«Но юность вольная сильна,
И смерть казалась не страшна!»
М.Ю. Лермонтов — один из самых известных русских поэтов 19 века. Мы знакомы со многими его произведениями, начиная любовной лирикой, заканчивая прозаическим произведением «Герой нашего времени». Всякий раз, в любом произведении в центр событий поэт ставил чувства и переживания героя. Будь то или Мцыри , каждый герой Лермонтова — романтический. Это объясняется тем, что великий русский поэт был большим любителем такого литературного направления, как романтизм. Многое он перенял у своего любимого английского поэта-романиста Байрона. Поэма Мцыри определенно относится к направлению романтизма, а потому и главный герой произведения — романтический.
В лермонтовскую эпоху в литературной среде классицизм сменяется романтизмом. На смену общегражданским мотивам приходит мотив внутреннего мира человека. Чувства каждого отдельно взятого героя становятся важнейшим звеном в произведении, оттеняя все остальное. Кроме того, для романтизма было свойственно описывать необычные места и обстоятельства. А романтический герой обязательно должен был быть положительным персонажем, наделенным самыми благородными качествами: смелость, отвага, честность, жизненный оптимизм и так далее. Таким читатель видит и Мцыри.
Мцыри — молодой монах, ставший им не по своей воле. С раннего детства юношу держат в неволе в монастыре. И конечно, как романтическому герою Мцыри свойственно мечтать об истинной свободе. Он блуждает по монастырю «томим неясною тоской», скучая по родной стороне. Мцыри — по-настоящему светлый и чистый человек, с тонкой душевной организацией. Можно сказать, что он «душой дитя, судьбой монах».
Юноша — прекрасный боец, ловкий и сильный. Внутри него таится какая-то пламенная духовная сила, доставшаяся ему от предков:
«…Но в нем мучительный недуг развил тогда могучий дух его отцов…»
Несмотря на долгие годы заточения, Мцыри растет мужественным человеком, которого никогда не сломят жизненные обстоятельства. Он уверен в том, что рано или поздно обязательно добьется желаемой свободы, пусть даже ценой своей жизни.
Монастырь как символ неволи в поэме Мцыри, Лермонтов. Романтическая ...
... как человек,, И опрокинулся. Но вновь, Хотя лила из раны кровь Густой, широкою волной,, Бой закипел, смертельный бой! Но главный символ поэмы «Мцыри» - символ неволи -- монастырь ... действие многих произведения поэта происходит в монастырях или вблизи них. Но романтический герой Лермонтова уходит от ... Бога. Именно поэтому герои поэм Михаила Юрьевича негативно относятся к монастырям, как к антиподу ...
Ради обретения свободы Мцыри готов пойти на риск, а потому решается сбежать с монастыря. Герой сопротивляется тому образу жизни, к которому его фактически обязали. Лермонтов противопоставляет образ Мцыри его жизни в монастыре. Таким образом, Мцыри раскрывается как человек-бунтарь, что также характеризует его как романтического героя.
К сожалению, как и все романтические герои, Мцыри обречен на поражение в борьбе с миром за свое место под солнцем. Мечты юноши не сбываются, его жизнь обрывается, не успев начаться. Однако можно смело заявить, что со смертью он все же обретает свободу. А потому уход из жизни конкретно для героя не может считаться трагическим исходом судьбы. Как любой романтический персонаж Мцыри предпочел бы смерть, нежели жизнь в неволе и в несчастье, хотя и трудно расставаться с жизнью:
«…Но с жизнью жаль расстаться мне…»