По литературе. Дорога чести андрея болконского

На момент знакомства читателя с Андреем Болконским, герой был человеком, которого уважали в обществе. Однако князю Андрею было скучно среди светских людей. Всем своим видом он показывал это пренебрежение к обществу: «Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Так говорит Болконский Пьеру: «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!».

Именно поэтому персонаж отправляется на войну. Наполеон для Андрея Болконского становится кумиром. Писатель не зря описывает увлечение князя Андрея Наполеоном. Это было характерным признаком молодого дворянства. Герой мечтает о том, чтобы стать таким же великим человеком, как Наполеон.

Дорога чести Андрея Болконского

Роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого даёт нам понять, как может измениться человек и его внутреннее осознание долга и чести. Речь идёт об Андрее Болконском. Именно с ним в годы военных эпох 1805-1812 года произошли кардинальные изменения. Среда, в которой он вырос – это дворяне и аристократы, которую впоследствии он отверг и стал отрицать.

Толстой хотел показать в его образе облик декабристов, который очень интересовал писателя. Для этого он рассказывает о «дороге чести» героя романа.

Знакомить нас с князем Андреем Болконским Толстой

начинает с салона Шерер Анны Павловны. Где герой романа сетует на свою жизнь, которая не приносит ему удовлетворения. Этот молодой, невысокий парень, с красивыми и суховатыми чертами, скучает. Он не понимает того образа жизни дворянина и аристократа, который он ведёт. Это его гнетёт.

Чтобы изменить свою жизнь, сделать её полезной, он отправляется служить в армию. Войну 1805 года он проводит в своих мыслях, где мечтает о славе. Он хочет стать похожим на своего кумира Наполеона. Болконский ценит его сильную личность и решимость в действиях.

Такие мечтания и жажда славы были характерны для многих молодых

людей того времени, но Толстой выделяет именно Андрея. Так как его желания связаны не только с его славой, но и со счастьем всех людей вокруг. Этим он отличается от ровесников, желавших пафосной славы и наград.

Свой подвиг он совершит на Аустерлицком поле. Где со знаменем, которое держит в своих руках, Андрей сможет повести за собой солдат. Которые на тот момент уже не ждали ничего и хотели отступать. Болконский получил ранение. В момент, когда он лежит посреди поля, его размышления о том, что мир ничтожен относительно вечности. В этот минуты он полностью отказывается от своей прежней жизни. При этом понимает, что его участь теперь – это жизнь для себя и семьи.

18 стр., 8792 слов

Что такое «настоящая жизнь» с точки зрения Л. Толстого? (По роману ...

... получения чинов и орденов. Андрей Болконский, будучи настоящим патриотом, воевал в первых рядах, принимая активное участие во всей боевых действиях. Закономерно и то, что погибает он на войне. «Настоящая жизнь», по мнению Толстого, включает в себя единение ...

Но семейная тихая жизнь – это не удел для таких кипучих людей, как герой Толстого. Болконский очень тяжело возвращается к привычной жизни. Глотком свежего воздуха в его жизни становится встреча Безухова. Который вернулся из имений в Киеве. Друзья проводят много времени в спорах о народе, смысле бытия, отношениях простых крестьян и дворян. Он произносит фразу, что крепостное право – это растление владельцев собственности.

Когда Пьер Безухов уезжает, Андрей вводит новые правила для своих крестьян в имении, делая их жизнь легче. Но и эта жизнь его не устраивает. Андрей едет в Петербург, но и там он доходит до личного кризиса. На войне он постигает смысл бытия. Он понимает, что истинное человечное предназначение – это служба народу.

Толстой создал героя Болконского, чтобы в нем показать своё отношение к жизни. Он поднимает проблемы, которые имели масштабы общие для всего человечества. Это произведение о силе духа и тяжбах 19 века.

Битва под Аустерлицем

Отношение к французскому полководцу меняется после битвы под Аустерлицем. Раненый, князь Андрей смотрит на небо и задумывается о жизни. Герой понимает, что ошибался, что «все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба, ничего, ничего нет… кроме тишины, успокоения».

Для Андрея Болконского Наполеон становится маленьким человеком, который сеет только смерть и разрушение.

Битва под Аустерлицем становится переломным моментом как в повествовании, так и в жизни центрального персонажа. Мировоззрение князя Андрея меняется, небо Аустерлица открывает для него новую жизнь. Теперь герой не хочет славы, он стремится жить согласно чести.

