«Двойник», анализ повести Достоевского
«Двойник» — ранняя повесть Достоевского, написанная в 1846 г. и опубликованная во втором номере в журнале «Отечественные записки» за этот же год с подзаголовком «Приключения господина Голядкина».
Достоевский начал работать над «Двойником» после окончания повести «Бедные люди», писал произведение полгода. В 1945 г. он читал отдельные главы в кружке Белинского, они были приняты благосклонно. После издания повести Достоевский с горечью отмечал, что все её критикуют, считают затянутой и скучной, но читают с удовольствием, «перечитывают напропалую».
Достоевский принял решение переработать повесть, ему «Голядкин опротивел», но замысел писатель осуществил только через 20 лет. Он значительно сократил повесть, убрав повторы и длинноты, второстепенные рассуждения героя.
В окончательной редакции повесть получила подзаголовок «Петербургская поэма». Так Достоевский подчеркнул связь её с «Мёртвыми душами» Гоголя, исключительной в своём роде поэмой в прозе.
Литературное направление и жанр
Современники называли «Двойника» романом. Во втором издании Достоевский обозначил жанр как «Петербургская поэма», но слово «поэма» для Достоевского важно не как определение жанра, а как отсылка к «Мёртвым душам».
В современном значении «Двойник» — повесть, которой присущи психологизм и сатирический взгляд на общество. Психологическую разработку получила история помешательства Голядкина. Для достоверности Достоевский изучал течение психических расстройств. По словам психиатров, Достоевский довольно точно отразил изменения в поведении человека с расстроенной психикой.
Литературное направление произведения «Двойник» — реализм. Достоевский выступает как последователь Гоголя и романтика Гофмана, остро критикующих современное им общество, использующих для этого элементы фантастики. Социальное и нравственное разложение Голядкина происходит именно под влиянием ненормального, с точки зрения Достоевского, общественного устройства.
Проблематика
Вслед за Гоголем, Достоевский поднимает проблему маленького человека, порождённую самим обществом. Безумие Голядкина развивается вследствие социальной несправедливости: его соперником за руку и сердце Клары, дочери статского советника Олсуфия Ивановича Берендеева, становится чиновник более высокого ранга.
Достоевский двойник
... ёрта может быть просто первым проявлением начинающейся болезни). В "Двойнике" в начале повести Голядкин посещает доктора Крестьяна Ивановича (правда, нам пока не ясно, ... современная наука использует термин "фантастический реализм", основанный на творческой рефлексии Достоевского. Повесть "Двойник" - важнейший этап формирования этой стороны самобытного художественного метода русского классика. ...
В повести поднимается проблема общественного уничижения человека до положения низменного существа, «ветошки». Для Достоевского важно изобличить «виновника» — чиновничье-дворянское петербургское общество.
Зеркальная к названной – проблема такого «забитого человека» (по словам Добролюбова), который понимает, что к нему относятся, как к грязной тряпке, но в глубине души его теплится задавленное человеческое достоинство.
Нереализованные амбиции Голядкина становятся причиной мании преследования. Двойник – порождение больного сознания Голядкина. Он делает самое неприятное для героя – унижает его.
Распад личности Голядкина происходит через потерю, в первую очередь, чина. Голядкин-младший замещает место старшего, ему достаётся повышение по службе.
Затем герой теряет и личность, превращаясь в жертву доктора Крестьяна Ивановича Рутеншпица.
Вне чиновничьей службы Голядкин тоже не может реализоваться, потому что распад его личности приводит к отсутствию борьбы даже за возлюбленную, которую он уступает без боя. При этом болезненное восприятие окружающих как врагов, подлецов, возможно, не соответствует действительности.
Сам Достоевский в «Дневнике писателя» утверждал, что ничего серьёзнее идеи этой повести в литературу не проводил.
В повести обнаруживается ряд психологических проблем, получивших развитие в дальнейшем творчестве Достоевского. Писатель называл образ Голядкина-младшего «главнейшим подпольным типом», положив основание проблеме душевного подполья своих героев.
Проблема двойников тоже получила развитие в романах Достоевского, но они утратили абсолютное сходство, походили на главных героев одними чертами характера, но были противопоставлены другими, низменными, которые, возможно, не были реализованы у главных героев.
Сюжет и композиция
Сюжет повести развивается в двух планах: реальные события, происходящие с чиновником Голядкиным, и события так называемого «романа сознания» героя, реализующиеся только в его воображении.
Сюжет реального плана прост: Голядкин собирается на праздник, посвящённый именинам Клары Олсуфьевны, дочери статского советника Берендеева, его покровителя. По дороге он заезжает к врачу, которому обещает пить прописанное лекарство.
Но его не пускают в дом советника, а потом выдворяют. Далее описаны два дня на службе Голядкина. В первый день он сосредоточен на посторонних проблемах и подозревает сотрудников и начальство в интригах и несправедливом отношении.
В кармане Голядкин находит письмо от Клары Олсуфьевны, о котором забыл с утра. Она просит спасти её от нежеланного жениха.
Голядкин готовит карету к условленному времени, но передумывает и решает посмотреть из укрытия, как будут развиваться события. Его замечают и приглашают в дом, где передают в руки доктора.
