чуть было все не испортил, потому что чеченские и русские обычаи отличаются. Он рассержен на себя за свою не -сдержанность, и в то же время в нем говорит задетое самолюбие, ведь он получил отказ.
Тщеславие героя задето, поэтому чтобы все-таки добиться своей цели, он заключает пари на то, что «через неделю она будет» его. Это еще раз доказывает, что Бэла была для Печорина вещью, игрушкой, ведь пари можно заключить на вещь, но никак не на живого человека. И теперь для него дело чести – не проиграть.
Заключив пари, Печорин теперь должен был приложить все усилия, чтобы его выиграть. А что это будет нелегко, мы видим.
Печорин добивался расположения Бэлы в основном с помощью подарков.
Сцену прощания Печорина с Бэлой можно назвать психологической кульминацией, так как Печорин в этот раз сильно воздействовал на нее, от этого разговора зависела дальнейшая жизнь героев, это самый напряженный момент в главе.
Она его полюбила, «стала ласковее, доверчивее», не более. Григорий Александрович ей сказал: «Ты свободна». Дать свободу Бэле автор называет «последним средством» в плане психологического давления на героиню.
Она не хочет свободы, ведь Бэла уже нарушила законы своего народа, к тому же уже полюбила Печорина, привыкла к нему. Свобода для нее равносильна смерти: от руки ли своих сородичей, от равнодушия ли Печорина. Свобода для Бэлы – значит жизнь, не связанная чувствами с Печориным, разлука с ним, а на это она уже не сможет пойти.
Но его слова были несерьезны. Максим Максимович говорил: «Я думаю, он в состоянии был исполнить то, о чем говорил шутя». Он шутит над святыми чувствами любви, которые для него всего лишь «пари», «шутка». Чтобы выиграть пари, все средства хороши.
Реакция Бэлы на слова Печорина была бурной. Она «вскочила, зарыдала и бросилась ему на шею». Глаголы передают решительность ее действий, она полностью раскрыла ему душу, потому что не хотела его потерять. Она признала его победу, власть над собой. Печорин полностью «приучил» Бэлу, сделал ее своей собственностью, значит, может распоряжаться ею по своему усмотрению.
Цель Печорина достигнута – пари выиграно. Мы можем предположить, что Григорий Александрович порвет с Бэлой, зная особенности его характера и мотивы поведения.
Почему же герой так эгоистичен, в чем причина его жестокости? Что дает ему право так поступать? Ответ – в исповеди Печорина: «Послушайте, Максим Максимович».
Мы понимаем, что основная черта характера Печорина – эгоизм, крайний индивидуализм. Но что сделало его таким? Исповедь Печорина дает нам возможность разобраться в истоках его эгоизма. Его признание условно можно разделить на несколько частей.
Печорин лишний человек и почему 9 класс
... литература, 1986. Белинский В. Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова/ В. Г. Белинский. — М. Просвещение 1987. Разносторонние интересы Печорина нельзя считать лишним по причине не умения ... отобразил в образе главного героя произведения, которым есть Печорин. Печорин – это основной герой произведения, который проходит через все 5 глав романа. Он – «лишний человек» своей эпохи, но почему ...
Ключевое слово в первой части его исповеди – «несчастлив» – выдает состояние Печорина. Он осознает, что является причиной несчастья других, в данном случае – Бэлы. Свой монолог он строит на сопоставлении того, что «было» и что «стало». Были положительные задатки, которые выродились в свою противоположность, в пороки.
Закономерный итог своих поисков Печорин располагает по градации: «опротивели» ( «надоело» ( «сердце пусто» ( «стало скучно».
У него остается «последняя надежда» – надежда на любовь. Любовь – способ реанимировать себя к жизни. Но эта любовь закончилась для него разочарованием. Он самооценивает себя как «глупца». Печорин ошибся. Наступает окончательное разочарование: «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».
В последней части монолога ключевым является слово «скучно». Автор использует инверсии при самооценке характера Печорина: «воображение беспокойное», «сердце ненасытное», «к печали легко привыкаю». Его душа не успокоилась, он чего-то ищет.
«Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова как психологический роман
Психологизм романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 1814-1841. – презентация
1 Психологизм романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» <\p>
2 Глубокое чувство действитель- ности… богатство содержания… глубокое знание человеческого сердца и современного общества… самобытность и оригинальность – вот качества этого произведения, представляющего собою совершен- но новый мир искусства. В.Г. Белинский <\p>
3 Словарь Психологизм – углублённое изображение психических, душевных переживаний человека. Психика – совокупность душевных переживаний, душевный склад. Душевный – внутренний, психический мир человека, его сознание. Рефлексия – размышление о своем психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания. Социальный – общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе. <\p>
4 Цель работы: 1. Раскрыть, почему роман является психологическим; 2. Показать его значение для развития русской литературы. <\p>
6 Величайшим открытием в мировой литературе XIX века стало произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – первый социально-психологический роман. До него был опыт психологического раскрытия личности (Гёте «Страдания юного Вертера», рассказы Мопассана, «Бедная Лиза» Карамзина, стихотворения Жуковского), но был ограничен – показан в рамках любви. <\p>
Печорин – герой своего времени
... герой нашего времени? Встреча с Печориным в виртуальном мире. сочинение Нужна ли дополнительная глава произведению М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”? сочинение Имеются ли у Печорина друзья и недруги в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”? сочинение Сочинение: Печорин – герой своего времени http://www.yurii.ru/ref10/particle-29087.php Печорин – герой своего времени Роман Герой нашего ...