Князь Андрей, разочаровавшийся в военной службе, ведет тихую и спокойную жизнь в деревне. Героем овладевают мысли, что жизнь его кончена. Именно в тот момент, когда герой переживает душевный кризис, на Андрея Болконского влияет Пьер Безухов, который говорит ему, что «надо жить, надо любить, надо верить».

Толстой л. н. — Андрей болконский и его дорога чести — сочинение

Возрождение

После разговора с Пьером князь Андрей воодушевился: он начинает заниматься делами в деревне, а затем уезжает в Петербург для деятельности в комиссии по созданию законов. Разочаровавшись и в ней, герой близок к еще одним душевным переживаниям.

Однако еще большее значение для героя оказала Наташа Ростова, встреча с которой окончательно возрождает Андрея Болконского. Разочарование, которое принесла героиня, увлекшаяся Анатолем Курагиным, не сломало Болконского. Герой уезжает с целью участия в военных действиях. Там князь Андрей разговаривает с Кутузовым, который говорит ему следующее: «Иди с богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога — это дорога чести».

Кутузов был прав. Князь Андрей с честью и достоинством борется за существование свой Родины. Для героя важна не личная слава, а счастливая жизнь каждого гражданина своего Отечества.

Урок литературы в 10 классе «Дорога чести князя Андрея Болконского»

Павшок Людмила Павловна

6 стр., 2835 слов

Болезнь и смерть князя Андрея Болконского (Толстой, «Война и ...

... охватило их души «перед сознанием простого и торжественного таинства смерти, совершившегося перед ними». Жизнь и смерть глазами Андрея Болконского Жизнь князя Андрея резко меняется, когда ему приходится пересмотреть ценности, поменять взгляды. ...

Урок литературы в 10 классе.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/doroga-chesti-andreya-bolkonskogo/

Тип урока: Классический. Урок закрепления знаний, умений и навыков анализа художественного текста.

Форма урока: Эвристическая поисковая беседа.

ТЕМА УРОКА: «Дорога чести» князя Андрея Болконского» (Слайд 1)

«Иди с Богом своей дорогой. Твоя дорога-это дорога чести. » (Толстой Л.Н. Война и мир. Т. 3, ч. 2, гл. 16.)

«Нравственный путь князя Болконского-это смена противоположных циклов духовной жизни: вера сменяется разочарованием, за которым следует обретение новой веры, возвращение утраченного смысла жизни».

В.Е. Красовский, кандидат филол. наук, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова.

Цель урока: (поставлена перед изучением всей темы по творчеству Л.Н. Толстого — это главная цель при изучении литературы в старших классах.)

1.Учиться анализировать художественные тексты, выделять главное, доказывать и опровергать, определять и объяснять причину, сравнивать, строить аналогии, систематизировать, отбирать материал по теме урока.

2.Воспитывать хорошего читателя, научить видеть глубину художественного текста, чтобы восприятие настоящей литературы вызывало эстетические наслаждения.

3.Формировать знания для успешной сдачи экзаменов. Научить видеть в книге инструмент познания жизни, а не просто учебное пособие.

Задачи урока: Учить учащихся анализировать художественный текст, выделять главное, доказывать и опровергать, определять и объяснять причину, отбирать материал по теме.

Развивать умения учащихся читать, воспринимать, анализировать художественный текст.

Приобщить учащихся к сложным духовным поискам главного героя.

Осмыслить тему и строго соблюдать её границы, подготовить учащихся к сочинению на данную тему.

Оборудование:

1. Цветная фотография Л.Н. Толстого, выполненная С.М. Прокудиным-Горским.

2. Иллюстрация к роману «Прощание Н.А. Болконского с сыном». Д.А. Шмаринова.

3. Художественный фильм по роману «Война и мир» (кадры «Сватовство князя Андрея», «Андрей и Пьер в сцене на мосту «(спор).

Ход урока:

1. Организационный момент. (Проверка наличия художественных текстов, тетрадей и т.п.)

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала (сообщение темы, задач, плана урока) (слайды 2, 3, 4)

  • Каждый урок по творчеству Л.Н. Толстого мы начинаем сообщением из истории одного шедевра. (слайд 5)

(Рассказ учащихся о фотографии Л.Н. Толстого.)