За эти же три дня сознание Голядкина порождает двойника, которого зовут так же, он в таком же чине. Двойник знакомится с Голядкиным ночью первого дня, ночует у него и пользуется его гостеприимством, на следующий день оказывается принятым на службу в то же отделение.
Там он ведёт себя по отношению к Голядкину оскорбительно, пытается выслужиться и обходит Голядкина по службе. Поскольку Голядкину не удаётся объясниться с двойником, он пишет ему письмо, которое передаёт через писаря. Вечером именно Голядкин-младший замечает Голядкина-старшего возле дома статского советника.
Образ и характеристика Лизы в повести Пиковая дама Пушкина
... Другие сочинения по этому произведению «Бедная Лиза» Карамзина как сентименталистская повесть Образ Лизы в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» глазами современного читателя Рецензия на произведение Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Характеристика Лизы и ...
Он же бежит за каретой, в которой врач увозит Голядкина.
Сюжет повести занимает всего 3 дня.
Хотя события конца повести подобны событиям начала, Голядкин воспринимает всё по-другому, даже доктор кажется ему другим, страшным.
Герои повести
Главный герой повести «Двойник» — титулярный советник Яков Петрович Голядкин. Его говорящая фамилия происходит от слова голяда, голядка, что значит голь, беднота.
В отзыве о «Двойнике» в 1946 г. Белинский назвал Голядкина обидчивым, помешанным на амбиции человеком, каких много «в высших и средних слоях нашего общества». Голядкину всё время кажется, что его обижают, что против него интригуют.
Он видит опасность в любом поведении окружающих: в словах, делах, взглядах. Но, по словам Белинского, в действительности Голядкин не может ничем возбудить к себе зависти: ни личными качествами (умом и способностями), ни положением в обществе, ни богатством.
Его опасения вызывают у читателя улыбку.
Белинский считает черты характера Голядкина невыразительными: не умный и не глупый, не богатый и не бедный, очень добрый и слабохарактерный. Жизнь его была бы неплохая, если бы не «болезненная обидчивость и подозрительность».
Согласно Белинскому, единственная добродетель Голядкина, которою он очень гордится, состоит в том, что он идёт прямою дорогою, ходит не в маске.
Эти метафоры обозначают, что Голядкин действует открыто, не плетёт интриг.
На деле же Голядкин не обладает даже этой единственной добродетелью, пытаясь всё выведать обходными путями, всё время прячась, не предпринимая решительных действий и надеясь, что всё обойдётся.
Среди других черт характера Голядкина его страх перед обществом, чувство социальной незащищённости, способность жертвовать личными интересами.
Добролюбов попытался психологически объяснить причину раздвоения личности Голядкина. Раздвоение возникло у слабого человека между его желанием действовать прямо и подсознательным стремлением самому плести интриги.
Голядкин-младший – и есть воплощение этой второй, нереализованной стороны робкого Голядкина.
С точки зрения Добролюбова, робость и не совсем исчезнувшее нравственное начало не позволяют Голядкину принять придуманные им гадости как свои собственные. Так появляется двойник.
Мотив двойничества характерен для литературы романтизма и многократно обыгран в образе тени. Но трагико-фантастический план повести позволяет ввести образ двойника – человека с такой же внешностью (что бывает), таким же социальным статусом (это возможно), таким же именем (невозможное совпадение) и даже родом из тех же мест.
Остальные герои повести смотрят на Голядкина подозрительно отчасти потому, что подозревают в нём некоторую ненормальность. Странным поведением Голядкина можно объяснить пьянство Петрушки и его желание уйти от хозяина.
Большое значение в повести имеет речь Голядкина и других персонажей, переданная через призму его восприятия. Монологи Голядкина построены синтаксически правильно, но не передают никакой мысли: «Что, дескать, отчего ж и нет, но что если так дело пошло, то он, пожалуй, готов согласиться».
«Повести Белкина» анализ произведения Пушкина – история создания, ...
... «Повестей Белкина», анализ которого начнем с сюжетно-композиционных особенностей, это повесть «Метель». В основе сюжета курьезный случай – непредвиденная женитьба молодого военного на провинциальной девушке. Все школьные сочинения по литературе «Повести Белкина» сочинение. ...
Стилистические особенности
Ещё современники критиковали повесть за чрезмерную затянутость. Белинский в защиту писателя утверждал, что огромный и сильный талант 24-летнего автора просто ещё не созрел.
Среди достоинств повести Белинский отметил избыток юмора, способность объективно созерцать жизненные явления.
Ещё одной особенностью повести Белинский назвал манеру изложения: она ведётся от автора, но языком и понятиями героя, так что читатель даже не сразу понимает, что герой сумасшедший. Этот же приём порождает комическое в повести.
Но не в этом ли состоял замысел Достоевского: читатель видит всех героев глазами Голядкина, через призму его сознания преломляется и трансформируется их внешность, поступки и речь.
Ещё одной причиной обезличивания героев, их невнятных речей, подобных высказываниям Голядкина, может быть идея Достоевского, что в каждом человеке есть часть сознания Голядкина.
Достоевский – творец многих неологизмов. В повести он впервые использовал глагол «стушеваться», но не признавал его авторства, утверждая, что так говорили его однокурсники, товарищи по Главному инженерному училищу.