7 У Лермонтова психологическая глубина личности, изображение внутренней жизни человека гораздо шире. Он создал социально-психологический и философский роман. Лермонтов первым показал противоречивость человеческой души, которая «едва не любопытнее и не полезнее истории целого народа». <\p>
8 В чём проявился психологизм в романе? Психологически рассчитанный план. Особенностью его является нарушение хронологической последовательности событий с целью шире и глубже раскрыть сложную натуру Печорина, то есть историю его души. На примере Печорина Лермонтов стремился раскрыть историю целого поколения. <\p>
9 Психологический портрет героя (как выражение личности героя, его души).
1. Сложный и противоречивый внутренний мир. 2. Духовная неуспокоенность, вечный поиск, жажда истинной жизни и истинной деятельности ведут Печорина, не дают остановиться. 3. Противоречия в характере героя свидетельствуют об усталости и холодности, о нерастраченных силах. 4. Появление «героя времени», человека, воплотившего в себе все черты эпохи, заставляет людей почувствовать всю трагичность века. <\p>
10 «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» М.А. Врубель год. <\p>
11 Психология взаимоотношений героя, его воздействия на людей (Я и общество) Печорин Максим Максимыч Грушницкий «водяное общество» Вернер Вулич <\p>
12 Отношение Печорина к женщинам. Печорин Бэла неизвестная женщина Вера княжна Мери <\p>
13 Психологизм природы. Ф.Д. Константинов г. Кавказ Природа воспринимается героем в связи с его настроением. <\p>
15 Психология героя как социальное явление. В.Г. Белинский назвал роман «грустной думой о нашем времени». Иллюстрации М.А. Врубеля и К.А. Савицкого. <\p>
16 Значение романа для русской литературы. За «Героем нашего времени» появляется целая галерея образов: Базаров, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Родион Раскольников и другие. <\p>
17 Значение романа для русской литературы. Русская классическая литература достигла в изображении внутреннего мира человека высочайших вершин. Лермонтов, Тургенев, Достоевский, Л.Н. Толстой – имена гениальных писателей-психологов, равных которым не так уж много в мировой литературе. <\p>
Лермонтов, психологизм романа «Герой нашего времени» Содержание
Психологизм романа “Герои нашего времени”
В прозе Лермонтов выявил свой колоссальный талант писа – теля-психолога. Если прозу Пушкина можно назвать предпсихо – логической, потому что он не рисует реалистичных героев, способных к глубокому самоанализу, то тонкое самонаблюдение за собой и прочими людьми, которое проявляет Печорин, в отечественной литературе было открытием.
Конечно, зная и понимая людей, видя насквозь их мотивы не только инстинктивно, как это, допустим, мог делать тот же Евгений Онегин, но во всеоружии трезвящего слова, Печорин был безумно одинок, ещё более, нежели его пушкинский предшественник.
Проблема романтического героя в романе Гюго «Человек, который смеётся»
... 1. Особенности романа «Человек, который смеется» «Человек, который смеется» - одно из самых значительных произведений Гюго, в котором полно и самобытно раскрывается жизненная драма главного героя под влиянием окружающей действительности. Действие «Человека, который смеется» разворачивается в Англии ...
Чёткое осознание проблемы, острота переживаний при понимании неустранимости существующего положения вещей особенно тягостны. Поэтому сам поэт был озлоблен и… несчастен. “Люблю мечты моей созданье…”, — написал он, и вовсе не потому, что бежал от реальности.
Напротив, он страстно стремился в реальный мир, но душа нормального человека всегда хочет любить прекрасное, и она начинает его выдумывать, если не находит в действительности.
Помимо того, что творчество Лермонтова является неким <\p>
— водоразделом между Золотым веком русской поэзии и последующим безвременьем, оно всецело ориентировано на будущее и на развитие. Его переживания и вызов существующему закаляет душу и усиливает готовность самому противостоять серости, лицемерию и невежеству в нашей жизни.
В учебнике определение психологического романа дано на стр. 300. Определение это представляется громоздким и не вполне ясным. В литературоведческом словаре учебника (2-я часть) определения этого термина нет.
Психологическим романом можно назвать такой роман, где внимание автора и читателя сосредоточено на познании человеческой души во всех её проявлениях.
Лермонтов в романе “Герой нашего времени” пользуется всеми названными приёмами.