При жизни Льва Николаевича Толстого его портреты писали многие известные художники: Репин, Щербаков, Ге, а вот эта цветная фотография, единственная прижизненная фотография писателя. Она выполнена Сергеем Михайловичем Прокудным — Горским, профессором химии Санкт — Петербургского технологического института. Это был единственный в России учёный, занимающийся научной разработкой вопросов цветной фотографии, исключительно тогда новинкой. Он приехал в Ясную Поляну по поручению журнала «Записки Императорского русского технического общества» и пробыл там два дня. Фотография была сделана 23 мая 1908 года. Снимок появился через несколько дней в Петербурге в августовской книжке журнала. Важнейшая часть работы заключалась в синтезе цветов. Под опубликованным в журнале снимком была собственная подпись Толстого: «Лев Толстой. 23 мая 1908 год. Ниже — авторская подпись: «С натуры. Прокудин — Горский.»

14 стр., 6705 слов

По русской литературе : «ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ...

... этическую тенденцию акцентировал все сильнее. Психологически-этическая емкость отличает его баллады – музыкальные, изящные. Баллады занимают значительное место в творчестве поэта. Песенное начало в поэзии ... слышание звуковых вариаций и вариантов, организует поэтику его лироэпики в целом. Его баллады включают, как правило, разнотипные повторы – анафоры, эпифоры, лексические, синтаксические повторы, ...

Вдумаемся в название темы урока «Дорога чести».

  • Какое значение слова честь мы читаем в словаре Даля? (слайд 6)

«Честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.»

  • Какие слова-синонимы можно подобрать к слову честь?

Честь-честный-честолюбие-достоинство

  • Что значит быть честолюбивым? (Это значит стремиться, и добиться высокого положения, жаждать известности и славы.)
  • А русская пословица гласит: «Честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает».
  • Значит, «дорога чести» — это дорога стремления к высокой цели, правде, прямоте, добросовестности моральных и этических принципов.
  • А бывает ли всегда дорога ровной и гладкой?
  • Значит, «дорога чести» — это дорога, порой, через ухабы, ямы, подъёмы.
  • В романе «Война и мир» рядом с именем Андрея Болконского в авторской речи всегда стоит слово «князь»: князь Андрей, князь Андрей Болконский.
  • Почему Болконский всегда называется с титулом и никогда, в авторской речи, просто по имени? (князь — слово многозначное.

В России почётный наследственный дворянский титул. Пожалование княжеским титулом ввел Петр 1 в начале XVIII века.)

  • Значит князь – наследник отца, князь Андрей — наследник Николая Андреевича Болконского, который, умирая, думает о судьбе России.
  • Какие слова были последними у Н.А.

Болконского? (погубили Россию).

  • Имя Андрей означает храбрый, мужественный. Апостол Андрей — ученик Христа, проповедовал заветы христианства на Руси (о главных заповедях христианства много говорилось при изучении творчества Достоевского.)
  • Известны слова Толстого, сказанные им в беседе с Русановым: «У меня есть лица списанные и несписанные с живых людей, первые уступают последним; несписанные ближе мне.» Князь Андрей – вымышленный, несписанный герой.

Толстой отшлифовал детали образа, чтобы вписать его в типичный фамильный клан, где прототипами являются реальные люди. Андрею предшествовал граф Зубцов, и большинство его черт было взято у князя Волконского (фамилия известна среди декабристов), только потом Толстой назовет его Болконским.

  • Какова же жизнь через ошибки к высоким, моральным и этическим принципам сына, достойного своего отца, храброго, мужественного, пришедшего к заветам христианства Болконского? (проблемный вопрос).

Один из современных литературоведов Красовский отметил (обращаемся ко 2-му эпиграфу).

(слайд 7) — Когда мы впервые встречаемся с Болконским на страницах романа? — Каков он? Что думает? (т. 1, ч. 1, глава 3-4 ).

(ответ уч-ся).

  • Обратимся к 1-му эпиграфу урока. (зачитать).

    (слайд 7)

  • Кто говорит эти напутственные слова князю Андрею? Перескажите этот эпизод из текста.
  • А какой из эпизодов « Войны и мира» изображен на этой иллюстрации Прощание отца с сыном перед уходом в армию)
  • Кто мне может передать содержание этого эпизода?
  • Похожи эти два наказа? Похожи!

(Теперь Кутузов на правах отца дает напутствие князю Андрею.)