Сатирический комический эффект вызывает использование Достоевским говорящих фамилий. Некоторые из них (Басаврюковы) отсылают к поэтике Гоголя, другие вешают на героя ярлык, от чего его личность сразу становится плоской, как в комедии классицизма. Кроме Голядкина, такими фамилиями обладают князь Свинчаткин, полковник Переборкин, генерал Недобаров.
- «Двойник», краткое содержание по главам повести Достоевского
- «Преступление и наказание», анализ романа
- «Идиот», анализ романа
- Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание»
- «Братья Карамазовы», краткое содержание по главам романа Достоевского
- «Белые ночи», краткое содержание по главам повести Достоевского
- «Белые ночи», анализ повести Достоевского
- «Бедные люди», анализ романа Достоевского
- «Братья Карамазовы», анализ романа Достоевского
- «Униженные и оскорбленные», анализ романа Достоевского
- «Бедные люди», краткое содержание романа Достоевского
- «Идиот», краткое содержание по частям романа Достоевского
- «Бесы», краткое содержание по главам романа Достоевского
- «Мальчик у Христа на елке», анализ рассказа Достоевского
- «Преступление и наказание», краткое содержание по частям романа Достоевского
По произведению: «Двойник»
По писателю: Достоевский Федор Михайлович
https://goldlit.ru/dostoevsky/1050-dvoinik-analiz
Роман Достоевского «Двойник»: о чем он, образ Голядкина (главного героя)
Девушкин из «Бедных людей» страстно хотел, чтобы люди «признали» его — об этом свидетельствуют его письма.
Однако Яков Петрович Голядкин, герой второго произведения Достоевского — «Двойник», уже не довольствуется этим, он выходит из тени и, движимый жаждой признания, бросается навстречу людям.
Подготовка к части С. по тексту Ф.М.Достоевского
... Достоевского , Творчество Ф.М. Достоевского (1821-1881) Периодизация творчества: 1) начало творческого пути — вторая половина 40х гг. Роман «Бедные люди» (1846), повести «Двойник», ... собрание сочинений Пушкина. Он получил этот подарок в последний свой день рождения. Варенька все свои ... было ошибочное первое впечатление. «Бедные люди» — роман в письмах. Начиная с первого произведения Достоевский ...
Бросившись же, он вдруг начинает думать, что этот человек — вовсе не он сам, и у него мутится рассудок.
Когда Голядкин обнаруживает, что уже не в силах сносить свое положение, он облачается во взятое напрокат шикарное платье и отправляется на обед, затеянный его сослуживцами.
Он хочет дать им понять, что вовсе не намерен причинять им вред, что он не чужак, что он достаточно хорош для того, чтобы «господа» признали его за своего. Но «господа» смотрят на него как на пришельца из другого мира, сторонятся и занимают круговую оборону.
Страстное желание Голядкина «быть признанным» кончается полным конфузом.
В эту ночь Голядкин все больше погружается в пропасть одиночества и отчаяния, его страстное желание быть признанным становится все сильнее, он не может больше сносить этот жар, ему кажется, что все кончено, но тут перед ним является новый Голядкин (Голядкин-младший), который своим обликом и даже именем и фамилией является его полным двойником.
Без всякого труда он сходится со старыми служащими департамента, непринужденно похлопывает по плечу молодых, сближается с ними и очень скоро становится всеобщим любимцем.
Таким образом, он с легкостью осуществляет мечту старого Голядкина — быть принятым в обществе.
Тут старый Голядкин обращает внимание на следующее обстоятельство.
Человек, который похож на него, как две капли воды, ведет такую политику, чтобы изолировать «настоящего» Голядкина от сослуживцев — и тот понимает, что попал в ловушку.
Так возникает осознание того, что с новым Голядкиным нужно бороться. То есть получается, что, воплотив в жизнь мечтания настоящего Голядкина, новый Голядкин толкает его в пропасть.
Но дело в том, что новый Голядкин — это победительный тип, воплощение идеала Голядкина старого, а потому совершенно естественно, что в смертельной схватке с ним Голядкин старый не имеет шансов на успех. Всем становится видно: он загнан в угол, а его странные поступки и речи приводят к тому, что его сажают в карету и отправляют в психиатрическую лечебницу.
«Двойник» представляет собой описание трагедии неудачника. Вероятно, развитие этой трагедии можно представить себе так: Девушкина из «Бедных людей» оставляет Варенька, которой он поверял в письмах свои помыслы, и тогда Девушкин становится Голядкиным. То есть Достоевскому было интересно проследить эволюцию этого типажа.
Достоевский не считает, что каждый сам по себе — это нормально и признан ты другими или нет — не имеет никакого значения.
Помимо одинокого, как перст, мелкого чиновника Голядкина, среди героев Достоевского значатся самые разные люди: здесь и шут-приживала в помещичьей усадьбе, и нищий студент, и бывший профессор, и революционер, и девочка-сирота, и невоспитанный семинарист…
Их общая трагедия заключена в том, что у каждого такого человека не исполнена «самая естественная необходимость человеческая», а потому «впадает он в какое-нибудь самое невероятное событие».
Человек — это такое существо, которое не может не желать реализовать себя, он хочет предъявить окружающим то хорошее, что заключено в нем — это и есть его глубинная «естественная необходимость человеческая». Этому пониманию человеческой натуры Достоевский оставался верен до конца жизни.
