Одним из важнейших внутриполитических событий стала работа Уложенной комиссии (1767-1768).
Некоторая часть Соборного уложения уже устарела, поэтому необходимо было развивать законодательство. Тем не менее, мероприятия по систематизации законодательства укрепили основы феодально-крепостнической системы.
Ещё Пётр III в 1762 году незадолго до смерти принял Манифест о вольности дворянской, где дворянство освобождалось от обязательной военной службы. В 1767 году основные его положения были развиты Екатериной, где было указано естественное право дворянства быть элитой общества.
Благодаря развитию феодально-крепостнической системы в 1773-1775 годах состоялась крестьянская война под предводительством Емельяна Ивановича Пугачёва. Оно закончилось поражением восставших и казнью Пугачёва в Москве.
В целом внутренняя политика России при Екатерине была направлена на развитие привилегий дворянства как класса, поддерживающего власть императрицы. Во внешней политике екатерининской России, безусловно, следует отметить присоединение Крыма после войны с турками в 1768-1774.
С Крымом был связан Григорий Александрович Потёмкин, который склонил местного хана к присоединению. После присоединения полуострова он уехал развивать его инфраструктуру. В 1783 году был основан Севастополь, который станет базой Черноморского флота.
Причинно-следственные связи
Рассмотрим причинно-следственные связи в период 1762-1796 годов. Причиной создания Уложенной комиссии стала необходимость совершенствования законодательства. Что касается пугачёвского восстания, то оно произошло в связи с ограничением прав податного сословия.
Следствием законодательных мероприятий стала Жалованная грамота дворянству (1785), которая закрепила положение власть имущего сословия. А следствием пугачёвского восстания стали репрессии против его предводителей и дальнейшее ограничение прав податных сословий.
Причиной присоединения Крыма стала необходимость иметь крупный военный пункт на Чёрном море, а следствием присоединения — развитие местной инфраструктуры, в том числе и военно-морского флота.
Историческое «период 1801-1825 гг» (11 класс)
... еся к данному периоду. Период 1801 -1825 гг. К данному историческому периоду относятся следующие события: Министерская реформа, издание указа «О вольных хлебопашцах», ... войск. В следствии победы русского оружия над войсками Наполеона стало повышение авторитета Александра 1, повышение международного авторитета Российской империи. Александру удалось закрепить на Венском конгрессе присоединение к ...
Екатерина Великая: грамотное эссе
ЕГЭ по истории 2016
Я думаю, теперь вам стало понятнее, почему так важно написать историческое эссе. И не слушайте тех олухов, которые утверждают, что это эссе — «всего лишь одно задание из 25-ти, не парьтесь». Беги от этих олухов — лучше на наш сайт.
Потому что именно сейчас я опубликую эссе моей ученицы с наших курсов подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию.
подготовке к ЕГЭ по истории 2016
Скажу сразу, что в задании 25 исторический период может и не совпадать с правлением того или иного императора, генерального секретаря, или князя. Думаю, это понятно тоже всем толковым мальчишкам и девчонкам.
курсов подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию
Коричневым выделены исторические процессы, синим — причинно-следственные связи между событиями и явлениями, зеленым — факты, личности, фиолетовым — оценка периода
Сочинение по историческому периоду – 1762—1796 гг.
Указанный период в историю России вошел как эпоха Екатерины II, а значительная его часть известна как время «просвещенного абсолютизма». Для правления данной императрицы, охватывающего 1762—1796 гг., характерны важнейшие процессы в различных сферах общественной жизни. Рассмотрим, каковы были эти процессы и в чем их сущность.
В социальной подсистеме следует отметить процесс расширения прав и привилегий дворянства. Причиной развития этого процесса был тот факт, что дворяне еще до воцарения Екатерины стали опорой власти, господствующим сословием, оказывавшим влияние на управление страной, и для новой императрицы не было бы резонным противостоять ему. Непосредственно рост привилегий дворянства можно увидеть в подтверждении Манифеста Петра III о вольности дворянства 1762 г., указе о праве дворян ссылать своих крепостных на каторжные работы, запрещении крестьянам жаловаться на помещиков в 1767 г., создании Жалованной грамоты дворянству 1785 г., которая подтверждала все сословные права дворян. Все эти мероприятия, как следствие, привели к ухудшению положения крестьян и росту их недовольства. Так, в 1773—1775 гг. оно вылилось в крестьянскую войну под предводительством Е. Пугачева.
В вышеупомянутый период происходили значимые экономические процессы. Один из них – рост промышленного производства и активизации торговой деятельности крестьян. Стоит выделить процесс развития всероссийского рынка и внешней торговли (в первую очередь, с Англией).
Эссе разделяй и властвуй мудрое правило но объединяй и направляй ...
... что..." Аргументы: " еще не имеет социально значимых качеств, их он приобретает в процессе жизнедеятельности" В эссе приветствуется применение примеров ... истории, когда властвовал тоталитарный режим. Советскому народу Коммунистическая партия навязывала не только политический строй, но и ... человек должен иметь этот выбор, чтобы лучше понять себя и окружающий мир, используя опыт мировой художественной ...