  • А где еще в литературных произведениях, изученных нами, отец-дворянин дает сыну наказ сохранять честь, беречь честь? (Пушкин «Капитанская дочка».)
  • Давайте проведём параллель:

«Пишу Кутузову, чтоб в адъютантах тебя долго не держал -скверная должность. И помни одно, князь Андрей…(слайд 9)

6 стр., 2611 слов

О взаимоотношениях старого князя Болконского с дочерью

... мало иногда человек может владеть сам собою. Отношения величавого старика Болконского к дочери и сыну, основанные на ревнивом и извращенном чувстве любви, составляют образец того зла, которое часто ... добрая и очень неглупая девушка, обделённая в смысле внешних данных, рано потерявшая мать. Отцу пришлось излить на неё двойную порцию своей любви. Её старшему брату, князю Андрею ...

«На службу не напрашивайся, от службы не отказывайся… береги честь…

  • В понятие чести у дворян входило отношение к службе, служба царю и отечеству.
  • Князь Андрей в армии с донесением от Кутузова, он в Брюнне (ответ учащихся)
  • По приезде в армию он просит Кутузова остаться в отряде Багратиона, но Кутузов отвечает: »Хорошие офицеры мне самому нужны», но всё же Болконский настоял на своём и явился к Багратиону.

«Ежели это один из обыкновенных штабных франтиков, посылаемых для получения крестика, то он и в ариергарде получит награду, а ежели хочет со мной быть, пускай… пригодится, коли храбрый офицер», — подумал Багратион. Встреча с героем Шенграбенского сражения капитаном Тушиным показала князю Андрею, кто истинные герои войны (ответ учащихся).

  • А дальше был Аустерлиц. Можно ли так сказать: » Попытка князя Андрея найти «свой тулон» на Аустерлицком поле оказалось безуспешной?» (ответ учащихся).

    (слайд 10)

Записать в тетрадь: Духовный кризис после ранения под Аустерлицем, мечты о славе и даже сам Наполеон, который был для князя Андрея эталоном великого человека, кажутся ему теперь бесконечно малыми величинами по сравнению с «высоким, справедливым и добрым небом». Болконский понимает ничтожность своей мечты о военной славе и ничтожность стремления человека к эгоистическому счастью.

  • Встреча с Пьером (т. 2, г. 2, гл 11,12)
  • Болконский возвращается в Лысые горы. Что его здесь ждёт? /смерть жены (символ погасшей свечи)
  • Какое чувство он испытывает перед Лизой? (вины)

(Это чувство долго преследует его.)

  • Что решает Болконский? /жить для себя и своих близких, воспитывать сына/.
  • Чувство вины — это основное, с чем живёт Болконский.

И только приезд Пьера, разговор, спор с ним преобразил князя Андрея.

  • Вы помните, о чём спорят Пьер и Андрей? (о добре и зле, о смысле жизни, о самопожертвовании, т.е. о вечном, о самом главном. Что говорит Пьер? (учащийся) «Надо жить…») (кадр фильма)
  • Что поразило Пьера в Болконском? Как князь Андрей преображается в конце их беседы (подготовить индивидуальный ответ т.

2, ч. 2, гл. 11,12).

  • Князь Андрей два года живёт в деревне. Что он делает, какие преобразования ввёл?

(Одно имение в триста душ перечислил в вольные хлебопашцы, в других барщину заменил оброком, священник обучает крестьянских детей, выписал бабку для помощи родильницам, читает, занимается и составляет проект об изменении военных уставов и постановлений).

  • Поездка в Отрадное, «встреча с дубом» ((т. 2 ,ч. 2 , гл .23)
  • По делам опеки весной 1809году князь Андрей едет в рязанские имения сына…

Поездка в Отрадное, встреча с Наталией, ночной разговор! В душе Болконского намечается перелом: он чувствует себя помолодевшим, возродившимся к новой жизни. Символом этого возрождения стал дуб.

  • Возвратившись из этой поездки, князь решает ехать осенью в Петербург (работа со Сперанским т. 2, ч. 3, гл. 4-6,18.)
  • На бале князь Андрей встречает Наташу Ростову. Он снова собирается « жить для себя» а не для «призрачного благоустройства человечества». (слайд 11)

Он ездит к Ростовым, слышит пение Наташи. Проходит его презрение к жизни, его разочарование. Толстой отмечает, что князь Андрей казался и был совсем другим человеком. Где была его тоска?

  • А задумывались ли вы над тем, почему трагичной оказалась любовь Андрея и Наташи?
  • Не мужской ли эгоизм Болконского тому причина?

— Что знает Болконский твёрдо? (учитель).