‘Дневник писателя’ Достоевского
... адвоката Спасовича в «Дневнике писателя». Также - диссертацию О. В. Коротковой «Стратегии речевого поведения в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского», посвящённую с одной стороны фигурам риторических двойников Достоевского, таких как «Одно ...
Совершенство психологической драматургии «Двойника» заключено в том, что Достоевский сумел понять и описать, как отчаявшийся реализовать себя человек ищет выход, причем писатель делает это не с помощью излишних и отвлеченных рассуждений, а с помощью точного и детального описания его слов и поступков.
Никто не обращает внимания на этого человека, у него нет никаких возможностей для самореализации, а потому его воображение работает все лихорадочнее, биение сердца стесняет дыхание. Когда Голядкин начинает задыхаться от отчаяния и оказывается на пороге самоубийства, ему является призрак — измысленный им враг, и теперь он может вздохнуть свободнее.
Если нет друга, то пусть будет хотя бы враг. Пусть хоть этот враг признает существование Голядкина. Полное одиночество порождает и фантом жертвы.
Враг Голядкина — это новое «я» Голядкина, внешне не отличимое от него. Этот новый Голядкин становится всеобщим другом, его обласкивает начальник. Враг — это нереализованные мечты и стремления.
Голядкин ревнует свои собственные желания, с ними он и борется.
Таким образом, на примере «Двойника» хорошо видно, какой тип человека интересовал молодого Достоевского. Вместе с тем, это произведение прекрасно показывает поиски литератора Достоевского в области творческого метода.
Когда Достоевский описывал драму Голядкина, у него были точно такие же комплексы — выключенности из жизни и неполноценности, его мучили предчувствия и фантомы. Об этом свидетельствуют в своих воспоминаниях его тогдашний лечащий врач С. Д.
Яновский и хозяйка литературного салона А. Я. Панаева. Она говорит о Достоевском как о больном человеке, которого мучила «страшная подозрительность».
Во время работы над «Двойником» Достоевский так писал своему брату Михаилу: «Я теперь настоящий Голядкин. Голядкин выиграл от моего сплина. Родились две мысли и одно новое положение» (начало сентября 1845).
То есть, являясь Голядкиным, писатель располагал возможностью изучить его и управлять им, управлять и иронизировать над ним.
Не в силах бороться с одиночеством, добродушный Голядкин выставляет угощение своему врагу — новому Голядкину, беспокойно говоря при этом: «Ну, да ведь мы с тобой, Яков Петрович, сойдемся , мы с тобой, Яков Петрович, будем жить, как рыба с водой, как братья родные».
Вот таким образом движения израненной души претворяются в целостный персонаж, тонкие перемены в душевном состоянии и восприятии забавны и интересны, они подобны тому, как чревовещатель меняет регистры своего голоса —Достоевский живописует их с потрясающим мастерством, что превращает «Двойника» в настоящий шедевр.
Панаева и Яновский свидетельствуют о мании преследования у Достоевского, о его комплексе жертвы, о беспочвенном чувстве вины, мизантропии, катастрофических предчувствиях.
Но дело в том, что и эти страдания он сумел блестяще объективировать и воспроизвести в образе Голядкина. Об этой способности Достоевского свидетельствует близко знавший его литературный критик Николай Страхов.
Можно предположить, что мотив двойничества был навеян Достоевскому Э. Т. А. Гофманом («Эликсир сатаны») и Эдгаром По («Вильям Вильсон»).
Кроме этого, могли сказаться и собственные переживания Достоевского, которые он испытывал с детства: слуховые галлюцинации, страхи, видения.
Достоевский и философия
... решает так, что «злоба дня» предстает только «промежуточными станциями». Творчество Достоевского проникнуто стремлением понять человека, определить его место в мире, обеспечить достойное ... силен» (291, 125). Попробуем выяснить основные этапы и вехи философского образования Достоевского. Естественно, что главное внимание уделим формированию его антропологии. Интенсивное философское образование ...
В позднем романе «Братья Карамазовы» есть сцена, когда Иван Карамазов видит своего двойника. После публикации романа один врач отмечал в своем письме Достоевскому, что его описание видения по-медицински верно.
В своем ответе Достоевский написал, что «этот человек (Ив Карамазов) при данных обстоятельствах никакой иной галлюсинации не мог видеть, кроме этой» (письмо А.Ф. Благонравову от 19 декабря 1880).
Чувствуется, что Достоевский вполне уверен в своих словах, и эта уверенность основана на собственном опыте и переживаниях.
Помимо одного «я», Достоевский обладал и другим, больным «я». А еще он обладал талантом все свое нутро преобразовывать в литературу.
http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/roman_dostoevskogo_dvojnik_o_chem_on_obraz_goljadkina_glavnogo_geroja/66-1-0-926
Анализ повести «Двойник» Достоевского
Фантастическая повесть «Двойник» относится к раннему творчеству Достоевского. Она написана в 1846 году и позже дорабатывалась автором перед изданием её в составе собрания сочинений. Писатель неоднократно подчёркивал, что идея повести представляется ему значительной, и серьёзнее он «ничего в литературе не проводил». Сделаем сейчас краткий анализ повести «Двойник».
Сюжет и композиция повести «Двойник» Достоевского
Сюжет повести заключается в том, что у маленького чиновника, Якова Петровича Голядкина, начинается раздвоение личности. Повествование развивается в двух планах: внешняя и внутренняя жизнь героя.