Однако наблюдались и такие явления, как отсутствие качественных дорог, надзор полиции за торговлей, усиление крепостничества. Они повлекли за собой как следствие медленное развитие российской экономики и еще большее отставание от западных стран.
В политической подсистеме личность Екатерины Великой имела определяющее значение, с ее именем связаны важнейшие внутриполитические мероприятия. Она была инициатором проведения политики «просвещенного абсолютизма», направленной на укрепление абсолютной монархии в сочетании с реализацией прогрессивных реформ, распространением образования и культуры. Однако российская действительность заставила ее лавировать между интересами привилегированных слоев населения и своими идеями. Так, именно Екатерина проявила готовность к переменам, созвав в 1767 г. Уложенную комиссию для составления нового свода законов (предыдущий – Соборное уложение Алексея Михайловича – действовал более 100 лет, с 1649 г.).
Однако императрица поняла, что ее замыслы не согласуются с желаниями дворян, выступавших за сохранение крепостничества, что было главной причиной свертывания деятельности комиссии (война с Турцией стала лишь поводом).
Но при этом некоторые просветительские идеи Екатерина II воплотила в жизнь: например, отделила суд от администрации, в Жалованной грамоте дворянству указала, что без суда дворянин не может лишиться чести, достоинства, имения. Кроме того, она продолжила процесс подчинения церкви государству, что выразилось в проведении секуляризации церковных земель в 1764 г. Отдельно можно выделить создание единого принципа управления на всей территории Российской империи. Данное намерение Екатерины реализовалось в ликвидации автономии Украины (1764 г. – отмена гетманства, 1775 г. – ликвидация Запорожской Сечи).
Кадр из фильма «Екатерина»
В духовной сфере в это время формировалось российское просвещение, активно развивалась общественная мысль. В первую очередь нужно упомянуть фигуру Н. Новикова, в своих журналах «Трутень» и «Живописец» высмеивавшего сословные предрассудки, описывавшего ужасы крепостничества, утверждавшего идею равенства людей. Другая известная личность второй половины XVIII века – А. Радищев. Он изложил еще более смелые мысли относительно самодержавия. Сторонник революции, в оде «Вольность» он приветствовал народное восстание и казнь царя, а в «Путешествии из Петербурга в Москву» продемонстрировал невежество дворянства. Оба просветителя оказали заметное влияние на формирование антимонархических и антикрепостнических взглядов в XIX веке. Также отметим Ф. Янковича де Мириево, в 1782—1786 гг. проведшего школьную реформу.
Наполненная событиями внешняя политика, проводимая Екатериной, безусловно, имела свою логику. Так, причиной русско-турецкой войны 1768—1774 гг. являлась необходимость выхода к Черному морю и обеспечения безопасности южных границ. Успешное завершение войны стало возможным благодаря таланту П. Румянцева (победы у Ларги и Кагула), А. Орлова, Г. Спиридова (Чесменское сражение).
Россия во второй половине ХVIII века
... настольными книгами. Идеи лучших европейских умов второй половины XVIII века глубоко проникли в ее душу и ... своих дней Екатерина II осталась приверженецей теорий Просвещения так же нельзя отрицать. Екатерина собиралась «возделать» Россию по ... -правовая концепция, существенно деформировавшая идеи французского Просвещения. Екатерина II полностью игнорировала просветительскую теорию "естественного права" ...
Следствием успешной кампании России был Кючук-Кайнарджийский мирный договор, по которому Россия получила земли между Днепром и Бугом, контрибуцию от Турции и право строительства флота на Черном море; также объявлялась независимость Крымского ханства от Османской империи (в 1783 г. Крым был присоединен к России).
Значимую роль в хозяйственном освоении Крыма сыграл Г. Потемкин, фаворит Екатерины II. В том же 1783 г. по Георгиевскому трактату Восточная Грузия перешла под российский протекторат по просьбе грузинской стороны, что говорит о возросшем авторитете нашей страны среди соседних государств. Вследствие таких успехов России пришлось вступить в еще одну войну с Турцией (1787—1791 гг.), чтобы подтвердить свои завоевания. Здесь главными действующими лицами стали А. Суворов (победа у крепости Кинбурн, под Фокшанами, на реке Рымник, взятие Измаила), Ф. Ушаков (разгром турецкого флота у мыса Калиакрия), тот же Г. Потемкин, в 1788 г. взявший Очаков. Следствием успешных военных действий был Ясский мирный договор 1791 г., по условиям которого признавались протекторат над Восточной Грузией, вхождение Крыма в состав России и получение ею земель между Днестром и Южным Бугом. Еще одно немаловажное событие в рамках внешней политики Екатерины II – разделы Речи Посполитой. Они явились закономерным следствием политической слабости государственной власти в Польше. По первому разделу 1772 г. России отошла Восточная Белоруссия, по второму 1793 г. – Правобережная Украина и Центральная Белоруссия с Минском, по третьему разделу 1795 г. – Западная Волынь и Западная Белоруссия. Кроме того, в 1793—1795 гг. Екатерина проводила политику борьбы с Францией. Причинами ее активизации была Французская революция 1789—1799 гг. и нежелание императрицей проникновения антимонархических идей в Российскую империю.