Он любит Наташу. Хорошо воспитанный, почтительный сын, он едет в Лысые горы и спросит у отца согласие на брак. Надо побыть с отцом, сестрой, сыном — всё правильно, во всех поступках он безупречен. Единственное он не почёл нужным сделать — так, пустячок, предупредить Наташу. А она ждёт, что только не думает. Свадьба отстрочена на год. И опять Болконский всё знает, знает, что выдержит разлуку, знает всё о себе, но в который раз забывает подумать о близком любящем человеке. Это мы и называем эгоизмом.

  • Княжна Марья главным недостатком брата считает его гордыню. (Наташа говорит матери: « Я его боюсь» (просмотр отрывка из художественного фильма» «Война и мир» «Сватовство Болконского»).

  • Мастер эпизода, Толстой очень точно показывает здесь эгоизм Болконского. А удалось ли режиссёру Сергею Бондарчуку и киноактёру Вячеславу Тихонову передать эту черту характера героя?
  • Что главное в Болконском разум или чувства, расчёт ума или сердца.

— Разрыв с Наташей (анализ гл. 21, ч .3, т .2) Разрыв с Наташей стал причиной нового и, пожалуй, самого острого душевного кризиса Андрея Болконского. Измена Наташи «тем сильнее поразила его, чем старательнее скрывал он ото всех произведённое на него действие!» Болконский хочет встретить Анатоля, мечтает о дуэли. Злоба, неотмщённое оскорбление, отравляли «искусственное спокойствие, которое Андрей попытался найти в военной службе»

9. Война 1812г. В судьбе Болконского (т.3,ч.2) (Сообщения учащихся.)

Гл. 5. Князь Болконский в начале войны.

Гл. 24. Болконский накануне сражения, его настроение, мысли.

Гл. 25. Нервическое раздражение и волнение Болконского, мысли о войне и о Наташе.

Гл. 36. Полк князя Андрея в резерве. Ранение. Перевязочный пункт. (слайд 12).

Гл. 37. Умиленное настроение Болконского на перевязочном пункте.

10. «Ему хотелось любить той новой чистой божеской любовью. Т.3ч.,3гл.31.(учащиеся)

Т.3,ч.3,гл.32. (учащиеся)

11. «Любовь — есть Бог и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему её вечному источнику», — думает князь Андрей, чувствуя, что умирает (слайд 13).Сознание отчужденности от жизни не покидает его. Прежде он боялся конца, а теперь уже не понимал его. Уже во сне он увидел смерть. Это и был знак приближения начала конца. Его исповедовали, причастили, он благословил и попрощался с сыном. «Кончилось», — сказала княгиня Марья, когда тело его, неподвижно холодея, лежало перед ними».

  • Закончилось «дорога чести» князя Болконского.

Проблемный вопрос.

— Можно ли считать жизнь князя Андрея Болконского «дорогой чести», и как эта мысль Толстого в Романе «Война и мир» сочетается с его представлением о том, как жить, чтобы жить честно» (ответ ребят).

Спокойность к духовной эволюции черта любимых, духовно близких автору героев и, конечно, князя Андрею Болконского. (слайд 14).

Чтобы жить по-настоящему, надо любить и страдать — вот нравственная доминанта романа «Война и мир».

  • Князь Андрей путался и ошибался, пытаясь разрешить вечные вопросы жизни:
  • Что дурно?
  • Что хорошо? Как жить?
  • Что надо любить, а что ненавидеть.
  • Что такое жизнь, что смерть?

Непрекращающая работа души, вечной поиск-это печать избранных, признак одарённости, внутреннего благоустройства.

Интереснейшая интерпретация образа Андрея Болконского содержится в недавно вышедшей книге Б. Бермана. «Сокровенный Толстой». «Князь Андрей, в образе и судьбе которого Толстой уже давно решил личную проблему истинного величия человеческого, мало-помалу в процессе творчества возносится над людьми, и в конце романа, явив образ небесно-земного величия, окончательно становится «личным Богом», центром ближайшего духовного тяготения, воплощением «духовного солнца» самого Толстого.

  • Работа по опорному положению темы. Жизнь Болконского можно представить в виде ломаной линии. Нижние точки-моменты духовного и душевного кризиса героя. Верхние-эмоционального и морального взлёта. (канва сочинения ) (слайд 15)

Д/з. (слайд16) 1. Пьер в салоне Шерер.

2. Пьер на именинах Наташи.

3. Пьер возле умирающего отца.

2. Пьер в 1 томе романа «Война и мир».