Внешние события обыкновенны: беседа с доктором о возможной женитьбе, посещение службы, визит к предполагаемой невесте. Внутренняя жизнь полна тревог, забот, страхов.
Голядкину кажется, что двойник всячески мешает ему: например, продвигается по службе, бессовестно используя бумаги, подготовленные несчастным героем. Развитие внутреннего сюжета во многом происходит за счёт монологов Якова Петровича.
Если вначале врач Крестьян Иванович представлялся ему дружески расположенным, то в финале кажется страшным и враждебным. Приход к статскому советнику тоже построен по принципу зеркального отражения событий.
За три дня, что разделяют первые и последние события, герой изменился, и мир выглядит для него неузнаваемым.
Главный герой в анализе повести «Двойник» Достоевского
Фамилия Якова Петровича Голядкина образована от древнерусского «голядка», что в словаре В.Даля объясняется как «голь», «нищета». Главный герой – маленький человек, незначительный чиновник, образ типичный для литературы XIX века.
Он обнаруживает отчётливую связь с героем повести Гоголя «Шинель» Акакием Акакиевичем Башмачкиным. Общей является их забитость, робость, застенчивость. Но герой Достоевского сложнее.
Он хочет вырваться из угнетающей атмосферы, подняться от «маленького человека» до представителя «высшего света». В этом ему должна поспособствовать выгодная женитьба на Кларе Олсуфьевне, дочери чиновника Берендеева.
Повесть о Савве Грудцыне искушение и спасение человека
... неизреченными своими судбами приводит ко спасению». За 200 лет до Достоевского автор «Повести о Савве Грудцыне» в сущности пытается создать своеобразное «Житие великого грешника», в ... в кратком пересказе «Повести о Савве Грудцыне» «Повесть о Савве Грудцыне» - первый русский роман, созданный на рубеже между XVIIи XVIII столетиями. В самом начале «Повести о Савве Грудцыне» неизвестный нам по имени ...
Будучи осмеянным, выгнанным с бала в доме «невесты», куда ему с трудом удалось проникнуть, Голядкин не отказывается от этой навязчивой идеи, которая и приводит его к сумасшествию. Так появляется в повести двойник.
Если вы делаете анализ повести «Двойник» Достоевского, то учитывайте, что известный литературовед М.М. Бахтин отмечал, что понятие двойничества основано на пародировании. То есть двойник призван показать сущность персонажа, раскрыть его глубинные стремления.
Голядкин-младший начинает активно действовать, воплощать те желания, которые не смог реализовать Голядкин-старший. Двойник становится отражением низменных побуждений, таящихся в сознании маленького чиновника, задавленного своим социальным положением.
Тем самым Достоевский открывает тему человеческого «подполья».
В Голядкине-младшем сняты все нравственные запреты. Это тоже видно из анализа повести. Он готов выслуживаться, лебезить, льстить, подличать, подлизываться к начальству. Все очарованы им и не замечают его подлости. Он пронырлив, вертляв, готов обмануть и унизить Голядкина-старшего.
Двойник – alter-ego героя, ненавистное ему, но отказаться от тёмной стороны своей личности он не может.
Вы прочитали анализ повести «Двойник» Достоевского, и в этой статье мы постарались кратко и понятным языком донести главные мысли, помогающие ясно представить себе замысел автора и его цели. Больше материала вы найдете, посетив наш литератный блог.
Также вас, скорее всего, заинтересует по теме:
- Биография Федора Достоевского
https://reedcafe.ru/blogs/analiz-povesti-dvoynik-dostoevskogo
«Двойник» Достоевского: краткое содержание
«Двойник» – одна из ранних повестей русского классика Федора Михайловича Достоевского, написанная автором в 24 года. Произведение появилось на страницах «Отечественных записок» в 1846 году с подзаголовком «Петербургская поэма. Приключения господина Голядкина».
Гротескно-фантастическая повесть «Двойник» рассказывает историю обыкновенного петербургского чиновника Якова Петровича Голядкина, человека тихого, услужливого, молчаливого. Больше всего на свете робкий Голядкин мечтает получить повышение по службе и стать своим человеком в среде светской элиты столицы.
В условиях острого психологического напряжения с Голядкиным начинают происходить странные вещи. Например, однажды он встречает своего двойника, который воплощает в жизнь все нереализованные мечты Якова Петровича.
Только Якову Петровичу от этого не лучше, ведь сам он по-прежнему находится за бортом, в то время как самозванец пожинает плоды славы.
Работа над повестью, критика
Работать над «Двойником» Достоевский начал в 1845 году, когда гостил у брата Михаила в Ревеле (сегодня Таллин, столица Эстонии).
По возвращении в Петербург автор продолжил написание повести. Работа шла тяжело, «подлец Голядкин» никак не хотел получаться.
В итоге в 1846-м повесть была завершена и опубликована во втором номере «Отечественных записок». Несмотря на положительные отзывы критиков, в частности маститого Виссариона Белинского, который уже тогда был очень благосклонно настроен в отношении Достоевского, сам автор своего «Двойника» хулил.
Иван Карамазов как философский тип в романе Ф. М. Достоевского ...
