Сочинение это определение

методический термин, обозначающий вид учебной работы учащихся, в основе которой лежит самостоятельное создание как письменного, так и устного высказывания (устные сочинения).

Как продукт речевой деятельности С. — это текст, речевое произведение. И как любой текст, С. ученика в идеальном случае представляет собой тематическое, смысловое, структурное, стилевое единство (определямое коммуникативной установкой автора).

Указанные особенности и являются предметом изучения каждого из обозначенных в школьной программе по русскому языку речевых произведений.

Начальным этапом овладения речевыми произведениями («композиционными формами», по выражению В.В. Виноградова) являются типы речи (рассуждение, повествование, описание), которые закреплены в речевой практике людей.

Предметом обучения в старших классах являются С. школьников определенного типа (в том числе своеобразные по своей структуре и языковому оформлению) на литературные темы, которые создаются с опорой на литературное произведение.

Литературные произведения используются как образец жанра (типа) речи: загадка, сказка, рассказ и пр.; источник эмоционального настроя учащихся; основа обучения другому жанру (инсценировка, киносценарий и др.).

По характеру переработки исходного литературного текста выделяются С:

1) в основе которых лежит воспроизведение (устные и письменные развернутые ответы, например «Художественное своеобразие драматургии А.П. Чехова»);

2) предполагающие определенную интерпретацию (аннотации, отзывы, рецензии, обзоры, рефераты, предисловие, послесловие, литературный очерк и пр.);

3) концепция автора в отношении исходного текста дается в оригинальной форме (интервью, дневник героя, рассказ).

Школьные С. отличаются большим разнообразием, они классифицируются: по характеру материала и по тематике — на литературную тему, по аналогии с прочитанным рассказом, по данным началу или концу, с грамматическим заданием и пр.; по степени самостоятельности и формам подготовительной

работы — на заданную или свободную тему, с длительной подготовкой или без нее;

  • с точки зрения стиля: разговорная и учебно-деловая, публицистическая и художественная;

с точки зрения жанра: для устной речи — непринужденный

9 стр., 4174 слов

«Памятники народно-литературного типа литературного языка Киевской ...

... Особенности народно-литературного стиля литературного языка Киевской Руси на примере «Слова о полку Игореве». Язык собственно литературных произведений киевского периода иначе может быть назван народно-литературным типом древнерусского литературно-письменного языка (В. В. Виноградов). В памятниках этого типа старославянские ...

монолог, доверительная беседа, деловая беседа, считалка, скороговорка, для письменной речи — заметка, репортаж, биография,

объявление, афиша, письмо в газету и др. с точки зрения функциональных типов текста: повествование, рассуждение, описание;

  • с точки зрения объема: полные и С.-миниатюры (зарисовка, этюд, эссе);
  • с точки зрения источника: по жизненным впечатлениям, музыкальному, литературному произведению, по наблюдениям и др.

В современной методике определены конкретные умения, обеспечивающие создание высказываний:

1) умение ориентироваться в ситуации и содержании общения, т. е. осознавать: общее коммуникативное намерение, или мотив общения (спросить, сказать, побудить); задачу речи (зачем говорю или пишу: чтобы поделиться мыслями, чувствами, чтобы сообщить точные сведения, чтобы воздействовать на образ мысли, чувства, поведение собеседника); особенности адресата (к кому обращаюсь: к близкому, знакомому или постороннему человеку, равному по возрасту, положению или нет, находящемуся рядом или нет, к одному-двум или многим людям); предмет речи (о чем собираюсь говорить или писать); общий замысел, основную мысль (что хочу донести);

2) умение планировать высказывание, т. е. намечать: ход развития основной мысли; микротемы, их последовательность; ведущий

тип речи (повествование, описание, рассуждение), жанр; общие

требования к отбору содержания и языковых средств с учетом задачи речи и адресата, замысла, типового значения и жанра;

умение создавать высказывание, устное или письменное,

т. е. развивать тему и основную мысль, отбирая необходимое содержание с учетом ситуации общения, замысла, типа речи, жанра,

распределяя по микротемам, организуя в рамках каждой из них;

  • выбирая языковые средства, формулируя каждую мысль, конструируя предложения с учетом общего замысла и логики его развития;
  • стиля, типа речи, жанра, требований культуры речи;

умение осуществлять контроль за речью: оценивать соответствие высказывания ситуации общения, замыслу, требованиям

культуры речи и речевого поведения; воспринимать или предполагать реакцию партнера (степень понимания, отношение и т. д.);

  • совершенствовать высказывание по ходу его создания или после.

Лит.: Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. — М., 1986; Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5—7 кл.: Кн. для учителя. — М., 1991; Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А. Ладыженской. — М., 1980; Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением. — М., 1990; Система обучения сочинениям в 4—8 кл. / Под ред. Т.А. Ладыженской. — М., 1973.

О.М. Казарцева