Согласны ли вы со словами Пьера:

«Если все люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать то же самое. Ведь это так просто…»

Духовное развитие

Л. Н. Толстой на протяжении всего произведения показывал, как меняется характер Андрея Болконского и его отношение к жизни. Неудовлетворенный собственным образом жизни, герой в начале романа пытается измениться. Князь Андрей несколько раз разочаровывается в собственной деятельности, в собственном существовании. Он несколько раз думал, что жизнь его больше не принесет ему никакой радости. Однако герою всегда удавалось с достоинством продолжать свой путь. Как бы ни было тяжело Андрею Болконскому, он никогда не поступал лживым и лицемерным способом. Именно «дорогой чести» можно назвать жизненный путь князя Андрея.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Дорога чести Андрея Болконского», рассмотрит судьбу князя Андрея с ее взлетами и падениями.

Рейтинг

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Андрей Болконский — образ, воплотивший в себе лучшие черты представителей передового дворянского общества своего времени. Этот образ находится в многообразных связях с другими персонажами романа. Андрей многое унаследовал от старого князя Болконского, будучи истинным сыном своего отца. Он родствен по духу своей сестре Марье. Он дан в сложном сопоставлении с Пьером Безуховым, от которого отличается большей реалистичностью и волей. „ Младший Болконский соприкасается с полководцем Кутузовым, служит у него адъютантом. Андрей резко противостоит светскому обществу и штабному офицерству, являясь их антиподом. Он любит Наташу Ростову, он устремлен к поэтическому миру ее души. Герой Толстого движется — в результате упорных идейных и нравственных исканий — к народу и к миросозерцанию самого автора. Впервые мы встречаем Андрея Болконского в салоне Шерер. Многое в его поведении и облике выражает глубокое разочарование в светском обществе, скуку от посещения гостиных, утомленность от пустых и лживых разговоров. Об этом говорит его усталый, скучающий взгляд, гримасничанье, портившее его красивое лицо, манера щуриться при разглядывании людей. Собирающихся в салоне он презрительно называет «глупым обществом». Андрею нерадостно сознавать, что без этого праздного круга людей не может обходиться его жена Лиза. В то же время сам он находится здесь на положении чужака и стоит «на одной доске с придворным лакеем и идиотом». Мне запомнились слова Андрея: «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество — вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти». Лишь со своим другом Пьером он прост, естествен, исполнен дружеского участия и сердечной привязанности. Только Пьеру он может со всей откровенностью и серьезностью признаться: «Эта жизнь, которую я веду здесь,, эта жизнь не по мне». Он испытывает непреодолимую жажду настоящей жизни. К ней влечет его острый, аналитический ум, широкие запросы толкают к большим свершениям. Их возможность, по убеждению Андрея, открывает для него армия и участие в военных походах. Хотя он легко может остаться в Петербурге, служить здесь флигель-адъютантом, он отправляется туда, где идут военные действия. Сражения 1805 года явились для Болконского выходом из тупика. Армейская служба становится одним из важных этапов исканий толстовского героя. Здесь он резко отделяется от многочисленных искателей быстрой карьеры и высоких наград, которых можно было встретить в штабе. В отличие от Жеркова и Друбецкого князь Андрей органически не может лакействовать. Он не ищет поводов для повышения в чинах и награждений и свою службу в армии сознательно начинает с низших чинов в ряду адъютантов у Кутузова. Болконский обостренно чувствует свою ответственность за судьбу России. Ульмское поражение австрийцев и появление разбитого генерала Мака рождает в его душе тревожные мысли о том, какие преграды стоят на пути русской армии. Я обратил внимание на то, что Андрей резко переменился в армейских условиях. У него не стало притворства, усталости, с лица исчезла гримаса скуки, в походке и в движениях ощущается энергия. По словам Толстого, Андрей «имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других и занятого делом, приятным и интересным. Лицо его выражало большое довольство собой и окружающим». Примечательно, что князь Андрей настаивает, чтобы его направили туда, где особенно трудно — в отряд Багратиона, из которого может вернуться после сражения лишь одна десятая часть. Примечательно и другое. Поступки Болконского высоко оценивает полководец Кутузов, выделявший его как одного из лучших своих офицеров. Князь Андрей необыкновенно честолюбив. Герой Толстого мечтает о таком личном подвиге, который бы прославил его и обязал людей оказывать ему восторженное