... романа Достоевского «Братья Карамазовы» . В задачи дипломной работы, вытекающей из поставленной цели исследования, входит: 1. Изучить историю создания Достоевским образа Ивана Карамазова. 2. Выделить двойников Ивана Карамазова и определить их идейно-композиционную роль в романе. ... государства и торжества христианской любви. Однако то же самое пишет уже сам Достоевский в «Дневнике писателя» за ...
Через время повесть была переделана, но так и не удовлетворила автора.
Будучи самым взыскательным критиком своего творчества, Достоевский сетовал на то, что загубил потрясающую идею, пожалуй, лучшую, что у него рождалась. Идея «Двойника» очень светлая, делился писатель, но форма оставляет желать лучшего. Если бы я взялся за работу сейчас, то неизменно выбрал бы другую форму.
Как бы не критиковал себя автор, его «Двойник» стал важнейшим событием в русской литературе XIX века. Продолжая традиции Пушкина и Гоголя, Достоевский обращается к теме «маленького человека», углубляясь в его психологию.
Он показывает не только внешнюю борьбу индивида и отторгающего его общества, но и внутреннее противостояние светлой и темной стороны человеческого «Я».
Тема доппельгангера (темного двойника человека) неоднократно использовалась литературными предшественниками и последователями Достоевского.
Самые популярные примеры произведений, в которых присутствует доппельгангер: «Кристабель» Сэмюэля Кольриджа, «Эликсир сатаны», «Песочный человек» Теодора Гофмана, «Уединенный домик на Васильевском» Александра Пушкина, «Вильям Вильсон» Эдгара По, «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Льюиса Стивенсона, «Бойцовский клуб» Чака Паланика.
Герои и их характеристики
Главный герой Яков Петрович Голядкин работает титулярным советником в одном из государственных учреждений Петербурга.
Больше всего на свете робкий Яков Петрович мечтает получить продвижение по службе и стать одним из тех блистательных чиновников, которые занимают лучшие места в театре, перед которыми шаркают ножкой швейцары, которым рады на любом светском вечере, при виде которых мамаши толкают локтями своих незамужних дочерей, чтобы они расправили плечи и поправили выбившийся локон.
Главным препятствием на пути к желанному образу жизни является характер Якова Петровича. Он не умеет юлить, лизоблюдничать, плести интриги, подхалимствовать. «Не интриган, и этим горжусь», – заявляет Голядкин. Правда, гордиться господину Голядкину нечем.
Именно в эту злосчастную ночь он и повстречал на мосту своего двойника.
Незнакомец как две капли воды похож на Якова Петровича. Более того, утром следующего дня наш герой застает его в своем ведомстве.
Пригласив домой Голядкина-младшего, «старший» ликует, ведь теперь у него есть соратник, с которым они смогут свернуть горы, «вместе хитрить… в пику им интригу вести». Однако самозваный Голядкин выбирает более выгодную модель поведения.
«Старший» для него не соратник, а потому двойник умело подлизывается к «нужным» людям и в считанные дни становится любимцем всего департамента. Более того, «младший» беззастенчиво издевается над Голядкиным-старшим, превращая бедного чиновника в предмет всеобщих насмешек.
В результате двойник выживает настоящего Голядкина не только из ведомства, но и из общества. Повесть заканчивается тем, что обезумевшего Якова Петровича увозят на карете в сумасшедший дом.
Голядкин-младший, он же доппельгангер настоящего Голядкина, является его противоположностью.
Для описания Голядкина-старшего можно использовать такие характеристики: совестливый, конфузливый, нерешительный, исполнительный, услужливый, молчаливый, замкнутый, мечтательный, серый, заурядный.
Голядкина-младшего охарактеризуем так: смелый, дерзкий, развязный, изворотливый, наглый, красноречивый, самоуверенный карьерист и авантюрист.
До публикации «Двойника» в русской литературе бытовали два типа чиновников: забитый бедный служака и ловкий карьерист, плут. Достоевский создал экспериментальный образ Голядкина, страдающего от раздвоения личности. При помощи психологического расстройства своего героя автору удалось совместить оба литературных типа в одном лице.
Главная идея произведения
«Двойник», как и любое великое произведение, это не просто история одного конкретного человека.
В своей повести Достоевский показывает петербургское общество в целом и на примере собирательных образов (именно таким и является чиновник Голядкин) рассуждает о перспективах развития русской истории.
Перспективы эти, по мнению автора, малорадужные, ведь общество, где успеха можно добиться лишь при помощи лицемерия и лжи, где царят ложные идеалы и почитаются сомнительные ценности, обречено на гибель.
Общество вытесняет любого, кто отличается. Сильных оно уничтожает, а слабых низводит до угнетенного положения. Достоевский мастерски исследовал «анатомию души, гибнущей от сознания разрозненности частных интересов в благоустроенном обществе» (В. Н. Майков).
А по большому счету двойственным является не только сознание чиновника Голядкина, но и все питерское общество, в котором нравственные принципы замещаются выгодой, корыстью, интриганством.
Кто победит – Петербург-старший или Петербург-младший – пока что не известно.
Анализ произведения
В критической литературе жанр повести «Двойник» определяют как гротескно-фантастический. Фантастический элемент (появление двойника Голядкина) введен в сюжетную канву по трем причинам:
- чтобы показать два литературных типа чиновника (забитого тихоню и наглого авантюриста);
- чтобы продемонстрировать, как отравляющее влияние общества пробуждает самые низкие качества человеческой натуры;
- чтобы воплотить идею полярности человека, борьбу индивида с внутренним злом.
