Доктор кох в обязанности которого входило

Формулируем проблему исходного текста

Первая задача пишущего — правильно понять про­блематику текста и не допустить фактических ошибок при формулировании одной из проблем. Если проблема­тика текста охватывает ряд проблем, то следует выбрать из них одну, которая является более интересной, по ко­торой сформирована собственная позиция. Возможно, что в тексте рассматривается главная проблема, а ещё ряда проблем автор лишь касается. Выбор в таком слу­чае остаётся за экзаменуемым, однако не следует выби­рать ту проблему, которая лишь косвенно связана с тек­стом. Надо выбирать проблему для рассмотрения так, чтобы у проверяющего не было сомнения в том, что эк­заменуемый правильно понял исходный текст.

Формулировка проблемы должна быть предельно понятной. Иногда экзаменуемые расширяют или сужа­ют проблему. Часто это связано не с тем, что они не по­няли проблему, а с тем, что не сумели её правильно сформулировать. Попробуем сформулировать пробле­мы исходного текста.

Время, очевидно, идёт быстрее, чем человеку ка­жется.

Заметьте: если вы спросите у кого бы то ни было, сколько времени идти до такого-то места, никогда вам не скажут больше, а скажут меньше. Если вам скажут, что идти туда минут двадцать пять, зна­чит, знайте, что на самом деле вы затратите на до­рогу не меньше сорока.

Но ещё более это заметно на другом. «Я приду че­рез пять минут», — говорит человек. Будьте уверены, что он придёт в лучшем случае через 15, хотя, когда он говорил, ему казалось, что он придёт именно через пять.

Всегда кажется, что времени у нас больше, чем на самом деле, и что идёт оно медленнее, чем нам ка­жется.

(В. Солоухин )

Из таблицы видно, что при формулировании про­блем текста В. Солоухина можно допустить ошибку: су­зить или расширить формулировку проблемы.

Фактическая ошибка при формулировании пробле­мы может быть связана с неверным пониманием текс­та. Опасность искажённого понимания текста возраста­ет тогда, когда в нём широкий подтекст, для осознания которого необходимо либо в отдельных случаях умение вскрывать аллегорию, либо владение широкими знани­ями. Без этого экзаменуемый искажает смысл текста и ошибается в формулировке проблемы. Например, обра­тимся к другому тексту В. Солоухина:

13 стр., 6080 слов

(о чем текст?) Проблема

... в этих словах, я думаю, и заключена основная мысль текста и позиция автора. ^ Давно замечено, что в наше время мир чувства особенно отчетливо противопоставляется миру ... В интеллигентности» – был ответ. В благородстве духа. Интеллигент – это человек, соединяющий в себе знание и нравственность. В наше время образование делает грандиозный скачок. Следовательно, опять обостряется проблема ... сочинения. ...

Доктор Кох, в обязанности которого входило ле­чить обывателей небольшого городка, сидел за перего­родкой, никого к себе не пускал, и сам не выходил на­встречу.

К нему приходили с насморком, с грыжей, с нары­вом, с флюсом, с мигренью, с болью в животе. «Сту­пайте прочь, оставьте меня в покое!» — говорил он им, и на первый взгляд это казалось чудовищной бес­тактностью, жестокостью, возмутительным высо­комерием. Обыватели вправе были возмущаться до­ктором, который не хочет лечить их флюсы, грыжи и насморки.

Но однажды доктор вышел и вынес людям «палоч­ку Коха».

Для понимания проблемы текста надо знать, что не­мецкий микробиолог Роберт Кох открыл возбудителя туберкулёза, так называемую палочку Коха. Неверно было бы считать проблемой текста «бестактность, жес­токость, высокомерие», поскольку знание историчес­ких фактов подсказывает, что выдающийся исследова­тель Кох дал миру гораздо больше, чем заботу о некото­ром круге больных. Проблема текста заключается, скорее, в создании условий для исследований, об отно­шении людей к тем, кто способен сделать научное от­крытие.