почтение. Он лелеет мысль о славе, похожей на ту, которая досталась Наполеону во французском городе Тулоне, которая вывела бы его из рядов неизвестных офицеров. Можно простить Андрею его честолюбие, понимая, что им движет «жажда такого подвига, который необходим для военного человека». Шенграбенское сражение уже до некоторой степени позволило Болконскому проявить свое мужество. Смело объезжает он позиции под пулями неприятеля. Лишь он один осмелился поехать на батарею Тушина и не уехал с нее до тех пор, пока не убраны были орудия. Здесь, в Шенграбенском сражении, Болконскому посчастливилось стать свидетелем героизма и мужества, которое проявили артиллеристы капитана Тушина. К тому же и сам он обнаружил здесь военную выдержку и храбрость, а потом один из всех офицеров встал на защиту маленького капитана. Шенграбен, однако, не стал еще для Болконского его Тулоном. Аустерлицкая битва, как считал князь Андрей, — это шанс найти свою мечту. Это непременно будет сражение, которое завершится славной победой, осуществленной по его плануй под его руководством. Он и в самом деле совершит в Аустерлицком сражении подвиг. Стоило подпрапорщику, несшему знамя полка, пасть на поле боя, как князь Андрей поднял это знамя и с криком «Ребята, вперед!» повел за собой в атаку батальон. Получив ранение в голову, князь Андрей падает, и вот уже Кутузов пишет его отцу, что сын старого князя Болконского «пал героем». Достичь Тулона не удалось. Больше того, пришлось пережить трагедию Аустерлица, где русская армия понесла тяжелое поражение. Одновременно и развеялась, исчезла иллюзия Болконского, связанная со славой великого героя. Писатель обратился здесь к пейзажу и нарисовал огромное, бездонное небо, при созерцании которого лежащий на спине Болконский переживает решительный душевный перелом. Внутренний монолог Болконского позволяет нам проникнуть в его переживания: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал… не так, как мы бежали, кричали и дрались… Совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу». Жестокая борьба между людьми пришла теперь в резкий конфликт с щедрой, спокойной, миролюбивой и вечной природой. С этого момента резко изменяется отношение князя Андрея к Наполеону Бонапарту, которого он так почитал. Возникает разочарование в нем, которое особенно обострилось в тот момент, когда мимо него, Андрея, со своей свитой проехал французский император и театрально воскликнул: «Вот прекрасная смерть!» В эту минуту князю Андрею такими ничтожными показались «все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы», в сравнении с высоким, справедливым и добрым небом. И во время последующей болезни к нему стал являться «маленький Наполеон со своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастий других взглядом». Теперь князь Андрей сурово осуждает свои честолюбивые стремления наполеоновского склада, и это становится важным этапом в духовных поисках героя. Вот князь Андрей приезжает в Лысые Горы, где ему суждено пережить новые потрясения: рождение сына, мучения и смерть жены. Ему показалось при этом, что именно он виноват в случившемся, что в душе его оторвалось что-то. Тот перелом во взглядах, который возник у него под Аустерлицем, соединился теперь с душевным кризисом. Герой Толстого решает никогда больше не служить в армии, а несколько позже принимает решение совсем отказаться от общественной деятельности. Он отгораживается от жизни, занимается в Богучарове только хозяйством и сыном, внушая себе, что только это и осталось ему. Он намерен теперь жить только для себя, «никому не мешая, дожить до смерти». В Богучарово приезжает Пьер, и между друзьями происходит важный разговор на пароме. Пьер слышит из уст князя Андрея слова, полные глубокого разочарования во всем, неверия в высокое назначение человека, в возможность получить от жизни радость. Безухов придерживается иной точки зрения: ‘Надо жить, надо любить, надо верить». Эта беседа оставила глубокий след в душе князя Андрея. Под ее влиянием вновь, хотя и медленно, начинается его духовное возрождение. Впервые после Аустерлица он увидел высокое и вечное небо, и «что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе». Обосновавшись в деревне, князь Андрей осуществляет заметные преобразования в своих имениях. Триста душ крестьян он перечисляет в «вольные хлебопашцы», в ряде имений заменяет барщину оброком. Он выписывает в Богучарово ученую бабку для помощи родильницам, а священник за жалование обучает крестьянских детей грамоте. Как мы видим, он сделал для крестьян гораздо больше, чем Пьер, хотя и старался, главным образом, «для себя», для своего душевного успокоения. Духовное оздоровление Андрея Болконского проявилось и в том, что он по-новому стал воспринимать природу. По