Гротеск понадобился автору для того, чтобы живописать противоречивость, нелепость положения героя в обществе. Яркий пример гротеска, например, в том, что никто из служащих ведомства абсолютно не удивился, когда в один прекрасный день на службу пришли два Голядкина.
Введение этого художественного средства обусловило ряд литературоведческих споров. Так, одни исследователи считают Голядкина-младшего галлюцинацией «старшего», а все происходящее вокруг – плодом больного воображения обезумевшего чиновника.
В таком случае «Двойник» – гротескно-психологическая повесть. Другие исследователи видят в Голядкине-младшем реального персонажа, демонического двойника, темная часть чиновничей души, которая однажды вырвалась на свободу и материализовалась.
Тогда повесть имеет право быть отнесенной к фантастическому жанру.
Сам автор оставил вопрос открытым. Его волновала не жанровая классификация, а причины и следствия того, что однажды непримечательный питерский чиновник Яков Петрович Голядкин повстречал на Аничковом мосту двойника.
https://r-book.club/russian-classics/fedor-dostoevsky/dvoynik.html
Повесть Достоевского «Двойник». Проблема двойничества. Художественное своеобразие
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 15Следующая ⇒
По монографии М.Н. Дунаева «Вера в горниле сомнений». Фантастически невероятный сюжетный ход Достоевский в повести «Двойник» (1846).
Образное мышление писателя оказалось настолько смелым и парадоксальным, что современники не вполне поняли его замысел: сам Белинский растерялся и начал сомневаться и разочаровываться в таланте молодого автора.
Новая повесть совершенно не отвечала тем шаблонам «натуральной школы», какие, при всей их новизне, уже несли в себе свойства жесткой ограниченности и консерватизма. «Бедных людей» под критерии социального обличения подогнать было не трудно, со второй повестью это оказалось сложнее.
Между тем достаточно прочитать нескольких лишь начальных фраз, чтобы понять — в литературе появился сложившийся мастер прозы.
С «Двойника» начинается в творчестве Достоевского и в русской литературе вообще разработка темы двойничества, с обострённой болезненностью отображенная позднее творцами «серебряного века».
Игра в мнимости, кажется, занимает автора «Двойника» и сама по себе, так что затруднительно будет сказать, различает ли он сам, где у него призрачность, где достоверность. Голядкин-двойник порой едва ли не подлиннее выглядит, нежели Голядкин настоящий.
Двойник, Голядкин-младший, весьма озабочен своим укоренением в реальности, Голядкин-старший с самого начала этой реальностью не удовлетворён и нарочито желает подменить её некоей нафантазированной ситуацией. Стоит заметить, что недоволен Голядкин вовсе не тем, с чем не мог примириться Макар Девушкин: условия существования героя «Двойника» весьма сносны.
амбициозность,
Очутившись в этой измышленности, он вскоре как будто бы изгоняется из неё (в прямом смысле выталкивается взашей), но — парадоксальный ход автора — уже не может полностью избавиться от наваждения и встречается в Диковинном смешении фантазии и обыденности со своим двойником, который, как вскоре выясняется, своею-то жизнью (призрачной или реальной?) весьма доволен и оттого преуспевает в ней вполне, постепенно вытесняя из действительности самого Голядкина-подлинного.
Страшная и, если вдуматься, пророческая фантазия. Можно быть в уверенности: сам автор не сразу разгадал смысл собственного создания.
Кажется, это становится ведущей темой для писателя: сопряжения и противоречия мнимостей и реальности в жизни. Нужно заметить, названная тема не была единственной для писателя многое связывало его и с литературой того времени, с принципами «натуральной школы» (Белинский был рядом и сколько мог пытался подправлять каждого из начинающих классиков).
По лекции: Переживание угнетенности перерастает в стремление к угнетательности. Проблема двойничества – одна из главных в творчестве Достоевского. «Двойник» открывает ряд Петербургских повестей Достоевского.
Сам Достоевский называл «Двойника» гениальным произведением. Здесь тоже есть проблема очищения души, борьба добра и зла в душе человека.
Созданный двойник побеждает в душе Якова Петровича («Смелому – дорога везде»).
Его двойник материализовался (мысль материальна).
По мнению исследователей, появился черт.
Яков Петрович вступает с двойником в сговор (продает душу дьяволу).
Голядкин дает двойнику задание, которое Голядкин-2 переворачивает наоборот. Голядкин-2 вытесняет Голядкина-1 со службы, а затем и из жизни. Черт истязует Якова Петровича при жизни.
Очищение Якова Петровича в том, что он понимает: не бывать Голядкиным-2. Совесть взяла верх. Он призывает Бога, просит прощения у Голядкина-2, пытается его остановить. Но Голядкин-2 доводит Голядкина-1 до сумасшествия. Голядкин-1 выражает свой протест, уходя в собственный мирок. Через страдания Яков Петрович очищается. Он понимает, какую страшную ошибку совершил.
Бунт Голядкина в том, что он поставил себя выше того места, на которое поставил его Бог.
В повести также звучит идея покаяния.
Достоевский показывает уродливость мечтательства, ужасность раздвоенного сознания.
18 .«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского как философско-психологический и социальный роман.