Что касается взглядов на политику «просвещенного абсолютизма», то историки имеют разные точки зрения на этот счет. Одни убеждены, что Екатерина искренне желала распространить передовые идеи в России, улучшить жизнь населения, что при ней были одержаны крупные внешнеполитические победы, а экономическое развитие являлось вполне успешным (например, распространялись вольнонаемные мануфактуры).
Другие же придерживаются позиции, что данная правительница лишь «играла» в Просвещение и была нацелена лишь на укрепление самодержавного строя, при этом сохранялись возможности для произвола властей, а крепостное право продолжало усиливаться.
Мое же мнение находится посередине: несмотря на наличие отрицательных тенденций в отношениях помещиков и крестьян и консервацию сословного строя, в 1762—1796 гг. наша страна все же продвинулась вперед в экономическом развитии и заняла ведущие позиции на международной арене. Наконец, указанный период оказал значительное влияние на формирование русской общественной мысли в последующие годы.
©Дарья К.
Если хотите научиться писать историческое эссе на таком же высоком уровне, у Вас есть три варианта:
Как писать такие исторические эссе, Чтобы получить, Если же вы хотите, чтобы непосредственно я Вас научил писать вообще любые эссе
фильм Екатерина
Екатерина II: Исторический портрет
... больше, и расспрашивала всех, кого могла, об обычаях, традициях, истории России. Так постепенно у Екатерины сложилось, с одной стороны, вполне определенное мировоззрение, в основе ... не теряла из виду ни на минуту: 1) нравиться великому князю, 2) нравиться императрице, 3) нравиться народу. Я хотела бы выполнить все ... Родилась 21 апреля (2 мая) 1729 в семье хоть и небогатой, но достаточно известной. ...
С уважением, Андрей Пучков
Оценка периода
С одной стороны, территория России расширилась вследствие войн с турками и шведами а также разделов Польши. Экономическое и политическое положение страны существенно возросло. Население империи выросло в два раза — с 19 до 38 миллионов человек. Территория России расширилась за счёт присоединения Крыма, Литвы, Волыни, Западной Беларуси.
Но не стоит оценивать екатерининскую эпоху так однозначно: «просвещённый абсолютизм» ознаменовался укреплением феодально-крепостнической системы. На фоне роста покровительства дворянам происходило ущемление прав крестьянского большинства. Пугачёвское восстание стало пиком недовольства крестьян, а одного из самых знаменитых критиков власти Екатерины II Великой писателя Александра Николаевича Радищева государыня сравнила именно с Пугачёвым.
Александр Сергеевич Пушкин в романе «Капитанская дочка» охарактеризовал пугачёвский бунт как «бессмысленный и беспощадный». Крестьянский вопрос продолжали решать потомки Екатерины Великой. Присоединение Крыма тоже имеет обратную сторону: противоборство с Турцией за господство на Чёрном море продолжилось. Это показала Крымская война 1853-1856 годов.
Биография Екатерины 2
Екатерина 2 Алексеевна Великая (наст. имя София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская) родилась 21 апреля 1729 года в Пруссии. Ее отец Кристиан Август Ангальт-Цербстский был прусским военнослужащим и комендантом. Позже он дослужился до губернатора Штеттина.
Мать будущей императрицы, Иоганна Елизавета, была принцессой Гольштейн-Готторпского дома и приходилась родственницей Петру 3.
Несмотря на то, что семейство имело богатую родословную, оно жило достаточно скромно. Тем не менее, родители сделали все возможное, чтобы дать своей дочери прекрасное образование.
Детство и юность
В ранние годы биографии, Екатерина была очень подвижным ребенком. Она всячески помогала своей матери воспитывать младшую сестру Августу. Интересен факт, что когда Фредерика была еще подростком, родители ласково называли ее Фике.
С детства Екатерина 2 свободно общалась на английском, итальянском и французском языках. Кроме этого она неплохо танцевала, пела и владела хорошими познаниями в разных науках.
Екатерина II в молодости
Когда Екатерине 2 исполнилось 15 лет, Елизавета 1 выбрала ее в качестве невесты для своего наследника Петра 3 Федоровича. По этой причине юную принцессу вместе с матерью втайне привезли в Россию под вымышленными именами графинь Рейнбек.
Будущая императрица сразу же начала изучать русский язык, а также историю и культуру новой родины. Кроме этого, Фредерика ознакомилась с азами православной веры, в которую со временем перешла по доброй воле.
«Уложенная комиссия» Екатерины Великой
... нового Уложения, напоминали что-то вроде созыва древних земских соборов. Центром работы должна была стать особая Уложенная комиссия, члены, или депутаты, которой выбирались от всей страны. В сочинениях Екатерины ... любое «раздробление и ослабление» власти. В данном контексте указывалось, что и Петр Великий понимал, насколько условия, обычаи и традиции России отличаются от «всех прочих европейских ...
Именно после этого девушке нарекли имя – Екатерина Алексеевна. На следующий день состоялась помолвка с Петром Федоровичем, приходившимся ей троюродным братом.