дороге к Ростовым он увидел старый дуб, который «один не хотел подчиняться обаянию весны», не желал видеть солнце. Князь Андрей чувствует правоту этого дуба, которая гармонировала собственным его настроениям, полным отчаяния. Но в Отрадном ему посчастливилось повстречаться с Наташей. И вот он глубоко проникся той силой жизни, духовным богатством, непосредственностью и искренностью, которые от нее исходили. Встреча с Наташей по-настоящему преобразила его, пробудила в нем интерес к жизни и родила в его душе жажду активной деятельности. Когда, возвращаясь домой, он вновь повстречался со старым дубом, он обратил внимание, как тот преобразился — раскинув шатром свою сочную зелень, колыхался в лучах вечернего солнца. Оказывается, «жизнь не кончается в тридцать один год… Надо… чтобы не для одного меня шла моя жизнь, — думал он, — чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе». Князь Андрей возвращается к общественной деятельности. Он отправляется в Петербург, где начинает трудиться в комиссии Сперанского, составляя государственные законы. Он восхищается самим Сперанским, «видя в нем огромного ума человека». Ему кажется, что здесь готовится «будущее, от которого зависят судьбы миллионов». Однако вскоре Болконскому приходится разочароваться в этом государственном деятеле с его сентиментальностью и фальшивой искусственностью. Затем князь усомнился и в полезности той работы, которую ему приходилось выполнять. Наступает новый кризис. Становится очевидным, что все в этой комиссии основано на казенной рутине, лицемерии и бюрократизме. Вся эта деятельность вовсе не нужна рязанским мужикам. И вот он на балу, где вновь встречает Наташу. От этой девочки на него повеяло чистотой и свежестью. Он понял богатство ее души, несовместимое с искусственностью и фальшью. Ему уже ясно, что он увлечен Наташей, а во время танца с нею «вино ее прелести ударило ему в голову». Далее мы с увлечением следим за тем, как развивается история любви Андрея и Наташи. Уже появились мечты о семейном счастье, однако князю Андрею суждено снова пережить разочарование. Сначала в его семье невзлюбили Наташу. Старый князь оскорбил девушку, а затем она сама, увлекшись Анатолем Курагиным, отказала Андрею. Самолюбие Болконского было оскорблено. Измена Наташи разметала мечты о семейном счастье, и «небо стало вновь давить тяжелым сводом». Наступила война 1812 года. Князь Андрей вновь уходит в армию, хотя когда-то давал себе слово туда не возвращаться. На второй план отошли все мелочные заботы, в частности, стремление вызвать Анатоля на дуэль. К Москве подходил Наполеон. На пути его армии оказались Лысые Горы. Это был враг, и безучастно к нему Андрей относиться не мог. Князь отказывается от службы в штабе и направляется служить в «ряды». По словам Л. Толстого, князь Андрей «весь был предан делам своего полка», заботился о своих людях, прост и добр в общении с ними. В полку его называли «наш князь», гордились им и любили его. Это важнейший этап становления Андрея Болконского как личности. Накануне Бородинского сражения князь Андрей твердо уверен в победе. Он говорит Пьеру: «Мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» / Болконский сближается с простыми солдатами. Все сильнее его отвращение к высшему кругу, где царят корыстолюбие, карьеризм и полное равнодушие к судьбам страны и народа. По воле писателя Андрей Болконский становится выразителем его собственных взглядов, почитая важнейшей силой в истории народ и придавая особое значение духу войска. В Бородинском сражении князь Андрей получает смертельное ранение. Вместе с другими ранеными его эвакуируют из Москвы. Вновь он переживает глубокий душевный кризис. Он приходит к мысли, что отношения между людьми должны строиться на милосердии и любви, которые должны быть обращены даже к врагам. Необходимо, считает Андрей, всеобщее прощение и твердая вера в мудрость Творца. И еще одно переживание испытывает герой Толстого. В Мытищах к нему неожиданно является Наташа и на коленях просит у него прощения. Снова вспыхивает любовь к ней. Это чувство согревает последние дни князя Андрея. Он сумел подняться над собственной обидой, понять страдания Наташи, почувствовать силу ее любви. Его посещает духовное просветление, новое понимание счастья и смысла . Главное из того, что Толстой раскрыл в своем герое, после его смерти продолжилось в его сыне — Николеньке. Об этом рассказывается в эпилоге романа. Мальчик увлечен декабристскими идеями дяди Пьера и, обращаясь мысленно к своему отцу, он произносит: «Да, сделаю то, чем бы даже он был доволен». Возможно, Толстой намеревался связать образ Николеньки с зарождающимся декабризмом. Таков итог непростого жизненного пути замечательного героя толстовского романа — Андрея Болконского.