В 1865 году Ф.М.Достоевский начинает работу над романом «Преступление и наказание» и заканчивает свой труд в 1866 году. В центре произведения — преступление, «идейное» убийство.
За полгода до убийства главный герой романа Родион Раскольников, «молодой человек, исключенный из студентов университета, …живущий в крайней бедности», написал статью, где высказал свой принцип разделения людей.
Главная мысль его статьи заключается «в том, что люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)…
и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».
Герой романа мечтает на ее деньги сотворить тысячи добрых дел, в первую очередь спасти от позора и нищеты горячо любимых мать и сестру. Но это не единственная причина преступления: Раскольников, находящийся в плену «теории» о двух разрядах людей, стремится проверить, к какому из них принадлежит сам.
Отнеся себя к «высшему разряду», Раскольников не может понять, что уже это возвышение над другими идет врозь с его желанием и стремлением делать добро, изменить жизнь человечества. Он взялся не за свое дело. «Переступая», он насилует себя.
А когда он совершает искренние и добрые поступки, которые радуют мать, сестру и Соню, он поступает свободно и раскованно. Раздвоенность, противоречивость Раскольникова вызвана тем, что в душе его происходит борьба мотивов за преступление и против него.
Эта борьба, раздвоенность чувствуется в нем постоянно — и в сознании, и в подсознании, во сне и наяву. Даже сны у него разные. Первый сон — предостережение от убийства, но не нашлось у Раскольникова сил отказаться от своих намерений. Второй сон — повторение преступления, он убивает человека.
Внутренняя борьба двух характеров героя проявляется и в его поступках. Это ярко показано в эпизоде встречи Раскольникова с девушкой на улице и городовым. Здесь как будто два разных человека.
Один совершает доброе дело — спасает девочку, другой — совершает преступление, отрекаясь от нее.
При спасении девочки им движет сострадание, добро, благожелательность, при отречении от нее — отчаяние, злоба, неверие.
Есть теория, есть абстрактные люди, они «обыкновенные». Он — «избранный» и поэтому может делать с ними все что захочет. Он пока не думает ни о родных, ни о близких, ему важно сказать свое «новое слово» и сделать первый шаг.
И тогда абстрактные «обыкновенные» люди превращаются в мать, сестру, любимую, Лизавету, Миколку.
Раскольников несколько раз говорил о том, что он «убил для себя». Но для того, чтобы спокойно «убить для себя», нужно и быть одному, а быть одному — это значит быть без совести.
«О, если бы я был один!» — для Раскольникова это мечта отделаться от совести, и это еще одно доказательство того, что преступление «по совести» невозможно. Преступление возможно только без совести.
И Раскольникова спасают любящие его люди — мать, сестра, Соня.
Он надеялся, что Соня его поддержит, что она и ношу его возьмет на себя и во всем согласится с ним. А она — вдруг не согласилась. «Тихая, слабенькая» Соня разбивает хитроумные теории Раскольникова элементарной логикой жизни.
Кроткая Соня, живущая по евангельским заповедям, помогает Раскольникову стать на путь покаяния, отказаться от «теории», воссоединиться с людьми и жизнью.
На каторге Раскольникова стали одолевать муки сомнения. Он даже заболел. Его гордость была уязвлена. Именно на каторге он видит сон, который потом и заставит его страдать, потому что в этом сне, в этом бреду он как бы увидел со стороны свою теорию.
Презирали его, смеялись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее».
Это произошло потому, что каторжный народ интуитивно почувствовал, что Раскольников и на каторге относит себя к «высшему разряду», а их и Соню (которую они полюбили) — к «низшему».
Все изменилось с того момента, когда Раскольников понял, что только «бесконечной любовью искупит он теперь все страдания». Раскольников почувствовал, что теперь все изменилось, все должно быть по-другому. Ему казалось, что даже бывшие враги его — каторжане — смотрели на него теперь иначе. «Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково».
Дорогой ценой заплатил Раскольников за свои ошибочные убеждения. Свою теорию он проверил на себе. Физически он убил другого, а духовно — себя. Но под влиянием любви и прощения он убедился в ложности своего пути. Только любовь близких людей спасла его, и благодаря этому он смог заново «переродиться» и начать новую жизнь.
Трагедия Родиона Раскольникова разворачивается на фоне безысходных страданий «униженных и оскорбленных», населяющих большой город, Петербург.
Отношение автора романа к своим героям проявляется и в сочувственном описании быта бедняков (семей Мармеладовых и Раскольниковых), и в резком осуждении крупных и более мелких хищников (Алены Ивановны, вдовы Реслих, Коха, Лужина и др.), и в острой постановке тем алкоголизма и проституции.
Целью Достоевского было проследить «психологический процесс преступления», поэтому здесь ярко обозначилось своеобразие психологизма писателя. Он считает, что психологический рисунок зависит не от внешних воздействий среды, а от внутреннего состояния души.
«Преступление и наказание» открывает новый, высший этап творчества Достоевского. Здесь он впервые выступает как создатель принципиально нового романа в мировой литературе, который был назван полифоническим (многоголосым).
Изображение общественной ломки, связанной с развитием буржуазных отношений, Достоевский соединяет с исследованием политических взглядов и философских теорий, которые влияют на это развитие.
Поэтому роман «Преступление и наказание» называют социально-философским, психологическим и идеологическим произведением.
⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